Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Родословные » Протасьевы » Протасьевы (Исследование Хромушиной С.А.)
Протасьевы
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 08:35 | Сообщение # 1
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Из письма на сайт "БЫЛОЕ" от Софьи Александровны Хромушиной:

Спасибо за предложение разместить материалы на сайте, но моя протасьевская "ветка" имеет и петербургские истоки, и киевское продолжение. Занятия родословной требуют полного погружения в этот процесс, у меня такой возможности нет, поэтому получается от случая к случаю. Во многом помогли краеведы. В Вязниковском музее я знакома с Риммой Григорьевной Гариной. Именно она первая познакомила нас с Вязниками, от нее я узнала много о городе, Протасьевых. Вспоминаю ее с благодарностью.

Я сама не публикуюсь. По возможности общаюсь с владимирскими краеведами, с которыми поделилась той скромной информацией, которой располагала.

Иван Александрович Протасьев, владелец писчебумажной фабрики, известный предприниматель своего времени (есть в Интернете). Его внучка - Мария Евлампиевна Протасьева (в замужестве Демина) уехала с мужем в Киев, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Это моя прабабушка. "Закромов" с семейными материалами у меня практически нет, но какой-то информацией располагаю...




Автор исследования Софья Александровна Хромушина.
Прикрепления: 6129359.jpg (226.0 Kb)
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 08:41 | Сообщение # 2
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
...Посмотрела Ваш сайт «Былое» и сайт Сергея Сенькова – увидела много интересного, и здорово, что Вы находите и публикуете материалы, даете возможность узнать об истории края, о предках.

О Протасьевых нашла немного - что были такие помещики, один - построил фабрики, потом разорился и их продал. Другой был первым владельцем автомобиля в Вязниках. Меня такое скромное упоминание Протасьевых удивило. И, заинтересованная в объективном представлении Протасьевых, подобрала материал сама.

Посылаю Вам то, что известно мне - большей частью добытое трудами владимирских краеведов. В конце моего скромного исследования я указала все источники информации.


С уважением, Хромушина Софья Александровна.
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 08:57 | Сообщение # 3
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Высылаю Вам фотографии - моей мамы Деминой Марины Сергеевны и моего дяди Демина Валериана Сергеевича. 1930-е годы. С.А. Хромушина.





Марина Сергеевна и Валериан Сергеевич Демины - внуки Марии Евлампиевны Протасьевой.
Прикрепления: 7817915.jpg (82.1 Kb) · 0139115.jpg (148.5 Kb)
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:02 | Сообщение # 4
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Родословная Протасьевых от Кира (он же Матвей) Андреева. Внесены в VI «благородные» (как сказано в жалованной дворянской грамоте) дворянские роды, доказательства дворянского достоинства которых восходит за 100 лет, а благородное начало покрыто неизвестностью».

Александр Иванович Протасьев – поручик Лейб-Гвардии Преображенского полка (1782 г.) Жена – Мария Владимировна Протасьева.

Иван Александрович Протасьев (1802-1875) - вязниковский уездный предводитель дворянства в течении 12 лет (с перерывами) в период с 1836 г. по 1869 г.– потомок старинного тверского дворянского рода, внесенного в VI (самую значительную) часть дворянской родословной книги Владимирской губернии в 1830 г. Жил в селе Барское Татарово и в Москве. Погребен в Московском Донском монастыре. Жена - Мария Евлампиевна Кашинцева - дочь титулярного советника Евлампия Сергеевича Кашинцева и Надежды Васильевны, урожденной Нестеровой. По матери Мария Евлампиевна – внучка надворного советника Василия Петровича Нестерова - вязниковского предводителя в 1791-1793 и в 1800-1802 гг.

Кашинцевы, с которыми породнились Протасьевы и получили в приданое село Барское Татарово, были потомками в XVШ колене Юрия Лазиновича, выехавшего из Литвы к великому князю Тверскому Ивану Михайловичу (X1V в.).

Род Протасьевых и родственники жены выборную должность предводителя дворянства в Вязниках удерживали с 1791 по 1869 год с небольшими перерывами.
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:07 | Сообщение # 5
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
«Личность Ивана Александровича Протасьева и его дела».

По роду деятельности И.А. Протасьев крупный землевладелец, хозяйственник, предприниматель, административный и общественный деятель, в основном, в Вязниковском уезде Владимирской губернии. Только в Вязниковском, Ковровском уездах и Рязанской губернии И.А. Протасьев обладал 17000 гектарами земли. По распоряжению Владимирского губернского начальства во время свирепствовавшей эпидемии холеры 1830 г. и 1831-1832 г.г. состоял попечителем 1-й части г. Вязники, с 14.07.1831 по 12.08.1831 года, председательствовал за предводителя дворянства в холерном комитете.

1836 - 1838, 1842, 1857-1859, 1860-1865, 1867-1869 - Вязниковский уездный предводитель дворянства.
1850 - 1855 - член аристократического Английского клуба в Петербурге.
1857 - был утвержден в звании директора Вязниковского тюремного отделения по гражданскому ведомству.
1867-1869 - избирался гласным Владимирского губернского собрания.

Награды:

Бронзовая медаль в память войны 1853-1856 годов - Крымская война (хотя в армии не служил).
07.06.1857 - орден св. Станислава 3 степени - “за отличие по службе”.
1860 - орден святого Владимира 4-й степени - за выслугу лет по выборам.
03.07.1861 - объявлено монаршее благословление “за деятельное участие в восстановлении общественного порядка при открывшихся недоразумениях между помещичьими крестьянами по Вязниковскому уезду”.
17.07.1862 - орден святого Станислава 2-й степени с императорской короной - за отличие по службе.
07.12.1862 - знак за введение в действие “Положения…” 1861 года.
1866 – орден святой Анны 2-й степени.
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:11 | Сообщение # 6
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
«Иван Александрович Протасьев, вошел в историю Мстеры еще в 1858 году, когда на склоне реки Мстерки, близ села Барское Татарово, где располагалась его усадьба, открыл писчебумажную фабрику, поставлявшую свою продукцию в литографию известного мстерского краеведа и издателя И.А. Голышева. Голышев печатал огромное количество народных картинок (лубков), а бумагу для этого возил из Москвы, тратя на это много сил и времени. На фабрике изготовлялась писчая, почтовая и оберточная бумага». И.А. Голышев отмечал, что «бумага, вырабатываемая на фабрике, надобно отдать справедливость, очень хороша…». Фабрика постоянно расширялась и модернизировалась. О развитии фабрики наглядно говорит ее земская оценка: к 1874 г. – 40 000 руб. … в 1882 г. 110 364 руб.»

«Более 30 лет владели фабрикой И.А. Протасьев и его многочисленные потомки, немало сделавшие для местных жителей – своих рабочих: бесплатное общежитие, дешевое и качественное медицинское обслуживание, трехгодичное народное училище. Не чужды были Протасьевы и благотворительности (именно на их пожертвования была восстановлена сильно пострадавшая в 1882 году от пожара Покровская церковь села Барское Татарово».

«При взятии Наполеоном Москвы во время пожаров сгорели текстильные фабрики, оставив рынки сбыта продукции своим конкурентам. Сложившаяся ситуация способствовала тому, что текстильное производство из разоренной Москвы переместилось на периферию, в частности, во Владимирскую губернию, где стало быстро развиваться. В него стало выгодно вкладывать капиталы. Этим не замедлили воспользоваться предприниматели. Среди них был Иван Александрович Протасьев.
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:30 | Сообщение # 7
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
История Южи как города начинается с 1859 г., когда Иван Александрович Протасьев завел южское имение. Располагая, видимо, подробными сведениями о Южской земле, Иван Александрович Протасьев в 1858- 1859 г.г. купил у Николая Петровича Нарышкина при селе Юже земли с деревнями…, крепостными крестьянами в них. В Юже он осушил болото Юзга, превратив его в озеро Вазаль, а в 1860 г. на берегу этого озера выстроил трехэтажный корпус бумагопрядильной фабрики на 16000 веретен там, где она сейчас и находится. Эта сделка способствовала изменению судеб Южи, Холуя, Малой Родины и заложила начало современной истории Южи. Она привела к процветанию Южи и угасанию значимости Холуя. Произошло это за 2 года до отмены крепостного права - эпохального события России.

К этому необходимо добавить: - реконструкцию Балахонской дороги, прокладку Протасьевской дороги и дороги на пристань, которая позднее стала называться "8-е Февраля", переселение деревень Реброво и Тарантаево со старой Балахонской дороги на новую дорогу. “Дороготворчество” заставило подумать и о более коротком пути между Южей и Нагорновым. Проложить его по каким-то причинам оказалось более целесообразным через Соино. Так появилась новая Протасьевская дорога.

В советское время о событиях тех лет, о Протасьеве не было известно. Но по Протасьевской дороге ходили (ходят?) в поле, в лес, в (настоящее время бывшую) деревню Протасьевка , от пожилых земляков слышали о какой-то сторожке Протасьевской.

Создание Протасьевым пристани на Клязьме позволяло значительно снизить транспортные расходы за счет ликвидации перегрузки продукции с Клязьминских судов на Тезинские и перевозки ее до Холуя, что сокращало и время их доставки в Южу. Для этого же нужна была хорошая летняя сухопутная дорога, которую могли построить только при Протасьеве: фабрика того требовала. Дороги от Клязьмы до Южи (со времен ее существования), вероятно, были. Там могли располагаться хорошие сенокосные угодья, поэтому сено оттуда вывозилось, но зимой, как делали это в Малой Родине.

И. А. Протасьев не обошел своим вниманием и Свято-Смоленский храм в Старой Юже. По свидетельству сохранившийся храмовой летописи, он перестроил имевшуюся небольшую трапезную, значительно распространив, сломал старую небольшую колокольню и вместо нее по проекту архитектора Рейма поставил сохранившуюся до наших дней новую, высокую и стройную.

Краткие сведения о И.А. Протасьеве открывают разные черты его характера и такие, как грамотного хозяина и организатора. Это видно из организации работ и по вводу в действие Южской фабрики: сначала были вложены средства в интеллектуальный труд - в разработку проекта, а уж по результатам его реализовывалась задуманная идея.

Все эти работы требовали больших затрат человеческого труда особенно на земляных и строительных работах. Реальному воплощению проекта, безусловно, способствовало как благополучное финансовое положение Протасьева, так и его административно-общественное положение.

Фактический объем строительно-пусковых работ, выполненных при Протасьеве за 2 года в глухом месте, огромен. Ведь все работы велись вручную.

В 1865 году Протасьев, видимо, чувствуя приближение старости, продал Южскую фабрику вместе со всем имением, в числе которого было 8500 десятин леса, за 325 тысяч рублей крупному шуйскому торговцу бумажной пряжей, миткалем и ситцами Асигкриту (читается как Асинкриту) Яковлевичу Балину.
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:32 | Сообщение # 8
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Частичный объем работ, выполненных при Протасьеве, можно оценить, ориентируясь на статью О.И. Захаровой “Семья и дело Асигкрита Балина”:

“…за 325 тысяч рублей серебром он (Балин) приобрел (у Протасьева) 8463 дес. 390 саж. земли со всеми “лесами, водами и всякого рода угодьями, а равно с находящимися постройками, каменным трехэтажным корпусом для бумагопрядильни со всеми машинами, приводами, паровиком, с принадлежащими к оному корпусу двумя трехэтажными казармами, тремя домами для помещения служащих, помещениями для заготовления газа, торговым заведением и другим постройками, конторою в лесу, сторожкою и сараем на пристани реки Клязьмы. Все строения построены при Протасьеве».

«Превращение Южи в промышленный город с ее современной макроструктурой приписывают династии Балиных. Однако если бы И.А. Протасьев не приобрел Южские земли, не заложил основы современной макроструктуры и не построил на них фабрику, то вряд ли бы в Юже появился А.Я. Балин.

Идеи, заложенные при Протасьеве по выбору направления дорог, нашли впоследствии развитие при Балиных».
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:37 | Сообщение # 9
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Сын Ивана Александровича и Марии Евлампиевны Протасьевых Евлампий Иванович (1832-1875), коллежский асессор.

Жена - Мария Николаевна N. Их дети: Мария Евлампиевна (ум. 1932г.), Иван Евлампиевич (17.7.1867 – 1920)г.
Иван Евлампиевич Протасьев, – последний в истории вязниковский предводитель.
1900, 1903 - помощник вязниковского предводителя дворянства,
1906 - предводитель дворянства,
1912 - произведен в надворные советники,
1913 избран председателем Вязниковской уездной земской управы, состоял в должностях вязниковского предводителя и председателя управы до 1917. Награжден орденами: св.Анны Ш ст., св. Владимира 1V ст., медалями в память царствования императора Александра Ш, за перепись населения 1897 г. и в память 300-летия царствования дома Романовых. В 1909 г. за ним 476 десятин земли».

Иван Евлампиевич Протасьев и его жена Александра Федоровна последние годы жили в своем доме Барском Татарове. В документах Б.Татаровского волостного исполкома есть запись о смерти бывшего помещика И.Е. Протасьева, 52 лет, от воспаления легких. Александра Федоровна после его смерти оставалась жить там же. Так закончилась наша вязниковская ветка.

Мария Евлампиевна Протасьева (мамина бабушка) во Владимире вышла замуж за Товарища председателя Владимирского окружного суда титулярного советника Игнатия Игнатьевича Демина. Позже Игнатий Игнатьевич был переведен в Киев, где он уже в чине Действительного статского советника служил Товарищем прокурора Киевской судебной палаты.

Их сын, Сергей Игнатьевич Демин, женился во Владимире на Лидии Валериановне Карякиной – дочери статского советника Валериана Михайловича и Екатерины Николаевны Карякиных. Так породнились еще несколько известных владимирских родов.

Семья переехала в Киев.

Дети Сергея Игнатьевича и Лидии Валериановны – моя мама, Марина Сергеевна Демина, (родилась во Владимире в 1913г. ), и ее брат Валериан Сергеевич Демин (родился в Киеве 1914 г.).
В 1916 г. умер прокурор Игнатий Игнатьевич Демин.
В 1917 г. во Владимире арестовали Валериана Михайловича Карякина и, вероятно, его сыновей. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Екатерине Николаевне Карякиной чудом удалось спастись, уехав в Киев к дочери.

В 1920 г. от испанки умер мамин отец, Сергей Игнатьевич Демин.

Там, в Киеве, в бывшем доме Марии Евлампиевны, по улице Нестеровской 13, уже уплотненные, стали жить вместе две мамины бабушки и Лидия Валериановна с детьми. Жили трудно. Лидия Валериановна работала секретарем в суде, Екатерина Николаевна давала уроки музыки, иностранных языков, шила.

В 1928 году после неудачной операции умерла Лидия Валериановна. Остались мама, брат и две бабушки. Марию Евлампиевну взяли в семью знакомые за хороший музыкальный инструмент и какие-то ценные вещи. Эти люди и похоронили ее в 1932 году. Екатерина Николаевна работала доцентом кафедры иностранных языков Киевского политехнического института до 1940 года.

Мамин брат, Валериан Сергеевич, после смерти матери закончил Киевский геологоразведочный техникум и уехал работать в Сибирь в г. Искитим на цементный завод. После Сибири в Киев не вернулся, работал на заводе по производству минеральных удобрений в подмосковном Воскресенске. Был рационализатором, имел авторские свидетельства.

Его дочь, моя двоюродная сестра Демина Сузанна Валериановна, живет в Рязани.

Мама закончила курсы иностранных языков, владела немецким и английским. Работала чертежницей, готовила материалы для издания книг в научной лаборатории.

Моя сестра - Манюк Лидия Александровна (1940-2009)
 
РэмовичДата: Среда, 22.01.2014, 09:41 | Сообщение # 10
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Мое знакомство с Вязниками состоялось в 2002 году, когда мы с мужем приехали на экскурсию с информацией от мамы, что у Протасьевых в Вязниках было имение и маминого прадеда звали Евлампий. Мне повезло, что знакомила нас с Вязниками Римма Григорьевна Гарина. И на мой вопрос, известно ли ей что-нибудь про имение Евлампия Протасьева, сразу ответила «Евлампия Ивановича, у них здесь много чего было». Так и потянулась ниточка познавания мной истории наших вязниковских корней. Потом состоялось знакомство с Владимиром Вячеславовичем Борисовым, Галиной Глебовной Мозговой, Николаем Ивановичем Андреевым, Эллой Владимировной и Николаем Владимировичем Фроловыми (перечисляю в хронологическом порядке).

...Я не историк, не архивист и, если бы не они, я никогда бы не открыла для себя мир моих предков. Бесконечно благодарна им всем за их благородный труд – возрождение и сохранение для потомков исторической памяти и, в частности, за упоминание моих родных.

При написании использованы материалы:

Борисов В.В., Мозгова Г.Г. «Фотограф родом из Мстеры».
Борисов В.В. «История Татаровской фабрики».
В. Копров http:/uzgazeta.ru/ «Blog archive» Из истории города Южи и Южского района; Следы прошедших времен.
http:/yuzha-hram.narod.ru/. И.А. Протасьев
История Южской земли
Фролов Н.В. "Предводители дворянства Вязниковского уезда", Владимир, 1997.

С уважением, Софья Александровна Хромушина.
 
РэмовичДата: Среда, 02.04.2014, 00:28 | Сообщение # 11
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline

Незаменимых нет, но есть неповторимые.
Мы носим чувства к ним в своей груди.
И, обращаясь  с просьбами-молитвами,
Мы просим Господа: «Спаси их, сохрани!»

Незаменимых нет, но есть от нас ушедшие.
Нам не забыть их лица, голоса…
Когда-то в нашу жизнь любовь принесшие,
За них мы тоже молим небеса.

Незаменимых нет, но есть необходимые:
Родные, близкие, любимые, друзья -
Судьбою данные и ею же хранимые -
Те, без которых просто жить нельзя!

Давайте и о них сейчас помолимся,
Попросим для них счастья у небес,
Чтоб в жизни их все непременно спорилось,
И больше было маленьких чудес!
Прикрепления: 3096234.jpg(21Kb)
 
РэмовичДата: Воскресенье, 31.08.2014, 23:37 | Сообщение # 12
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Получил письмо от Софьи Александровны Хромушиной:

Здравствуйте, Владимир Рэмович! Спешу сообщить Вам, что экземляр книги Л.И. Аносова мной получен. Поздравляю Вас с успешным завершением работы, связанной с изданием, и с хлопотами по отправке книг
заказчикам.
 
Посылаю Вам замечательный материал, ну просто музей в доме.
   Желаю Вам дальнейших успехов в Вашей неутомимой деятельности!
                                                             За все спасибо.
                                                                                              С
уважением, Софья Александровна


Dmitry_Shvarts
Исаак Левитан. Пейзажи и не только...

30 августа вся страна  отмечает его... 154-летие. Он обожал флоксы, дружил и одновременно соперничал с Чеховым, шел на серебряную медаль, но получил лишь "диплом учителя чистописания". Он практически не писал людей и животных, но именно эти редкие картины сделали его знаменитым...

Исаак Ильич Левитан.

История рождения художника непростая. Исследователи обнаружили массу нестыковок в датах и событиях, касающихся и появления на свет будущего живописца, и его положения в семье. Но все они дают основание предполагать, что Исаак Ильич был приемным ребенком. Однако это не помешало ему органично вписаться в большую семью и получить приличное образование.

Детство свое он провел в литовском городке Кибартай (где и родился), а когда ему исполнилось 10, отец, движимый желанием улучшить материальное положение и отправить детей учиться в лучшие вузы, перевез семью в Москву. Там-то 13-летний Исаак и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества вслед за своим старшим братом Авелем.

Увы, улучшить материальное положение не получилось - московский климат неблагоприятно сказался на здоровье обоих родителей художника: сперва умерла мать Исаака, затем - тяжело заболел тифом и вскоре скончался и отец художника. Но обоим братьям удалось окончить художественное училище - администрация шла на большие уступки, освободив их от оплаты за "выдающиеся достижения и успехи в искусстве". Более того, Левитана взял в свою мастерскую - пейзажный класс - известный художник А.К. Соврасов, а выставлявшиеся картины 16-летнего Исаака  были отмечены в прессе. В результате юный художник был удостоен малой серебряной медали и денежной премии на продолжение обучения.

Дело приближалось к диплому. Но и здесь судьба решила проверить художника на прочность. Комиссия единогласно "завалила" выпускника. Поговаривают, что причиной тому стала личная неприязнь членов приемной комиссии к куратору Левитана Алексею Соврасов. Уважаемые люди таким образом решили отомстить художнику, позволявшему себе нелестно высказываться о каждом из них, будучи подшофе.

Выбранная Соврасовым картина Левитана, тянувшая на серебряную медаль, была не оценена. В результате выпускник Исаак Левитан покинул Московское училище живописи, ваяния и зодчества с дипломом "учителя чистописания".

Гонения, крайняя бедность, несправедливость... все это, хоть и весьма осложняло жизнь художника, но все-таки не заставило его кануть в Лету. Несмотря на то что религиозные убеждения запрещали Левитану изображать людей и животных на своих картинах, именно пейзаж с молодой девушкой, одиноко прогуливающейся по аллее, стал началом его признания.

Осенний день. Сокольники (1879). Это было тяжелое время для художника, да и для всех евреев Москвы, поскольку вышел официальный указ, предписывающий всем людям этой национальности покинуть столицу. Левитан поселился в подмосковной Салтыковке. Печаль, ностальгия... Вся картина была пронизана тоской. И именно ею проникся Павел Третьяков и купил на ученической выставке. Примечательно, что фигуру женщины изобразил однокурсник Исаака.

Впрочем, последующие работы художника дают повод усомниться в том, что Левитан осознанно избегал изображения животных и людей в своих картинах. Возможно, ему просто лучше сего удавались именно пейзажи, и именно с их помощью он мог выразить все, что у него на душе. А в противовес "предубеждениям" достаточно поставить хотя бы его первый "Автопортрет" (1880) И неоконченный "Автопортрет" (1890-е гг.)

Еще одним "доказательством" можно считать портреты его первого серьезного увлечения - Софьи Кувшинниковой. После встречи с ней Чехов как-то заметил Левитану: "В твоих пейзажах появилась улыбка..."

Также двух портретов удостоился книготорговец Николай Панафидин, чья семья особенно привязалась к молодому художнику, с удовольствием принимала его у себя и создала все условия для работы. В своих письмах к Чехову Левитан называл Старицкий уезд, где гостил у Панафидиных, "очаровательным уголком земли".

В молодости и бытность крайней нужды, Левитан был вынужден расплачиваться своими картинами за жилье. Хозяйка квартиры деловито надевала очки и выбирала наиболее понравившуюся, беспрерывно ворча, что на картинах могло бы быть побольше людей, животных или хотя бы курочек. Ирония заключалась в том, что того же самого от художника требовали и именитые критики.

Да, пейзажи по большей части были безлюдными. Но отнюдь не всегда... 

Эта удивительная по свежести, лучезарности и непосредственности переданного художником настроения работа относится к тем произведениям Левитана, к которым в полной мере применимы слова Бориса Пастернака: "Поэзия остается навсегда, выше всяких Альп, прославленной высотой, которая валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли..." Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов...
Об этой картине нередко говорят как об образце русского импрессионизма. Но, все же, надо заметить, даже наиболее импрессионистические по технике работы Левитана оказываются более родственными не произведениям Моне, Ренуара и их друзей, а творчеству задумчивого Камиля Коро и страстного Винсента Ван Гога, говорившего, что пейзаж должен быть "портретом сада и души художника одновременно".

Плес - небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Если первая поездка на Волгу, состоявшаяся в 1888 году не принесла художнику ничего, кроме разочарований ("разочаровался я чрезвычайно... серое небо и сильный ветер... ну просто смерть!"), то в последующие годы Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса.
"Золотой Плес" - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан с художницей Софьей Кувшинниковой. В наши дни в этом доме расположен Плесский государственный художественный музей-заповедник.

"Левитан открыл Плес... И Плес открыл Левитана..." Плес на Волге - одно из мест, ставших знаменитыми именно благодаря Левитану. Художник нашёл этот городок почти случайно. Он выбирал живописные места на великой русской реке, и что-то заставило его задержаться здесь. Отсюда, из маленького волжского городка, Исаак Ильич привёз в Москву несколько радостных и ярких картин. Он словно впервые открыл для себя силу солнечного света, превращающего жизнь в праздник. Возможно, именно об этом открытии повествует картина "После дождя. Плёс".
После непогоды свет робко возвращается в мир, пребывавший до этого в плену сумерек. Деревья, кусты и травы напитались сыростью, потемнели и поблёкли. Лес за посёлком похож на низкую гряду облаков, настолько мутными и расплывчатыми стали дали. Мохнатая пепельная пелена ещё висит над миром, но сквозь неё уже просвечивает жидкое золото небес. На Волге лёгкая рябь, и каждая из крохотных волн несёт на своей спине светлый лучик. Вдали вся река светится, как серебряный щит. Жарко полыхают лужи, образуя у кромки берега разорванные и перепутанные гирлянды огней. Свет отражается в бортах лодок, в крышах домов, в мокром листе рифлёного железа. Ещё немного, и всё вокруг засияет в полную силу, приветствуя окончание ненастья и появление тёплого солнца.   

Знаменитая картина "Март" написана в имении Горки, куда Левитан ездил отдыхать в гости к семье Турчаниновых. С Анной Николаевной Турчаниновой у Левитана завязался роман, и, возможно, под впечатлениями новой любви художник создал это, одно из своих самых радостных и мажорных, произведений.
О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно по судить по этой картине. Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но, однажды, он взялся таки за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. Скупой, чеховский отбор деталей, и вот уже звучит нота воскрешающей жизни... После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах. Но у самого Левитана вдохновенное, "мартовское" настроение держалось недолго. Запутавшись в сетях человеческих отношений, летом он снова стрелялся, но безуспешно. Ему было суждено прожить еще почти пять лет, и сотворить еще немало шедевров.

Одной из величайших картин Левитана стала созданная вскоре после возвращения из первой заграничной поездки картина "Тихая обитель". Сохранились свидетельства о том, что после ее появления на передвижной выставке 1891 года имя Левитана было на устах у всей Москвы. Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз увидеть картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за "блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел".
Александр Бенуа писал об этой картине: "Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный, но, в сущности, избитый. Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровывала, что самые вещи казались невиданными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не "случайно удавшийся этюдик", но картина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех..."

"Тишина" - малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.

В "Вечернем звоне" соединились впечатления художника от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определённое место - картина передаёт состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда время как будто останавливается, и на мир снисходят покой и тишина.
Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо словно бы обнимает монастырь с двух сторон - одно наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю движется маленький, кое-как сколоченный паром, на котором видны две фигуры в чёрных монашеских одеждах. Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда он пристанет к берегу, колокола умолкнут.
 
РэмовичДата: Воскресенье, 31.08.2014, 23:38 | Сообщение # 13
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
Картину "Над вечным покоем" Левитан писал под звуки траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и
печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей
художника назвал "реквиемом самому себе".
На картине тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Они не позволят подняться вверх, они сомнут
любые, даже самые сильные, крылья. В таком небе нет места для птиц.
Мрачным и враждебным выглядит и широкое озеро. Ничто живое не может
потревожить серую гладь его вод. Лишь вой ветра в силах разорвать
зловещую тишину, царящую на картине.
На крутом берегу художник изобразил маленькую церковь, рядом с которой приютилось заброшенное
сельское кладбище. Покосившиеся кресты, неухоженные могилы - наверное,
уже нет в живых и детей, и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют.
Это место вечного покоя, где не звучат человеческие шаги и голоса.
Только едва заметный огонёк в церковном оконце нарушает ощущение полного
безлюдья, но это крохотное пятнышко света ничего не может
противопоставить мрачному величию природы.

Эта картина Левитана принадлежит к жанру исторического пейзажа. Ведь на ней изображён
Владимирский тракт, по которому до строительства железной дороги
отправляли в Сибирь каторжников. Не случайно один из эскизов к этому
произведению художник подарил своему знакомому, учившемуся на прокурора
(смотри, мол, на что твои предшественники обрекали людей).
Известно, что работу над "Владимиркой" Исаак Ильич начал в летний солнечный день.
Однако на холсте предстаёт тусклый, почти лишённый ярких красок пейзаж.
Тяжело нависли над землёй серые облака. Среди унылых бескрайних полей
тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей прошагали по
этому тракту, идя навстречу неизвестной судьбе. И не всем удалось
преодолеть этот путь. Придорожный крест, у которого застыла одинокая
женская фигурка, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги, о тех, у
кого не было сил встать и идти дальше... А сколько таких безымянных
могил во времена Левитана было разбросано вдоль Владимирского тракта,
сколько почерневших от дождя крестов отмечали горестный путь каторжан?

В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных
дней, когда природа превращается в волшебную сказку. В такие дни деревья
кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями. И притихает непоседливый
ветер, отложив на время свои игры с листвой. Может быть, уже завтра он
поднимет в воздух шелестящее красно-золотое облако, а потом безжалостно
швырнёт его на землю, обрекая на быстрое гниение. Но сегодня даже
своенравному ветру кажется невозможным уничтожить хрупкую красоту этого
чудесного уголка.
Это пора увядания природы. Уже холодна вода в прозрачной синей реке. Уже наполняет лёгкие по-осеннему студёный воздух.
Уже пожухла и покоричневела трава. Но картину Левитана нельзя назвать
грустной, наоборот, это одно из самых светлых и радостных его
произведений. Оно не наводит зрителя на тоскливые мысли о неизбежности
зимы, хотя недолговечность золотого чуда кажется почти физически
осязаемой.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода". Звонкое, голубое
небо, устремляющиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы,
утлая донка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное
целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы
растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. Но, прав был
Константин Паустовский, который заметил, что даже эта картина по сути
своей "осенняя", а не "весенняя". Левитан лишь умело использовал
весенний русский мотив для передачи грустного осеннего настроения.

Один из трех больших шедевров Левитана, написанных в первой половине 1890-х
годов, и входящих в так называемую "мрачную трилогию" (наряду с
"Владимиркой" и "Вечным покоем" - обе картины вы можете видеть на этой
странице). Картина была слишком личной для художника, а потому встретила
непонимание у многих. В частности, Илья Репин сказал о ней: "Надо же,
какая большая картина, и все для какого-то пейзажа!". Михаил Нестеров
же, близкий друг художника, верно заметил, что "Омут" отражает некий
глубокий личный метафизический опыт художника, которому приходилось
немало бродить над пропастями нашей жизни. "Картина большая, называется
"Омут". Впечатление необыкновенное - тревожное чувство охватывает
зрителя и не отпускает все время. Со времен Куинджи в пейзаже не
появлялось ничего подобного..."

"Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана, которую он задумал еще в
1890 году в Плесе. Звучание этой картины отличается особенной бодростью и
упругостью мелодики, звучностью мажорного цветового аккорда. Свежий
душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на
большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака, река вся покрыта
мелкими, быстрыми волнами. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и
журчание волн... Пожалуй ни одно другое полотно, кроме репинских
"Бурлаков на Волге", не дает такой полной, широкой картины великой
русской реки.

Одна из последних картин Левитана, написанная незадолго до смерти художника в июле 1900 года. Относится к числу работ,
в которых художник достиг небывалого лаконизма исполнения - при
минимуме выразительных средств и методов картина полна глубокой
философии и красоты. Простейший мотив - деревенская окраина, забор,
освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий на солнце лес. Но
умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта,
прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют
нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле.
Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Римские
Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу - как путь в большой и
прекрасный мир...

Сумерки - пограничное состояние между днём и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы
становятся вдруг таинственными, как будто принадлежащими другому миру. В
конце XIX - начале XX века, в эпоху господства символизма, многие поэты
и художники посвящали свои произведения тревожному сумеречному бытию.
Медленно плывёт по небу луна - величественная владычица ночи. Однако она ещё не
полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её
отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью
пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно
пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения
не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно
дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А
луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми
тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

Зимой 1899 года, за несколько месяцев до смерти, Левитан отправился в Крым. У
него болело сердце, и надежды на выздоровление уже не было, однако
доктора прописали Крым с его свежим морским воздухом, и художник не стал
им перечить - он обрадовался поводу ещё раз увидеть Ялту. Здесь Левитан
отправился навестить Чехова, который поправлял своё здоровье на даче. У
хозяина и гостя зашёл разговор о природе средней полосы. Поговорив, оба
затосковали.
Тогда Левитан, взяв краски и кусок картона, за полчаса написал вечерний луг с мокрыми стогами. Вскоре он уехал, оставив
набросок Чехову. Тот вставил картину в нишу камина и любовался ею. На
юге не бывает сумерек. Яркий день почти сразу переходит в чёрную ночь.
На картине Левитана показано то странное состояние природы, когда
умирающий день никак не может окончиться, а ночь не смеет начаться, мир
надолго становится серым, и сердце охватывает пронзительная тоска. Для
ялтинского затворника эта тоска сумерек смешивалась с тоской по родине.

Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. Ни
для какой другой работы он не делал столько подготовительных этюдов и
эскизов, несколько раз выезжая на этюды специально для пополнения
материалов к картине. Художник работал над "Озером" много и упорно,
пытаясь создать монументальный, целостный, неслучайный образ русской
природы. Левитан даже собирался назвать картину "Озеро. Русь", и под
таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно
стало "лебединой песнью" Левитана - художник умер, оставив его
незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное
впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче
свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по
бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на
высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все
это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей
Родины.
 
РэмовичДата: Воскресенье, 31.08.2014, 23:53 | Сообщение # 14
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
«Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца» 11:52 30-08-2014

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=sUgLXy7rQ2FbgaCU09Y7pw&e=1409769675&url171=aS5saS5ydS9pbWFnZXMvbTIuZ2lm[/img]...........mg]Dmitry_Shvarts

Исаак Левитан. Пейзажи и не только...
[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=bC6adpSxWNjIxhjQC6Ie9A&e=1409769675&url171=aW1nMC5saXZlaW50ZXJuZXQucnUvaW1hZ2VzL2F0dGFjaC9jLzExLzExNi84Ni8xMTYwODY4MTBfaHVkb3pobmlrX2xldml0YW4uanBn[/img]

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=5Ap3AWk1-zPHyl6wByebog&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy91cGxvYWRfd2lraW1lZGlhX29yZ18wLmpwZz81NTRfNzUw[/img]
Неоконченный "Автопортрет" (1890-е гг.)
[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=TBKEeaqAN33iXLlpIwPsBg&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy91cGxvYWRfd2lraW1lZGlhX29yZ18yLmpwZz8zODRfNjAw[/img] Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888  [img]https://proxy.imgsmail.ru?h=9wBsg6jYGhyeOvOXB3JeKw&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy91cGxvYWRfd2lraW1lZGlhX29yZ18zLmpwZz82NDBfNzIx[/img] Портрет С. П. Кувшинниковой. 1894 г. Бумага,
пастель

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=iDspOGTnAHBObHRneWCZyQ&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy91cGxvYWRfd2lraW1lZGlhX29yZ180LmpwZz82MzhfODAw[/img] Портрет Н. П. Панафидина. 1891  [img]https://proxy.imgsmail.ru?h=vCiXnpzScDTrIaahvNgoyg&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy9yYW1wYS1yYl9ydV8wLmpwZz80MTBfNTMz[/img] Портрет Н.П. Панафидина. 1894 г.

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=3HOLEuksz_9yuD8gBB0pBw&e=1409769675&url171=d3d3LmV0b3lhLnJ1L2ZpbGVzL2ltYWdlcy9wdWIvcGFydF8yLzQ2MjMzL3NyYy91cGxvYWRfd2lraW1lZGlhX29yZ181LmpwZz84MDBfNjU2[/img] Март. 1895

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=ck2i4_vz5GpbIuJdW2B-WQ&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvcGFpbnRpbmcvbWluaS9hZnRlcnJhaW4uanBn[/img]...........mg]

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=qSZ0U1pXYWVWnEF34X49Yg&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvcGFpbnRpbmcvbWluaS9vYml0ZWwuanBn[/img]...........mg]

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=DK9HebkyvL5Uq3-BgC7ALw&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvcGFpbnRpbmcvbWluaS9ldGVybmFscG9rb3kuanBn[/img]...........mg]

[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=DnlRI6tj8qDsJ7lgnV4S9A&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvcGFpbnRpbmcvbWluaS9zdGFja3MuanBn[/img]...........mg]
Леокадия Коршунова





После дождя. Плес, 1889

Март, 1895
Знаменитая картина "Март" написана в имении Горки, куда Левитан ездил отдыхать в
гости к семье Турчаниновых. С Анной Николаевной
Турчаниновой у Левитана завязался роман, и, возможно,
под впечатлениями новой любви художник создал это,
одно из своих самых радостных и мажорных,
произведений.
О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно по судить по этой
картине. Известно, что Левитан редко изображал зиму и
снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но,
однажды, он взялся таки за зимний пейзаж, и написал
эту картину - "Март". Работа произвела переворот в
русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто
до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени
деревьев и яркое голубое небо. Скупой, чеховский отбор
деталей, и вот уже звучит нота воскрешающей жизни...
После Левитана подобный мотив стал излюбленным в
русской пейзажной живописи, и многие художники,
включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих
работах. Но у самого Левитана вдохновенное,
"мартовское" настроение держалось недолго. Запутавшись
в сетях человеческих отношений, летом он снова
стрелялся, но безуспешно. Ему было суждено прожить еще
почти пять лет, и сотворить еще немало
шедевров.

Одной из величайших картин Левитана стала созданная вскоре
после возвращения из первой заграничной поездки
картина "Тихая обитель". Сохранились свидетельства о
том, что после ее появления на передвижной выставке
1891 года имя Левитана было на устах у всей Москвы.
Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще
раз увидеть картину, говорившую что-то очень важное их
сердцам, и благодарили художника за "блаженное
настроение, сладкое душевное спокойствие, которое
вызывал этот тихий уголок земли русской, изолированный
от всего мира и всех лицемерных наших
дел".
Александр Бенуа писал об этой картине: "Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная
полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее
перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез
противоположного берега алеют в холодных, розовых
лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня
небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный,
но, в сущности, избитый. Мало ли было написано и
раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем
освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц?
Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое
слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно
знакомых вещах так по-новому очаровывала, что самые
вещи казались невиданными, только что открытыми. Они
прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И
сразу стало ясно еще и то, что здесь не "случайно
удавшийся этюдик", но картина мастера и что отныне
этот мастер должен быть одним из первых среди
всех..."

Тихая обитель, 1890

Тишина, 1898
"Тишина" - малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для
которого стало особенно характерным обращение к
сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно
отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го
века.

В "Вечернем звоне" соединились впечатления художника от
двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан
не ставил своей задачей изобразить определённое место
- картина передаёт состояние души, которое обретает
человек, когда видит старинный монастырь и слышит
перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда
время как будто останавливается, и на мир снисходят
покой и тишина.
Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой
кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в
осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как
зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие
деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо
словно бы обнимает монастырь с двух сторон - одно
наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю
движется маленький, кое-как сколоченный паром, на
котором видны две фигуры в чёрных монашеских одеждах.
Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда
он пристанет к берегу, колокола
умолкнут.

Вечерний звон, 1892

Над вечным покоем, 1894
Картину "Над вечным покоем" Левитан писал под звуки траурного
марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под
такую торжественную и печальную музыку рождалось
произведение, которое один из друзей художника назвал
"реквиемом самому себе".
На картине тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Они не позволят подняться
вверх, они сомнут любые, даже самые сильные, крылья. В
таком небе нет места для птиц. Мрачным и враждебным
выглядит и широкое озеро. Ничто живое не может
потревожить серую гладь его вод. Лишь вой ветра в
силах разорвать зловещую тишину, царящую на
картине.
На крутом берегу художник изобразил маленькую церковь, рядом с которой приютилось
заброшенное сельское кладбище. Покосившиеся кресты,
неухоженные могилы - наверное, уже нет в живых и
детей, и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют.
Это место вечного покоя, где не звучат человеческие
шаги и голоса. Только едва заметный огонёк в церковном
оконце нарушает ощущение полного безлюдья, но это
крохотное пятнышко света ничего не может
противопоставить мрачному величию
природы.

Эта картина Левитана принадлежит к жанру исторического
пейзажа. Ведь на ней изображён Владимирский тракт, по
которому до строительства железной дороги отправляли в
Сибирь каторжников. Не случайно один из эскизов к
этому произведению художник подарил своему знакомому,
учившемуся на прокурора (смотри, мол, на что твои
предшественники обрекали людей).
Известно, что работу над "Владимиркой" Исаак Ильич начал в летний
солнечный день. Однако на холсте предстаёт тусклый,
почти лишённый ярких красок пейзаж. Тяжело нависли над
землёй серые облака. Среди унылых бескрайних полей
тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей
прошагали по этому тракту, идя навстречу неизвестной
судьбе. И не всем удалось преодолеть этот путь.
Придорожный крест, у которого застыла одинокая женская
фигурка, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги,
о тех, у кого не было сил встать и идти дальше... А
сколько таких безымянных могил во времена Левитана
было разбросано вдоль Владимирского тракта, сколько
почерневших от дождя крестов отмечали горестный путь
каторжан?

Владимирка, 1892

Золотая осень, 1895
В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько
ярких солнечных дней, когда природа превращается в
волшебную сказку. В такие дни деревья кажутся
покрытыми сверкающими драгоценностями. И притихает
непоседливый ветер, отложив на время свои игры с
листвой. Может быть, уже завтра он поднимет в воздух
шелестящее красно-золотое облако, а потом безжалостно
швырнёт его на землю, обрекая на быстрое гниение. Но
сегодня даже своенравному ветру кажется невозможным
уничтожить хрупкую красоту этого чудесного
уголка.
Это пора увядания природы. Уже холодна вода в прозрачной синей реке. Уже наполняет лёгкие
по-осеннему студёный воздух. Уже пожухла и
покоричневела трава. Но картину Левитана нельзя
назвать грустной, наоборот, это одно из самых светлых
и радостных его произведений. Оно не наводит зрителя
на тоскливые мысли о неизбежности зимы, хотя
недолговечность золотого чуда кажется почти физически
осязаемой.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится
небольшая картина "Весна. Большая вода". Звонкое,
голубое небо, устремляющиеся ввысь белые березы и
деревца, плывущие вдали избы, утлая донка, сливаются в
ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое,
что, всматриваясь в это очарованное пространство, как
бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего
дня. Но, прав был Константин Паустовский, который
заметил, что даже эта картина по сути своей "осенняя",
а не "весенняя". Левитан лишь умело использовал
весенний русский мотив для передачи грустного осеннего
настроения.[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=vILoMtBC8pQDAw2reQ6l8w&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvbml6bG9nLmdpZg%7E%7E[/img]

Весна. Большая вода, 1895

У омута, 1892
Один из трех больших шедевров Левитана, написанных в первой
половине 1890-х годов, и входящих в так называемую
"мрачную трилогию" (наряду с "Владимиркой" и "Вечным
покоем" - обе картины вы можете видеть на этой
странице). Картина была слишком личной для художника,
а потому встретила непонимание у многих. В частности,
Илья Репин сказал о ней: "Надо же, какая большая
картина, и все для какого-то пейзажа!". Михаил
Нестеров же, близкий друг художника, верно заметил,
что "Омут" отражает некий глубокий личный
метафизический опыт художника, которому приходилось
немало бродить над пропастями нашей жизни. "Картина
большая, называется "Омут". Впечатление необыкновенное
- тревожное чувство охватывает зрителя и не отпускает
все время. Со времен Куинджи в пейзаже не появлялось
ничего подобного..."[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=vILoMtBC8pQDAw2reQ6l8w&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvbml6bG9nLmdpZg%7E%7E[/img]

"Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных
картин Левитана, которую он задумал еще в 1890 году в
Плесе. Звучание этой картины отличается особенной
бодростью и упругостью мелодики, звучностью мажорного
цветового аккорда. Свежий душистый ветер надувает
паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой
реке. В небе бегут, несутся пушистые облака, река вся
покрыта мелкими, быстрыми волнами. Слышатся крики
чаек, трубный гул парохода и журчание волн... Пожалуй
ни одно другое полотно, кроме репинских "Бурлаков на
Волге", не дает такой полной, широкой картины великой
русской реки.[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=vILoMtBC8pQDAw2reQ6l8w&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvbml6bG9nLmdpZg%7E%7E[/img]

Свежий ветер. Волга, 1895

Летний вечер, 1900
Одна из последних картин Левитана, написанная незадолго до
смерти художника в июле 1900 года. Относится к числу
работ, в которых художник достиг небывалого лаконизма
исполнения - при минимуме выразительных средств и
методов картина полна глубокой философии и красоты.
Простейший мотив - деревенская окраина, забор,
освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий
на солнце лес. Но умелое композиционное построение,
слегка скругленная линия горизонта, прекрасно
переданное закатное сияние, золотящее поля и лес,
заставляют нас понять, что деревенские задворки -
прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся
жердей воспринимаются почти как некие Римские
Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу - как
путь в большой и прекрасный мир...

Сумерки - пограничное состояние между днём и ночью. Это
удивительное время, когда даже самые обычные предметы
становятся вдруг таинственными, как будто
принадлежащими другому миру. В конце XIX - начале XX
века, в эпоху господства символизма, многие поэты и
художники посвящали свои произведения тревожному
сумеречному бытию.
Медленно плывёт по небу луна - величественная владычица ночи. Однако она ещё не
полностью вступила в свои права, не оттого ли столь
неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к
встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес.
Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь
прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их
отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё
не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже
по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна
ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими
расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя
его замереть в тревожном ожидании.[img]https://proxy.imgsmail.ru?h=vILoMtBC8pQDAw2reQ6l8w&e=1409769675&url171=bGV2aXRhbi13b3JsZC5ydS9pbWcvbml6bG9nLmdpZg%7E%7E[/img]

Сумерки. Луна, 1899

Сумерки. Стога, 1900
 
Форум » Родословные » Протасьевы » Протасьевы (Исследование Хромушиной С.А.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru