09:31 ЮБИЛЕЙ Н.А. НЕКРАСОВА |
МУЗА БОРЬБЫ И ГНЕВА К середине XIX века, благодаря Пушкину, Гоголю и Белинскому реализм и народность стали основными принципами развития русской литературы. Чернышевский и Добролюбов значительно обогатили революционно-демократическую эстетику. Своими трудами они подвели под нее прочный теоретический фундамент. В области поэзии принципы реализма и народности были практически воплощены Некрасовым и поэтами его школы. Применяя образное выражение Белинского (о Гоголе), можно сказать, что в 60-е годы Некрасов стал «главою литературы, главою поэтов». Благодаря его вдохновенному таланту в русской литературе вырабатывается новый поэтический стиль — революционно-демократический. Некрасов был глубоко убежден, что «нет науки для науки, нет искусства для искусства, — все они существуют для общества». Принцип народности раскрывался в творчестве Некрасова с изумительной силой и полнотой, и не только в идейно-политическом, но и в самом широком эстетическом плане. «...В крестьянине, — утверждал поэт, — есть душа, чувство, энергия, и, что главное, в нем много иронии дельной и меткой... Ни в ком, кроме русского крестьянина, не встречал я такой удали и находчивости, такой отважности, при совершенном отсутствии хвастовства... Я много люблю русского крестьянина, потому что хорошо его знаю». Писатели - эстеты упрекали поэта в «деревенщине», пытаясь удержать его в рамках официально дозволенной народности. Эти попытки потерпели крах. Ответ Некрасова был прямым и исчерпывающим: «Пусть не читает моих стихов светское общество, я не для него пишу... Мое авторское самолюбие вполне было бы удовлетворено, если бы хотя после моей смерти, русский мужик читал бы мои стихи!». Не «мертвыми очами» «чистых поэтов» смотрел он на жизнь. В действительной жизни он искал ответ ка вопрос о путях социального обновления общества. Революционная ситуация 1859—1861 годов, грозные раскаты крестьянского движения тех лет озарили поэзию Некрасова новым светом. В сознании передового общества небывало возросла роль художественной литературы, призванной формировать гражданские чувства и убеждения читателя, воспитывать в нем новые демократические вкусы. Литература должна была повернуться лицом к народу. Во многих стихотворениях 50-х — 60-х годов Некрасов художественно отразил эти потребности общества («Саша», «Русскому писателю», «В. Г. Белинский», «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Несчастные» и т. д.). Тернист путь поэта-гражданина, но еще опаснее и труднее путь поэта-революционера. От него требуется беззаветное служение Родине посредством смелого и вдохновляющего поэтического слова. Но только на этом пути можно помочь народу освободиться от оков рабства и угнетения. В «Железной дороге» Некрасов смело ставит вопрос о роли трудовых масс в создании всех ценностей мира, раскрывает революционные и творческие возможности народа и сам идет навстречу к этим возможностям. Здесь он дает ответ на вопрос, поставленный в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — «ты проснешься ль, исполненный сил?» — об историческом призвании народа в строительстве новой жизни, выражает непреклонную веру, что он «грудью дорогу проложит себе» в светлое завтра. Принципы реализма и народности нашли яркое воплощение в трех крупных поэмах Некрасова — «Коробейники», «Мороз - Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Мало сказать, что эти произведения составили энциклопедию народной жизни до - и послереформенной России. В них слышится взволнованный голос поэта, выносящего гневный приговор существующему строю. Гражданственность как одна из характерных свойств некрасовской поэзии присуща не только лирике поэта, но и этим крупным лирико-эпическим произведениям. Величайшим художественным достижением Некрасова стало то, что в них ему, может быть, впервые в истории русской литературы, удалось создать обобщенно-поэтический образ трудового русского народа. Недаром говорят: это поэмы о народе и для народа. В «Коробейниках» Некрасов нарисовал удивительные образы, взятые из среды крестьянской молодежи — парня и девушки (Вани и Катеринушки), подчеркнув в них полнокровное восприятие жизни, стремление к счастью. Поэму «Мороз - Красный нос» некоторые исследователи по справедливости считают великим художественным достижением Некрасова (например, К.И. Чуковский, в книге «Мастерство Некрасова»). В посвящении к поэме (сестре А.А. Буткевич) поэт с горечью говорит: «Здесь одни только камни не плачут». На читателя же она производила такое впечатление, что и камни вот-вот заплачут. Но в горьких песнях звучит и уверенность поэта в великих силах и возможностях народа. В образах деревенских тружеников Прокла и Дарьи поэт обрисовал русского человека во всей его душевной красоте, и в радости, и в горе. Читатель вслед за автором не может не любоваться их трудолюбием, скромностью, умом, любовью к детям Некрасов обрисовал русскую крестьянку такими красками, каких не было ни до, ни после него во всей русской литературе. Трагична судьба Дарьи, но в ее чудесном сне видится ей светлое будущее народа, свободная жизнь, свободный труд. В гигантской панораме, нарисованной поэтом в поэме «Кому на Руси жить хорошо», нашли свое отражение все социальные слои тогдашней России — помещики, крестьяне, духовенство, разночинная интеллигенция, купечество, подрядчики и предприниматели. Но центральный герой поэмы — трудовой люд. Глубокое знание жизни народа, его быта, устного творчества, народного языка позволили поэту создать яркие характеры. В образах семерых мужиков-правдоискателей, а также Якима Нагого, Ермила Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны поэт показал пробуждение народного сознания в ту пору, когда еще не было силы, способной всколыхнуть крестьянскую массу и поднять ее на организованную борьбу с царизмом. Но это время, знал поэт, придет, и ждать его осталось недолго. Лучше всего это ожидание выражено в песне Гриши Добросклонова «Русь» («Рать поднимается — неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая! Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!»). В 70-е годы Некрасов пишет историко-революционные поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». В них воспроизводились исторические картины и эпизоды предшествующего, дворянского этапа освободительной борьбы. Это поэмы о декабристах и их женах. Последним крупным произведением Некрасова была его сатирическая поэма «Современники». В ней автор выводил «на чистую воду» героев капиталистического накопления, начиная с подрядчиков и кончая банкирами. В целой серии сатирических фельетонов в стихах поэт срывал благонамеренные покровы с тех, кто под видом служения царю и отечеству грабил и угнетал народ. В галерее «юбиляров и триумфаторов, заводчиков-тузов, предприимчивых купцов, продажных писак, лицемерных благотворительниц и т.п. Некрасов обличает новых захребетников народа, пришедших на смену крепостникам-помещикам. В 1877 году вышел последний сборник стихов, изданных при жизни Некрасова. Он так и назывался: «Последние песни». Сюда, кроме фрагментов из поэмы «Современники», вошли стихотворения, написанные в 1876—77 годах. Среди них такие широко известные стихи, как «Сеятелям». «О Муза! Я у двери гроба...» и т. д. Этот сборник был воспринят читателями как поэтическое завещание умирающего поэта. В феврале 1877 года Некрасова посетила делегация студентов и передала ему письмо-адрес, в котором от имени всего юного поколения выражалась беззаветная любовь к великому поэту-демократу, давалось клятвенное обещание понести его песни в гущу народа, продолжить его дело служения «великим целям века». Некрасов был растроган до глубины души и со слезами на глазах выслушал своих молодых друзей. Может быть, это были лучшие минуты его жизни и лучшее лекарство против физических страданий. При жизни Некрасова Н.Г. Чернышевский писал А.Н. Пыпину: «Если, когда ты получишь мое письмо, Некрасов еще будет продолжать дышать, скажи ему, что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех русских поэтов». Ныне, отмечая 150-летие со дня рождения Н.А. Некрасова, мы с гордостью можем сказать, что его поэзия перешагнула все географические и государственные границы, стала достоянием грамотной части населения земного шара, «шагом вперед в художественном развитии человечества». И. Попов, кандидат филологических наук. Гор. Владимир. Статья «Муза борьбы и гнева» была опубликована 10 декабря 1971 года во Владимирской областной газете «Призыв» на полосе «1821 - Великий поэт земли русской - 1971», вышедшей в дни празднования 150-летия со дня рождения Н.А. Некрасова. |
Категория: ИСТОРИЯ с комментариями | Просмотров: 814 | | |