Главная » 2012 » Декабрь » 7 » Юрий ВАСИЩЕВ
14:16
Юрий ВАСИЩЕВ

Страницы Горького века. 

«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни».

(Откровение св. Иоанна Богослова 2.10.)

 

В России, как нигде в XX веке проявилось противостояние Добра и Зла. Десятилетия, прошедшие с октября 1917 года – время беспримерных гонений за веру, но, не смотря на это, Русская Православная Церковь в дни и годы жестоких испытаний, сохранила чистоту и крепость веры. Твердость и силу духа проявили не только известные архиереи, но и простые священники, безвестные монахи и миряне. Вера убиенных и погибших пережила их, об этом свидетельствуют вставшие на местах расстрелов, захоронений часовни, памятные кресты, памятники.

18 апреля 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви вынес определение об установлении особого ежегодного молитвенного поминовения всех пострадавших за веру в лютую годину гонений в день 25 января (ст.ст.) 7 февраля по новому стилю или в следующей за этим днем воскресный день, устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах (на кануне Радоницы), где были скончавшие свою жизнь за веру и Церковь крестные ходы к местам их погребений, где совершать торжественные панихиды с прославлением их имен.

Кто испишет имена ваша!

Кто поведует миру вся претерпенная вами!

В этот день в вязниковских храмах во время панихиды прозвучат имена вязниковцев пострадавших за веру Христову, среди них архиепископ Корнилий, епископы Амвросий, Василий, Иов, Герман, архимандриты Давид, Дмитрий, игуменья Серафима, мирянин Федор и иже с ними

 

Страница пятая

 

ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ НИКОЛАЙ


Никольский Алексей Николаевич (в некоторых источниках – Николай Николаевич). Сведения о нем весьма скупы, ведь прошло столько лет и уже почти никого не осталось в живых, кто бы мог рассказать о нем.

Родился 20 февраля 1879 года. Монашеское имя Николай, до 1915 года служил в Воскресенской церкви города Орла в сане протоирея.

В 1915 году работает делопроизводителем в Орловском епархиальном духовном училище, поступает в Петроградскую Духовную Академию, которую оканчивает со степенью кандидата  богословия в 1920 году. Церковь к этому времени уже подвергалась гонениям, и последние курсы он заканчивал на квартирах у профессоров академии.

По окончании Академии Николай возвращается в Орел, где 9-го октября 1921 года рукоположен в сан епископа, хиротонию совершали епископ Орловский и Севский СЕРАФИМ (Остроумов) и другие. С 9-го октября 1921 года Николай епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

В 1922 году епископ Николай арестован в Ельце, обвинение – агитация против обновленцев.

Оставим на некоторое время героя повествования и ознакомимся с обстановкой, создавшейся в то время в Русской Православной Церкви в период 1922-1926 годов.

После октября 1917 года Патриарх Тихон сначала выступил с резким обличением советской власти, но в 1919 году занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Это не изменяло отношения  государства к церкви, в 1922 году произошло изъятие церковных ценностей, что повлекло за собой усиление репрессий против духовенства. Один из вождей революции Лев (Бронштейн) Троцкий разработал план действий, направленных на уничтожение Церкви. Спровоцировав церковный раскол, устранить Патриарха Тихона и содействовать приходу в высшее церковное управление обновленческих деятелей, что даст возможность не принимать Русскую Православную Церковь в расчет как фактор политической жизни России. Ставку на обновленцев считать лишь временной мерой. Выступая на заседании Политбюро РКП(б) 30 марта 1922 года, он сказал, что уже сегодня надо подготовить теоретическую, пропагандистскую компанию против обновленческой церкви. «Надо превратить ее в «выкидыш», а с черносотенными попами расправиться».

После этого в РПЦ возникли группы, получившие общее название «обновленцы», они в мае 1922 года создают Высшее Церковное Управление – ВЦУ. 9 мая 1922 года ГПУ выдворяет Патриарха Тихона из патриаршего подворья в Донской монастырь под домашний арест со строгой изоляцией от внешнего мира. В этот же день самочинное ВЦУ занимает подворье, во главе его стоит преосвященный Антонин (Грановский), лидером обновленчества был настоятель петербургской церкви во имя святых Захария и Елисаветы протоирей Александр Введенский.

В конце 1922 года оставшиеся в Москве члены Синода, поддерживающие Патриарха Тихона, вынесли специальное постановление об обновленческом расколе, в котором говорилось, что викарии должны немедленно порвать всякое общение с правящим архиереем, если он признает ВЦУ, со священниками, отпавшими от православия и признавшими ВЦУ прекратить всякое церковное общение.

Часть духовенства, не разделявшие реформаторских действий, но напуганные кровавым террором, признали раскольническое ВЦУ, одни по малодушию, другие по тревоге за Церковь. Во время судебного процесса над 86 священниками 16 июня 1922 года (десять человек, включая митрополита Ленинградского Вениамина, были присуждены к расстрелу) в Ленинграде архиерей Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский Евдоким, Костромской Серафим опубликовали воззвание, в котором признавали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали свою паству и всю Русскую Церковь подчиниться ему. Этот документ – «Меморандум трех» стал соблазном для многих церковных людей и мирян. К июлю 1922 года из 73 епархиальных архиереев обновленческому ВЦУ подчинялось большинство. Только 36 правящих архиереев остались верными Патриарху Тихону и среди них епископ Николай.

Митрополит Сергий, признав ВЦУ, с самого начала проявлял большую осторожность и занял выжидательную позицию, в своем епархиальном городе Владимире старался оставаться в тени. Викарный епископ Афанасий (Сахаров) возглавивший во Владимирской епархии борьбу с  раскольниками приложил много сил и, в конце концов, убедил митрополита Сергия в пагубных последствиях меморандума, тот покаялся и был принят Патриархом Тихоном в лоно Православной Церкви. Но вернемся к герою нашего повествования. После ареста в 1922 году, и обвинения, в агитации против раскольников Орловской губернский ревтрибунал в июне 1922 года приговаривает его к трем годам ссылки, его высылают в г. Задонск Воронежской обл. Находясь в ссылке, епископ Николай продолжал пользоваться широкой популярностью и любовью прихожан. В ноябре 1924 года епископ Николай возвращается из ссылки и год находиться в Москве. В ноябре 1925 года его арестовывают и помещают в Бутырскую тюрьму, где он находиться до июня 1926 года, после осуждения выслан в ссылку в Тверскую губернию в Антониев Краснохолмский монастырь, там он находиться до июня 1927 года. В июне его освобождают без права проживания в шести главных городах СССР. Епископ Николай направляется во Владимирскую епархию и назначается на должность епископа Вязниковского, викария Владимирской епархии. С сентября 1927  года и по 5 апреля 1928 года проживает в Вязниках, служит в Казанском соборе. В 1927 году епископ Николай вместе с Даниловской группой находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому).

Здесь мы снова с вами сделаем отступление. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году власти не позволили провести Собор для избрания патриарха. Во главе Церкви по завещанию Тихона стал Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), но он через семь месяцев был арестован, и так и не выйдя на свободу погиб в 1936 (1937) году. Осенью 1926 года среди епископов обсуждалась возможность тайного избрания патриарха, кандидатом был намечен первый из архиереев, назначенных  в Местоблюстители по «завещанию» Тихона, митрополит Казанский Кирилл. Его кандидатуру поддерживал Илларион (Троцкий) и другие архиереи, находящиеся в Соловецком лагере. Инициатива тайного избрания принадлежала епископу Вязниковскому Корнилию (Соболеву) и епископу Павлину (Крошечкину). Митрополит Сергий сначала сомневался в целесообразности этого, но потом согласился, было собрано 72 подписи, но ГПУ не дремало, по всей стране прошли аресты архиереев, поставивших свой подписи. В Нижнем Новгороде был арестован Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), арестовали и архиепископа Корнилия. На допросе в ГПУ, на вопрос, что он может сказать по делу избрания в Патриархи митрополита Кирилла, он ответил: «… инициатива этого избрания принадлежит мне, о себе я  могу говорить, а других называть не стану, потому что считаю это не порядочным». Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия обвинили в проведении нелегальных выборов Патриарха и в преступной связи с эмигрантами. Он был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ в Москве, где находился с декабря 1926 по март 1927 года. После освобождения снова вступил в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. 29 мая 1927 года митрополит Сергий совместно с Синодом подписал Декларацию о лояльности к советской власти, которая вызвала большие разногласия в РПЦ. С резкой критикой выступили Ленинградский и Ярославский епископаты. Соловецкий епископат «в количестве 17 человек под предводительством архиепископа Иллариона, клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников».

Помимо архиереев, клириков и мирян, в той или иной мере отделившихся от митрополита Сергия, некоторые священнослужители официально не отделялись от него, резко его критиковали, подавали прошения об увольнении на покой, воздерживались от возношения его имени за богослужением. Эту оппозицию (так называемую мягкую) стали называть «Даниловской», возглавлял ее архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), настоятель Даниловского монастыря, в Москве. К нему примкнулись Гавриил (Аболымов), Дамаскин (Цедрик), епископ вязниковский Николай (Никольский) и другие.

Епископ вязниковский Николай прожил в Вязниках чуть более полугода, до 5 апреля 1928 года. После этого он уезжает в Москву, где 21 апреля умирает. Похоронен епископ Николай в Москве на Даниловском кладбище. Вечная ему память!

 

 

 

 

 

 

Категория: ИСТОРИЯ с комментариями | Просмотров: 597 | Добавил: Рэмович | Теги: Никольский, Ю.А. Васищев, Вязники, вязниковский, епископ, Архив Цыплева, Николай