19:58 Вязники - экспедиция антропологов 1927 года |
Комплексная антропологическая экспедиция 1927 года по Вязниковскому уезду. Музей является одним из институтов
традиции, ведь именно он хранит настоящую память народа, память о его прошлом,
о его достижениях, и именно в музее человек может обрести представление о своих
корнях. Деятельность музея развертывается на основе музейных фондов, а фонды
музея состоят из музейных предметов и коллекций. Состав фондов Вязниковского
музея позволяет отразить разные периоды и явления в истории края. Полнота и
неполнота наших коллекций в значительной степени зависела от изменения профиля
музея, а изменение профиля музея существенно повлияло на направления
собирательской работы. Возникнув как
художественно-исторический музей основу фондов составляли коллекции живописи
русских и зарубежных художников ХIХ – начала ХХ веков из собрания картин
С.И.Сенькова и других местных купцов и фабрикантов, древнерусской живописи
(икон) из домашних молелен Вязниковского фабриканта Демидова и купца Лаптева из
имения «Рента» Павловской волости. И если до середины 1920-х годов музей
представлял изъятые предметы искусства и старины из домов буржуазии без всяких
планов и программ, то позже была поставлена задача – построить экспозиции на
краеведческие темы, хотя и существовало много трудностей: неразрешенность ряда
теоретических вопросов, слабая финансовая база и отсутствие достаточного опыта.
Тем более что в начале 1924 года произошла смена руководства музея, академик
живописи Н.Н.Харламов оставил деятельность в Вязниках и переехал в село Тименка
близ Палеха, чтобы посвятить остаток жизни творческой работе. Заведование музеем было поручено
27-летнему учителю рисования 1-й Вязниковской Советской школы 2-й ступени,
выпускнику Казанской художественной школы Большакову Константину Михайловичу
(1896 – 1983 гг.). Он начинает вести активную переписку с музейным отделом
Главнауки при Народном комиссариате по Просвещению, знакомится с археологом
Отто Николаевичем Бадером, который в то время работал заведующим
палеоэтнологической лабораторией Московского областного музея. В августе 1926
года под руководством О.Н.Бадера на
территории Вязниковского уезда было произведено палеоэтнологическое
обследование Липкинской стоянки, что расположена около деревни Малые Липки в Но даже после обследования в 1926 году
остался невскрытым значительный
культурный слой. Поэтому именно сюда в 1927 году и направляется 1-й
Палеоэтнологический отряд антропологической комплексной экспедиции по
Центральной промышленной области антропологического научно-исследовательского
института при I Московском
государственном университете в составе О.Н.Бадера и А.В.Збруевой, сотрудницей
палеоэтнологической лаборатории антропологического института, под руководством начальника экспедиции Бориса Сергеевича Жукова[3]. На
время проведения обследований по вязниковскому уезду заведующему Вязниковским
художественно-историческим музеем К.М.Большакову было выдано удостоверение в «том,
что он привлекается в качестве сотрудника экспедиции с 17 июня по 1 августа
1927 года» и на него возлагаются поручения «по хозяйственно-бытовым и палеоэтнологическим
обследованиям при отрядах сотрудников Бадера
и Толстова»[4]. Раскопки проводилис в
июле около деревни Малые Липки. Значительная часть подъемного материала (4803
предмета) была перечислена в коллекционной описи (ВРКМ НА – I – 16), сдана на
хранение в наш музей и пополнила коллекцию «Археологий», ведь даже сейчас вся
коллекция насчитывает 6553 экспонатов. Несколько предметов были отправлены в
Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург). Позднее Анна Васильевна Збруева[5]
систематизировала и изучила поднятый материал, в августе 1929 года было
отпечатано её научное исследование «Липкинская стоянка Владимирской губернии»
на немецком языке[6]. Автор приходит к выводу,
что Липкинская стоянка существовала в конце II тысячелетия до н.э., а не в IV –
III тыс. до н.э., как зафиксировано в « Памятниках истории и культуры
Владимирской области»[7]. В
этот период времени население от культурных стоянок с текстильной керамикой и
каменной индустрией переходило к культуре городищ. Основными занятиями
населения была рыбная ловля и охота. Наличие деревообрабатывающих инструментов
указывает на возможность строительства лодок. Жители умели обрабатывать
растительные волокна, и, может быть, также шерсть. Данная работа
профессионального археолога по изучению местной стоянки является огромным
вкладом по изучению древнейшего периода истории края в целом. Ещё в 1917 году
И.М.Соколов в «Заметках о современном
состоянии дюнных стоянок…» высказал сожаление, «что имеющиеся в наших краях
остатки первобытной культуры, пролежавшие в земле многие сотни лет, никак не
могут дождаться своего серьёзного исследователя, вооруженного знанием, опытом и
достаточными материальными средствами. А между тем всесокрушающее время не
ждёт: оно медленно, но неустанно уничтожает эти остатки, и они теряются для
исследования навсегда». Липкинской стоянке повезло и она дождалась своего
«серьёзного исследователя». 2-й
отряд комплексной антропологической экспедиции под руководством Толстого С.П.
занимался «хозяйственно-бытовым обследованием» и сбором материала для музея по
жилищу, одежде, промыслам и земледелию населения Вязниковского уезда. В
исследовании данного направления деятельности комплексной антропологической
экспедиции большой вклад внесла Фёдорова Галина Александровна, руководитель
владимирской областной школы при ОЦНТ «Народный русский костюм. Материалы. История.
Технология». Ей удалось обнаружить материалы, дающие основание для более
широкого взгляда на историю экспедиции 1927 года, дополняющие ранее не
публиковавшиеся документы из фондов нашего музея. В 1929 году С.П.Толстовым
было опубликовано исследование «Этнологическая работа Государственного музея
Центрально-Промышленной области (за годы 1920 – 1927)»[8], из
которого следует, сто в 1924 году Государственный музей получил статус вполне
самостоятельного научно-исследовательского учреждения с образованием
этнологического подотдела (заведующий А.Г.Данилин, его помощница – Гали
Семёновна Маслова). В 1925 году состоялись экспедиции в Московскую, Рязанскую,
Костромскую, Иваново-Вознесенскую, Нижегородскую, Тверскую и Калужскую
губернии. В 1926 году – некоторый спад активности: поездки только в Рязанскую,
ярославскую и Нижегородскую губернии. Далее: «В 1927 году С.П.Толстовым и
Г.С.Масловой при участии художника Н.П.Толстова и студентов антропологов I МГУ
Лушкова, Стройкова и Кондратьева производился сбор материала для музея по
жилищу, одежде, промыслам и земледелию великорусского населения Вязниковского и
Муромского уездов Владимирской губернии по маршруту Вязники – Муром – Меленки –
Елатьма. В работе принимали участие зав. Вязниковским музеем К.М.Большаков и
зав. Муромским музеем С.П.Квасов»[9]. Маршрут экспедиции по Вязниковскому
уезду и даты обследования ряда деревень были уточнены с помощью бумажных
этикеток, пришитых к предметам традиционной одежды и головным уборам.
Выполненные на них графитным карандашом и теперь значительно стершиеся надписи
содержат отметку: «антропологическая экспедиция». Названо место приобретения,
указаны год, место и число. А также при помощи записей в Книге поступлений (том
I) в разделе «источник поступлений», где проставлена дата – «1927год», записаны
фамилия и инициалы дарителя предметов и название деревни, удалось определить,
сколько же всего предметов было приобретено музеем во время работы экспедиции.
Ведь помимо 53 предметов коллекции «Ткани» было собрано 44 единицы хранения
коллекции «Дерево» - предметы быта, земледелия и традиционных крестьянских
промыслов: столярных и льноперерабатывающих. Начальным пунктом работы 2-го
этнологического отряда экспедиции была д. Лог (около Нам не известны мотива выбора указанных
деревень Вязниковского уезда, но в некоторых из них и теперь ещё прослеживаются
старообрядческие традиции, большая часть их отмечена на карте Владимирской
губернии[10] в числе населенных
пунктов, где имелись старообрядческие часовни и молельни. Беспоповцы поморского
согласия большинства вышеперечисленных деревень Вязниковского уезда в 1880-х
годах приняли старообрядческое священство Бело-Криницкой иерархии, в 1907 году
старообрядческая община д. Рытово была официально зарегистрирована Владимирским
губернским правлением. Возможно, именно старообрядчеству как хранителю
старинных традиций и обязаны мы достаточной полнотой комплектования собранных в
1927 году в дд. Рытово и Медведево традиционных женских костюмов. В некоторых
семьях этих и окрестных деревень до сих пор ещё хранятся черные косоклинные
сатиновые сарафаны, в которых женщины многих поколений молились «по старой
вере» и ходили на поминки. Во время обследования деревень
заведующий музеем К.М.Большаков выполнял фотосъемку. Ныне 15 стеклянных
негативов являются составляющей коллекции «Фотонегативы», насчитывающей около
600 предметов. На них представлены старинные дома, украшенные глухой и
пропильной резьбой, с волоковыми окнами, с хозяйственными постройками, в том
числе он зафиксировал манеру ношения отдельных составляющих традиционных
женских головных уборов, процессы ткачества поясов, плетения лаптей. Благодаря
этому нам доступны теперь изобразительные источники, значение которых трудно
переоценить ввиду малого количества таковых по народному костюму Владимирской
губернии в целом. Благодаря фотографиям К.М.Большакова
был раскрыт «секрет» ношения головного убора полотенце-убрус, бытовавшего в ХIХ
– начале ХХ вв. в некоторых деревнях Вязниковского уезда, но неизвестного в
других регионах. Полотенце-убрус носили поверх кокошника, а позднее сороки. На
тыльной стороне сороки в верхней её части по сторонам пришивали две петельки, а
на головных полотенцах в соответствующих местах пришивали пуговицы для
пристегивания убруса к сороке. Концы полотенца завязывали, подобно позднему
платку. Владимирская областная школа «Народный русский костюм. Материалы.
История. Технология» (руководитель Г.А.Фёдорова) с момента своего создания
(1994 год) исследует отдельные предметы из коллекции «Ткани» нашего музея, и
выяснили, что головные полотенца-убрусы и их фрагменты не имеют аналогов ни в
других музеях на территории бывшей Владимирской губернии, ни в обширной
этнографической коллекции, вывезенной в 1903 году из Владимирского и
Ковровского уездов (Российский этнографический музей, г. Санкт – Петербург). В
нашей книге поступлений они названы «парками», что связано, вероятнее всего, с
переносом более позднего названия шелкового платка на раннее – головное
полотенце-убрус. Значение комплексной антропологической
экспедиции 1927 года по вязниковскому уезду довольно сложно переоценить.
Организована была Антропологическим научно-исследовательским институтом при I
Московском государственном университете. В работе принимали участие сотрудники
областного музея, Московского университета, Государственного музея
Центрально-Промышленной области. 2 отряда – палеоэтнологический и
этнологический (этнографический) за полтора летних месяца собрали около 5 тысяч
экспонатов, которые значительно пополнили фонды Вязниковского музея – они
увеличились в 4 раза. Вскоре в музее были открыты экспозиции на краеведческие
темы. В 1929 году музей приобрёл новый статус и был переименован в «Вязниковский
районный краеведческий музей». В настоящее время ведется работа по
претворению в жизнь грантового проекта «Хозяйство и быт Вязниковских крестьян в
ХIХ – начале ХХ веков (историко-культурное наследие жителей Вязниковского
уезда)». В основе проекта лежит работа по созданию современной интерактивной
экспозиции о материальной культуре крестьян Вязниковского уезда, где основное
место будет уделено тем предметам и изобразительным источникам, которые были приобретены и выполнены во время
антропологической экспедиции. Зритель практически окунется в эпохе
дореволюционную, ощутит её тысячелетние корни, динамику развития культуры.
Экспозиция будет способствовать формированию современного взгляда на
национальные исторические традиции. Г. Штарёва [1] Гос. инв. № 1700178000.
Памятники истории и культуры Владимирской области. Владимир. [2] Труды Владимирской ученой
архивной комиссии. Книга ХVII. Владимир. [3] Жуков Борис Сергеевич. Родился в Арестован в [4] ВРКМ – 5184. [5] Збруева
Анна Васильевна (25.6.1894,
Москва - 6.9.1965, там же). [6]ВРКМ НА – I – 18. Перевод директора музея Н.П.Рождественского 1948 года. [7] См. ссылку № 1. [8] Толстой С.П. Этнологическая работа Государственного музея Центрально-Промышленной области (за годы 1920-1927)// Культура и быт населения Центрально-Промышленной области: этнологические исследования и материалы/ ред. Богданов В.В., Толстов С.Т. М., 1929. С. 161 – 169. [9] Там же, с. 162. [10] ГАВО. Ф. 417, оп. 4, д. 19. К сожалению, датировка отсутствует, предположительно, середина ХIХ века, или начало ХХ в. |
Категория: Мой блог | Просмотров: 1769 | | |