Главная » 2017 » Март » 7 » Том 2. Павлов - пятницкий
13:12
Том 2. Павлов - пятницкий

Павлов Виктор Борисович, вязниковский горрайвоенком в 1994-1999 годах.
Павлов Влади́мир Алекса́ндрович (1911-1985), тяжелоатлет, заслуженный тренер РСФСР (1960). Родился в деревне Ерофеево Никологорской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии. Участник финской кампании и Великой Отечественной войны. С 1946 по 1970 работал преподавателем, заведующим кафедрой физвоспитания и спорта Казанского авиационного института. Первый тренер тяжелоатлета, заслуженного мастера спорта СССР, олимпийского чемпиона 1960 года в Риме, трехкратного чемпиона мира и чемпиона Европы Александра Курынова (на фото).
Павлов В.П., житель д. Петрино. В 1960 в каменном фундаменте его дома № 149  по улице III Интернационала (сейчас ул. Благовещенская) обитателем А.П.Жуковым во время строительных работ был найден клад конца XIX - начала ХХ веков. Во время находки дом находится в черте города, но захоронен клад был в 1915-1916, когда еще часть улицы III Интернационала (до дома Елизарова) являлась территорией деревни Петрино Нагуевской волости. В доме № 149 - двуэтажном, полукаменном - пребывал зажиточный крестьянин деревни Петрино В.П.Павлов, который содержал шпульню: единственное во всей деревне промысловое заведение.
Клад состоял из 694 монет, самая древняя из которых относилась ко времени Николая I - 5 копеек 1830 года.
Весь остальной капитал формировался с 1896 года: каждый год откладывалось по рублю либо по нескольку десятков копеек. Вероятнее всего, не было возможности с ходу пустить средства в оборот, и Павлов, в чьей психологии была живуча скопидомская традиция старой деревни, подобно дедам и прадедам, доверил свои сбережения фундаменту дома. Да и время было неспокойное: второй год продолжалась Первая мировая война, оживилось революционное движение в Вязниках и пригороде. Все эти действия заставляли людей не доверять банкам, а сбережения закапывать.
Павлов Л., директор фабрики им. Парижской коммуны в начале 1960-х.
Павлов Петр Павлович (р.1912), столяр совхоза «Спартак» в 1970-е (Лукново). Фронтовик, награжден орденами Славы III степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу», дважды ранен. 15 октября 1943 под ураганным огнем сумел переправить артиллерийское орудие в районе местечка Любеч Черниговской области через Днепр, с расчетом выкатил вручную орудие и открыл огонь, обеспечив наступление.
Павлов Федор Андреевич (ум.1915), уроженец д. Ефимьево, ткач вязниковской демидовской фабрики, революционер. В 1908 после высылки Сергиевских возглавил рабочее движение в городе, создал группу «правдистов», распространявших среди рабочих газету РСДРП «Правда». Участники: Василий Алексеевич Кульнев, Иван Михайлович и Василий Ми-хайлович Лукояновы, ткач М.Скворцов, электрик Василий Евдокимов, Иван Колесов, Степан Комаров, Н.Ф.Карлов, А.Е.Иванов, врач Б.В.Куруп, Василий Тряпицын, братья Раменевы. Во время 1-й мировой войны был призван в армию, за революционную пропаганду среди солдат расстрелян в 1915-м.

В.П.Паклин

Паклин Виктор Петрович (1927-2011), родился в д. Куземино Ковровского района. Окончил Ковровский механический техникум (1947), Горьковскую высшую партийную школу (1960). Работал технологом, затем начальником планово-распределительного бюро, в 1950-1956 секретарем комитета ВЛКСМ Ковровского электромеханического завода, затем секретарем Ковровского горкома комсомола, заведующим отделом обкома ВЛКСМ.
С 1961 В.П.Паклин работает вторым секретарем Камешковского райкома КПСС, председателем Камешковского и Вязниковского райисполкомов. С 1974 по 1981 он -первый секретарь Ковровского райкома партии. В 1981 Виктор Петрович заведует отделом торговли и бытового обслуживания Владимирского обкома партии, с 1985 работает председателем партийной комиссии, затем комиссии партийного контроля при обкоме КПСС. С 1990 по 1999 - начальник отдела кадров  УФНС России по Владимирской области. Был председателем Совета ветеранов УФМС области. На всех участках работы В.П.Паклин проявлял себя как политически зрелый, энергичный и принципиальный руководитель, чем завоевал большой авторитет среди партийного актива и тружеников области. Он являлся кандидатом в члены бюро обкома КПСС, неоднократно избирался депутатом Владимирского областного Совета народных депутатов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу на пожаре», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник гражданской обороны СССР».
Палеховский Илья Иванович (ум.12.09.1841). В 1820 окончил Владимирскую духовную семинарию по 1 разряду. Окончил медицинский факультет Московского университета. Штаб-лекарь в Вязниках. Коллежский асессор. Погребен на Крестовоздвиженском кладбище, надгробие сохранилось.
Пальцева (Efole) Наталья Ивановна (р.1978), известный ирландский фото- и телеоператор. Родилась в г. Салацгрива, училась в вязниковской школе № 9 и детской школе искусств им. Л.И.Ошанина в классе духовых инструментов на флейте (педагог Ю.А.Коледачкин), играла в оркестре И.И.Денисюка.

Президент Ирландии Майкл Д.Хиггинс
поздравляет выпускницу
вязниковской школы № 9
и ДШИ им. Л.И.Ошанина
Наталью Пальцеву с
блестящим окончанием лицея в Дублине. Наталья дарит
Президенту книгу своих
фотографий. 2012 год

Училась в Дзержинском музыкальном училище, затем окончила Нижегородское музыкальное училище им. М.А.Балакирева, после которого шесть лет работала в Латвии преподавателем музыкальной школы. Училась в Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола в Риге. С 2005 живет в Ирландии, в Дублине. Окончила колледж работников средств массовой ин-формации и производства телепрограмм. Занимается кино-, видео- и фотосъемкой. Вязники считает вторым родным городом, в детстве часто приезжала к бабушке и потом жила и училась здесь, здесь живут ее родственники. Наталья Пальцева - автор серии фотографий из Музея паровых машин. Известно, что тот интересовался в свое время возможностью покупки самой древней из сохранившихся в Европе машины Джеймса Уатта, которая экспонируется в Вязниках.
Панасов Н., главный зоотехник совхоза «Пролетарий» Вязниковского района, автор книги «За 5000 килограммов молока от коровы!» (1954).
Панины, по указу Анны Иоанновны в 1744 году Мстёра (Богоявленская слобода) была передана гр. Паниным (О Паниных см. том 3).
Панкрышев Осип Андреевич, иконописец, владелец мастерской И.А.Евтихиева. Начиная с XVII века, Владимирский край становится одним из самых крупных центров иконописания в России. Ко второй половине XIX века на три тысячи двести жителей Мстёры в иконном производстве были заняты 1300 человек. Иконописцы-старинщики (старообрядцы) не только писали иконы, отвечающие строгим древним канонам, или создавали образы под «старую живопись», но и изготовляли иконы «нового письма», а также ризы и киоты, продавали в целом до 300 тысяч икон в год. «Дщепные» (щепные) иконы «подокладные» и «подофлежные» стоили недорого. На фабрике В.С.Крестьянинова работало около 200 человек, они украшали печатные иконы окладами и цветами из фольги, которую производил мстёрский фольговый завод. Продукция Мстёры заполнила все рынки России; «вязниковцы» с расхожим мстёрским товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых отдаленных стойбищ новокрещеных «инородцев». Иное дело иконописные мастерские А.И.Цепкова, В.И.Шитова, С.А.Суслова, где производили образы каче-ственного письма, которые стоили очень дорого. Эти иконы покупали ценители древнерусской живописи, в основном старообрядцы. Особенно крупные мастерские, до 100 человек, имели И.В.Янцов и И.Е.Мумриков с сыновьями. Они писали позолоченные с расчеканкой иконы и делали обычные и дорогие «московские» киоты. Во Мстёре существовало несколько семейных мастерских, в которых работали только родственники: отец с сыновьями, братьями, племянниками и пр. Одна такая мастерская дорогого иконного письма принадлежала И.А.Панкрышеву с сыновьями. Потомки старинного иконописного рода Панкрышевых до сих пор живут во Мстёре, продолжают профессию художников-миниатюристов. Подобно И.С.Чирикову, М.И.Дикареву, А.В.Тюлину, основавшим иконописные мастерские в Москве и Петербурге, Иосиф (Осип) Андреевич Панкрышев решил уехать из Мстёры, но не в столицу, а в далекую Сибирь. Свой переезд хозяин мастерской с семьей осуществил летом 1898. За год до этого Панкрышев торжественно отпраздновал 25-летний юбилей своей деятельности во Мстёре. В брошюре, посвященной этому событию и отпечатанной в Москве, с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, говорится, что во Мстёре, где «изготовляется громадное количество икон.., значительно выделяются по своему качеству, художественности исполнения и религиозному значению иконы И.А.Панкрышева, мастерской которого…22 июля 1897 года был отпразднован первый в России двадцатипятилетний юбилей».  Указания на «первый двадцатипятилетний юбилей в России» повторяются в брошюре не-сколько раз, кроме того, крестьянин слободы Мстёры И.А.Панкрышев назван «иконописцем Императорской Фамилии». Уже в Томске мстёрский иконописец с благоговением показывал особый альбом с золотой надписью, о котором упоминается в книжечке. В альбом Панкрышев поместил «Благодарности от Высочайших Особ и прочих лиц», а также отзывы от Российских Великих князей, от Его Высочества Черногорского князя Николая, Ее Величества Королевы Сербской Наталии, Митрополита Сербского Михаила и Греческого принца Георга, от Российского Военного министра, а также от многих духовных и частных лиц. В мастерской часто выполнялись заказы на иконы, подносимые впоследствии членам Императорской семьи. Из Томска Панкрышев отправляет икону св. Иоанна Крестителя Великой Княгине Елизавете Федоровне, узнав об убийстве ее мужа в Кремле. В брошюре также говорится, что за свою работу Панкрышев был удостоен не только многочисленных подарков от Высочайших особ, но и медалей за выставки икон своей мастерской в Чикаго и Антверпене. Серебряной медалью иконописец был награжден на Нижегородской выставке. Мастерская Панкрышева в 1897  с успехом выполнила заказ на иконы для Афонского подворья в Одессе. Таким образом, «из Богоспасаемой веси Мстёра на жительство в столицу далекой холодной Сибири в Богоспасаемый град Томск», с многочисленным семейством и иконописной мастерской Панкрышев приезжает хорошо известным и сложившимся художником.  Приглашая на открытие своей мастерской в Томске, 14 августа 1898 мастер сообщает, что имеет  «намерение очень долгое время трудиться здесь на поприще своего скромного труда Русской иконописи…и по силе возможности возвысить иконописание в Сибири». Сохранился образец печати Панкрышева: Первая в Сибири из России иконописная мастерская И.А.Панкрышева с С-ми в г. Томске. Существует с 1872 г.
Впервые фамилия Панкрышева встречается в томских газетах в 1890. Томская духовная Консистория рекомендует священникам Епархии выписать иконы достойной работы, изготовленные в его мастерской. Это образы, созданные в память 1000-летия святых Кирилла и Мефодия, в честь 900-летия Крещения Руси и чудесного спасения Государя Императора с семьей от угрожавшей им гибели в 1888 году. Мастерская И.А.  Панкрышева переезжает в Томск по благословению епископа Томского и Бийского Макария (Невского), впоследствии Митрополита Московского, ныне канонизированного. Еще в 1893 Панкрышев прислал Его Преосвященству для образца икону св. Николая Чудотворца и просил благословения на создание икон для строящихся храмов Барнаульского уезда.  Владыка Макарий постоянно рекомендует делать заказы иконостасов и икон в мастерской Панкрышева. Он считал, что иконы этой мастерской «искусной работы» и отличаются «строго церковным духом».  «Первая в Сибири из России» мастерская И.А.Панкрышева участвует в 1899  на Франко-Русской художественной выставке в Санкт-Петербурге и удостаивается серебряной медали за свои работы. В его мастерской владели разными приемами иконного письма: греческим, византийским, «фряжским», живописно-реалистическим. Сам Панкрышев, его сыновья и работники знали тонкости всех ведущих русских школ - московской, строгановской, новгородской, что демонстрируют разбросанные по разным городам иконы его мастерской. Панкрышев всегда подписывал свои иконы, до переезда в Томск он именовал себя «крестьянин слободы Мстёры». Иконы томского периода подписаны: «Иконописная мастерская И.А.Панкрышева в Томске» - и год создания. Самые ранние иконы этой мастерской были обнаружены автором в собрании ГМИРА в Ленинграде. Это «Святая преподобная Параскева»  и «Святой Нестор Летописец, святой Алексей, Митрополит Московский и св. преподобная Параскева». Обе иконы написаны в память 25-летия Импера-торского Московского археологического общества. Подпись на второй иконе свидетельствует, что образ заказал бывший крестьянин слободы Мстёры, по-строивший там первую литографию, член археологического общества И.А.Голышев. Дорогие иконы на заказ писал сам Осип Андреевич Панкрышев. Вероятнее всего, и эти образы (тем более по просьбе именитого земляка) исполнены хозяином мастерской. Обе иконы необыкновенно живописны и праздничны. Первую мастер обрамляет золотыми цироваными полями, во второй использует золотой фон, декорированный узорами, что, в целом, не характерно для Мстёры. Те же золотые цированые поля и фон привлекают внимание в иконе мастерской Панкрышева 1907 года «Святые Неонила и Параскева» из Никольской церкви д. Листвянка на Байкале. Икона написана маслом, святые держат в руках кресты - символы мученичества. Икона большая, выше 100 см, но не храмовая. Если образ и пребывал в церкви, то, видимо, в скитской, старообрядческой, так как только там владельцем иконы могла быть сделана надпись с тыльной стороны: «4 апреля 1896 г. умер Владимиръ, 13 апреля 1907 г. умерла Неонила». Большой заказ на исполнение икон для собора св. Александра Невского в Ялте мастерская получила в 1891. Закладка храма была приурочена к 10-й годовщине со дня гибели Александра II. Храм строился на пожертвования ялтинцев. Проект утвердил сам Император Александр II, семья которого принимала активное участие в строительстве собора. Видимо, именно царственные заказчики обратились к «замечательным художникам мастерской Панкрышева». Заканчивали работу уже в Томске, к освящению ялтинского собора в декабре 1902. В 1896-1899 возводится собор св. Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске), который был памятником Александру III на Сибирской железной дороге. Царская семья принимала активное участие и в этом строительстве. Внутренние росписи храма и его иконостас выполнила томская иконописная мастерская Панкрышева. В этой же мастерской в 1907 был написан иконостас для Никольской церкви станции Алзамай (на ВСЖД) Иркутской губернии.  В газетной статье о храме Панкрышев уже назван «известным сибирским иконописцем». Объявления о работах его мастерской часто печатают «Иркутские епархиальные ведомости». В Томске хозяин быстро достиг известности за добросовестное исполнение заказов и умеренность в ценах на иконы «в сравнении с их достоинством». В томских храмах сохранилось несколько образов, созданных в мастерской Панкрышева. В церкви св. Александра Невского есть икона «Благовещение», вышедшая из мастерской в 1907. Моделировка образа светотеневая. Печальный лик Богоматери написан мягкими высветлениями с киноварной подцветкой. Взгляд опущен вниз. Икону выделяют те же золотые цированые поля и нимбы, а главное - обилие ткани в одеждах, написанных в сдержанных зеленоватых и бордовых тонах. Одежды всех святых, мафории на женских головах в образах Панкрышева драпируются тяжелыми обильными складками, прописанными разбеленным тоном той же краски. Многие мстёрские мастера, работавшие в других городах, использовали старые традиции своего художественного центра. Особенно замечателен в этом смысле образ «Святой Николай Чудотворец» того же 1907 года из Троицкой церкви. На серо-розовом фоне изображен Святитель в ярко-красных и синих одеждах, с обильными золотыми узорами. На омофоре золотые кресты, унизанные драгоценными камнями. Поручи и края омофора отделаны золотой узорной каймой Лик прописан мягкими плавями нежных охристых и розоватых оттенков. Темно-серые глаза святого смотрят пронзительно и понимающе сочувственно.
Исследователи отмечают, что одной из важнейших черт художественного языка рубежа XIX - XX веков является своеобразная весомость образа, идущая от древних традиций русского иконописания. Монументальным величественным фигурам тесновато в пространстве доски. Такова икона «Казанской Божией Матери» из Петропавловского собора. Своеобразна манера письма ликов, отправляющая к византийской иконописи последнего периода, с ее тонкой живописностью и ощущением пульсирующей жизни. Томичи знают, что по молитвам у этого образа происходили и происходят чудесные исцеления от болезней глаз, даже от слепоты. К 1910 И.А.Панкрышев имел не только самую известную в Западной Сибири мастерскую, адреса которой постоянно менялись, так как он переезжал в большие и удобные помещения, но он стал еще и обладателем крупнейшего магазина на центральной улице Томска по адресу: Почтамтская, д. 38. Магазин предлагал не только иконы, киоты и различную церковную утварь, не только принимал заказы на медные и серебряные иконные ризы, но даже продавал колокола завода Оловянишникова от 1 до 52 пудов.
 Последний раз имя знаменитого иконописца упоминается в 1921. В эту эпоху разрушений храмы не просто уничтожали, но, в старании узаконить разгром Церкви, по всем учреждениям, даже по школам, собирали подписи тех, кто, якобы, этого разрушения требовал. Таким образом, новая власть сжигала иконы и срывала церковные кресты не по своей воле, а «по просьбам трудящихся». Мало кто находил в себе силы и не подписывал зловещие бумаги. Все иконописные мастерские в Сибири и по всей России разорялись и закрывались. Сохранилось письмо из подотдела по делам музеев, охраны памятников искусств и старины «гражданину Панкрышеву», в котором подотдел согласно желанию самого «гражданина Панкрышева» просит передать для Томского областного музея «коллекцию предметов церковного культа, нумизматическую коллекцию и другие вещи» сотруднику И.С.Аввакумову.  Состоялась ли эта передача, неизвестно, так как ни одного предмета из коллекции Панкрышева в томских музеях не сохранилось.
По крупицам собираются материалы об иконописной мастерской, составлявшей некогда славу и гордость Томска. Однако, наряду с прославленными памятниками русской иконописи рубежа XIX - XX веков, малоизвестные творения сибирской мастерской Панкрышева вплетаются на равных в единую ткань художественной жизни этой трагической эпохи и позволяют ощутить ее многообразие и сложность.

Первые в мире комиксы придумали мстеряне Вязниковского уезда: один из
первых комиксов «Панюшка и Сидорка осматривают Москву»

Пантюшка и Сидорка - имена, популярные в Москве и других крупных городах Российской империи, придуманные во Мстёре изготовителями лубочных картинок. Так звали героев картинок, которые продавались офенями-вязниковцами. Наиболее популярной литографией из этой серии стал лубок, напечатанный в литографии И.А.Голышева под названием «Пантюшка и Сидорка осматривают Москву». Впоследствии западные издатели эту мстёрскую идею превратили в рисованные комиксы с иными именами.
Парахина (Буянова) Антонина Ефимовна (ум.1983), известный вязниковский журналист, заведующая отделом сельского хозяйства газеты «Маяк» («Знамя») в 1960-1970-е.
Паркин Евгений Петрович (р.1951). Родился в поселке Никологоры, с 1958 по 1968 учился в вязниковской школе № 3. С 1969 по 1973 обучался  во Владимирском государственном педагогическом институте им. П.И.Лебедева-Полянского на  музыкально-педагогическом факультете. Окончил с отличием отделение народных инструментов Владимирского музыкального училища. Работал учителем пения в Табачихинской и Нововязниковской школах. Много лет был заместителем директора по учебно-воспитательной работе Вязниковской детской школы искусств. Награжден знаком «За достижения в культуре» (2002), Почетными грамотами администрации Вязниковского района, департамента культуры областной администрации. Сын П.Н.Паркина (см. ниже).

Е.П.Паркин и П.Н.Паркин


Паркин Петр Николавевич (1919-2003), директор ряда текстильных предприятий Вязниковского района. Родился в селе Богдашкино Черда-клинского района Ульяновской области. В 1921 семья Паркиных переехала в Вязниковский район. Детство и юность Петра прошли в селе Успенское. В 1934 он поступил в вязниковскую школу ФЗУ, после окончания которой получил специальность прядильщика. Следующим местом его учебы стал  льнотехникум. В 1939 Петра призвали в армию, и он был зачислен в 241-й батальон авиационного обслуживания 15-й воздушной армии телеграфистом. Батальон был прикреплен к авиационному полку, оснащенному тяжелыми бомбардировщиками. Война застала Паркина под Смоленском. Он участвовал в боях под Москвой, в Прибалтике и Белоруссии. После войны работал на фабрике «Большевик» (Никологоры) в должности помощника мастера, мастера, а затем начальника цеха. В разные годы трудился на должностях главного инженера, директора на текстильных фабриках района: «Комсомолец» (Сергеево), «Прогресс» (Осинки), им. ВЦИК  (Стёпанцево), «Большевик» (Никологоры), «Советская» (Эдон). Последние 15 лет П.Н.Паркин был директором фабрики «Буторлинская». Награжден орденом Трудового Красного Знамени,  медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Парфеновы - династия. Приехали в п. Никологоры в конце XIX века из орен-бургских степей, где глава семейства Григорий был ямщиком. В семье было шестеро детей: Василий (1907), две Ксении, Евдокия, Александра и Лидия. Все отличались талантом, участвовали в эстрадном театральном коллективе «Синяя блуза», созданном в 20-х годах Марией Ивановной Колоколовой, выступали в деревнях. До революции и после нее старшая Ксения, Евдокия и Лидия пели в церковном хоре, которым руководил Александр Алексеевич Добронравов. Василий играл на трубе в духовом оркестре, а в 20-х годах ХХ века сам организовал оркестр при фабрике «Большевик», который выступал в поселке и имел успех. Кроме этого, В.Г.Парфенов участвовал в драмкружке и исполнял комические роли в постановках, хорошо пел. Старшая Ксения тоже пела в клубном хоре под руководством Павла Александровича Колоколова.

 

Два брата Парфеновых в спектакле «Стряпуха замужем».
Слева Станислав, справа Борис
 

Никологорский народный театр. Сцена из спектакля «Стряпуха замужем».
С баяном Борис Парфенов.
 Сзади в шапочке Станислав Парфенов. Между ними - Михалевская Любовь Ивановна

Василий Парфенов породнился еще с одной творческой семьей - Пановых. Его жена Мария (р.1911) участвовала вместе с ним в драматическом и хоровом кружках. В семье родились два сына: Станислав - в 1933 и Борис - в 1936. В 1941 Василий ушел на фронт и погиб в боях. В память о нем Владимир Пышкин, которого В.Ф.Парфенов до войны научил играть на трубе, обучил игре на этом инструменте Станислава, который пришёл в духовой оркестр. Позднее к нему присоединился и Борис. Оба брата посещали и хоровой, и драматический кружки Дома культуры, где работала их мать, Мария Павловна, - сначала художественным руководителем, потом директором.
В 1959 драматическому коллективу ДК было присвоено звание народного театра. Первым режиссером стал Иван Васильевич Ловушкин, а заведующим постановочной частью - Станислав Парфенов. Кроме бюджетных ставок, театру был выделен грузовик ГАЗ-51, на котором самодеятельные актеры исколесили Вязниковский и другие районы области. Водителем был Борис Парфенов. Театр дебютировал пьесой «Свидание у черемухи», где играли оба брата. Оба снимались в художественных фильмах: у А.Михалкова-Кончаловского - «История Аси Клячиной, которая любила, да так и не вышла замуж» и у А.Сурина - «Дорога домой».  К сожалению, братья очень рано ушли из жизни: Станислав - в 1974, Борис - в 1978. Старший сыграл роли в 26 спектаклях, младший - в 14.

 

Никологорский народный театр. Сцена из спектакля «Свадебное путешествие».
Слева направо: Спрыгин Павел Александрович - один из старейших актеров народного театра, руководитель молодежной студии, Михалевская (в замужестве Власенко) Алла, Парфенов Станислав, Колотилин Борис, Ананьев Адольф

Но дело  Парфеновых было продолжено. В 1958 в Никологорах появилась обаятельная Маргарита Михайловна Ломакина. Родилась она в Вязниках, в семье партработника М.А.Ломакина. Михаил Алексеевич был комсомольским вожаком, затем инструктором горкома партии. В 1941 он ушел на фронт и пропал без вести в брянских лесах. После окончания средней школы Маргарита училась в Калининградском культпросветучилище на методиста-организатора клубной работы». Трудовую деятельность начала в Никологорах - заведующим клубом фабрики «Большевик». Здесь она и встретила активного участника художе-ственной самодеятельности, красавца Станислава Парфенова. В 1959 они поженились. Рано овдовев, Маргарита Михайловна одна воспитывала двоих сыновей. 10 лет работала воспитателем в детском саду, более десяти - воспитателем общежития СПТУ-14. Но профессия брала свое. Как режиссер, М.М.Парфенова поставила несколько спектаклей: «Идем смотреть Чапаева», «Акселераты», «С кем мы?», «Выйти замуж» и другие, отличавшиеся высоким уровнем режиссуры. Когда здание ДК снесли и перевели учреждение в здание бывшего Дома пионеров, Маргарита Михайловна взяла на себя смелость быть его директором. Несмотря на тяжелые условия, работа здесь закипела. С легкой руки Парфеновой в любимом месте отдыха никологорцев - старинном парке -  стали проводить Дни поселка и Фать-яновские праздники.

Маргарита Михайловна Ломакина-Парфенова

Будучи еще директором ДК, Маргарита Михайловна организовала детскую студию сольного пения «Домисолька». Первыми ее солистами были внучки Парфеновой - Оксана и   Маша, внук Дима, ставшие призерами и лауреатами конкурсов и фестивалей художественной самодеятельности района. Лауреатами окружного конкурса сольного пения стали Илья Зотов, Гена Тимофеев, Саша Волосов.


 

Сцена из кинофильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной…».
Слева Борис, справа Станислав Парфеновы
Подготовив себе замену как директор, М.М.Парфенова продолжила работу с детьми. На заслуженный отдых она ушла в 2001, но по-прежнему поддер-живает связь с работниками ДК.
Парфенов Николай Гаврилович (1895-1985), родился в Никологорской волости Вязниковского уезда. Окончив начальную школу, поступил на фабрику Федянина, носил початки. Позже стал браковщиком. Старательного подростка перевели в помощники мастера к С.Д.Рыбакову. В 1915 Николая переманили повышенным жалованьем в мастера к фабриканту А.Я.Борисову.  Фабрика, третья механическая, была построена в 1910, парк станков составлял 70 единиц. После революции здесь располагалось малое ткацкое производство фабрики «Большевик». В 1918 Н.Г.Парфенов был назначен управляющим фабрики вместо А.Я.Борисова, который после революции работал здесь заведующим. В дальнейшем Николай Гаврилович работал на предприятии мастером, в расчетной конторе, а с 1920 по 1957 - начальником планового отдела фабрики «Большевик». Н.Г.Парфенов принимал активное участие в общественной жизни фабрики: был членом правления первого клу-ба, затем председателем правления клуба фабрики. Посещал драмкружок. Сын Гавриил погиб на фронтах Великой Отечественной войны, дочь Валентина (Евстигнеева) работала врачом в одной из поликлиник г. Вла-димира (см. ниже).

Н.Г.Парфенов и его дочь В.Н.Евстигнеева

Парфенова (Евстигнеева) Валентина Николаевна (1925-2010), родилась в п. Никологоры. В 1943 с отличием окончила Никологорскую среднюю школу и поступила в Ивановский мединститут. Окончила его в 1948 по специальности «Лечебное дело».
Была распределена в Читинскую область, где была назначена заведующей сельским врачебным участком села Ульдурга Тунгокаченского района. Совмещала обязанности терапевта, хирурга и гинеколога. Через год вернулась в Никологоры и до 1951 заведовала врачебным здравпунктом при фабрике «Большевик».

Дальнейшая работа Валентины Николаевны была связана с местами назначения мужа-военнослужащего. В ГДР она работала начальником медпункта - старшим врачом (1951), в Краснотурьинске Свердловской области - врачом-терапевтом, затем заведующей поликлиникой в медсанчасти алюминиевого завода (1962), позже ее перевели на должность заместителя главврача по лечебной части. С 1964 В.Н.Евстигнеева была заместителем главврача по лечебной части 2-й городской больницы г. Владимира (медсанчасть Владимирского тракторного завода). Стояла у истоков этой больницы, занесена навечно в юбилейную книгу «Трудовая слава больницы ВТЗ».

Дочь В.Н.Парфеновой О.А.Потапова

Отработав здесь 40 лет, ушла на заслуженный отдых в 2004. В.Н.Евстигнеева неоднократно заносилась на Доску почета, награждена ведомственным знаком «Отличник здравоохранения», грамотами. Дело Валентины Николаевны продолжает ее дочь, Потапова Ольга Александровна.  Окончив Ивановский мединститут по специальности «педиатрия», с  1982 она  работает во Владимире - сначала врачом, а с 2002  заведующей детским инфекционным отделением городской больницы № 2.
Паршин Иван Иванович (1915-1945), майор Рабоче-крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза (посмертно). Родился в д. Толстиково Меленковского уезда Владимирской губернии. Окончил Вязниковский льнотехникум. В 1936 был призван в Красную Армию, прошел курсы младших лейтенантов (1939), участвовал в боях советско-финской войны, с июня 1942 - на фронтах Великой Отечественной войны. К январю 1945 майор Иван Паршин командовал 969-м артиллерийским полком 60-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши. 15 января 1945 полк Паршина успешно прорвал немецкую оборону в районе населенного пункта Калушин к северу от Варшавы. Находясь в боевых порядках передового батальона, Паршин принимал активное участие в освобождении населенного пункта Крубин. В том бою он и погиб. Похоронен в Варшаве. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. В честь Паршина названа улица в г. Меленки.
Пашенины, Малинины, основатели фабрик уезда (см. том 3).
Пенькова Вера Александровна. Десять лет работала агрономом в колхозе «Заря». В 1982 решила круто изменить свою судьбу и продолжить дело матери, библиотечного работника Н.С.Моховой. Став заведующей Песковской сельской библиотекой Вязниковской ЦБС, Вера Александровна принялась активно приобщать молодое поколение к чтению. Стремясь сделать каждого жителя села читателем библиотеки, делала подворные обходы, проводила беседы. В библиотеке устраивала выставки рисунков юных читателей, изделий народных умельцев. Выйдя на пенсию, передала семейное дело дочери, Алевтине Витальевне Смирновой.
Песня Иван Александрович (р.1936). На Вязниковском заводе автотракторной осветительной арматуры (ОАО «ОСВАР») проработал с 1973 по 2009 годы токарем инструментально-штампового цеха. Как высококвалифицированный специалист принимал непосредственное участие в создании и ремонте оснастки: штампов и прессформ для работы цехов основного производства завода. Принимал активное участие в общественной жизни предприятия и города. Неоднократно избирался председателем цехо-вого комитета профсоюза. Депутат городского Совета народных депутатов двух созывов.

И.А.ПесняУказом Президиума Верховного Совета СССР от 31.03.1981 года награжден орденом «Знак почета», 10.06.1986 года награжден орденом «Трудового Красного знамени».
Пестель Борис Иванович (1794-1848), младший брат декабриста Павла Ивановича Пестеля, владелец части села Станки Вязниковского уезда. Был женат на Софье Николаевне Трубецкой. Две дочери: Екатерина Борисовна Отт и Елизавета Борисовна Квицинская (в первом браке), Арсеньева (во втором браке) - вязниковские помещицы. В Москве живет (на 2016) Владимир Сергеевич Норманн - праправнук Бориса Ивановича и Софьи Николаевны Пестель, изучающий историю своей знаменитой семьи и хранящий фамильные предания, в том числе и о станковском имении Пе-стелей.
Пестель (Арсеньева) Елизавета Борисовна (1828-1914), дочь Б.И.Пестеля, станковская помещица (подробнее см. том 3).
Портрет вязниковской помещицы Елизаветы Пестель (Арсеньевой). Работа П.Ф.Соколова
Петров А.С., директор Вязниковского Торга в 1960-е.
Петров Василий Иванович, председатель колхоза «Родина» с 1968 по 1979.  Из книги Л.А.Карташовой: При Василии Ивановиче Петрове хозяйство получает свое дальнейшее развитие. Следует сказать, что за труд, вложенный в развитие колхозного производства, Василий Иванович был награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд», двумя медалями ВДНХ; он - участник Выставки достижений народного хозяйства, ветеран труда, заслуженный колхозник колхоза «Родина».
Василий Иванович сочетает в себе качества: твердость характера, справедливость, понимание людей и веру в них, ответственность за коллектив. За период его работы колхоз ежегодно получал переходящие Красные знамена по итогам года в целом, а также по периодам работ в течение года, за зимний стойловый и летне-пастбищный периоды в животноводстве, за весенне-полевые работы и уборку урожая в рас-тениеводстве...
Итак, новый председатель, новые задачи, проблемы. Приняв бразды правления, Василий Иванович с небывалым энтузиазмом взялся за строительство. Первое, что он построил, была колхозная баня, которая так была необходима для колхозников. Был застроен животноводческий комплекс на 900 голов, котельная, началось строительство жилого фонда. Так, в считанные годы была выстроена целая (ныне Клубная) улица, два четырехквартирных, два восьмиквартирных дома, новая ферма в д. Лог, контора правления колхоза, Пировское и Войновское картофелехранилище - всего и не пересчитать. Больным местом в колхозе оставались дороги. По центральной усадьбе вообще было ни проехать ни пройти, была сплошная непроходимая грязь. Началось благоустройство дорог. И первая асфальтовая дорога пролегла по деревне Пировы-Городищи. Это была радость и гордость колхоза. Вторую дорогу построили от механической мастерской до Вантинской школы, это была дорога из бутового камня, позднее ее соединили с деревней Войново. Правление колхоза на своем заседании решает изменить структуру управления колхоза. Так, на базе участков были первоначально созданы комплексные бригады, а затем - тракторно-полеводческие. Вся техника, закрепленная за бригадами, находилась на территории бригад. Внутри бригады были звенья. В кажой бригаде был бригадир, помощник бригадира, механик, счетовод, зав. фермой. Бригадиром Пирово-Городищенской бригады № 1 была Баташова Лидия Алексеевна. Она - ветеран труда, ударник пятилетки. > Позднее бригаду возглавила Аристархова Ольга Александровна. Бригадиром Руделевской бригады № 2 были Баранова Евдокия Дмитриевна, по характеру - беспокойная, заботливая, трудолюбивая женщина, которая всю себя отдавала работе. До бригадирства долгое время работала в овощеводстве звеньевой. За свой труд Евдокия Дмитриевна награждена орденами Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы III степени. Она - ветеран труда, имеет много почетных грамот, значков «Победитель социалистического соревнования».
Петров Сергей Николаевич (1906-1943), завуч школы пос. Октябрьский (Лосево), учитель истории. Был ранен в бою 20 июля 1943 у деревни Коптево Орловской области, умер от ран в госпитале.
 

Категория: На семи венцах Клязьмы | Просмотров: 759 | Добавил: Р-6176