Все вязниковские микрорайоны выросли из бывших деревень. Первым присоединилось Петрино, потом Ненашево, Ярцево, Толмачево, затем Ефимьево. Особая история у микрорайона Нововязники. Он складывался постепенно, основу составили поселки станции Вязники и Вознесенский – при фабрике Зюзина, (фабрика №4 2-го Льноправления, позднее им. Розы Люксембург), а также деревни Новопарница и Свистихино.
Сказать, что до появления первой школы в Нововязниках население было сплошь неграмотным нельзя. Раскопки, которые провела на территории близлежащего древнерусского города Ярополча Залесского археолог М.В. Седова принесли большое число находок – бронзовых писал. Одно это говорит о грамотности с древнейших времен, а навыки грамоты не могли исчезнуть со временем. Другое дело, что системного обучения до конца 19 века не было, грамотность передавалась из поколения в поколение в семьях. Обучение умению читать, писать и особенно считать было в традициях не только зажиточных, но и крестьянских семей, о чем свидетельствует тот факт, что большинство владельцев первых фабрик были из крестьянского сословия. Они без официального образования вели учет, брали кредиты, разбирались в ценных бумагах.
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Первая школа в Нововязниках была открыта для детей работников железнодорожной станции в 1892 году. Именно с этой даты и ведет отсчет официальное нововязниковское образование.
Удивительно, но здание первой школы сохранилось до сих пор (фото можно увеличить кликом и еще развернуть по стрелкам вверху). Оно находилось рядом с жилыми казармами работников (термины на железной дороге изначально были военные). Сохранились и сами казармы, где поныне живут потомки первых вязниковских железнодорожников.
В ту пору строгой образовательной системы в стране еще не было: школы относились и к Синоду, и к Министерству народного просвещения, были ведомственные школы и частные. Всех их объединяло в некоторой степени только одно – базовый набор предметов: чтение, грамота, чистописание, арифметика и Закон Божий. В классе ученики сидели все за одним длинным столом, перерывы делались не по предметам, а по мере необходимости. Уроков домой не задавали. Тетради привозили сначала из Нижнего Новгорода, а потом стали покупать в Вязниках, где их выпуск наладили Сизяковы и типография Матренинского.
Первая школа при станции Вязники была 2-х классная, в ней обучали не только грамоте, но и началам железнодорожных профессий, давали навыки кузнеца, слесаря. Вероятно, с этого же периода ученики этой школы стали носить форму. Забегая вперед, скажу, что юридически называться железнодорожной школа стала лишь в 1920-е годы, а 26 апреля 1936 года вышел Указ Советского Правительства о создании железнодорожных школ, тогда же она получила номер 8 по нумерации Горьковской магистрали. В Вязниках этот номер не был задействован и у городских школ, чтобы не было путаницы.
Поначалу у школы при станции Вязники не было названия, да и необходимости как-то отличаться не существовало: рядом других школ не было. На южной стороне железной дороги до самой д. Новопарница (ул. Главная сейчас) не было ни одного дома вплоть до 1908 года, когда крестьянин деревни Тарханово Олтушевской волости Зюзин, первоначально обогатившись на скупке-продаже льняных мешков светелочного производства, поставил тут фабрику с паровой машиной на шесть первых ткацких станков. Впоследствии фабрика выросла, вырос и поселок Вознесенский.
Зюзин тоже хотел ставить фабрику на вязниковской северной стороне рельсов, там, где и станционовские постройки, но места тут уже не было: от водонапорной башни, вокзала, пакгауза, казарм и школы - почти до самого Свистихина, Суйтина и Селищ было болото, да еще безымянная речушка по весне заливала всю округу. Эта речушка существует до сих пор, укротили её всего лет двадцать назад во время асфальтирования участка между веревочной фабрикой и вокзалом. А до этого всегда через ручей приходилось держать полноценный мост. Болото, хоть и сократилось, но до сих пор оно здесь видно в зарослях камыша.
В школу на станции поначалу брали только детей из семей служащих железной дороги, дорога и оплачивала содержание. Школьный дом быстро перестал удовлетворять требованиям развития: двора не было, чтобы бегать наперегонки – в школах ввели гимнастику и водвижные игры, классов не хватало с развитием станции. В 1920-е годы школа поделилась на две части. Младшие занимались в старой, её называли «двухэтажной», хотя нижний полуподвал использовался только для хозяйственных нужд, а старшие дети стали учиться в трех специально оборудованных вагончиках, которые установили на южной стороне железной дороги, позади ремонтных мастерских и путей поворотного паровозного прогона-разъезда.
Эти школьные вагоны-классы стояли примерно там, где сегодня находится двор клуба «Атлет» - бывшей железнодорожной школы. В то время здесь располагались дом отдыха паровозных бригад, кузница и большое здание паровозного депо. Это был переходный этап, уже существовал проект строительства большой одноэтажной деревянной школы, который осуществлен был под руководством первого из известных директоров Нововязниковской школы Ивана Кожинского.
Здесь надо сказать о слове «Нововязники». На начальном этапе истории этого микрорайона его просто не существовало. Говорили и писали – станция Вязники и деревня Новая или по-старинному Новопарница. Даже название Вознесенский, который был дан Нагуевским приходом, не успело прижиться у поселка фабрики Зюзина, - Храм Вознесенья не успели построить из-за первой мировой войны, (хотя часовня по воспоминаниям старожилов стояла в начале деревни Новопарница со стороны д. Сергеево), а потом дух революции 1917 года не позволил. Краевед Д.А. Обидин в 1998 году предложил переименовать Нововязники в поселок Вознесенский, мотивируя это тем, что в прошлом было всего два таких имени – Иваново-Вознесенск и фабричный поселок у станции Вязники, но не осталось ни одного. Переименование так и не состоялось.
Имя Нововязники было создано искусственно при слиянии ближайших населенных пунктов в одно административное образование с официальным наименованием «поселок». Это произошло в 1934 году. Имя писалось через дефис и оба слова с большой буквы – Ново-Вязники. Потом жесткость правила была утрачена, писали и раздельно и слитно и даже в два слова – Новые Вязники. Только в 1970-е годы окончательно закрепилось слитное написание.
С кем бы автор этого материла ни разговаривал об истории поселка Нововязники, каждый обязательно советовал: «А вы спросите об этом Наместникова, он точно знает…» Действительно, Александр Федорович Наместников не только один из самых уважаемых преподавателей, но и в буквальном смысле, живая историческая энциклопедия поселка. Во многом именно благодаря ему составлен полный список и директоров, и учителей, и выдающихся учеников Нововязников, он собирает и сохраняет для потомков и фотографии учителей и выпускников нововязниковских школ. Не так давно А.Ф. Наместников отыскал и разместил в своем уникальном музее рукопись истории фабрики им. Розы Люксембург, написанную к 10-летию Советской власти в 1927 году. Из рукописи:
«Г.Т. Зюзин покупает у крестьян д. Новопарницы пустующую землю, строит сначала кирпичный сарай и сторожку. Пользуясь всеми выгодами сообщения и дешевым кирпичом, Зюзин заложил ткацкий корпус фабрики. Всего на фабрике было 154 ткацких станка. Фабрика была обнесена забором. Во дворе фабрики Зюзин для себя, управляющего, мастера, механика и сторожей выстроил дома. Охраняли фабрику сторож и две собаки. Стали из ближних деревень приходить на фабрику рабочие. Некоторые перевозили свои дома. В конторе работала всего одна девушка, руководил фабрикой сам Г.Т. Зюзин, компаньоном его был его сын – Александр Григорьевич. Один раз в неделю на фабрику приезжал врач. Около фабрики торговец Мальцев построил маленький деревянный домик и открыл лавочку. Разжившись на деньги рабочих, он в 1913 году построил другой большой дом. Чтобы удержать на своей фабрике рабочих, Зюзин отпускал им в долг денег и материалы для постройки домов. Рабочий день был установлен хозяином сразу 12 часов, а для некоторых категорий и 18 часов, а с начала первой мировой войны был установлен режим беспрерывной работы в сутки в продолжение 4 дней в неделю, причем вечерняя смена оставалась работать на ночь. Фактически рабочий день в период войны длился 15 часов. Рабочие выходили с работы просто спящие, жили на частных квартирах. Спали на полу, вповалку, в грязи, страшной духоте. Зимой по очереди за дополнительную плату около или на печи. Бани при фабрике, да и на поселке не было. Особенному унижению подвергались молодые женщины и девушки. Пользуясь экономической зависимостью работниц, молодой хозяин А.Г. Зюзин со своими дружками совершали прямое насилие над той или иной ткачихой. Насилие творилось в браковочной, где находился склад ткацкого цеха. Когда молодому хозяину нужно было потешится, то его дружки устраивали засаду, заманивали работниц или вызывали якобы под предлогом браковки сданной им работы. Жаловаться женщины боялись, так как им угрожали расчетом, преследованиями. Да и некому. Кроме молодого хозяина в издевательствах над женщинами отличались механик фабрики, браковщик, табельщик, мастер. Причем механик купил фотоаппарат, чтобы привлекать неопытных в специально отведенное место для фотографирования: под паровой машиной, где заранее были приготовлены бутылки вина, пива .
В 1916 году рабочие фабрики, будучи не в состоянии терпеть дальше унижения и притеснения хозяев, лишения, обострившиеся в связи с войной и дороговизной, устроили стачку. Рабочие предъявили хозяину требования: прибавки 1 коп. на заработанный рубль, уплаты 50 коп за квартиры, 8 – ми часового рабочего дня, устройства бани. В ответ Зюзин вызвал из города Вязники отряд полиции во главе с полицейским надзирателем Веревкиным и урядником Апатовым. Нагайками и пинками они восстановили порядок. Проходя по фабрике, полицейские пускали станки и нагайками загоняли к ним рабочих, заставляя их работать. Работа возобновилась. После наведения «порядка» в контору стали вызывать отдельных рабочих, которым предъявили расчет. Уволено было 12 человек наиболее энергично выступавших. Их арестовали на следующий день и отправили в городской острог. Среди арестованных были и женщины: ватерщица Суслова М.А., ткачиха Клекина А.»
Цитата хорошо показывает время, которое было до 1917 года, позволяет видеть, что ни о каком образовании не могло быть и речи до революции в фабричном поселке.
ФАБРИЧНАЯ ШКОЛА - ШКОЛА РОНО
Только после революции, в 1919 году уездный (районный) отдел народного образования РОНО открывает школу при фабрике им. Розы Люксембург. В первый учебный год пришли 21 мальчик и 12 девочек. Организатором, директором, педагогом и завхозом был Михаил Николаевич Орлов. Его энергию можно сравнить лишь с энергией А.Ф. Наместникова. Благодаря М.Н. Орлову и его умению убеждать, что неграмотным нельзя быть, что наступила другая эпоха, в 1922 году пришло 50 учеников, а в 1927-ом уже сто двадцать.
С 1925 года школа поселка стала с семилетним образованием. Эту школу стали называть ФЗС – фабрично-заводской семилеткой. Как в железнодорожной давали основы слесарного дела, так ФЗС готовили кадры для фабрики. Такое обучение было вплоть до открытия в поселке отдельного ФЗУ, которое готовило ткачих и прядильщиц, а общеобразовательные науки ученики-рабочие постигались в школе рабочей молодежи. После Орлова начальной школой заведовала Олимпиада Николаевна Рувимова.
Фабричная школа несколько раз меняла свое расположение сначала на территории самой фабрики, а потом в поселке пока в 1939 году не обрело на несколько десятилетий два больших деревянных здания: двухэтажное, выстроенное на юго-западной окраине и одноэтажное под начальные классы на Текстильной улице рядом с восточной проходной фабрики – на этом месте сегодня стоит пятиэтажка фабричного общежития, а двухэтажное здание использовалось под квартиры и разобрано в последний год существования СССР.
На начальном периоде учителями были священник из Успенского Погоста о. Алексей Цветков, Е.Д. Кускова, К.Н. Вознесенская, Е.Н. Попова, Павел Алексеевич и Мария Александровна Изволенские.
В 1930-е годы директором поселковой школы была Вилкова Зинаида Михайловна одна из старейших учителей.
Одним из сильнейших нововязниковских педагогов, работавшего в жд школа, математиков, которые работали в школе до войны был Александр Иванович Егоров. Известен он стал, благодаря воспоминаниям выдающегося нововязниковца, академика, лауреата Ленинской премии, математика мирового уровня Евгения Мищенко. Это он рассказал о Егорове-педагоге. Евгений Фролович Мищенко в интервью журналу «Наука и жизнь» № 1 за 2010 год – незадолго до своей кончины вспоминает об аспиранте из Горького, который первым увидел в нем талант математика. После изучения архивных данных удалось установить, что это преподаватель железнодорожной школы № 8 ст. Вязники Егоров Александр Иванович 1913 года рождения, проживавший в Нововязниках на ул. Первомайской д. 14. Егоров учился в Горьком в аспирантуре, он был аспирантом знаменитого физика А.А. Андронова. С началом войны Егоров ушел на фронт, призывался он Вязниковским военкоматом, а потому некоторые публикации не совсем точны, утверждавшие, что Егоров был в Нововязниках из Горького наездами, и в документе воинской части записана мать, проживавшая по тому же адресу в Нововязниках. Егоров служил радистом-пулеметчиком танка Т-34, он погиб в бою 27 августа 1943 года. Похоронен: Харьковская обл., Дергачевский р-он, с. Минеральные воды.
В железнодорожной школе директорами работали Иван Кожинский, биолог Мария Андреевна Морозова, офицер запаса Иван Михайлович Зайцев, Борис Васильевич Смирнов, биолог Борис Михайлович Попков, Заслуженный учитель РСФСР Раиса Алексеевна Котлова, физик Зинаида Владимировна Горелова, Владимир Филиппович Советов, Инесса Ивановна Сафронова, Ольга Николаевна Куклева, при которой произошло объединение двух школ.
Нововязниковская железнодорожная школа считалась очень сильным учебным заведением во все годы. Её выпускник Николай Борисович Трунов был одним из главных специалистов страны в области парогенератов атомных станций. О нем подробно здесь:
http://tsiplev.ucoz.ru/publ/generalnyj_konstruktor_n_b_trunov/1-1-0-213
Не случайно именно из железнодорожной школы вышел и один из самых известных вязниковцев - академик Евгений Фролович Мищенко - создатель математической теории управления и теории колебаний, долгие годы он входил в руководство мирового центра науки - Математического института им. В.А. Стеклова РАН.
Мищенко родился в 1922 году в деревне Хотиловка.
Подробно о Мищенко материал здесь:
http://tsiplev.ucoz.ru/news/akademik_evgenij_mishhenko_ne_znal_chto_byl_ubit_na_pole_boja_10_avgusta_1941_goda_pod_kutizhmoj/2013-03-22-118
Об академике, крупнейшем мировом математике Евгении Фроловиче Мищенко - выпускнике Нововязниковской железнодорожной школы № 8 меньше всего знают на его малой родине, как ни странно. Нет мемориальной доски, недавняя кончина академика прошла для земляков практически незаметно.
В процессе поиска первичных материалов биографии, удалось открыть то, чего не знал даже сам Евгений Фролович: в базе ОБД "Мемориал" с несколько искаженной фамилией обнаружился документ 1941 года, в котором совершенно определенно указывается, что будущий лауреат Ленинской премии остался лежать убитым на поле боя в Карелии.
Исследуя биографию, я пришел к выводу, что эпизод с ранением, который описывает Евгений Мищенко в интервью Владимира Губарева и есть тот самый бой. По-видимому, его раненого подобрали санитары госпиталя, о чем не знали в части, - так случалось нередко, особенно во времена затяжных боев, когда не удавалось похоронить однополчан. Его занесли в список павших, который здесь воспроизводится и о котором не знал академик по одной простой причине: фамилия искажена. Я подставлял в электронной базе разные, порой немыслимые варианты возможных искажений фамилии... Так нашелся этот документ.
Приведу выдержку из интервью Евгения Фроловича, которое было опубликовано в первом номере журнала «Наука и жизнь» за 2010 год. Автор интервью – известный писатель и журналист Владимир Губарев.
«— Кто я и откуда? Я никогда не рассказывал о своей жизни. Но сейчас хочу это сделать, потому что тогда не надо будет ничего выдумывать. Мне 87 лет. Я — из деревни, что находится во Владимирской области. Деревня маленькая, 17 домов. Семья, к сожалению, была не совсем благополучной. Отец, на мой взгляд человек выдающийся, к деревенской работе приучен не был, а потому уехал. Воспитывала меня мама, она до сих пор для меня Богиня. Я пошёл в первый класс в соседнее село, что в двух километрах от нашей деревни. Потом мы переехали в посёлок Новые Вязники. Там мама работала на фабрике. В Вязниках я начал ходить в библиотеку. Читал много, всё, что попадалось под руку. Первая книжка, которая меня заинтересовала особо, была «Теория относительности» английского астрофизика Артура Стенли Эддингтона... Была и другая книга, написанная нашими выдающимися математиками Павлом Сергеевичем Александровым и Андреем Николаевичем Колмогоровым. В ней рассказывалось о теории функций. Я книгу не просто прочитал, а выучил. Так что со сложными интегралами познакомился, ничего не зная об интегралах простых. От сельского школьника я вырос до академика. Получал разные премии, в том числе и Ленинскую. Но этим я обязан не себе, а тем выдающимся людям, с которыми мне пришлось общаться. Правда, учитель математики в школе был слабый. Учитель писал на доске формулы, я вмешивался, поправлял его. Меня убирали из класса, чтобы не мешал. Так продолжалось с 4-го класса по 6-й. И тут из Горького к нам приехал поработать один аспирант. Это было фантастическое везение для меня! Я стал заниматься с ним математикой. В какой-то момент он сказал: «Женя, вам нужно поехать на олимпиаду в Москву!» И он посоветовал написать письмо Павлу Сергеевичу Александрову.
Судьба Жени Мищенко напоминает сказку о Золушке. Впрочем, время тогда было особенное. Поиском талантливых ребят по всей России занимались многие учёные, ведь они создавали научные школы. Их костяк зачастую составляли самородки из глубинки.
— С тех пор я начал учиться в Москве. В 1940 году пошёл в армию. На войне был рядовым. Служил на границе с Финляндией. Никаких особенных подвигов за мной нет. Воевал как все. Друзей хоронил, случалось, у меня на руках умирали. Сам в полевом госпитале побывал. Сейчас разное о войне пишут. Может быть, где-то и было иначе, но у нас никаких сомнений в победе не было ни разу.
…В истории Нововязниковского образования Мищенко – великая веха, которая еще не нашла должной оценки земляками. Ученики не переписываются с родственниками великого земляка, не найден дом, где он жил ни в деревне Хотиловка, ни в Нововязниках, нет улицы Мищенко, да и школа могла бы носить его имя, не записаны воспоминания ныне здравствующей Зинаиды Владимировны Гореловой – директора Нововязниковской жд школы, которая жила в соседях с семьей Мищенко, которая хорошо его помнит, вспоминает классного руководителя Мищенко – замечательного учителя истории Алексея Ивановича Аристова. Аристов был еще и хорошим художником и, когда Мищенко стал известен, он написал большой портрет своего знаменитого ученика. Этот портрет висел долгое время в железнодорожной школе. Возможно, что и сегодня портрет где-то лежит.
ШКОЛЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
В 1941 году двухэтажное здание фабричной школы было отдано под кабинеты перебазировавшейся из Серпухова военной авиационной школы пилотов, которая стала называться Вязниковской или сокращенно ВВАШП.
Учащиеся фабричной школы были переведены для занятий в железнодорожную школу, учились вместе в три смены. Нововязниковские ученики и учителя учились и работали в подсобном хозяйстве фабрики «Розы Люксембург», разгружали вагоны с дровами, готовили концерты и ходили с ними в госпиталь, собирали по домам бутылки, которые были нужны для зажигательных смесей, применяемых на фронте. Ребята и учителя шили кисеты, платочки, воротнички, вязали варежки и носки. Собранные посылки отправлялись на фронт солдатам. Собирали средства на танковую колонну. Из разрушенного Смоленска Вязниковский район взял на воспитание 100 детей, подобранных на улице, лишенных родителей. Учителя встречали эшелон изможденных, голодных детей, переправляли их на подводах в школу, где мыли, переодевали и кормили. Многие из них так и остались жить после войны в Нововязниках.
После уроков ребята рыли щели (в случае воздушного нападения можно было укрыться), сажали картофель, гречиху. В летний период классные руководители со старшими классами ходили на сельскохозяйственные работы в совхоз «Пролетарий».
Вот как вспоминает об этом выпускница Нововязниковской железнодорожной школы № 8 1941 года Ирина Александровна Воронина впоследствии учитель русского языка и литературы московской школы № 1290, дочь нововязниковского учителя Елизаветы Григорьевны Мишатиной, награжденной орденом Ленина:
- Выпускной вечер чудесный! Грустно расставаться. Радостные и одновременно грустные уходим домой. А по дороге домой слышим страшную весть: началась война. Осознавать это было ужасно! Через несколько часов мы вновь в школе. Мальчишки уже идут в военкомат. Создаются отряды по строительству противотанковых заграждений. Решением РК комсомола нашего города такой отряд создали и в нашей школе. Командиром отряда назначили учителя истории Вдовина Василия Ивановича. Мы – выпускники школы 1941 года, кто ещё остался, вошли в него первыми. Полтора месяца тяжелейшей работы! Копали рвы с утра до вечера.
Обед привозили прямо на место работы. Уставали страшно. Земля тяжёлая, каменистая. А делать надо быстро. Но мы ведь были молоды, задорны, любили свою Родину и были готовы сделать для её защиты всё, что могли. Старшие товарищи нас не забывали. Так представители Вязниковской школы пилотов навещали нас после внезапного обстрела нашего отряда с самолёта противника-немца, который летел на Горький. Но силами лётчиков ВШП был сбит в районе Вязников. По приказу командования ВШП нас навестили, поблагодарили, успокоили и угостили шоколадками.
В московской газете "Северное Измайлово" в мае 2005 года об Ирине Александровне, отмечавшей тогда 82-летие, говорилось:
«Сложная, но интересная судьба провела ее через Великую Отечественную войну, забросила на Дальний Восток, после был Вьетнам, ГДР, Венгрия… И везде Ирина Александровна работала учителем, уверенно неся свет знаний. Ее мама – Елизавета Григорьевна Мишатина – тоже всю жизнь отдала профессии учителя и за свой благородный труд была награждена орденом Ленина. В местечке Вязники, где тогда жила Ирина Александровна, основали Вязниковскую авиационную школу пилотов. Возникла необходимость собрать самодеятельный ансамбль песни и пляски для поднятия духа будущих и действующих покорителей небес, приезжавших на переподготовку с передовой. Одной из первых в его состав включилась Воронина. Кроме ансамбля, она участвовала в те месяцы в организации спортивной работы. В 1945 году мужа Александра перебросили на Дальний Восток, в январе 1946 года Воронины обосновались в Порт Артуре, где и прожили 7 лет. В эти годы мама Ирины Александровны учила молодых китайских специалистов преподавать русский язык. В самом начале 60 х Воронины перебрались в столицу. Подрастала дочь Светлана, которая наблюдала, как любят ученики ее маму, бабушку, как уважают и ценят они своих учителей… Так шли годы, и теперь у Ворониной шесть внуков и четыре правнука. Обе дочери Ирины Александровны избрали тот же путь, по которому идет мать, шла бабушка. Светлана преподает химию в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, и ее младшая сестра Марина – химик по профессии и призванию».
Многие из учителей и выпускников железнодорожной, и фабричной школ ушли во время войны на фронт. Замучены в фашистских концлагерях выпускники Алексей Осипов, Григорий Шишкин, узник лагеря Хаммерштайн Михаил Ермилов. Погибли на полях сражений летчик-испытатель Трост (Волков) Генрих Васильевич, выпускники аэроклуба Константин Шайкин, Константин Старостин, Александр Золотов и Вячеслав Розов, Василий Куклев.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Благодаря усилиям директора И.М. Зайцева, в жд школе сложился исключительно сильный педколлектив. Здесь работали замечательные педагоги Е.М. Ботина, при военруке и географе А.С. Комарове был построен тир при школе, некоторое время он был завучем, И.В. Солярский, А.Н.Сальникова, Л.И. Киселева, Л.И. Киселева (Сорокина), З.В. Горелова – она в Москве сделала доклад «Обобщающие уроки физики», который был опубликован в журнале «Физика в школе» и распространен по Советскому Союзу в качестве пособия для учителей, кавалер ордена Ленина Полина Дмитриевна Барыбина, блестящий педагог по черчению и рисованию А.В. Сергеев, сильнейший математик Л.И. Бахарева, Ф.К. Солошенко, учитель истории от Бога В.И. Вдовин – его дочь Лора Васильевна Гуляева стала не менее успешным педагогом и руководителем, супруга военрука очень сильный математик Л.А. Комарова, В.С. Янущик – русский язык и литература, Ф.М. Мартьянова.
1-ого сентября 1946 года здание фабричной школы было возвращено. После войны возвратились в школу бывшие фронтовики: В.Г. Клинов, Т.К. Батракова, П.И. Жадов, Ф.Т. Вдовин. Ребята сами благоустраивали школу, переносили все оборудование и устраивали классы. Учащиеся расчищали пришкольную территорию, разбили цветник и посадили сад. 1954 году семилетка была реорганизована в среднюю школу. В послевоенное время до 1958 года школа была и детским домом. С этого времени на поселке работает две школы. Директор ШРМ и строящейся в те годы новой современной школы Лев Иванович Аносов вспоминает, что еще в середине 1960-х годов от Вязниковской авиашколы оставались на стенах вдоль лестницы не закрашенными огромные яркие красочные рисунки на штукатурке различных типов самолетов, сделанные курсантами школы пилотов, из которой вышли девять Героев Советского Союза. При каждом летнем ремонте школы эти рисунки старались не закрасить. В память. Ведь многие из тех безвестных пилотов-художников не вернулись домой…
В последующие годы активно развивалась деятельность пионерской и комсомольской организаций. Пионеры оказывали помощь совхозу работая на его полях, а комсомольцы трудились в цехах фабрики им. «Розы Люксембург».
Директорами Нововязниковской фабричной (РОНО) школы были: Олег Григорьевич Соколов, Лев Иванович Аносов, Людмила Михайловна Сычева, Евгений Андреевич Брикман, Василий Петрович Селезнев, Яков Иванович Янущик, Владимир Федорович Чечекин, Лора Васильевна Гуляева, Любовь Николаевна Сидорова, Ольга Николаевна Куклева.
ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ
Говоря о народном образовании в Нововязниках, нельзя не сказать о школе рабочей молодежи или, как принято было говорить, в сокращении ШРМ. Надо учесть, что более 40 лет из её стен ежегодно выходили не менее 20 - 25 выпускников, это около тысячи человек – немалое число нововязниковцев, которые считают своей родной школой именно ШРМ. Среди учителей и учеников ШРМ люди, которые вписали достойную страницу в историю поселка. ШРМ была организована в поселке сразу после войны: пришли бывшие повзрослевшие недоучившиеся ученики – демобилизованные солдаты, в обычную школу они пойти не могли, кроме того, стали приезжать на работу из других регионов. Как только Вязниковская школа пилотов освободила здания в Нововязниках, эти помещения отдали детям. Первым директором ШРМ был фронтовик Федор Тимофеевич Вдовин, он преподавал историю, слыл очень сильным историком, работал и в фабричной школе.
Из воспоминаний Льва Ивановича Аносова, имеющего редкие звания Отличник просвещения СССР, а впоследствии также «Золотое достояние округа Вязники». В разные годы он был директором ШРМ и фабричной школы:
- После окончания Московского института иностранных языков им. Мориса Тореза я поступил учителем Нововязниковской школы рабочей молодежи в 1955 году. В это время директором был Владимир Ильич Самарский – офицер, участник войны, имевший ранение. Школа располагалась на втором этаже клуба фабрики им. Розы Люксембург. Через год по семейным обстоятельствам Самарский уехал сначала в Молдавию, а потом в Электросталь, директором поставили меня. В этой должности я проработал с 1956 по 1960 год до назначения директором фабричной школы, а потом возвратился в ШРМ и работал до 1985 года.
В наследство в 1956 году я получил классы, на стенах которых были развешены вместо учебных пособий басы, альты и трубы духового оркестра – здесь же вечерами занимались музыканты, В.И. Самарский передал мне две общие тетради с приказами по школе, этажерку с классными журналами, да ящик с печатью и финансовыми бумагами.
Примерно через год фабрика начала строить над гаражами кабинеты управления. Построив их, освободился дом фабриканта Зюзина на территории фабрики, и ШРМ из клуба перебралась туда. Фабрика помогала много: делали парты, доски, вели ремонт. Завучем была Людмила Михайловна Сычева – великолепный химик. Когда меня перевели директором поселковой школы, её поставили директором ШРМ. В это время в ШРМ преподавали очень сильные педагоги – физик Фаина Валентиновна Морозова (Давыдова) – её отец руководил драмкружком в клубе, математик Ольга Васильевна Бабурина, биолог Иван Петрович Зинин, Владимир Николаевич Новиков - литератор, историк Вячеслав Жучкин, Рэма Семеновна Становская преподавала русский язык и литературу… После того, как Л.И. Аносов вышел на пенсию, ШРМ возглавила Мария Федоровна Щапова.
НОВАЯ ШКОЛА
Расцвет поселковой школы произошел, когда директором был Олег Григорьевич Соколов, он создал великолепный коллектив учителей. В 1954 году она была преобразована в среднюю. Первый выпуск 10 класса состоялся в 1957 году.
Вспоминает Л.И. Аносов: «В начале 60-х годов мне, тогда только что назначенному директором средней школы, пришлось с первых дней заняться строительством нового здания. Школу мыслилось привязать к генплану развития поселка, на пустыре. Проект выбирал первый секретарь горкома КПСС Ян Павлович Захаров – тогда были совнархозы и горком партии руководил и промышленными предприятиями района. Никаких коммуникационных сетей не было. Лишь фабрика им. Р.Люксембург поставили пару двухэтажных домов без каких-либо удобств. Выбранный тип школы был экспериментальный, рассчитанный на обучение в одну смену около 1000 человек, кабинетной системе для старших классов, отдельными рекреациями для разных звеньев обучения, тремя входами, залом, столовой, производственным корпусом. Мало кто теперь об этом вспоминает, но в Нововязниковской школе был запланирован первый в районе бассейн. Предусматривалась автономная котельная, теплица, предметные открытые площадки, сельхозучасток. Такие школы начинали строиться еще лишь в новых микрорайонах Коврова и Владимира».
В 1967-ом году был заложен фундамент новой школы, а в 1969-ом открыто новое здание школы, где были большие светлые классы, кабинет физики, химии биологии, другие кабинеты, а также радиоузел, спортивный и актовый залы, столовая и большая библиотека.
На улицах поселка, около школы и детского сада «Теремок» было высажено свыше тысячи деревьев и кустарников, для охраны которых был создан штаб «Друзья природы». Пионерские отряды собирали, перевыполняя задание, металлолом и макулатуру. Летом ребята собирали лекарственные травы, создавали гербарии, выращивали урожай овощей и фруктов на пришкольном участке.
При реорганизации путем слияния двух школ в 2005 году начала свою деятельность Нововязниковская средняя общеобразовательная школа.
Учителя-ветераны
…История Нововязниковского образования началась в 1892 году с железнодорожного училища при станции Вязники, потом появилась фабричная школа, школа ШРМ… В начале 21 века они объединились, традиции впитали в себя все лучшее, что было во всех школьных коллективах поселка.
Интересной, творческой, увлекательной была работа школ в период становления. Поэтому особенно хочется отметить тех, чьим трудом создавалось поколение 70-80 годов: Инесса Ивановна Софронова, Нина Ивановна Опарина, Е.Н. Костина, Н.С. Фетисова, Р.Д. Полянских, М.А. Корчагина, В.Н. Башкаева, Г.И. Васильева, В.Н. Миронова, Н.И. Лаврентьева, В.В. Васильев, Е.В. Кобякова, З.Б. Голубева, Ю.М. Швецова (Кузьминых), И.Л. Федорова, А.М. Карпов, К.Ю. Рыбкин, Т.В. Романова, О.Н. Мякишева, М.Н. Полянских, В.Ф. Бударина, Т.В. Краснова, Е.И. Максимова, В.А. Аганичева, В.М. Мордвинцева, библиотекарь ШРМ Валентина Федоровна Степанова... Продолжили эти традиции учителя Т.И. Фрилинг, Н.Н. Селина, О.А. Куклева, Т.И. Титова, Н.В. Мурзова (Сахарова), О.В. Жезлова (Шиловская), А.С. Носова, А.И. Французова, С.А. Волкова, Т.Б. Демидова.
Среди выпускников, которыми гордится микрорайон Нововязники кроме академика Мищенко, доктора наук Трунова и Заслуженного художника России выпускника железнодорожной школы Федора Шапаева еще ряд выдающихся имен: экс вице-президент РЖД С.В. Козырев, референт, консультант отдела аппарата ЦК КПСС В.Д. Кузьминых, начальники станции Вязники В.И.Козырев и А.В.Козырев, доктор технических наук О.Л. Аносов, начальник конструкторского бюро отдела АСУ железных дорог на Украине А.Л. Аносов, доктор мед. наук. В. Овчинников, врач-онколог С.Н. Морозов, директор школы №2 Т.Н. Маркелова, солистка Волжского народного хора Е.А. Ногина, создатель единственного в стране Музея спорта А.Ф. Наместников, директор школы искусств Л.Б. Алексеева,
Заслуженный архитектор России А.А. Лифанов, поэт А.И. Кошутин, писатели В.М. Герасимов
http://vladviaz.narod.ru/
и А.М. Варгин
http://vargin.ru/
P.S. История нововязниковского образования была бы неполной, если не добавить к уже упомянутым и других прекрасных педагогов. Здесь педагоги разных школ и разных времен, но всех их объединяет любовь к великой профессии - Учитель... В нововязниковских школах работали поэт Юрий Васильевич Мошков, Мария Ивановна Овсянникова, Нина Александровна Горелова, Анна Степановна Ветрова, Борис Иванович Трунов, Таисия Федоровна Встовская, Валентина Дмитриевна Тропина, Людмила Дмитриевна Степина, Галина Семеновна Швецова, Вера Ивановна Павловская, Кузнецова Нина Алексеевна, Кирсанова Татьяна Николаевна, Терентьев Александр Викторович, Щукина (Копенкова) Татьяна Игоревна, Шихорина Капиталина Сергеевна, Рахматулин Семен Григорьевич, Калачев Дмитрий Алексеевич, Юрий Иванович Симонов, Парфенова Таисия Федоровна, Швецова Надежда Анатольевна, Комарова Александра Федоровна, Тупичкин Григорий Митрофинович, Макарова Галина Алексеевна, Юрий Иванович Варенышев, Муравьева Диана Алексеевна, Архипова Клавдия Алексеевна, Михайлова Валентина Николаевна, Монакова Полина Ивановна, Валентина Николаевна Маркитанова, В.А. Шашкова, Тамара Васильевна Куклева, Анатолий Иванович Знаменский, Анатолий Степанович Евтеев, Галина Павловна Киселева, Рябов Алексей Юрьевич, Русанова (Федотова) Елена Фоминична, Дворяткин Михаил Григорьевич, Полина Семеновна Куклева, Шарова Наталья Васильевна, Сорокина Елена Павловна, Елова Мария Николаевна, Коханский Владимир Людвигович, Солярский Иван Владимирович, Каныгина Нина Алексеевна, Духан Борис Самуилович, Чадаева Зоя Семеновна, Карпова Анастасия Алексеевна, Земскова Зинаида Ивановна, Чадаева Надежда Владимировна, Эльвира Ивановна Севенюк, Алексей Иванович Монаков, Улыбин Владимир Павлович, Гаврилова (Иванова) Валентина Николаевна, Фонинская Ольга Евгеньевна, Авакумов Сергей Георгиевич, Тарарыкин Алексей Григорьеич, Сальникова Альбина Васильевна, Надежда Викторовна Федосеева, Вячеслав Евгеньевич Коротков, Самсонова Нина Александровна, Самсонова Фаина Васильевна, Малыгина Наталья Станиславовна, Рыбакова Елена Юрьевна, Степанова Елена Михайловна, Волкова Елена Викторовна, Ганин Николай Викторович, Синицына Надежда Петровна, Курбатова Мария Алексеевна, Фахрутдинова Светлана Николаевна, Исаева Ольга Владимировна, Конакова Альбина Петровна, Мичурина Мария Алексеевна, Паркин Евгений Петрович, Печенина (Романова) Татьяна Викторовна, Смирнова Светлана Васильевна, Русецкая Валентина Николаевна, Ольга Геннадьевна Корягина (Зарослова), Умрихин Виктор Петрович, Клещева Наталья Борисовна, Морозова Ольга Вячеславовна, Куприянова Альбина Станиславовна, Солдатов Михаил Анатольевич, Каблова Ирина Викторовна, Петрова Муза Николаевна, Шерехова Татьяна Владимировна, Фирюлина Валентина Владимировна, Блохина Надежда Яковлевна, Швецова Наталья Петровна, Былина Елена Владимировна, Никонова Наталья Викторовна, Дубровин Сергей Владимирович, Потапова (Дубровина) Татьяна Александровна, Кошелева Виктория Николаевна, Максимов Александр Павлович, Ковшов Евгений Федорович, Селина Зинаида Григорьевна, Клинова Людмила Павловна, Кобякова Валентина Ивановна, Озол Алла Оттовна, замечательный руководитель железнодорожного кружка Василий Кривенцов, который остался в истории просто как "дядя Вася"… и многие другие педагоги.
Большие перемены произошли с реформами и перестройкой, но история продолжается. Теперь это уже история городского микрорайона Нововязники.
Владимир ЦЫПЛЕВ, краевед.
Дополнительный материал и уникальные фотографии учеников и учителей поселка Нововязники - в воспоминаниях В.Д.Кузьминых:
http://tsiplev.ucoz.ru/forum/50-133-1#1333 |