Главная » 2012 » Ноябрь » 21 » Юрий ВАСИЩЕВ
05:33
Юрий ВАСИЩЕВ

"Не хочу же оставить вас, братие в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды” 1-ое Фессалоникийцам.

 СТРАНИЦЫ ГОРЬКОГО

ВЕКА

 Страница первая

 По благословению настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово протоиерея Кирилла Каледы

 

Вязники 2004г

Вместо пролога

                           Погружение во тьму

«Им не Бог и не царь, им не Боль и не Совесть.

Все им тюрьмы-долой, да пожар до небес!

И судьба нам читать эту страшную повесть

В воспаленных глазах матерей и невест».

Из песен Ж.Бичевской.

Нельзя без содрогания читать, слушать по радио, из уст родственников, смотреть телепередачи о репрессиях 20-50-х годов. Миллионы ни в чем не повинных людей-лучших представителей российского народа  были арестованы, сосланы, заморены в лагерях и спецпоселениях, расстреляны в те далекие, страшные годы. Многие годы потребовались для того, чтобы восторжествовала справедливость. Не все дождались светлого дня, услышали долгожданное-не виновен!

Память о тех, кто пострадал безвинно, о которых мы до сих пор имеем лишь скудные, разрозненные сведения, должна жить в сердцах не только близких родственников, но и всех поколений, события тех лет должны получить объективную оценку и полную гласность. Пользуясь архивными сведениями и собранными материалами,  хотелось бы приоткрыть завесу тех дней и назвать имена некоторых вязниковцев, оказавшихся под молотом репрессий. Начиная с 1988года-второй «оттепели» в отношении политических узников очень много писалось и рассказывалось о репрессиях. Освещалась реабилитация видных политических деятелей. Писалось о простых людях: врачах, учителях, рабочих, колхозниках, военных. Но очень редко и как- то вскользь о людях, которых в те времена было принято называть служителями культа. Почему? Ведь неоспоримый факт, что на всем пути развития Российского государства Церковь занимала ведущее место. Именно она была основой государства, принесла на Русь грамоту, государственные законы и устои Византийского государства. Единственно только Церковь была собирательницей разрозненных русских княжеств, Единственно только Церковь спервоначала была собирательницей русских людей, князей, городов и земель, раздавленных татарским погромом. Церковь оказывала религиозно-нравственное влияние на народ. Обратимся к высказываниям иерархов Российской Церкви тех времен «ничто столько не нужно человеку, как вера, от нее зависит  не только блаженство в будущей жизни, но и благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ» - Филарет, митрополит Московский. «Общество людей без веры в Бога и бессмертие души-это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга» - Макарий, митрополит Московский. Народ России был глубоко верующим. Символичен боевой призыв к российским воинам перед боем: «За Веру, Царя и Отечество!»

Гонения на РПЦ начались сразу же после Октябрьского переворота. Придя к власти и понимая значение Церкви в государстве, ее влияние на народ, большевики в первую очередь решили нанести удар по Церкви, духовным устоям народа, избрав своим лозунгом «религия-опиум для народа!»13 ноября(31 октября по ст. ст.) в Царском Селе во время крестного хода и моления об умиротворении Родины толпой солдат зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров.7.02.1918года в Киеве убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).1918 год в Александро-Невской Лавре убит Петр Скипетров (уроженец г. Вязники).1918 год-расстрел многочисленных крестных ходов в городах Тула, Харьков в день празднования Сретения Господня. Список духовенства пострадавшего в годы революции и гражданской войны бесконечен, жестокость по отношению к ним не поддается описанию.

1918 год, большевики издали Декрет «О свободе совести и религиозных обществах». Народ прозвал его «О свободе быть без совести».1919год-постановление Наркомата Юстиции «Об организованном вскрытии святых мощей российских чудотворцев по всей стране .1922год-начало массового ограбления русских православных храмов по всей стране под видом Декрета «Об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих».1929год в Вязниках взорван знаменитый Казанский Собор, не помогла и охранная грамота. Предварительно собор был разграблен.1930год в Московском Кремле, накануне 13 годовщины Октябрьской Революции был взорван древний Чудов монастырь, заложенный еще при Дмитрии Донском в 1365году.1931год-взорван Храм Христа Спасителя в Москве-храм памяти русской воинской славы в честь избавления от нашествия Наполеона.

Сбывается пророчество святого преподобного Иоанна Кронштадтского «Держись же Россия твердо веры твоей, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия и безначалия. А если отпадешь от своей веры, как отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией и не Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа-конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет  бич в лице нечестивых, жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». «Исполняя» это предсказание большевики расстреляют царскую семью 17.07.1918года в Екатеринбурге, организуют и проведут не виданные по своей массовости и жестокости репрессии против своего народа.

Как же повела себя Церковь в этот период, выступила ли она против Советской власти? В самом начале смуты на патриарший престол был возведен митрополит Московский и Коломенский Тихон. В Москве осажден Кремль, по его защитникам несколько дней ведется артобстрел. Всероссийский Поместный собор, проходящий в эти дни в Москве, обратился к обеим сражающимся сторонам с призывом о прекращении кровопролития, не допущения расправы с побежденными и сохранению святынь Кремля. Защитники Кремля сложили оружие, но все они были расстреляны. Святейший Патриарх Тихон на всем протяжении своего святейшего служения находился под надзором ГПУ-ОГПУ, изведал неправедный суд и тюремные узы. Взирая на испытания, постигшие его паству, он сказал: «Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову.» И призвал верующих разделить с ним чашу страданий: «если нужно будет и пострадать за дело Христово, благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и на смерть за него.»

С 1923 года начинается новый этап борьбы советской власти с Церковью. Усилия власти направлены на ее раскол. Частично ей это удалось. Третий период можно отсчитывать с 1927 года после обнародования Декларации митрополита Сергия (Страгородского).8 апреля 1929года ВЦИК и СНК РСФСР принимает закон «О религиозных объединениях». Повсюду закрываются монастыри и храмы. Второй съезд воинствующих безбожников принимает решение о том, что следующая пятилетка будет проведена как «безбожная», авторы планов полагали, что к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР». Продолжается ужесточение политики по отношению к Церкви. В 1935 году прекратил свою деятельность Священный Синод. Однако перепись населения 1937 года показала, вопреки всему, что люди не потеряли веру в Бога, более половины всех опрошенных признали себя верующими. Работа, направленная на уничтожение Церкви потерпела крах. После этого председатель Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский заявляет: «религиозные организации-единственно легальные реакционные вражеские организации в стране». Этим Церковь объявлялась объектом прямого преследования.1937 год-год нового всеобщего наступления на РПЦ и верующих. В этом году закрыто 8 тысяч храмов, ликвидировано 60 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев. Всего за годы советской власти пострадало свыше 300архиереев,250 из них были казнены или скончались в заключении. К 1939 году на свободе осталось четыре правящих епископа во главе с митрополитом Сергием (Страгородским).

Не обошла лихая година и вязниковскую землю. Разрушен Казанский Собор-краса и гордость города. разрушена Златоустовская церковь при женской городской богадельне, Преображенская церковь в Ярцево, ряд других храмов в районе. Из семи викарных Вязниковских епископов все были репрессированы, большая часть из них была убита или погибла в заключении. За годы гонений  было репрессировано более80 священнослужителей, монашествующих и мирян, Вязниковский Синодик насчитывает 78 человек погибших за веру. Таков печальный итог большевистской борьбы с религией, такова цена погружения народа во тьму бездуховности и неверия.

Нельзя сказать, что в старину на Руси все были безгрешны. Много было неприглядного, скверного, порою страшного. Распри князей, казни при царе Иване Грозном, смутное время 17 века. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, Только единицы смогли посягнуть на самый чин церковный (Иван Грозный лишил сана святителя Филиппа митрополита Московского), на самую Веру Православную, то есть на то, на чем держится Россия. Мы же разорили Церковь, надругались над храмами, предварительно их ограбив, глумились над религиозными чувствами людей, лишали куска хлеба, прятали за решетку, ссылали тех, кто стойко боролся за свою веру, не хотел ей изменить. Кто это делал? Народное государство, партийные чиновники, работники репрессивных органов? Не только. Виноваты мы сами в том, что делалось, в том, что мы молчали, равнодушно смотрели, как травили священников, в том, что до сих пор не принесли покаяния.

Сейчас мы обращаемся к отцам поруганной нами церкви: «Помогите нам в возрождении  духовности русского народа». Но покаяние это скорее состояние, нежели одноактное или многоактное действие, это переосмысление пройденного, пережитого. Это выстраданное новое миропонимание, новые приобретенные ценности, иначе ведь можно беспрестанно грешить и каяться. Покаяние - это и проникновение в истоки ошибок, преступных действий. Мы, ныне живущие,  должны взять на себя коллективную ответственность за все, что происходило в стране после совершения революции. Мы должны как воздать должное тем, кто совершал подвиги, безвестно трудился на благо народа и Отчизны, так и принять на себя вину за то ужасное, роковое, постыдное, что творилось при нашем участии. Но как бы важно не было покаяние, существо покаянного подвига не может быть исполнено до тех пор, пока не совершится внутреннее обращение, пока мы не обратимся на путь добра, на путь древний, на тот самый путь, которым маленькое княжество приднепровских славян пришло к славе Великой Державы.

Не возможно исчислить тех новомучеников Церкви Российской ХХ века, в целом  же семь десятилетий «советского периода» дали нашей Церкви больше мучеников, чем прежняя христианская история. Но нам должно помнить имена и подвиг тех отцов, братьев и сестер наших, которые родились и жили на той же земле, где живем и мы-их потомки и наследники Веры православной.

Повествуя о судьбах архиепископа Владимирского Николая (Добронравова) вязниковских епископов Амвросия, Василия, Германа, Николая, Нифонта, Иова, архиепископа Корнилия (Соболева), сященно-церковно служителей, монашествующих и мирян, я лишь приоткрыл завесу над теми событиями, что происходили в России в начале 20 века-времени небывалом в истории нашего Отечества, ни с чем не сравнимых гонениях, направленных на тотальное уничтожение православных и полное уничтожение Русской Православной Церкви.

Взяв на себя смелость описания малой доли этой исторической эпохи в истории Русской Православной Церкви, понимая и сознавая, что эта задача отличается от задачи исследователя завершившегося периода истории, так как здесь невозможно делать всеобъемлющие обобщения и окончательные выводы, я стремился к более полному описанию событий, фактов и людских судеб, не давая им оценку, а представляя это сделать самим участникам событий, очевидцам и читателям.

                           Горечь нашей истории должна быть так же памятна!

                                                                                                       Донат Обидин.

1999 год, завершающий год 20-го века, века великих для России потрясений, небывалых по массовости репрессий против россиян, невиданных гонений на Русскую Православную церковь.

До революции в России было 360000 священнослужителей, 55173 православных храма. К концу 1919 года осталось в живых 40000 священников. Только после декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году было расстреляно по суду белого духовенства 2691, монашествующих мужчин 1962, монахинь и послушниц 3447, помимо того без суда погибло не менее 15000 белого и черного духовенства.

Таковы горькие, кровавые страницы уходящего века. Есть на них и имена вязниковцев.

Вспомним о тех, кто пострадал за Христа, но остался непоколебим в своей вере.

Перевернем несколько страниц.

Страница первая

ЕПИСКОП МСТЕРСКИЙ АМВРОСИЙ


Бывая во Мстере, я увидел однажды полуразрушенный, заброшенный храм. Необычной формы колокольня, остатки металлической ограды, красного кирпича центральные ворота привлекли к нему мое внимание.

Когда-то люди обезглавили его, затем время внесло свою лепту в разрушение храма. Дожди почти смыли побелку с его стен, обнажив красный кирпич, которой, осыпаясь, покрыл стены своеобразными оспинами, ржавчина изъела решетку ограды и листы крыши. Неподалеку находилось еще одно строение деревянное, глазницы его окон заложены кирпичом. По небольшим холмикам можно было угадать заброшенные могилы. Ни памятников, ни крестов.

Стояла поздняя осень, с деревьев, окружающих храм, с тихим шорохом облетали последние листья, устилая собой землю, они тихо шуршали под ногами. Синева осеннего бездонного неба еще более усиливала чувство заброшенности, скорби и печали, вызванное во мне увиденным. И мне вспомнилось, как в детстве бабушка рассказывала мне о том, что, когда строился храм, ему Богом давался ангел-хранитель, который радовался и ликовал, видя, как люди шли в дом Бога. Если же храм разрушали, ангел не мог его покинуть. Оставаясь с ним, он скорбел и печалился о нем, и это чувство передавалось от него всякому, кто проходил или останавливался возле разрушенного храма.

Кто построил этот храм, по какому случаю, какое название он носил? Вопросы возникали один за другим, оставаясь без ответа. Закрыв глаза, я пытался представить себе, каким он был, когда то, как в будни и праздники текли к нему верующие, заслышав звон колоколов, как зажигали они свечу в память об умерших и во здравие своих близких. Мерцали огоньки свечей, разносился росный запах ладана.… В какое-то мгновение мне почудился далекий звон колоколов. Но, увы, то был крик пролетавшего стороной журавлиного клина. Выйдя за ограду, я увидел проходящую мимо женщину и попытался у нее узнать, что-либо о храме. Но узнал только то, что храм этот будто бы был старообрядческим. Шли годы, но увиденное мной оставалось в памяти, и судьбе было угодно вновь вернуть меня к истории Троице-Никольского единоверческого храма.

Немного истории… Никоновская реформа середины 17-го века вместо обновления русской православной церкви привела к его расколу, а затем к длительному противостоянию сторон. Попытка же решить спор репрессивными мерами не принесла желаемого результата и лишь внесла новую кровавую страницу в историю государства. Те же, кто не признавал нового порядка, сами не имели твердого стержня и вскоре разделились на несколько течений. Противоборство и неустройство в делах русской Православной церкви затянулось на многие десятилетия. Преследование старообрядцев государством прекратилось только в 1906 году, а анафема, провозглашенная Церковным Собором Русской Православной церкви лишь в 1971 году. Путь же к объединению искался. Первым ростком на нем стало единоверие.

К 1788 году были образованы первые единоверческие приходы. Позднее Священным Синодом было учреждено дать приходы единоверческие в каждой епархии. Был такой приход в Вязниковском уезде во Мстерской слободе – Троице-Никольская единоверческая церковь и в соседнем Гороховецком уезде в селе Семеновка – Христорождественская единоверческая церковь.

В 1918 году хиротонисан в единоверческого епископа Мстерского, викария Владимирской епархии единоверческий священник Сосновцев Андрей Иванович. К сожалению, о нем имеется очень мало сведений. Известно, что родился он в 1868 году. Окончил приходское училище. В 1897 году он был священником в городе Бугуруслане (Оренбургская обл.), в это время ему исполнилось сорок лет.

Позднее, в 1917 году, он живет в Самаре – настоятель Казанской Богородицкой единоверческой церкви, благочинный округа, член Священного Собора Российской Православной церкви 1917-1918 года по избранию от единоверцев. С 1918 года епископ единоверческий Мстерский. Жил во Мстере до 1926 года, служил в Троице-Никольском единоверческом храме. В 1926 году епископ Амвросий арестован, находился сначала во Владимирской тюрьме, затем переведен в Москву в Бутырки, и вскоре сослан в Туркестан, где находился до 1928 года. Вернулся из ссылки в конце 1928 года больным и вскоре скончался. Похоронен епископ Амвросий у стены летней церкви, на его могиле  был установлен мраморный памятник и ограда. Впоследствии памятник и ограда были разрушены, а сама могила затерялась.

О его близких известно, что дочь Лидия станет женой единоверческого священника Христорождественской церкви села Семеновки Павла Александровича Цветкова. Сын Александр, родившийся в 1903 году в Бугуруслане, впоследствии закончит Самарскую духовную семинарию, после чего будет рукоположен во дьякона в Христорождественскую единоверческую церковь села Семеновки Гороховецкого уезда. Сохранилась грамота епископа Амвросия об этом. В 1926-1927 годах Александр служит в одной из церквей города Иванова, в 1928 году он будет на семь лет лишен права гражданства.

В настоящее время во Мстёре живут две внучки и две правнучки епископа Мстерского Амвросия, они свято чтят память о нем и его сыне Александре. Им хотелось бы восстановить захоронение, но на этом месте сейчас частные огороды.

Безвестные мученики, тихие страдальцы, непоколебимые христиане – примите наш запоздалый поклон. Вечная Вам память!

Юрий Александрович Васищев.


Категория: ИСТОРИЯ с комментариями | Просмотров: 894 | Добавил: Р-6176 | Теги: Бутово, Вязники, Ю.А. Васищев, амвросий, Архив Цыплева, Мстера