Главная » 2013 » Январь » 31 » ТЕЗА - ПРИТОК КЛЯЗЬМЫ, ШЛЮЗЫ
19:32
ТЕЗА - ПРИТОК КЛЯЗЬМЫ, ШЛЮЗЫ

Исследование истории судоходства по Тезе Вязниковского участка Московского пароходства научного сотрудника Вязниковского музея Е.В. Лебедевой. Доклад на краеведческой конференции 2013 года.

Фото Владимира Цыплева.

Река Теза – искусственный водный путь, входивший в состав Вязниковского Технического участка, впадает в реку Клязьму на 136,5 км. Длина реки 192 км. Площадь бассейна 3450 км2. Исток Тезы находится в 12 километрах к югу от русла Волги, рядом с каналом Волга-Уводь. В верхнем течении – это небольшая речка шириной 6-7 метров с извилистым руслом и высокими берегами.

Фото Вязниковского участка Московского речного пароходства


В 1834 году были начаты работы по шлюзованию реки Теза (от г.Шуя до устья). Щлюзование Тезы осуществлялось путем построения 5-ти гидроузлов, состоящих из 5-ти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами. 1-й шлюз построен недалеко от г.Шуя, а 5-й – в 2-х километрах от впадения Тезы в Клязьму, и еще три – между ними, примерно на равном удалении друг от друга для обеспечения равномерного подъема воды на всем 90 км судоходном участке. Работы были оценены в 80609 рублей.
Принцип работы шлюза следующий:
1.    Входные ворота открываются, и судно заходит внутрь камеры
2.    Входные ворота закрываются
3.    Открывается перепускной клапан, вызывая падение уровня воды в камере с находящимся в ней судном.
4.    Впускные ворота открываются, судно выходит из камеры.
Шлюза были построены деревянные размером 10х2 саженей, с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз №2, где глубина в 1 аршин соблюдена не была.
«Гидросооружения на реке Теза состоят из деревянных шлюзов с полезными размерами 21,35м – 22,00 м по длине, и 4,15м – 4,30м по ширине, и деревянной разборчатой плотины с входящими в состав гидроузла мелкими сооружениями и зданиями. Шлюзы на реке Теза однотипны: головы ряжевые, стены бревенчатые со свайным основанием – анкерами. Глубина заложения основания шлюзов обеспечивает пропуск судов с осадкой в 80 см. Плотины на реке Теза разнотипны, и сходны по конструкции с русской разборчатой плотиной. Кроме плотины гидроузла №4, имеющий металлические формы Поаре.» (Годовой Технический Отчет Вязниковского Технического участка за 1943 год).
Шлюзована река Теза на протяжении 90 км ( от г.Шуя до устья). На этом протяжении она и судоходна.
Расположение 5-ти гидроузлов следующее:
1.    шлюз №1 – 70 км от устья реки
2.    шлюз №2 – 64,9 км от устья реки
3.    шлюз №3 – 37,5 км от устья реки
4.    шлюз №4 – 11,7 км от устья реки
5.    шлюз №5 – 2,3 км от устья реки
Река Теза связывала между собою водным путем ряд городов и промышленных предприятием и являлась удобным и дешевым путем для транспортировки разных грузов, главным образом дрова и лес. А река Клязьма связывала ее с основным транзитом рек Оки и Волги.

Общий вид на плотину №4. Зима 1949-1950 года.

Нижняя голова шлюза №4 во время капитального ремонта зимой 1949-1950 года.

10 июля 1837 года по шлюзованной системе была открыта навигация. Тезянская шлюзованная система эксплуатировалась в летнее время. Лишь спустя 70 лет в 1908 году было введено ночное шлюзование. Исходя из размеров шлюзов, строился флот для реки Теза – баржи «ТЕЗЯНКИ» размером 10Х2 сажени (21,3х4,2 м) с учетом запаса по длине и ширине. Сначала баржи проводили вручную потом с использованием конной силы.
Первый пароход появился на Тезе в 1907 году. Пассажирские перевозки начали осуществляться в 1925 году, уже при Советской власти, и для этих целей были переоборудованы две Тезянки - «Идея» и «Смычка». Их буксировали пароходы «Шуя» и «Южа».
С 1935 года появились пассажирские катера, которые уже могли идти со скоростью 12 км/ч.
До 1931 года проводились усовершенствования шлюзов и некоторые изменения плотин, камеры шлюзов не перестраивались. В 1921 году было проведено спряжение кривого канала реки Теза путем устройства искусcтвенного канала (на бъефе шлюз №2 – шлюз №3) с затратой  в 1500 рублей. Из эксплуатации было выкинуто 11,2 км кривого неудобного пути, подобных работ на других участках не проводилось.
В 1936 году на реке Теза был открыт прорабский участок с подчинением его 4-му Техническому Участку. Это было сделано для того, чтоб технический участок мог оперативно руководить эксплуатацией и работами на реке Теза. С этой целью августе-октябре 1936 года со шлюза №1 в г.Шуя был пере-веден жилой дом предназначенный для конторы и квартиры сотрудников. В связи с организацией про-рабского участка на реке Теза начальником Тезянской шлюзованной системы был назначен бывший начальник Вязниковского Технического участка Московско-Окского Бассейного управления Пути Шарков Николай Андреевич с 1 ноября 1936 года согласно приказа №197 от 30 октября 1936 года. Начальником Вязниковского Технического участка был назначен Поднебеснов А.Н.. Помощником Тезянской шлюзованной системы был назначен инженер по гидросооружениям  Кононов Михаил Федорович, бывший выпускник ЛИИВТ’а (приказ №197 от 30.10.1936 года).
Согласно документов (книга по учету кадров 1938 год 7-го Технического участка):
  Начальник шлюза №1 – Спиридонов Иван Петрович.
  Начальник шлюза №2 – Крупинин Алексей Дмитриевич.
  Начальник шлюза №3 – Носков Яков Александрович.
  Начальник шлюза №4 – Костерин Александр Павлович.
  Начальник шлюза №5 – Кузнецов Алексей Николаевич.
Всего в штате Тезянской шлюзованной системы было 26 человек:
   Начальник системы
   Помощник
   Начальники шлюзов
   Техник
   Счетовод
   5 старших матросов
   10 матросов
   Сторож
   2 десятника
В навигационный период времени штат каждого гидроузла состоял из 4-х человек:
   Начальник гидроузла
   Старший матрос
   2 матроса
Начальник гидроузла вахты обычно не нес, для него рабочий день ненормирован. В его обязанности входило – постоянный надзор за состоянием сооружений и правильной эксплуатацией гидроузла. Матросы вели круглосуточные вахты по 8 часов в сутки. В их обязанности входило руководство пропуском судов через шлюз, а работы по шлюзованию выполняли команды шлюзующихся судов.
В зимнее время по штату остается только один начальник, матросы переводятся на ремонтные работы гидроузлов Тезянской системы. Руководство эксплуатацией и ремонтом гидросооружений техучасток осуществлял через начальника Тезянской шлюзованной системы. В «Годовом техническом отчете за 1936 год» начальник Вязниковского Технического участка МОБУ пути Поднебеснов А.И. писал следующее: «Начальники шлюзов были дисциплинированны и знали свое дело достаточно хорошо. Но все они технически недостаточно грамотны. Вопросы поднятия их технического уровня надо будет ставить в порядок дня. Штат навигационных матросов также недостаточно надежный и текучесть имеет место»
В 1936 году на шлюзе №2 для удобства и облегчения шлюзования была установлена лебедка для судов идущих снизу. По своим размерам гидросооружения Тезянской шлюзованной системы были небольшими. При их эксплуатации никакой механизации не применялось, открытие и закрытие щитов плотин производилось вручную одним матросом при помощи железной петли «ухвата» с вилкой на конце.
Сборка-разборка плотин была ручная, с частичным применением лебедок. Плотина №5 собиралась при помощи водолазов, так как на флютбете глубины в момент сборки 2-3 метра. На шлюзах применялись простейшие механизмы для подъема клинкетных шиитов. Эти механизмы представляли из себя обыкновенный винт, диаметром 100 м/м с прямоугольной резьбой, на винт насажена муфта-гайка, от которой идут дуги к винту, вращение винта производится вручную посредством ключа.
Маневрирование элементами плотины (открытие-закрытие) было не сложно и производилось обычно вахтенным матросом, и только во время паводка, при необходимости открытия нижних щитов были задействованы два человека – начальник шлюза и матрос.
Операции по шлюзованию судов были просты. Открытие-закрытие ворот шлюза производилось вручную одним матросом с помощью рычажных брусьев, насаженных на ворота. Малые габариты ка-мер шлюза могли вместить только одно судно. Наиболее трудным был ввод и вывод груженого не парового судна. Для этого использовалась команда шлюзующихся судов от 2 – 6-ти человек, в зависимости от размеров судна и его груженности. В общем на эту операцию затрачивалось от 5 до 10 минут. Нормы устанавливали Московское Бассейновое Управление Пути.
Как известно, работа шлюзов характеризуется количеством шлюзований. По числу шлюзований рекордным был 1905 год.
Согласно техническим отчетам в сезон проводилось:
    1935 год – 24719 шлюзований
    1936 год – 20692 шлюзований
    1937 год – 19981 шлюзований
Пропускная способность системы была определена в 400000 тонн.
За 1937 год по реке было перевезено 98414 тонн грузов (прибыло в город Шуя – 84702 тонны, отправлено из Шуи – 13712 тонн). Таким образом шлюза были загружены на 25%.
Нормальные путевые условия характеризуются глубиной и шириной судового хода. По этим показателям техническому участку ежегодно устанавливались плановые задания: гарантийная и дифференцированная глубина. Гарантийная глубина должна была выдерживаться в течении всей навигации в не зависимости от колебания уровня воды. Гарантийная глубина на реке Теза до 1937 года была устаноdлена 70 см. В навигацию 1937 года была установлена 75 см. Гарантийная глубина в 70 см часто срывалась шлюзом №2. Это было связанно с тем, что основание шлюза было заложено очень высоко. В навигацию 1937 года гарантийная глубина была сорвана шлюзом №5.
В конце 30-х годов слабая и устаревшая материально-техническая база речного транспорта всей страны находилась в процессе реконструкции. Обновление проходило не так интенсивно как на железнодорожном транспорте, капиталовложения в которой были гораздо выше.
В 1936 году по плану утвержденному МОБУПути на капитальный ремонт гидросооружений было ассигновано 8500 рублей. Эта сумма была распределена следующим образом:
   1. Начать работы по капремонту шлюза №3
   2. Проведены работы 1-ой очереди по капремонту шлюза №5
   3. Окончен капремонт шлюза №1
   4. Построен 1 ледорез у гидросооружения №1
   5. Выполнена  подгрузка камня к плотине №2
В связи с организацией прорабского участка на реке Теза для безаварийной работы шлюзов и успешного проведения навигации начальником Вязниковского технического участка были поставлены следующие задачи:
    1. Выделить прорабу штат и средства
    2. Закрепить для реки Теза катер №6 (бывший «Орленок») мощность 75 сил и 2 тезянки
    3. Создать запас аварийного материала
4. Приступить к постройке новой плотины №5 и перестройке шлюза №2.
5. Пополнить строительный инвентарь.
6. Повысить напорный горизонт на гидросооружении №3 на 5-10 см.
7. Провести берегоочистительные и карчеуборочные работы.
8. Ввести измерители – нормы на ежегодно повторяющиеся работы по содержанию
    сооружений (сборка-разборка и пр.)
9. Сделать инструментальные съемки гидросооружений и прилегающих участков реки
10. Поднять на должную высоту капремонт и технический ремонт
11. Улучшить дело с освещением шлюзов.
    В очередной раз поднимался и ставился на обсуждение вопрос о необходимости реконструкции Тезянской шлюзованной системы. Имеются сведения о состояния гидросооружений на реке Теза на ка-нуне начала Великой Отечественной Войны

ШЛЮЗА



    Шлюз №1 – в удовлетворительном состоянии. В 1942 году требуется провести ремонт нижней головы шлюза (смена надводных лицевых стен). Что и предусмотрено ведомостью по капремонту.
    Шлюз №2 – капитально отремонтирован в зиму 1939-40х гг. В 1942 году необходимо построить 1 пару запасных ворот.
    Шлюз №3 – в удовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт был проведен в зиму 1936-37х гг.
    Шлюз №4 – в удовлетворительном состоянии.
    Шлюз №5 – в удовлетворительном состоянии. Отремонтирован в зиму 1940-41 года. В 1942 году требуется сменить обе пары ворот что и запланировано в 1 квартал 1942 года.




ПЛОТИНЫ

    Плотина №1 – капитальный ремонт водоспуска №1,№2.
    Плотина №2,№3,№5 – находятся в удовлетворительном состоянии. Надводные части запасного водоспуска плотины №3 (построена в 1924 году) капитально ремонтировались в 1937-38 годах. В 1942 году при плотине необходимо построить 2 ледореза.

БЕРЕГОВЫЕ ОПОЯСКИ
   
    Шлюз №1 – требует капитального ремонта с укладкой тюфяков.
    Шлюз №4 – закончить работы по продолжению опояски кругом шлюзового острова
    Также некоторые береговые укрепления при шлюзах и плотинах требуют небольшого текущего ремонта. В целях улучшения эксплуатации качества плотин, начальник Тезянской шлюзованной системы указывал на капитальное переустройство плотин, по типу Поарэ плотины №4.

В связи с началом Великой Отечественной войны нормальная эксплуатация водных путей была нарушена.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г.Ивановская область была объяв-лена на военном положении.   На основании приказа №1 по Московско-Окскому Пароходству от 22 июня 1941г. Был издан Приказ№95 от 30 июня 1941г.

1. Отменить все звуковые сигналы, судовые свистки, паровые сирены, колокола и т.д.кроме сигналов ПВХО на всем протяжении бассейна.
2. На случай дачи общего сигнала воздушной тревоги, суда обязаны повторить эти сигналы.
3. Запретить всякие световые и звуковые сигналы в пределах бассейна, как самоходных, так и не самоходных судов. За исключением кожуховых, которые должны были служить и сигналом расхождения с установкой включения, но в обязательном порядке каждый сигнал кожуховой должен быть закрыт сверху деревянным щитом, размером не менее 1-2м.
4. На непаровых судах шкипера обязаны также обеспечить каждую светомаскировку судна и прекращение света в каютах. При следовании в пути проявлять осторожность и бдительность.
5. Капитанам техфлота не включать свет в каютах, рубках не имеющих спец.маскировки, штор и щитов в машинных отделениях, закрыть и замаскировать все люки и иллюминаторы.
Обязанность диспетчера объявить приказ№95 всем судоводителям под расписку. Судам находящимся в пути объявить в 1 пункте.
1. На всей трассе гидросооружений ввести угрожающее положение.
2. Ввести круглосуточное дежурство, ответственных дежурных по участку и дежурство на шлюзах у селекторных и телефонных аппаратов.
3. Привести в полную готовность весь противопожарный инвентарь и все запасы аварийно-восстановительного имущества и средства противохимической защиты.
4. Произвести полную светомаскировку согласно инструкции.
5. Произвести закрепление личного состава в местных советах. для выполнения аварийных работ, вызванных нападением с воздуха.
6. На верхней голове шлюза у верхних ворот впереди их сделать предохранительные заграждения для предупреждения случайных ударов судов в ворота.

Не выполнение настоящего приказа карается законом военного времени.
С введением военного положения в избежании случаев аварий по Вязниковскому Техническому Участку был издан приказ №105(15 августа 1941г.) запрещающий производить посадку и высадку пассажиров на шлюзах.
Места проходов требовалось огородить и держать запертыми. Всякого рода ожидания пассажирских судов на шлюзах запрещались. В случае неподчинения составлялся акт и направление в милицию для принятия соответствующих мер.

В годы Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. С 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 14-ти возрастов (1905-1918гг) в 14 военных округах из 17.
На фронт уходили лучшие кадры Технического участка (комсостав).
Пополнение водного транспорта кадрами производилось из разных источников: привлекались члены семей речников, пенсионеры, женщины и молодежь, на судах в течение всей навигации проходили производственную практику учащиеся ремесленных училищ и студенты речных техникумов.
С 1943г. На водный транспорт привлекались инвалиды Великой Отечественной войны.
Основными причинами острой нехватки кадров на речном транспорте, как и накануне войны были по-прежнему, сезонный характер работы и неудовлетворительные жилищные, материально-бытовые условия работников. Как следствие сохранялась очень высокая текучесть кадров, усугублялся самовольным уходом с работы. Такая ситуация сохранялась до конца войны. Поощрения, премии, повышение заработной платы в 1943г. И другие проводившиеся мероприятия не намного улучшили положение речников.
Для обеспечения Технического участка  специалистами проводилось обучение новых и штатных сотрудников. Многие речники, давно работавшие на водном транспорте не имели соответствующего образования.
Для их подготовки и переподготовки организовывали различные виды учебы. Обучение происходило как без отрыва, так и с полным или частичным отрывом от производства.
Обучение плавсостава судоремонтным профессиям с 1943г. Проводилось не только в зимний период, но и во время навигации.
Квалифицированные специалисты занимались на отделениях стажистов при речных техникумах, а также в школах комсостава. Они давали возможность сдать экзамены Государственной Квалификационной Комиссии для получения диплома на право управления судном.
Обучение рядовых кадров велось на курсах техминимума, а также в порядке индивидуального прикрепления учеников к квалифицированным работникам. Несмотря на все проводимые МОБУ пути меры по привлечению ,обучению, и сохранению кадров, Техучастку все равно не хватало рабочих.
Партийные, комсомольские и профсоюзные организации Вязниковского Техучастка строили свою работу среди коллектива в разрезе современных событий, под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!» В основу брались доклады и приказы т. Сталина. Главное внимание обращалось на внедрение стахановских методов труда, 100% охват соцсоревнованием всех судовых команд, работников обстановки, изыскательских партий, гидросооружений. Так в навигацию 1942г. Был заключен договор на соцсоревнование между командами шлюзов.
1. Провести качественно и своевременно текущий ремонт гидросооружений и зданий.(лучший шлюз №2)
2. Работать безаварийно (аварий и простоев нигде не было)
3. Обеспечить пропуск судов через шлюза с осадкой на 80% (выполнено на 100%всеми шлюзами)
4. Снизить время на шлюзование против заданных норм на 13% нормы снижены
Шлюз№1-7%
Шлюз№2-7%
Шлюз№3-10%
Шлюз№4-7%
Шлюз№5-9%
5. Проводить командами шлюзов текущий ремонт сооружений (Шлюз №1 и №2)
6. Постоянно поддерживать чистоту на территории шлюза и в здании (отлично шлюза №1, №2, №4. Хорошо №3 и №5)
7. Иметь в исправности противопожарный инвентарь (Все шлюза)
8. Не реже 1 раза в 5 дней проводить политчас (Хорошо -шлюза №1 и №2)
9. Бережно экономить горючее и стройматериалы (точного учета нет)
На гидросооружениях и судах были избраны судовые комитеты, которые в течение всей навигации вели работу по мобилизации речников на выполнение производственного плана.
В 1943г. на рассмотрение МОБУПУПУТИ было послано 2 рационализаторских предложения от начальников гидроузлов. Одно из них т. Носова Я.Я. касающееся облегчения работы при открывании шлюзовых ворот и клинкетных щитов.
Второе - Спиридонова И.П. о постановке поворотных щитов взамен «подъемного».
Начальник Вязниковского Техучастка писал, что «ответ по поводу рационализаторских предложений не был получен. От обстаршины т. Маркина был получен материал о его изобретении процесса обработки дровяных отходов в коксующие угли. Это мероприятие оказалось не новым и процесс имеется в учебниках»
Партийным и профсоюзным активом была проведена большая работа по реализации 3-го Военного Займа и Денежно-Вещевой лотереи.
В годы Великой Отечественной войны наблюдение за состоянием гидросооружений производи-лось ежедневно работниками гидроузлов. Начальники шлюзов проводили осмотр гидроузлов 1 раз в пять дней. При осмотрах составлялись планы промеры предпонуров, рисбермы, каналов шлюзов с записью в журнал визуальных наблюдений. Практически ежегодно, в навигацию проводились инспекторские осмотры гидросооружений на реке Тезе представителями руководства Московско-Окского Бассейнового Управления.
История эксплуатации Тезянской  Шлюзованной Системы знала не мало случаев аварий на гидросооружениях. Наиболее крупные причиненные паводками:
1.прорыв правобережной дамбы, верхнего канала шлюза№1в 1927г.,ликвидация которого сто-ила 27000рублей.
2.1945г-большие повреждения гидросооружений на всех гидроузлах, со срывом не разобраных своевременно частей плотины (плотина №5 и №3),ликвидация которых прервала движение на 10 суток.
К концу Великой Отечественной войны Тезянская шлюзованная система находилась в удовлетворительном состоянии. Подходы к шлюзам в навигацию 1945г. Имели глубину судового хода более 90см. Всю навигацию шлюза работали безаварийно. Установленные нормы на пропуск судов в среднем по системе снижены на 9,3%. Планом утвержденным МОБУПУТИ на капитальный ремонт сооружений было выделено 15900руб. Из этих средств было ассигновано на ремонт сооружений гидроузла №1-5000руб. Остальные 10900руб.-на гидроузел №3. На гидроузле №1 капитально отремонтирована дамба-перемычка с одновременным усилением профиля.
На гидроузле №3 капитально отремонтирована нижняя голова  шлюза.
Работа капитального и текущего ремонта была выполнена качественно и досрочно с перевыполнением плана на 9%.
После окончания Великой Отечественной Войны перед Вязниковским техническим участком встала задача – восстановление материально-технической базы и достижения довоенного объема пере-возки грузов.
В 1947 году на основании постановления Совета Министров СССР от 01.09.1947 года участок реки Клязьма выше города Коврова протяжением 108 км был передан в ведение Управления малых рек пр Московском Облисполкоме.
В связи с этим протяженность речных путей обслуживаемых Вязниковским техническим участком составила 275,7 км. Из которых река Клязьма от г. Коврова до устья – 186,5 км, река Теза от г.Шуя до устья – 89,2 км.
Необходимо отметить, что услугами речного транспорта принадлежавшему Клязьменскому Эксплоучастку МОУРПа пользовались Горьковский, Дзержинский, Галицкий лесозаводы, текстильные предприятия г. Шуи  и г. Южа Ивановской области, г.Вязники, а также население  этих городов и областей.
За навигацию 1945 года грузооборот по  реке Теза составил 60330т., перевезено пассажиров 19674 человека.
За навигацию 1946 года грузооборот по  реке Теза составил 73251т., перевезено пассажиров 31378 человек.
Мы видим улучшение работы речного флота в 1 году 4-ой Сталинской пятилетки.
В 1946 году в Вязниковском техническом участке кроме парохода «Комвузовец», был пароход «Перевал». С 1945г.  получены 2 газохода,  построенные на Московской судоверфи (мощность 22НР)

Загрузка шлюзов по времени за навигацию 1946 года

№ гидроузла    Общее число шлюзований    Фактически затрачено минут на шлюзование    Навигационный период 1946 го-да в минутах    % загруженность шлюза
1    3470    27052    250560    10,8
2    3446    26899    250560    10,7
3    2729    21034    250560    8,4
4    1056    7493    250560    3,0
5    799    5545    250560    2,2

    Для обеспечения безопасного подхода к шлюзам судов производились следующие мероприятия:
1.    Весной, перед открытием навигации производились промеры подходных каналов с одновременным тралением.
2.    Все замеченные препятствия для судоходства устранялись в ручную, землечерпанием и частично взрыванием.
С осени 1946 года на шлюзе №3 керосиновое освещение было заменено электрическим. Это значительно улучшило условия эксплуатации шлюза.
Своего энергетического хозяйства гидроузлы Тезянской  шлюзованной системы не имели. При гидроузлах №1,2,3 имелись колхозные ГЭС мощностью 60 кВт каждая, которые освещали эти гидроузлы.
Сергеевская ГЭС при гидроузле №1 подавало энергию совхозу «Ильич» и близлежащим колхозам.
Остальные два гидроузла освещались керосиновыми лампами.
В 1950 году была построена Холуйская гидростанция при гидроузле №4.
В навигацию 1948 году грузооборот по реке Теза составил 108712т., вместо намеченных по плану 89800т., перевезено пассажиров 20500 человек, вместо 40400 человек.
Снижение пассажирских перевозок было связано с тем, что в 1948 году на реке Теза работал только 1 пассажирский катер.

Как  накануне войны, так и во время, так и после ее окончания, вязниковский технический уча-сток испытывал трудности в укомлектации своего штата. Одной из причин была нехватка жилой площади для речников. Поэтому Вязниковский Технический участок наметил план строительства поселка речников. Было предусмотрено построить 6 двухквартирных домов и двухэтажное общежитие для одиноких.
Согласно решения №199 от 23.04.1948 года Вязниковского Горсовета техучастку был отведен земельный надел площадью 2 гектара на Первомайской улице.
В 1948 году были построены два бревенчатых 2-х квартирных жилых дома, сметная стоимость которых 95644 рубля. В конце 1949 года было начато строительство 2-х квартирного дома. Дом был построен в 1950 году, сметная стоимость 42700 рублей. В ноябре 1950 года начато строительство дома №4 на 3 квартиры сметная стоимость 37400 рублей. Строительство производилось за счет экономии средств по капремонту гидросооружений реки Теза в 1949 году. Строительство было закончено во 2-ом квартале 1951 года.
Технический    участок  крайне нуждался в общежитие для плавсостава. В 1951 году было запла-нирована постройка двухэтажного общежития.

Навигация 1950 года была сложной. Кроме весеннего было еще два навигационных паводка, в августе и ноябре. Во время августовского паводка была разобрана плотина №5 и после пропуска павод-ка была собрана вновь. 6 ноября 1950 года все гидросооружения были переведены на зимний режим. В камеры шлюзов поставлены распоры, верхние головы шлюзов ограждены шандорами и произведено закрепление шлюзовых ворот. Ноябрьский паводок начался 8 ноября. Оба паводка были пропущены благополучно, без ущерба для гидросооружений и судоходства.
19-21 ноября 1950 года по заявке начальника пристани г.Шуя и просьбе директора Южской прядильно-трикотажной фабрики через систему были пропущены два судна: мотолодка и тезянка со срочным грузом для фабрики. Для пропуска судов во всех шлюзах были разобраны распоры и шандорные перемычки, после пропуска вновь произведены работы по переводу гидросооружений на зимний режим.
Весенний ледоход на реке Теза сопровождался запорами. Большой затор образовался перед плотиной №3. Ледоход в пределах гидроузла начался 9 апреля. В 2 часа лед перед плотиной стал задерживаться и к 4 часам образовался затор, который распространялся от плотины вверх по реке на протяжении 2-х километров. Создалось угрожающее положение, лед толщиной 60 см нагромождался несколькими слоями, образуя торосы, водоспуск и левый пролет плотины начало забивать, свободно работал только правый пролет плотины. Горизонт воды верхнего бьефа начал подниматься и разносить горизонты верхнего и нижнего бьефа, к 11 часам достигая 50 см, до образования затора разница в горизонтах составлял 6 см. В 12 часов лед перед плотиной оторвало от общего массива затора и затор стало прочищать, а к 17 часам затор расчистило.
Ледоход принес разрушения:
1.    Размыв предпонура плотины – расположенная в 5 метрах выше левого пролета плотины, яма площадью около 50 м2 увеличилась на глубину 90 см.
2.    Вымыв земляной загрузки из устоев плотины 112к, особенно у левого устоя
В период прохождения паводка на всех гидроузлах было установлено круглосуточное дежурство. Наблюдение за горизонтами воды велись каждые два часа. Информация из диспетчерской техучастка производилась 3 раза в сутки – в 8 часов, 14 часов, 20 часов. Селекторная связь работала круглосуточно. К пропуску ледохода и весеннего паводка все гидросооружения были подготовлены своевременно: зимний ремонт гидросооружений проведен досрочно, ледокольные работы проведены в полном объеме и своевременно. На сооружения поддерживались напоры в зимнее время, плотины и водоспуски были своевременно разобраны.
5 октября 1949 года вышел приказ №299 Министра Речного Флота СССР о нормативах для гидросооружений. На гидроузлах Тезянской шлюзованной системы требовалось пополнение в значительном количестве: такелаж, инструменты, пожарное оборудование, инвентарь. На капительный ремонт гидросооружений в 1950 году было ассигновано 136 тыс.рублей. Программа капитального ремонта была выполнена досрочно на 15 дней.
    1.  Гидроузел №1 – 8000 рублей, ремонт водоспуска №2
    2.  Шлюз №4 – 31380 рублей смена нарубки ряжевых стен нижней головы шлюза, ремонт
         свайной стенки нижнего подхода шлюза.
3.     Укрепление откоса шлюзового острова ниже плотины №4 – 7850 рублей
4.     Укрепление острова шлюза №4 – 39150 рублей
5.     Ремонт плотины №5 – 6300 рублей
6.     Укрепление левого берега у плотины №5 – 20000 рублей
7.     Ремонт дома в Шуе – 10700 рублей
8.     Ремонт плотины №2 – смена нарубки надводной части ряжевых стен – 6400 рублей
Итого: 129600 рублей

    На сооружениях Тезянской шлюзованной системы было развернуто соцсоревнование в котором участвовали все работники.
    Лучшим гидроузлом по содержанию и эксплуатации был признан гидроузел №2, начальник тов. Крупинин А.Д.
    Лучшие работники:
1.    Крупинин А.Д – начальник шлюза №2
2.    Спиридонов И.А. – начальник шлюза №3
3.    Мольков Ф.А. – начальник шлюза №1
4.    Буров М.Н. - старший судопропускник шлюза №3
5.    Прокофьев И.А. - старший судопропускник шлюза №4
6.    Мольков П.А. - старший судопропускник шлюза №1
7.    Попов А.А. - судопропускник шлюза №1
8.    Соловьев А.Ф - судопропускник шлюза №1
9.    Спиридонов - судопропускник шлюза №3
Начальник Вязниковского Технического участка писал: «Навигация, несмотря на трудности вы-званные двумя навигационными паводками, проведена успешно без аварий сооружений и судами. Все сооружения гидроузлов содержатся в хорошем состоянии, гидроузлам придан благоустроенный вид, на площадках территорий гидроузлов устроены клумбы с цветами».
В 1958 году в состав Управления Канала им.Москвы вошло Московско-Окское Бассейновой Управление Пути, включавшее в себя Москворецко-Окскую шлюзованную систему, реки Оку и Клязьму, а также Тезянскую шлюзованную систему. В конце 60-х годов Тезянская шлюзованная система имела на балансе:
2 буксировщика – теплоход «Филин» 150лс, «Путейский-28» - 90лс
Мотокатер «Путейский-18»
Брандвахты
Баржи сухогрузные
Земснаряды – «Московский – 128»
Дноочиститеьный снаряд ДТ-28

    До 1986 года существовала навигация. Ежегодно организовывались туристические маршруты по реке Теза от г.Шуи до села Холуй на теплоходе «Зарница», а от Шуи до гидроузла №1 на теплоходе типа «Москвич». Объем грузовых перевозок падал из-за строительства автомобильной дороги проходив-шей параллельно реке.
    До 1994 года гидротехнические сооружения Тезянской шлюзованной системы находились на балансе Муромского района водных путей государственного предприятия «Канал им.Москвы» Министерства Речного флота РСФСР. К этому времени дано предприятие фактически устранилось от содержания системы, переложив все работы по эксплуатации сооружений на администрации прибрежных городов и районов. Уже тогда Теза была объявлена не рентабельной, и по реке было закрыто все судоходство. В целях упорядочения эксплуатации шлюзов системы, совместным приказом от 24.11.1993 года №149/102 Комитета по водному хозяйству при Совмине РФ и Министерства транспорта РФ гидросооружения были переданы на баланс Ивановского управления водных ресурсов (настоящее время ФГУ «Верхнее-Волжскводхоз»).
    1994 год реку Теза, как судоходную реку закрыли за неимением денег в бюджете и отсутствием туристов. Были заколочены деревянные створки шлюзов.
    В 2003 году Федеральным Государственным Учреждением «Верхнее-Волжскводхоз» совместно с институтом «Ивановогипроводхоз» разработана программа комплексного использования реки Теза «Теза-2010», согласно которой к 2010 году реконструированы гидроузлы № 1,2,3,4,5 (должны быть выполнены в бетоне с водохранилищами и шлюзовыми камерами). Гидроузел №2 в деревянном исполнении (образца 1837 года) будет отремонтирован и поддерживаться в технически исправном состоянии.
    В 2006 году начались  работы по восстановлению Тезянской шлюзованной системы. Надо отдать должное директору ФГУ «Верхнее-Волжскводхоз» Владимиру Азарову, который со своими коллегами разработал программу восстановления Тезянской шлюзованной системы и успешно защитил ее в выше-стоящих органах.
    За период с 2006 по 2008 год Тезянская шлюзованная система была приведена в удовлетвори-тельное техническое состояние. Штат гидроузлов укомплектован квалифицированными специалистами, проведено техоснащение, создан и постоянно пополняется аварийный запас строительных материалов на всех гидроузлах. На все гидроузлы подведены линии электропередач. Ежегодно весной и осенью проводятся плановые обследования гидроузлов. На зимний период и прохождения весеннего паводка плотины в деревянном исполнении разбираются и собираются. Все гидроузлы находятся под круглосуточной охраной.
Автор исследования – Лебедева Елена Владимировна, научный сотрудник Вязниковского историко-художественного музея. Размещается по материалам докладов на краеведческой конференции 2013 года.

Автор исследования – Лебедева Елена Владимировна, научный сотрудник Вязниковского историко-художественного музея. Размещается по материалам докладов на краеведческой конференции 2013 года.

На сайте "БЫЛОЕ" на тему судоходства по Тезе есть еще материал В. Куприяновского:

http://tsiplev.ucoz.ru/blog/kljazma_teza_melnicy_i_strugi/2013-04-28-72

Категория: Уникальная информация | Просмотров: 3917 | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, Клязьма, Архив Цыплева, Е.В. Лебедева, Теза