Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » КНИГИ » А.А. Тиц. Вязники, Мстёра, Гороховец » Тиц А.А. (Мстёра)
Тиц А.А.
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:01 | Сообщение # 1
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-53-

2. Мстера

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ПОГОСТ, А НЫНЕ СЕЛО МСТЕРА. Мстера — край нехоженых лесов и полевых цветов, особый, живущий своей необычной жизнью цветистый мир красок и образов. В самом названии «Мстера» звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная, полуреальная природа и человек во всем его безграничном многообразии: мифические герои и обыкновенные труженики, исторические персонажи и современники. Образы, рожденные народной фантазией и сошедшие со страниц любимых книг, заполняют лакированные поверхности мстерских изделий.
Всех их объединяет единство стилевой манеры, художественное своеобразие видения окружающего мира. Именно восприятие действительности сквозь преломляющую призму местных традиций и придает особый глубоко национальный, народный колорит произведениям мстерских художников. Традиции формировались веками, обогащались опытом поколений, отшлифовывались упорным трудом. Немалую роль в сложении эстетических идеалов мастеров Мстеры играла природа: задушевный, безыскусный пейзаж, окружающий село. Чтобы почувствовать и понять это, надо побродить по лесным чащобам, пересечь золотые поля хлебов с васильковой каймой, полежать на влажной, дышащей земле.
Красота тихих, задумчивых, с таинственным полумраком лесных опушек и раздольная, богатырская ширь
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:16 | Сообщение # 16
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-67-


А. И. Брягин. «Битва». 1933 Мстерский музей

Хитросплетенные растительные орнаменты с реалистической трактовкой цветов особенно характерны для вышивок дореволюционной Мстеры. Белоснежные «накомодники», «подзоры», скатерти с нежным узором из листьев и цветов, выставленные в музее, поражают своей художественной выразительностью. Необычайный лаконизм и графическая обобщенность рисунка делают работы мстерских рукодельниц подлинными произведениями искусства. В советское время мстерская вышивка обогатилась введением тематических панно. Среди сюжетных произведений обращает на себя внимание панно «Салют победы» В. Н. Носковой и чрезвычайно интересное по замыслу и художественной трактовке покрывало работы Т. М. Дмитриевой на тему басен Крылова. Привлекает внимание и скатерть, вышитая в первые годы Советской власти, с ярким красным узором на белом фоне. Нельзя пройти мимо и вышитых на Мстерской фабрике имени Крупской кружевных изделий.
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:17 | Сообщение # 17
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-68-


И. А. Фомичев «Ничто в поле не колышется». 1959 Мстерский музей

«А ДОМА СТРОИТИ ПО ДОСТАТКУ СВОЕМУ И ПО ЧИНУ». Изменилась Мстера, изменилась не столько внешне, сколько внутренне. Село «богомазов», предпринимателей иконного дела, село коробейников и офеней, разносивших по окрестным деревням и погостам нехитрую продукцию, кануло в Лету. Старая центральная улица, вдоль которой растянулась в свое время Богоявленская слобода, гордо носит имя Ленинградской. Вместо ветхих полукустарных темных мастерских возникли новые современные производства.
Но любовь к ярким, сверкающим, как самоцветы, краскам, к своеобразному языку линий и цветовых пятен осталась у мстерцев такой же сильной, как и в былые годы. И сейчас значительная часть населения связана с художественным ремеслом. Однако и здесь произошли коренные перемены. Исчезла система многолетнего ученичества с подзатыльниками и побегушками, с передачей по наследству разрозненных сведений, накопленных
Прикрепления: 0883729.jpg (71.6 Kb)
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:23 | Сообщение # 18
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-69-

тяжелым однообразным трудом. В тихой Мстере, затерявшейся в богатых «владимирских опольях», с неграмотным, богобоязненным в прошлом людом, успешно работает уже который год художественная профессионально-техническая школа. В уютном двухэтажном домике, принадлежавшем графу Панину, кипит творческая жизнь. Он заполнен веселым и беспокойным племенем молодежи. Не случайные знания, а серьезную общеобразовательную подготовку получают ученики профшколы. Не канонические требования церкви и иконографические сюжеты изучают будущие мастера, а теорию композиции и законы цветоведения. На рабочих столах лежат вместо «лицевых иконописных подлинников» и «указов об иконном писании» учебники по всеобщей истории искусств, монографии о древнерусских и современных художниках. В мастерской под руководством опытных художников познаются основы техники миниатюрной живописи, осваиваются приемы росписи по папье-маше.
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:25 | Сообщение # 19
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-70-


Мстера. Центр города

Приятно и интересно побродить по Мстере. Красива река Мстера, подарившая имя селению. С ее высокого берега взор охватывает величавые безграничные русские просторы. Отдельные могучие красавцы деревья стоят как стражи на берегу реки. Их вековые кроны и дуплистые, покрытые шрамами стволы отражаются в речной глади, тихо плывут по небу стайки облаков, тают в мареве заливные влажные луга.
На набережной улице, покрытой травой, стоят вросшие в землю избы. Толстые бревна поседели и местами просели. На тесовой кровле, отливающей синевой, пробивается мох. Высокие двускатные крыши придают особую выразительность и монументальность этим представителям старой, отживающей Мстеры. А ближе к базару — форуму торгово-ремесленного села — разместились каменные дома. Гордые своим положением и достатками владельцев, они возвышались над одноэтажными скромными домиками из дерева. Купеческие палаты и особняки
Прикрепления: 7360467.jpg (56.3 Kb)
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:25 | Сообщение # 20
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-71-

фабрикантов строились в разные годы, разными мастерами, в разных стилях. Здесь и обычные кирпичные домики, покрытые по извечной привычке узорочьем, и претендующие на красивость вычурные здания с затейливыми наличниками, и постройки, копирующие столичные образцы прославленных зодчих. Встречаются сооружения, близкие древнерусским посадским каменным домам, которые начиная со второй половины XVII века возводятся в богатых торговых приволжских городах «лучшими» людьми.
Почти в самом центре, недалеко от автобусной остановки, сохранился дом, облик которого переносит нас в далекое прошлое Мстеры. Железные массивные двери с коваными гвоздями и решетками на окнах. Толстенные лопатки с ширинками в нижней части, карниз с поребриком, наличники с колонками по бокам. Все сделано добротно, под старину. Относительно молодой возраст этих палат выдает рисунок кладки, широкий чужой
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:28 | Сообщение # 21
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-72-73-


Река Мстера. Вдали Богоявленский монастырь
Прикрепления: 4001350.jpg (87.9 Kb)
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:29 | Сообщение # 22
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-74-


Мстера. Художественная профшкола
(бывший господский дом)


междуэтажный пояс, завершения оконных обрамлений и другие детали.
Центр Мстеры — это лабазы, лавчонки и церкви. Между бывшей церковью Ивана Милостивого, превращенной в клуб, и действующим Богоявленским теплым храмом выстроилась шеренга лавок типа небольшого гостиного двора. Напротив тоже разместились магазины, кое-где еще сохранились тяжелые засовы, пудовые замки, запиравшие, как в крепости, обитые железом толстенные двери. Удивительно наглядно отражают эти строения характеры своих хозяев с их богобоязненным смирением и ханжеством, с жестоким торгашеским расчетом и скаредностью. Над разношерстными рядами торговых заведений, частных мастерских и трактиров неуклюже возвышалась сохранившаяся и поныне грузная колокольня. Ее нескладная композиция с набором различных деталей, от готики до классицизма, выдает руку малоопытного зодчего. Колокольня, возникшая в эпоху «бессердеч-
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:30 | Сообщение # 23
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-75-

ного чистогана», буквально задавила поэтическое произведение мстерских крепостных каменодельцев — Богоявленскую холодную церковь.
Сейчас в типичную картину провинциальной архитектуры добавлен яркий освежающий мазок. Лицом к въезжающим на площади со стороны Вязников поставлено здание столовой-ресторана с огромными зеркальными витринами. На маленькой пыльной площади старинного центра иконописания особенно остро ощущается столкновение нового и старого мира.
Почти против колокольни, на пригорке, возвышается двухэтажный кирпичный дом с четырехколонным портиком. Его строгие формы, рожденные в далекой Элладе, как ни странно — хорошо сочетаются с окружающими деревянными избами и покосившимися заборами. Уютный господский дом, спрятавшийся за зеленью, бывшая контора графов Паниных, последних владельцев крепостного села. В течение десятилетий подымались в гору по пыли и грязи, в лаптях и опорках подневольные графа, слезно просить об отсрочке платежей. В настоящее время в хозяйских покоях удобно разместилась художественная школа. Колонны обновленного графского дома как бы перекликаются с дорическим, тоже четырехколонным, портиком Ивановской церкви, сменившей свои функции на клуб.
Да, преобразилась Матера, выросло новое поколение людей, изменились их интересы. Но остались исполненные особой одухотворенной красоты произведения мстерских художников и зодчих. Эти творения надо беречь — это национальное достояние народа. Не следует забывать, что русской культуре и так нанесен огромный урон: набеги врагов, «бунташные годы», всепожирающее пламя пожаров унесли бесценные творения художественного мастерства, самобытные произведения народных умельцев. Вот почему мы должны тщательно охранять немногочисленные уцелевшие памятники отечественного искусства, имеющие, конечно, историко-эстетическое значение. Грядущие поколения будут судить о прошедших временах и людях, читая не только рукописи и книги, но и каменные строки летописи зодчества. Наши наследники не простят нам беспечного, халатного отношения к сокровищам художественного гения, не оправдают беспринципность, приведшую к уничтожению неповторимых произведений архитектуры. Больно и досадно смотреть на двор Богоявленского монастыря, расположенного в центре села, на красивейшем месте. Его двор забит
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:31 | Сообщение # 24
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-76-


Мстера.
Богоявленский монастырь


дровами, а храм «вельми чудный» превращен в склад. А ведь Богоявленскую церковь возводили прапрадеды современных жителей Мстеры. Строили на века, запечатлевая в камне свои чаяния и любовь к Родине, гордясь делом рук своих. Почему не показать людям эту «красоту неизглаголенную»? Зачем выступать в неприглядной роли «Иванов, не помнящих родства»?

ЧУДО-ЧУДНОЕ, ДИВО-ДИВНОЕ. Богоявленский холодный храм — одна из достопримечательностей Мстеры. Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царицы Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В. В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженной татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание «предивному» каменно-
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:32 | Сообщение # 25
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-77-


Мстера. Богоявленский храм. Южный фасад. 1687

му храму. Видимо, работай доморощенных каменодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивается от известных образцов бесстолпных храмов середины XVII века, понятных и близких народу.
Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам.
Строительство каменного храма в глухом селе Мстера было большим событием. Его формы, конечно, тщательно обсуждались, а так как наглядных изображений будущего здания не было, то ссылки делались на хорошо известные постройки. Надо полагать, что среди «образцов», которым должен был подражать зодчий, назывались и знаменитый московский храм святой Троицы и Грузинской божьей матери (1635—1653), и церковь Николы, что в Пыжаж (1647—1670), и другие культовые сооружения.
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:33 | Сообщение # 26
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-78-

Отзвучал молебем, кончилась торжественная закладка Богоявленского храма, и начался тяжелый творческий процесс строительства. Контуры будущей церкви, размеченные на выровненной площадке, были несложны. К «четверику» для молящихся примыкали с востока грузноватые алтарные апсиды, а с запада — трапезная. Красоту храму, художественную законченность должно было придать его завершение, не случайно у русских людей церковный верх носил название «главы». Изо всех сил стараются мстерские каменодельцы, хочется им построить у себя в слободе храм на удивление всем, «каково не было прежде на Руси». По скрипящим подмосткам усталые ярыги втаскивают тяжелые большемерные кирпичи и бадьи с раствором. Наступает самый ответственный момент — кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников.
Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было «порухи», даже центральная глава делается глухой.
Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, не рискнули сделать в своде светового отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве.
Много хлопот принесло завершение храма — его чело, осененное крестами. Лучшие каменосечцы трудились над карнизом. Широкой узорной лентой опоясали они верх стен, как это делали и столичные каменных дел подмастерья. Словно нитки богатого ожерелья, легли орнаментальные полосы на тело стены, подготавливая переход к ажурной пространственной композиции пятиглавия. Зодчий очень образно противопоставляет материальную плоть грузных масс, стоящих на земле, предельно облегченной, как бы одухотворенной верхней части храма. Он дробит ее, лишает формы прямых углов, вводит цвет, создает впечатление уходящих ввысь масс, стремящихся раствориться в пространстве. Иллюзии взлета способствует уменьшение по мере нарастания высоты упругих бочкообразных закомар, плоскости стен которых были покрыты росписями. Как же было потомственным «богомазам» не показать свое мастерство? Уж так повелось в округе писать «честные лики» в полукруглых заглублеииях закомар. Яркие, красочные пятна также помога-
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:34 | Сообщение # 27
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-79-


Мстера. Крыльцо Богоявленского храма

ли «разрушить» плоскость стены, которая зрительно теряла весомость.
Откуда такое тонкое понимание композиции? Сколько веков оно шлифовалось в дереве и камне? Каким абсолютным чувством гармонии владел безвестный создатель этого «чуда-чудного, дива-дивного».
Жаль, что красота, созданная руками народа, подчас находится в забвении. Как хочется увидеть это произведение наших дедов и прадедов, вложивших в него силу таланта, всю любовь к прекрасному, в его первозданном виде. Что стоит заменить нелепые, неуклюжие крыши над крыльцами островерхими шатрами, реставрировать верх трапезной, убрать позднейший портик перед западным входом, освободить ажур кокошников от примитивных железных покрытий? Да и почему помещение церкви, простоявшей без малого триста лет, этот живой осколок русской истории, не использовать под музей? Разместить под сводами исторические документы, показать
 
РэмовичДата: Среда, 09.10.2013, 02:35 | Сообщение # 28
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
-80-

прошлое и настоящее Мстеры, ее иконы и современную живопись, прикладное искусство народных умельцев и изделия местных художественных производств.
Облик Мстеры неразрывно связан с выразительным силуэтом Богоявленского монастыря. Особенно хорош вид на Мстеру с противоположного низкого берега. Храм врос в зелень склона, стал неотъемлемой частью пейзажа. Хрупкие, изящные главки храма, парящие над невысокой застройкой, и даже грузный, неуклюжий абрис колокольни придают своеобразие селу, — это его исторически сложившееся архитектурное лицо.
Каждый населенный пункт должен иметь свое запоминающееся лицо, отличительные черты которого формируются временем, оставившим свои памятники. Архитектурные памятники — это биография города, вехи его жизненного пути. Чем их меньше, тем короче биография, тем меньше в ней ярких страниц, тем слабее нити, которые связывают населенный пункт с историей Родины, с прошлым народа. Богатое прошлое Мстеры тесно связано с настоящим. Замечательный храм XVII века укрепляет эту связь. И когда любуешься проникновенным творением безвестных мастеров, увековечивших пафос человеческого труда, невольно вспоминаешь строки стихов В. Шефнера:
«И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда, —
Приходят боги и уходят боги,
Но человек бессмертен навсегда».
 
Форум » КНИГИ » А.А. Тиц. Вязники, Мстёра, Гороховец » Тиц А.А. (Мстёра)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru