15:27 ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли — бесспорный шедевр русской архитектуры XXII века и по идеальным пропорциям, и по белокаменному резному декору, и по тому, как органично вписан он безвестным древнерусским зодчим в Боголюбовскую пойму. У храма Покрова на Нерли можно заряжаться особой аурой... На фоне грандиозных мировых архитектурных ансамблей Покровская церковь на реке
Нерль - левом притоке Клязьмы выглядит миниатюрной жемчужиной, и тем ценнее её
простота и естественность, оттого именно ей суждено было стать эталоном
гармонии в искусстве. Не случайно её изображение - в учебниках, на календарях,
на фотообоях. Она беспредельно фотогенична. В каком бы ракурсе её ни снимал
фотограф, каков бы уровень ни был его мастерства, - храм Покрова на всех
изображениях – шедевр самого высокого класса! Этот храм невозможно отделить от природы, а потому он – не просто памятник
архитектуры, одним из первых занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но
и ландшафтно-архитектурный комплекс, в который входит живописная излучина реки,
широкий заливной луг и перелесок… Вписалась сюда даже железнодорожная линия
Москва – Нижний Новгород. Туриста полтора километра от Боголюбова – загородной
княжеской резиденции, от вокзала и автотрассы к храму доставляют здесь зимой на
санях, летом – на лошади верхом, во время разлива – на лодках. Храм Покрова на Нерли – некая историческая тайна. Он уникален тем, что это
почти единственное православное сооружение, которое поставлено в стороне от
поселений. Андрей Боголюбский выбрал для храма место при впадении Нерли в
Клязьму у пристани, на которую прибывали во Владимирскую землю иностранные
послы и гости. Храм упоминается в документах, но до сих пор спорят о дате его
возведения, называя время постройки от 1158 до 1170 года. Нет точных данных, и из
каких мест столь белый камень: это самый светлый – и в переносном, и в прямом
значении - храм из всех белокаменных древнерусских сооружений. Покровская церковь - храм-памятник в память о сыне Андрея Боголюбского
Изяславе, который умер от ран, полученных в победоносном походе на Волжскую
Булгарию, есть версия, что храм поставлен над его могилой. Одновременно это –
первый храм на Руси в честь нового праздника Покрова Пресвятой Богородицы – заступницы
земель русских. Уникален был процесс сооружение церкви. Строители постепенно наращивали
фундамент, засыпая его глиной. Когда высота основания достигла уровня самого
большого весеннего паводка, получилась пологая пятиметровая возвышенность,
которую покрыли белокаменными плитами, а уже на них начали возводить храм. Храм четырехстопный, трехапсидный, одноглавый, по сути – традиционный, но
идеальными пропорциями и незаметными элементами этому храму приданы
пространственные иллюзии, которые делают его неповторимым по стройности и
высоте, по стремительно взлетающей легкости. Его величие не только в удачном выборе места, но и в удивительно утонченном
декоре, которым можно любоваться бесконечно, делая все новые открытия.
Барельефы женских головок, птиц, грифонов, львов, которые венчают на трех
фасадах изображения царя Давида на троне, рельефны, но необыкновенно пластичны
вместе с тем. Они не отвлекают внимание от общего объема, не делят фасады на
составные части. Стены храма вертикальны, но кажутся слегка наклоненными внутрь
здания, эта иллюзия достигается удивительно точным по размерам сужениям кверху
четырех фасадных столпов. Почти посередине храм обрамляет легкий архитектурный пояс. Он идет поперек
вертикальных колонок и столпов, но, удивительно, пояс тоже не нарушает общего стремления
вверх, в куполу центральных фасадных арок. В сравнении с космической ракетой,
нижняя часть под поясом как бы её первая ступень. Это делает храм выше, чем он
есть на самом деле, это придает легкости и ощущение взлета, чего, видимо, и
добивались зодчий «из всех земель все мастеры» и заказчик, который всех
мастеров собрал - князь Боголюбский, который хотел и возвел храм всего за один
год. Время постройки – расцвет древнерусского государства, укрепления власти,
когда вдали от Киева закладывались основы новой государственности, и это нашло
своё отражение в постройке. Храм Покрова – олицетворение гордости, торжество
невычурного, как бы потаённого, богатства Руси. |
Категория: Мой блог | Просмотров: 2113 | | |