Иванов Николай Васильевич, инженер-механик демидовской фабрики с 1911 по 1929 годы.
Иванова Вера Константиновна (1938-2015), краевед, один из инициаторов воссоздания Вязниковского Казанского собора, кандидат физико-математических наук, специалист в области электроники ВПК.
Родилась в Вязниках в семье чекиста, который в 1931-1937 служил в Кремле в охране И.В.Сталина, а с 1938 работал в разных районах Ивановской (Владимирской) области, переезжая с семьей. В.К.Иванова окончила школу в Собинке с золотой медалью, после окончания Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского работала инженером-физиком в Горьковском объединении «Орбита», получила патенты, авторские свидетельства на создание материалов для электронной техники. После выхода на пенсию вернулась на свою малую родину.
Дед по материнской линии Алексей Петрович Березин - владелец постоялого двора в Вязниках (на этом месте в 1970-е годы было построено здание столовой «Орион»), 30 лет был певчим Казанского собора. Известен в Вязни-ках и дядя В.К.Ивановой (брат матери) - Константин Алексеевич Березин. В 1950-е он работал директором районного Дома культуры (в то время РДК располагался в здании, где ныне находится Музей песни ХХ века), был солистом художественной самодеятельности. В.К.Иванова была знакома с А.И.Солженицыным.
Знакомство состоялось в 1956 году, когда писатель проживал в Мезинове Собинского района. После своего возвращения из США в 1994 писатель приезжал в Мезиново, прислал Вере Константиновне в Вязники свою новую книгу «Россия в обвале», а ее отцу книгу «В круге первом» с дарственными надписями. Будучи большим любителем классической музыки, Иванова была близко знакома с М.Ростроповичем, в 1990 написала книгу о Нижегородском симфоническом оркестре под названием «Луч света во тьме ссылки А.Д.Сахарова в Горьком». Книга готовится сейчас (2015) к изданию в Нижнем Новгороде к 80-летию оркестра. В.К.Иванова - автор книги «О Вязниковском Казанском соборе, о науке, боге и религии» (2003), с 2008 была членом Попечительского совета по воссозданию Казанского собора в Вязниках.
Иванов Николай Васильевич, в 1853 вязниковский почтмейстер, коллежский асессор.
Иванов-Голубой Антон Иванович (1818-1863), русский художник, пейзажист, выкупленный из крепостничества. Родился в селе Козаково Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье крепостного. Имел способности к рисованию.
Село Казаково принадлежало помещице Домашневой, которая отдала Антона на обучение в иконописную мастерскую отца братьев-художников Чернецовых - Григория Степановича. Чернецовы решили выкупить его из крепостничества, пожертвовав всеми своими сбережениями - двумя тысячами рублей ассигнациями. Однако помещица запросила большую сумму, поэтому художникам пришлось прибегнуть к помощи влиятельных людей, близких к искусству, таких, как граф Федор Толстой. Наконец, Домашневу удалось уговорить, и в 1841 она отпустила «вечно на волю крепостного своего дворового человека Антона Иванова».
Уже свободного Иванова устроили вольнослушателем на учебу в Академию художеств. С 1841 по 1849 он получал академическую стипендию. За картину «Вид Тучкова моста с набережной Васильевского острова» в 1844 был награжден малой серебряной медалью, а в 1845 получил звание неклассного художника. Первое внимание критиков к своему творчеству Антон Иванов привлек в 1839, когда рисунки и более двух десятков картин, написанных братьями Чернецовыми во время и после их путешествия по Волге, были выставлены в Академии художеств. Антон Иванов написал картину «Вид мастерской художников Чернецовых на барке, в путешествие их по Волге в 1838 году». Она также экспонировалась на выставке и обратила на себя внимание знатоков живописи. На ней изображен внутренний вид деревянной надстройки на барке, на которой художники плыли по Волге. На переднем плане - помещение мастерской. Свет четырех окон падает на рабочие столы, заваленные бумагами, начатыми картинами и ящиками с красками. На заднем плане видно помещение, служившее спальней художни-кам. В комнате Иванов нарисовал двух братьев Чернецовых. Слева, с книгой в руках - младший, 16-летний Поликарп. Это единственный его портрет, сохранившийся до наших дней - жизнь его оказалось недолгой. Справа - над рисунком на столе склонился Григорий. Картина ценна как летописный документ путешествия (это первое полотно художника сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге). В 1839 Иванов также написал картины «Вид на Волге в Жигулевских горах», «Рыболовные суда отплывают из гавани», «Гром в Соковских горах на Волге». Позже - «Вид села Винновка на Волге в Симбирской губернии» (1841), «Переправа Н.В.Гоголя через Днепр» (1845), «Перевоз через Волгу в Симбирске» и «На Волге» (1846).
В 1846 братья Чернецовы отправились за границу и взяли с собой Иванова.
Кроме русских пейзажей, Иванов также выполнил многочисленные зарисовки видов Италии - «Вилла русских художников близ Неаполя» (1851), «В окрестностях Тиволи» (1851), «Дорога в Риме» (1854), «Горное ущелье» (1862), большую картину «Русские песенники в Риме» (1862, хранится в Третьяковской галерее). Многие пейзажи Иванова переправлялись в Россию, где оседали в частных коллекциях. В Италии он совершенствовал свое мастерство, писал не только этюды, но и пейзажи на тему русской природы. В 1848, во время революционных событий в Западной Европе, царь Николай I издал распоряжение об обязательном возвращении на родину всех россиян, находившихся в то время за границей. Чернецовы вернулись в Петербург, а Иванов отказался ехать и остался в Риме, где и умер 6 декабря 1863 в возрасте 45 лет. Похоронен на кладбище Тестаччо. До наших дней художественное наследие Иванова полностью не сохранилось. В музеях России остались лишь несколько картин с подписью художника. См. цветную вкладку.
Ивлев Владимир Иванович (р.1956). Родился в п. Нововязники. Окончил 8 классов средней школы (1972), ГПТУ № 20 (1975). С 1977 по 1979 служил в Советской Армии. С 1979 по 1988 работал художником-оформителем. С 1988 по 1992 обучался в Суздальском художественно-реставрационном училище. С тех пор, как окончил его, Владимир Иванович работает на отделении изобразительного искусства в ДШИ им. Л.И.Ошанина - преподает скульптуру, лепку, резьбу по белому камню, композицию, рисунок, живопись. Руководит классом скульптуры: специализируется на резьбе по белому камню, чего нет больше ни в одной школе Владимирской области.
В.И.Ивлев - творчески работающий преподаватель. Его работы в живописи и графике участвуют в районных выставках и конкурсах. Он является победите-лем городского конкурса на создание памятника жертвам политрепрессий.
После окончания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова поддерживает творческую связь с преподавателем, народным художником РФ, профессором В,В,Глебовым. С 1992 по 2005 в мастерской Глебова В.И.Ивлев принимал участие в реставрационных работах на Крутицком подворье и в храме Христа Спаси-теля в Москве.
Работал над созданием памятников выдающимся людям России, является автором мемориальной доски П.Д.Барановскому на Крутицком подворье. Занимался реставрацией памятника первым жертвам Батыева нашествия (г. Зарайск, 2002), церкви Вознесения (музей-усадьба «Коломенское»). Награжден Почетными грамотами администрации ДШИ им. Л.И.Ошанина, управления культуры и молодежной политики, Благодарственным письмом администрации района. Активный член школьного профкома. Многие выпускники класса В.И.Ивлева продолжили профессиональное образование, работают по специальности «архитектура» и «реставрация белокаменного зодчества». Работы его учащихся - в числе победителей областных конкурсов изобразительного искусства «Натура и творчество», областного конкурса педагогического мастерства ДШИ, ДМШ, ДХШ «Учитель и ученик», российских конкурсов детского творчества «Ангел вдохновения», «Храмы России».
Игумнов Сергей Иванович, управляющий фабрикой С.И.Сенькова, один из организаторов Вязниковского драмкружка и театра. По воспоминаниям современников, был очень талантливым актером, любил театр.
Игумнова Евгения Сергеевна (ум.1972), дочь управляющего сеньковской фабрикой С.И.Игумнова. Некоторое время была замужем за сыном С.И.Сенькова Иваном Сергеевичем, который после развода уехал в Хабаровский край, где и дожил до 97 лет. В советское время Е.С.Игумнова была награждена орденом Ленина, служила актрисой Вязниковского драматического театра, преподавала в школах биологию, рисование и черчение.
Игумнова Зинаида Сергеевна (1990-1981), актриса МХАТ, родилась в Вязниках, дочь управляющего сеньковской фабрикой С.И.Игумнова, сестра Евгении Сергеевны Игумновой (см. выше). Актриса МХАТ 2-го с его открытия. Театральное образование получила в Грибоедовской студии. В ее послужном списке (включая вводы) - Наташка, «Любовь - книга золотая»; придворная в «Гамлете»; царевна Анфиса в «Блохе»; Марфушка, прислуга у Лихутиных, в «Петербурге»; Анюта, «В 1825 году» (там же 1-я баба); одна из хора Эриний («Орестея»); Марья Григорьевна, жена Годунова («Смерть Иоанна Грозного»); проститутка во «Взятии Бастилии»; Катя, член правления клуба («Фрол Севастьянов»); делегатка Настасья, «Двор»; сенная девушка во 2-й редакции «Смерти Иоанна Грозного»; нянька Матвеевна, «Хорошая жизнь».
Актриса МХАТ и Вязниковского театра Зинаида Игумнова
После ликвидации МХАТ 2-го И. вошла в труппу ГосТИМа, где оставалась до его закрытия. В 1938-1940 гг. работала в Театре им. Ленинского комсомо-ла; в 1941-1942 гг. актриса городского театра в Вязниках, затем (вплоть до 1945 г.) - в Первом фронтовом театре ВТО (частушечница). В 1945-1946 гг. служила в Объединении передвижных театров и вела педагогическую работу; с конца 1946 - в труппе Московского театра драмы и комедии. В свои поздние годы она руководила драмкружком в московской школе № 655.
Игумновы: вязниковская династия, родоначальник которой, москвич Иван Игумнов, известен тем, что был реставратором колокольни Ивана Великого в Кремле. Его сына Сергея пригласил на работу в Вязники С.И.Сеньков. Игумнов с женой Ольгой Дмитриевной создали в Вязниках драматический кружок (еще см. том 1).
Ильин Вадим Александрович (р.1941). Выпускник вязниковской школы № 2 (1958), ныне житель г. Троицка Московской области. Доктор наук, профессор, автор большого количества трудов и более 500 статей в области образования и естественных наук. Ниже - его статья о Вязниках:
«Вблизи школы, в годы моего детства (конец или вторая половина 40-х), стоял танк (не знаю какой модели, но мы думали, что это «Тигр»). Если продолжить Красноармейский переулок от угла школы через Советскую улицу, то через 2 дома по правой стороне и было место его «обитания». Играя в прятки, мы залезали внутрь его. А по ул. Советской и далее в гору по ул. Красное шоссе водили строем пленных немцев - они выполняли восстановительные работы, уборку территории… Да мало ли еще чего! Не роптали и были весьма исполнительными.
В книгах обычно пишут, что мальчишки выменивали у немцев на еду искусно сделанные ими ножи - не могу подтвердить этой версии, уже потому, что мы сами может быть были даже голоднее их (карточки отменили где-то в 47-48 г.г), а самым деликатесом была для нас горбушка хлеба, посыпанная солью-бузуном (крупная соль, между прочим очень полезная вещь, а о йодированной слыхом не слыхивали), а если горбушка натерта чесноком, то слюни текли у всех окружающих (немало детей о колбасе только слышали, но никогда не пробовали). Затем шел хлеб с маргусалином (попробуйте-ка установите, что это такое, мы считали, что это изделие из нефти), и, наконец, просто кусочек засохшего хлеба, который можно было долго «мусолить» (однако полезнее жвачки). Никто не знал, что такое пирожное, да и слова такого не было в обращении. Кстати, к пленным немцам у нас было ровное отношение, да и маршрут их был привычным, а вот их губная гармошка, действительно, ценилась.
Война не пощадила и защитников нашей Родины, а из-за госпиталя в городе это было особенно заметно. Неподалеку от школы, на площади, была пивнушка (в народе ее звали
«Голубой Дунай», за цвет, конечно), так вот там дневали и ночевали искалеченные ранениями воины (у одних не было родственников, другие не желали возвращаться в таком виде без рук и ног) - сейчас бы сказали инвалиды. Сердобольные мужики подносили калекам 100 граммов с обязательным бутербродом (иначе водка не продавалась в розлив!), делали деревянные платформы на подшипниках (кто мог передвигаться), усаживали и пристегивали.
После отмены карточек началась «лафа» для мальчишек! Говоришь: «Тетенька, я встану с тобой?». Это означало, что надо отстоять громадную очередь за хлебом (давали по одному килограмму, а потом - по два) - в награду ты получаешь румяный хрустящий довесок хлебушка и счастливый «летишь» домой. Если в семье все работали, то хлеба уже хватало, и ты полновластный хозяин благоухающего куска (никогда не забуду запаха, да и все сверстники тоже - уверен). Ну а если много детей, хлебушек подлежал дележу, а ты ходил героем, и все тебе угождали. Странным образом неповторимый вкус и облик того послевоенного хлеба (большие буханки, ноздреватый, ароматный) сохранился во мне до сего дня.
Раз уж заговорили о пропитании, следует напомнить и тот факт, что ежегодно, собравшись у радиоприемников (те самые черные «тарелки», фигурирующие в фильмах о войне), мы, затаив дыхание, слушали СООБЩЕНИЕ об очередном понижении цен: сначала на продукты питания, а затем и на товары повседневного спроса. Это событие бурно обсуждалось во всех сферах, поднимало настроение и было мощным побуждающим фактором для повышения успеваемости (я отнюдь не шучу, это входило в мозг и кровь вместе с наглядным повышением уровня жизни всех людей - без исключения, и всплеск успеваемости действительно наблюдался).
На пересечении Красноармейского переулка с улицей Советской стояло белое кирпичное здание, некоторое время выполнявшее роль библиотеки, а вот в глубине, во дворе, было тоже белое кирпичное здание, но поменьше. Это как раз помещение для начальных классов. Естественно, отопление было печное, дров не всегда было достаточно, и вообще любое хозяйство велось в режиме строжайшей экономии, следовательно, «Генерал Мороз» не был предусмотрен и одерживал победу не только над немцами на фронтах, но и с нами, «родственниками Деда Мороза», не фамильярничал. Мы сидели за партами одетыми, иногда по трое, и тихо радовались, когда замерзали чернила (можно не писать). На первых порах состав учащихся (даже первоклассников) был разновозрастным, а на «камчатке», как правило, сидели великовозрастные парни, чей голос уже был ломан-переломан. Им зачастую было не до учебы.
Затем мы переходили в следующее здание (это нынешняя школа, но много меньше) и, наконец, в самое дальнее - у фабрики им. Парижской коммуны, обращенной к школе механической мастерской, а значит непроницаемыми окнами. Здесь была администрация, и сюда мы делали взносы за обучение в школе свыше седьмого класса - реальные трудовые денежки, а потому вопрос о продолжении образования был семейным. Жизнь для всех была нелегкой, но никто не роптал. Не знаю, каков уровень заработной платы был тогда у наших учителей, но не могу припомнить случая, чтобы кто-то из них возмущался. Вообще жизнь учителя в материальном плане была для нас тайной за семью печатями, однако «романы» молодых учителей обсуждались, особенно в кругу девчонок, а наше дело было выследить, что придавало нам вес в их глазах (уже пробуждался интерес к противоположному полу, но как же он был не похож на современный «интерес»!). Может быть вот это «для всех» и объединяло нас, исключало зависть - просто-таки бич современности.
Объединяло нас и другое - СТРАХ, похоже, что он не изжит и сегодня, просто притупился и выражается уже не в «молчании по определенным проблемам», а в рабском повиновении мероприятиям власть имущих, что только способствует их укреплению на постах, формированию чиновничьей вседозволенности. Тогда нам и в голову не приходило, что чиновник содержится на наши трудовые (мы вообще не знали ничего о налогах, да и налоговых органов не было, как «не было в свободном доступе» самих законов, кроме Конституции, конечно).
Как учились? В две смены и по-разному: так же прогуливали, давали прозвища учителям, но уважали их, а кого не уважали - не позволяли себе переходить определенную грань в личных отношениях. Ссоры между собой разрешались только на улице после занятий: за дракой следили, как бы сейчас сказали, арбитры, лежачего не били, ноги в ход не пускались. Девочек, как правило, не допускали в свидетели «сражения».
Утром в обязательном порядке собирались у кого-нибудь дома и слушали детскую сказку, фантазировали, обсуждали - это развивало воображение. А какие сказки мы читали? Это и корейские, и индийские, и вьетнамские - нынешним сказкам народов мира далеко до них - это был полный набор. Чтение проходило в читальном зале (позднее уже брали на дом) - я, к при-меру, сидел там с самого открытия, библиотекари держали таких на примете, и мы первыми получали новинки.
А после школы, когда темнело, мы собирались на «катке», на толстенном бревне у крайнего дома под фонарем и читали дефицитные (не библиотечные) книги. Помню эпопею с «Собакой Баскервилей», помню еще, что все жили рядом, а мне нужно было идти домой через овраг, где была полная темнота. К тому же тропа пролегала через своеобразный узкий и низенький туннель из кустов вяза - изоляция от мира полная, плюс разгоряченное чтением воображение… Это было, доложу вам, испытание!
Каждое лето за рекой стоял табор цыган, очень многочисленный со своим бароном. Вечером там жгли костры, а молодые прыгали через них. А какие пелись песни под гитару! Вот такова диспозиция. В. Ильин, педагог высшей категории, Отличник просвещения.
Ильин Вячеслав Николаевич (1938-1997), известный бригадир Вязниковского завода «Текмашдеталь» в 1970-е. Родился в Вязниках, окончил школу № 5 имени А.С.Пушкина и Владимирский авиамеханический техникум.
В.Н.Ильин
Трудовой путь начал фрезеровщиком за заводе «Текмашдеталь», затем мастером 3-го цеха. (Фото субботника) Коллектив под его руководством по-стоянно был победителем соцсоревнования. В.Н.Ильин награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года», грамотами городских властей и заводского руководства. (Фото в полный рост). Женат на Анастасиевой Альбине Алексеевне (о её отце, председателе горрайисполкома в годы войны см. Анастасиев Алексей Петрович; о старшем брате - генерале, доставлявшем на Кубу ядерное оружие, см. Анастасиев Валентин Алексеевич). А.А.Ильина-Анастасиева долгие годы работала заместителем начальника Вязниковского районного узла связи (фото кол-лектива).
На снимке: А.А.Анастасиева-Ильина сидит справа. Слева - Г.И.Белов, третья справа стоит начальник РУС
Коковкина
Сын В.Н.Ильина - подполковник запаса Валерий Вячеславович Ильин - возглавляет ООО «Благоустройство» (см. т. 1, с. 115), поддерживает многие городские социальные инициативы - в частности, вносит немалый вклад в воссоздание Вязниковского Казанского собора.
Ильичев, поэт 59-го Вязниковского Краснознаменного полка во время Граж-данской войны.
Имбирев Алексей Иванович (р.1917), вязниковский военком в 1955-1956, подполковник, родился в д. Шурыч Удмуртской АССР. В Красной Армии с ноября 1935, член КПСС, фронтовик, командир 95-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии, 14-й армии Карельского фронта. В 1942, командуя батальоном, оборонял один из ответственных участков фронта в районе Долины смерти, создал прочную оборону, несмотря на неоднократные попытки противника прорвать её. Благодаря его умелому руководству враже-ские атаки захлебывались, и противник нес большие потери - было истреблено более 400 фашистов. В ряде операций 15 августа и 17 ноября 1942 батальон под руководством Имбирева уничтожил сильно укрепленный гарнизон противника на высоте 263,6, захватив пленных. 8 ноября 1943, будучи командиром полка, Имбирев успешно выполнил задачу по уничтожению гарнизона, взорвав оборонительные сооружения, вышел без потерь со своей стороны. Награжден орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Ионова Татьяна Анатольевна (1952-2009) Ионова Татьяна Анатольевна работала в Вязниковской ДШИ имени Л.И.Ошанина с 1995 года по 2005 год, преподавателем английского языка.
Т.А.Ионова
За период работы проявились лучшие качества педагога: глубокие теоретические знания, отличное владение языком, постоянное стремление к совершенствованию профессионального мастерства. Т.А.Ионова автор программы по английскому языку для системы дополнительного образования, школ искусств и курсов английского языка. Учащиеся Т.А.Ионовой показывали отличные знания на переводных и выпускных экзаменах, успешно продолжают обучение в вузах.
Большое внимание в учебном процессе педагог уделяла формированию активно - личностного и эмоционально - ценностного отношения к окружаю-щему миру. В этом отношении отличной практикой стали конкурсы. Концерты, тематические вечера, позволяющие учащимся не только совершенствовать языковые умения и навыки, но и значительно обогатить свой внутренний мир.
Т.А.Ионова - преподаватель высшей квалификационной категории, кандидат философских наук (2000). Ее выступление на областном конкурсе педагогического мастерства получило высшую оценку жюри.
Работа Т.А.Ионовой в течение нескольких лет в должности заведующей отделением английского языка заложили основы организационно-методического обеспечения образовательного процесса. Опытный организатор и требовательный педагог, Ионова Т.А. являлась ведущим специалистом на отделении.
Иринархов Василий Никонорович, пастух совхоза «Спартак», награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949).
Иродовы: Иродов Николай Иванович, Иродова (Сизякова) Мария Алек-сандровна… Иродова Нина Николаевна (1924-1985), окончила школу № 3 им. В.И.Ленина, Вязниковское педучилище (1943), а затем - Горьковский медицинский институт. Распределение получила в Кызыл, где работала с 1949 по 1953. Сохранились не опубликованные пока ежедневные письма-дневники из Кызыла в Вязники, в которых в мельчайших подробностях, проявляя писательский талант, Н.Н.Иродова рассказывает о трудностях и радостях жизни в далеком Кызыле, о создании под ее руководством глазного отделения в больнице этого города. По материнской линии Н.Н.Иродова - из семьи Сизяковых-Дикушиных.
В дополнение: см. том 1, стр. 267.
1942 год. Подруги-однокурсницы Вязниковского педучилища (учительского института) Клавдия Васильевна Цыплева (см. В.Р.Цыплев), Ольга Николаевна Рябова (Дмитриева)( см. в 1 томе Клюшенковы) и Нина Николаевна Иродова
Исаевы - Михаил Михайлович, Алексей Михайлович, Борис Михайлович, Вера Михайловна и Мстёрский край. В трудные годы Гражданской войны и послевоенной разрухи семья Исаевых испытала немало всяких горестей и лишений. Спасая от голода и холода троих детей, супруги Исаевы решили покинуть Петроград. Уезжали на время, а получилось - навсегда. Семья перебралась в знаменитое село богомазов Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии по совету няни Ольги, родом оттуда. Ольга жила у близких друзей Исаевых - Беклемишевых - и помогала им воспитывать сына Юрия. Глава семьи Михаил Исаев вместе с женой Маргаритой Борисовной, выпускницей одного из лучших женских учебных заведений России - Бестужевских курсов, устраиваются пре-подавателями в Мстёрскую школу, где стали обучаться и их дети: Вера, Алексей и Борис. Простые добрые люди помогли семье купить корову, обзавестись хозяйством. Это позволило в 1918 М.М.Исаеву оставить на попечение жены дочь и младшего сына и переехать на работу в Москву. Семья проживала во Мстёре еще несколько лет и считала, что Мстёра и мстеряне сыграли в ее судьбе исключительную роль: не дали погибнуть с голоду, помогли сохранить детей. Перебравшись в 1918 вслед за отцом в Москву, старший сын Михаила Исаева Алексей впоследствии вспоминал Мстёру как «рай земной…». В дальнейшем все дети успешно окончили высшие учебные заведения, а братья Алексей и Борис получили международное признание, добившись выдающихся успехов в развитии важнейших отраслей науки и техники, укреплении оборонной мощи совет-ского государства.
Исаев Михаил Михайлович (1880-1950), видный представитель науки в области советского уголовного права, заслуженный деятель науки РСФСР (1945), доктор юридических наук (1940), профессор. Родился в Санкт-Петербурге в многодетной семье. После окончания гимназии (1898) Михаил Исаев отбывал воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося, затем поступил на юридический факультет Петербургского университета, который успешно окончил весной 1903 с дипломом 1-й степени и серебряной медалью. По представлению юридического факультета остался при университете на кафедре уголовного права «для приготовления к профессорскому званию». В процессе подготовки к ученому званию (1903-1909) М.М.Исаев несколько раз направлялся университетом в Германию, где работал в берлинском семинаре Ф.Листа и основательно, как он впоследствии писал, засел за труды К.Маркса и Ф.Энгельса, изучая по-вседневную борьбу германского пролетариата, что дало ему возможность понять «истинную историю уголовного права». В Германии появляются первые научные работы Исаева: «Социологическая школа в уголовном праве, как защита интересов господствующих классов», «Преступность и экономические факторы», «Экономика и политическая борьба пролетариата», «Уголовная хроника в партийной прессе». Все эти статьи, во избежание преследования в России, были опубликованы под псевдонимом М.Сурский. Весной 1909 Mихаил Исаев сдал экзамены и получил разрешение на чтение лекций в качестве приват-доцента. С 1910 он - присяжный поверенный. В 1918 избирается членом и профессором Социалистической академии общественных наук, в апреле 1919 назначается профессором кафедры уголовного права Московского университета. В дальнейшем научная деятельность Исаева получила широкий размах. В должности профессора уголовного права он состоял во Всесоюзной правовой академии, Московском юридическом институте, Всесоюзном заочном юридическом институте. С 1925 и до конца жизни, не прерывая педагогической деятельности, работал во Всесоюзном институте юридических наук. Начиная с 1938, Михаил Михайлович был одним из соавторов всех учебников по советскому уголовному праву. Исаев одним из первых активно разрабатывал проблемы исправительно-трудового права. В Великую Отечественную войну он изучает работу военных трибуналов и читает лекции по уголовному праву для работ-ников Верховного Суда СССР, для военных юристов и народных судей. В конце своей жизни М.М.Исаев был избран членом Верховного суда СССР.
Научное наследие его велико. Это монографии, учебники, учебные пособия, статьи; обзоры, посвященные уголовному законодательству буржуазных гос-ударств, переводы, предисловия к книгам других авторов. Михаил Михайло-вич Исаев награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Рядом с ним покоятся его жена и дочь. Автор памятника на могиле - архитектор Андрей Оль.
Исаев Алексей Михайлович (1908-1971), Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Сталинской премии 3-й степени (1948), лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Государственной премии СССР (1968), доктор технических наук (1959), профессор, выдающийся конструктор авиационных и ракетных двигателей, создавший целую серию двигателей ракетной и космической техники, старший сын М.М.Исаева. В 1931 окончил электромеханический факультет Московского горного института. Трудился в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате. В период с 3 июля по 8 сентября 1945 нахо-дился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
В сотрудничестве с С.П.Королевым он стал одним из тех, кто положил начало эпохе великих космических открытий. В исаевском ОКБ-2 создавались двигатели и двигательные установки для ориентации, торможения и маневрирования в космосе. Эта надежная техника позволила Юрию Гагарину, увидевшему Землю из космоса, вернуться обратно, а затем обеспечила возвращение из полета других советских космонавтов на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз». Двигательные установки с успехом применялись также для коррекции траекторий спутников серии «Молния» и «Космос», для стыковки «Союза» с «Аполлоном», для причаливания многочисленных экспедиций к станциям «Салют», на которых также используются исаевские двигатели. Велика роль А.М.Исаева и в осу-ществлении мягких посадок автоматических аппаратов на Венере, Марсе и Луне. Благодаря его двигательным установкам автоматические межпланетные станции серии «Зонд» и «Луна» впервые совершили облет Луны и доставили лунный грунт на Землю.
Не случайно именем Исаева назван лунный кратер, расположенный неподалеку от кратера Циолковский. А.М.Исаев был членом правительственной комиссии, которая утверждала Ю.А.Гагарина первым советским космонавтом - первым космонавтом Земли. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В г. Королеве на доме, в котором жил А.М.Исаев, установлена мемориальная доска. Алексей Михайлович похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Исаев Борис Михайлович (1913-1989), советский биофизик, доктор технических наук, лауреат Сталинской премии (1950), Государственной премии СССР, научный руководитель Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений, младший сын М.М.Исаева. Работал во Всесоюзном электротехническом институте, участвовал в Эльбрусских экспедициях, затем трудился во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Институте биофизики. Основные работы созданы в области дозиметрии и ионизирующих излучений.
Исаева Вера Михайловна, дочь М.М.Исаева, певица. До Великой Отечественной войны работала на радио и в Московской филармонии, затем вокалистом-иллюстратором в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Н.И.Исаков
Исаков Николай Иосифович (1941-2011). На Вязниковский завод осветительной арматуры поступил 05.08.1969 года, где проработал до 2004 года в должности водителя-испытателя. За высокие показатели в труде Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.02.1986 года награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1990 году - Почетной грамотой Министерства автомобильной промышленности.
|