Главная » 2012 » Сентябрь » 12 » ЕПИСКОП АМВРОСИЙ МОСКВА - САРАТОВ - МСТЕРА
12:42
ЕПИСКОП АМВРОСИЙ МОСКВА - САРАТОВ - МСТЕРА
Материал Ю.А. Васищева о мероприятиях по восстановлению места захоронения епископа Мстёрского Амвросия. 
Епископ Амвросий
У восстановленного места захоронения епископа Амвросия. 4 сентября 2012 года.     
Прежде чем начать повествование о происшедшем в Мстере четвертого августа событии, необходимо сказать несколько слов о Единоверии.Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Никоновская реформа середины 17-го века вместо обновления русской православной церкви привела к его расколу, а затем к длительному противостоянию сторон. Попытка решить спор репрессивными мерами не принесла желаемого результата и лишь внесла новую кровавую страницу в историю государства. Те же, кто не признавал нового порядка, сами не имели твердого стержня и вскоре разделились на несколько течений. Противоборство и неустройство в делах русской Православной церкви затянулось на многие десятилетия. Преследование старообрядцев государством прекратилось только в 1906 году, а анафема, провозглашенная Церковным Собором Русской Православной церкви лишь в 1971 году. Путь же к объединению искался. Первым ростком на нем стало единоверие.
Епископ Амвросий и его семья    
Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах.
Супруга владыки    
Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский (прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2000 г.), чья архиерейская хиротония была совершена святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, ровно 90 лет назад, дал Единоверию следующее определение: «Это есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».

К 1788 году были образованы первые единоверческие приходы. Позднее Священным Синодом было учреждено дать приходы единоверческие в каждой епархии. Был такой приход в Вязниковском уезде во Мстерской слободе церковь Пресвятой Троицы об одном престоле и церковь Святителя Николая один престол.

В первой половине 1918 г. единоверцы слободы Мстёры обратились к митрополиту Владимирскому и Шуйскому Сергию (Страгородскому) с просьбой об учреждении в сей епархии особой Мстёрской единоверческой кафедры. Кандидатом в епископа на эту кафедру был намечен протоиерей Никольской единоверческой церкви города Петрограда о. Симеон Шлеев, а местом пребывания для будущего епископа предлагался Никольский монастырь в городе Гороховце. Митрополит благословил единоверцам созвать местный епархиальный съезд для обсуждения этого вопроса. Выбран был священник Андрей Сосновцев». Пострижен в иночество (после смерти супруги) с именем Амвросий. Хиротонисан во епископа Мстерского, единоверческого викария Владимирской епархии. Он стал вторым по времени хиротонии единоверческим архиереем. Хиротония Амвросия в епископа Мстерского состоялась в 1918 году. Владыка Амвросий происходил из единоверческой семьи; он рано потерял родителей и воспитывался у родственников. Окончил приходское училище. Был женат, имел троих детей. После рукоположения в иерея служил в единоверческих церквях села Балаково, затем города Бугуруслана Самарской епархии. К 1912 году являлся благочинным единоверческих церквей города. Участвовал в трудах Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (не путать с участием в в Поместном соборе РПЦ 1917-1918г.г.) К 1917 году стал настоятелем Казанской Богородицкой единоверческой церкви в городе Самаре и благочинным округа. Делегатами Второго Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) был избран членом Поместного Церковного Собора 1917–1918-х годов.
     
Владыка служил в слободе Мстера. В 1926 году он был арестован и 
заключен во Владимирскую, затем Бутырскую тюрьму в Москве. Его приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию, и в 1926–1927 годах он находился в Туркестане, а в 1927 году в Соловецких лагерях особого назначения. По возвращении из ссылки принимал участие в работе 3-го Съезда единоверцев в Нижнем Новгороде (1927 г.). Епископ Амвросий скончался 9 января 1928 года, и был погребен у стен Никольского храма в Мстере. В его похоронах принимал участие епископ Иов (Рогожин Флегонт Иванович). Он стал его преемником на Мстерской кафедре. Еп. Иов не являлся собственно единоверческим епископом. Кандидат богословия Казанской духовной академии, в 1910-е годы, он служил преподавателем Самарской духовной семинарии, затем смотрителем Саратовского духовного училища в сане архимандрита. 9 мая 1920 года он был рукоположен на Вольскую викарную кафедру Саратовской епархии. В период наступления обновленчества стал временно управляющим Саратовской епархией и в июле-августе 1922 года был арестован за противодействие расколу. Позже управлял Пятигорской и Усть-Медведицкой общеправославными епархиями, в 1927 году был назначен на единоверческую Мстерскую кафедру, ставшую последним местом служения владыки. 17 февраля 1930 года он был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Скончался в ссылке 20 апреля 1933 года. 
После ареста епископа Иова cлужение на единоверческой Мстерской кафедре более не возобновлялось.
     
Впоследствии памятник не могиле Амвросия был разрушен, сама могила затерялась, красивая кованая ограда находится на чужой могиле, а на этом месте до недавнего времени были частные огороды.

Существует связь мест и времен. На Подмосковной земле находится единоверческий приход Русской Православной Церкви-община храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. «Впервые храм Архангела Михаила упоминается в Писцовой книге за 1627 г. В то время церковь была деревянная. В 1679 г. деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, в 1687г. заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 г. Об этом свидетельствует надпись, выполненная на закладной белокаменной доске, и ныне расположенной у южного входа в храм: Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев».Формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).4 июля 1817г. Преосвященный Августин издал следующий указ: Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во 
спасение свое в живот вечный.Следует отметить, что кроме епископа Симона в Михайловской Слободе в начале двадцатого столетия служили многие известные архиереи Русской Православной Церкви, в том числе епископ Пятигорский Иов (Рогожин)».
     
В истории единоверческого храма Архангела Михаила тоже был 
трагический момент -его закрытие-это случилось весной 1961 г. Но горячая вера прихожан, их молитвы и любовь к Богу способствовали тому, что к концу 1980-х гг. стало возможно возрождение родного храма.21июля 2006 г. Выcокопреосвященнейший Владыка Ювеналий рукоположил во иерея храма диакона Евгения Саранчу.Отец Евгений несколько раз приезжал в Мстеру, встречался с родственницами епископа Амвросия. Это его внучки и правнучки. Они давно мечтали о восстановлении могилы епископа.
     
Четвертого августа 2012 года этот момент настал. Из храма Архангела Михаила в Мстеру прибыло два автомобиля. На одном из них был доставлен крест и ограда, на другом приехали представители общины Михайловской слободы, возглавляемые клириком храма Архангела Михаила иереем Евгением (Саранчой) и правнучка епископа Амвросия О.Сосновцева из Саратова.

Погода с утра не задалась. Дождь моросил не переставая. Приступили к восстановлению могилы епископа Амвросия и установке ограды и креста, после чего отец Евгений отслужил Литию. По окончание литии присутствующие возложили цветы на могилу епископа, а отец Евгений обратился к ним с напутственным словом:-"Незабываемым примером верности Богу и церкви служат для нас наши предки..Узнав в каком запустении находится могила епископа Амвросия, мы немедленно решили восстановить его захоронение. Творить память по усопшим наш долг"- сказал он в 
заключение.
     
Пришло время собирать камни, восстановлен и в нем идут службы храм Святой Троицы. Деревянный храм Святителя Николая, хоть и считается историческим памятником, находящимся под защитой государства, находится в плачевном состоянии. По всей видимости, его ожидает судьба храма во имя Св. Архидиакона Стефана в Архидиаконовском погосте, ныне Налескино. И если там трудами благодетеля храм восстанавливается, то здесь пока все 
безнадежно.
     
И в завершение хотелось бы отметить, что на состоявшейся в 
Свято-Даниловом монастыре юбилейной конференции, проходивщей под председательством нынешнего Патриарха, а в то время митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, с приветственным словом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Он дал высокую оценку учреждению Единоверия, через которое из церковного 
раскола «многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери Церкви, наследниками ее благодатных даров». Святейший Патриарх особо подчеркнул, что «чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви».

Ю. Васищев. 
Вязники - Мстёра. Сентябрь 2012 года.
Категория: ИСТОРИЯ с комментариями | Просмотров: 1424 | Добавил: Рэмович | Теги: мстёра, единоверцы, Ю.А. Васищев, амвросий, Архив Цыплева