Меркутино
|
|
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 05:56 | Сообщение # 1 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Исторические сведения: Ныне существующая каменная двухэтажная церковь была построена в 1809 году. В храме было четыре престола: в верхнем этаже – Иоанна Богослова; в нижнем – Тихвинской иконы Божией Матери, Василия Великого и трех святителей.
Фото Владимира Цыплева. Октябрь 2013 г.
Автор проекта и история строительства не выявлены.
Внешнее описание памятника: Прямоугольная, с полукруглым выступом в восточной стене короткая апсида нижней церкви имеет лучковые окна в глубоких арочных откосах, арочные проемы в основной объем и придельный алтарь, свод конхой с лотком на восток и распалубками над боковыми окнами. По ширине апсида немного уже небольшого, квадратного в основании, невысокого четверика храма над низким Коробовым сводом, пята которого начинается от нижней трети окна. В своде распалубки над северными окнами и над двумя арками, большой и малой, ведущими в придел. Особенностью интерьера нижней церкви является единый коробовый свод над храмом и алтарем, переходящий затем в конху. Широкая арка, отделяющая алтарь от храма, отчетлива по сторонам, а выше переходит в свод.
Храм аркой соединен с миниатюрной трапезной с одним окном. Над всеми окнами северной стены острые четкие распалубки. Роспись стен и сводов утрачена. Сохраняется штукатурка под живопись. Пол выложен плиткой двух цветов – охры и синего с рисунком многогранника и квадрата. Плитка времени строительства придела, пол которого выложен тоже ею.
В трапезную ведет лучковый дверной проем. Под лестницами на второй этаж помещения имеют коробовые своды. Первый ярус колокольни перекрыт Коробовым сводом. В последующих ярусах колокольни перекрытий нет вплоть до деревянного настила в ярусе звона.
Просторный придел вытянут по продольной оси. По ширине больше первоначальной церкви. Большой полукруглый алтарь перекрыт конхой. Крупные арочные окна в арочных откосах и с распалубками. Своды придела вспарушенные. В притворе придела арочный проем двери заполнен коваными полотнами с крестом в средней части. Свод парусный. Вход в придел тоже арочной формы. Над ним и над входами в палатки колокольни кованые, ажурные козырьки. В палатках колокольни коробовые своды по краям и парусные посередине.
На второй этаж ведут трехмаршевые белокаменные лестницы, над ними коробовые своды. В небольшом невысоком односветном храме второго этажа вспарушенные тромпы и сомкнутый свод, в алтаре – конха с распалубками над боковыми окнами. Лучковые проемы окон заключены в лучковые откосы до пола.
Первоначальная часть храма и придел сложена из кирпича. Объемное решение церкви: план верхней церкви повторяет план нижней. Храм завершен треугольными фронтонами с севера и юга и четырехскатной кровлей.
Апсида придела внешне граненая. На фасадах побелка по штукатурке.
В декоре. Кроме рустованных пилястр на высоту двух этажей, и ленточного обрамления окон применен мотив утопленных вокруг окон плоскостей, дающих угловые и межкомнатные лопатки.
В декоре, как и в объемах, – сухость и геометричность. Карниз линейный. Решетки окон диагонального рисунка сделаны из свитого прута. Второй тип оконных решеток – крестчатые решетки из прямоугольного в разрезе прута.
Перестройки и утраты: Имеются местами крупные деформации кирпичной кладки; кровельное покрытие ветхое, а на придельном храме совсем отсутствует. Глава не сохранилась. Свод верхней церкви разрушен. Судя по характеру архитектуры придел и палатки колокольни построены в середине XIX века.
ИСТОЧНИК.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:11 | Сообщение # 2 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Из архива материалов и документов по истории Владимирского края В.А. Кошкина-Вязниковцева.
СТАРИННЫЕ АКТЫ Приложение к описанию села Меркутино.
1.) В лето 1699 (7207) генваря в указу государя царя и великого князя Петра Алексеевич всея великия и малыя и белыя росии Самодержца патриаршу казначея монаху Тихону Макарьевскому да Андрею Денисовичу Владыкину в нынешнем 207 году генваря в 26 били челом Великому Государю Ярополческой волости нагуевской пятины разных деревень крестьяне Симошка Лукьянов стоварищи живут де они от церкви божии в дальном расстоянии и за великими водами и ныне де они бьют челом великому господину святейшему кир Андриану Архиепископу Московскому и всея росии и всех северных стран патриарху о строении новой церкви во имя святого Апостола Иоанна Богослова а есть в той их пятине пустой оселок что написан в писцовых книгах деревня Меркутино а по переписным книгам Евсевья Бахтеева та деревня пуста и великий Государь пожаловал бы их велел тот пустой оселок пашню и сенные покосы и всякие угодья что написано в писцовой книге отдать им под церковное строение и под кладбище и попом и церковным причетчикам на пропитание а в приказе большого дворца по писцовым книгам Назарья 186 году написано о вышеписанной деревне что была пустошь Меркутино пашни пахоной худые земли десятина с четью в поле да в дву потомужь сена пятнадцать копен в живущем полчети и по полчети чети выти а за живущим вытным тяглом пашни паханой худые земли девять десятин с полполутретью пашни перелогом четь выти сена завытнаго в полях сорок копен да у реки клязмы подле озера Фадейковы мельницы в другом месте у сузеннова озерка в западную сторону пятьдесят пять копен лесу по покосу десятина з всего завытного сена в полях и во урочищах девяносто пять копен усадные земли полдесятины и великий Государь Царь и великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя росии Самодержец указал ктой церкви под кладбище и попу спричетники на пропитание пустошь что была деревня Меркутино по писцовым книгам Назарья Засецкаго с пашнею и сенными покосы и со всеми угодьями отвесть и о том в Ярополч к стольнику Степану Бахметеву его великаго Государя указ послан а благословенной грамоте указал великий Государь указ учинить в потриаршем казенном приказе. 2.) Лета 1699 (7207) генваря в 5 д. По указу великого Государя Царя и великого князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца в Ярополч стольнику Степану Ивановичу Бахметьеву в нынешнем в 207 году декабря в 26, били челом Великому Государю Ярополческой волости Нагуевской пятины осми деревень крестьяне деревни Коуркова Самошко Лукоянов стоварищи живут де они от церкви Божии в дальнем растоянии и за великими водами и ныне де они бьют челом великому господину Святейшему Кир Адриану архиепископу Московскому и всеа росии и всех северных стран патриарху о строении новой церкви во имя святого апостола Иоанна Богослова а есть в той их пятине пустой оселок что написан в писцовых книгах Евсевья Бахтеева та деревня пуста и великий Государь пожаловал бы их велел тот пустой оселок пашню и сенные покосы и всякия угодья что написаны в писцовых книгах отдать им под церковное строенье и под кладбище и попам с причетники на прокормление а в приказе большого дворца в писцовых книгах Назарья Засецккаго 186 г. написано: в Иарополческой волости деревня что была пустошь Меркутина а в ней два двора крестьянских пашни пахотной худые земли десятина счетью в поле да в дву потому ж сена пятнадцать копен да у реки Клязмы подле озера и Фадейковы мельницы в другом месте у Сузенскаго озерка з западной стороны пятьдесят пять копен лесу по покосу десятина и всего завытного А на в полях и по урочищам девяносто пять копен усадные земли полдесятины и как к тебе Государский указ придет и тыб к той церкве под кладбище и попу с причетники на пропитание велел отвесть пустошь что была деревня Меркутино по писцовым книгам Назарья Засецкова с пашнею и сеиными покосы и со всеми угодьи а прочесь сю память и списав с нее список оставил в съезжей избе а подлинную отдать челобитчиком.
Назади на склейке «Дьякъ Григорий», на лицевой стороне внизу «Посниковъ». На задней стороне в конце «справилъ Андрюшко Ключаревъ».
Пост № 10 и далее - комментарии и пояснения редактора сайта к этому тексту челобитной Петру Первому о постройке в Меркутино храма во имя Иоанна Богослова.
Храм в селе Меркутино (как и прежде, в селе два дома и остов церковно-приходской школы) постройки 1809 года на месте прежнего, о котором пишется в документе. Сведений не дошло, - был ли первый храм, построенный по Указу Петра Первого, каменным или деревянным. Фото Владимира Цыплева. 9 октября 2013 года.
Оцифровка – В.А. Кошкин-Вязниковцев (поиск документа, скан) и В.Р. Цыплев (распознавание, сверка текста).
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:33 | Сообщение # 3 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Сайт "БЫЛОЕ" выражает благодарность жительнице поселка Октябрьский (Лосево) Людмиле Олеговне Рогожиной - дочери бывшего директора школы Олега Григорьевича Соколова и директору школьного музея Татьяне Николаевне Каримовой за организацию поездки в Меркутино, съемку старинного Лосевского парка и других достопримечательностей округи.
Фото Владимира Цыплева. Октябрь 2013 года. Двухэтажный храм во имя Иоанна Богослова в селе Меркутино разрушен от времени почти полностью. Все, что осталось - на этих кадрах:
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:38 | Сообщение # 4 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Людмила Олеговна Рогожина-Соколова. Фото В.Р. Цыплева. 2013 год.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:42 | Сообщение # 5 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| www.fotomem.ru, 149 Kb
www.fotomem.ru, 131 Kb
www.fotomem.ru, 184 Kb
www.fotomem.ru, 142 Kb
www.fotomem.ru, 171 Kb
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:45 | Сообщение # 6 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
|
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 06:50 | Сообщение # 7 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Через дорогу от храма в Меркутине сохранились развалины церковно-приходской школы. Рухнули перекрытия, нет пола и перегородок, однако остов здания прочно стоит на своем месте. В бывшем классе сохранились изумительные по конфигурации и пропорциям окна...
Фото Владимира Цыплева. Октябрь 203 года.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 07:00 | Сообщение # 8 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Меркутинская начальная школа. Южная стена.
Фото В. Цыплева. Осень 2013 года.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 07:04 | Сообщение # 9 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Церковно-приходская, позднее Меркутинская начальная школа. Вид с улицы в класс.
Фото Владимира Цыплева. 2013 год.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 07:38 | Сообщение # 10 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Комментарии сайта "БЫЛОЕ" к тексту челобитной о постройке храма в селе Меркутино:
Тихон Макарьевский Макариевский (г. рожд. неизв., вероятно, Н. Новгород - по уточн. данным, 30 IV (11 V) 1707, Москва) - рус. муз. теоретик, историк, поэт и церк. деятель. Постриженик, а в 1675 (по др. данным, с сер. 1674) - 1677 архимандрит Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря (г. Макарьев Нижегородской губ.). С 1680 келарь (с расширенными адм. правами) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (назначен именным указом царя Федора Алексеевича), в 1694 - Чудова монастыря в Моск. Кремле, с кон. 1694 казначей Патриаршего казенного приказа. Обладая разносторонними знаниями, Т. М. проявил себя в разл. областях культуры Был связан с передовыми муз., лит., высшими церк. и гос. кругами России (приближенный советник патриарха Адриана, пользовался доверием Петра I); в области музыки - сторонник и пропагандист нотолинейного письма. Работы Т. М. преим. компилятивны. По традиции того времени он зашифровывал свое имя (авторство) в акростихах. В 70-х - нач. 80-х гг. 17 в. (не позднее 1685, т. к. эта дата указана на одном из списков) составил "Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном, яже в сем ключе разумения написано по линиям и испациям простого клявеса" (в исследоват. лит-ре часто обозначается кратким назв. "Ключ") - наиболее полное двоезнаменное муз.-теоретич. руководство (см. Двоезнаменник), в к-ром разработаны нек-рые методич. приёмы освоения нотного письма (посредством знаменного), отражены особенности знаменной системы 2-й пол. 17 в. (см. Азбука музыкальная). "Ключ" Т. М. (по предположению В. M. Mеталлова, в составлении "Ключа" принимал участке Н. П. Дилецкий) состоит из двух осн. частей: теоретической (включает разделы: предисловие, таблица-рисунок "ключа", двоезнаменная таблица интонирования знамён - "имена знамени") и практической (двоезнаменное изложение знамён, изменяющих интонацию в попевках разных гласов, начертания 90 фит, 50 лиц с "разводами", 68 строк "осмогласного пения", расположенные в гласовом порядке, краткое заключение). Кроме того, руководство содержит "Увещание" ("Вирши") - акростих, а также традиц. авторское послесловие. В нек-рых списках имеются дополнит. разделы. Списки "Сказания о нотном гласобежании..." помещались гл. обр. в рукописных муз.-теоретич. сб-ках 17-18 вв., часто совместно с "Извещением о согласнейших пометах" Александра Мезенца и нотолинейными грамматиками. "Ключ" был распространённым практич. пособием с кон. 17 в. Т. М. составил и написал исторпч. труды: "Степенная книга" ("Латухинская", 1678) в пространной и краткой редакциях, "Летописец вкратце" (известная ред. 1706). Он был автором акростихов и стихотворных вставок в своих историч. и муз.-теоретич. трудах. Литература: Металлов В. М., Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12 (отд. оттиск, СПБ, 1898); Разумовский Д., Церковнорусское пение, в кн.: Труды Первого археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871; Васенко П. Г., Заметки к Латухинской степенной книге, в Сборнике Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. 72, No 2, 1902 (отд. оттиск, СПБ, 1902); Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Г. А. Никишов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 07:47 | Сообщение # 11 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Упомянутый в тексте челобитной Андрей Денисович Владыкин:
Старец Тихон Макарьевский: декабрь 1694 г. - по крайней мере, до конца 1700 г. [35] Известен как знаток церковного пения и композитор. [36] В декабре 1686 г. вместо дьяка назначен был второй казначей — Андрей Денисович Владыкин, не имевший ни священнического, ни монашеского звания: он вышел из патриарших стряпчих, ведавших "на Москве домовыми делами". [37] В должности второго казначея он пробыл до 31 января 1700 г., когда его сменил Иван Иванович Яковлев (до конца рассматриваемого периода). [38] Другие вторые казначеи в патриаршей администрации для XVII в. неизвестны.
ИСТОЧНИК.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 08:08 | Сообщение # 12 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Нагуевская пятина.
РГАДА, фонд 350, опись 1 Нагуевская пятина, Ярополческой волости, Владимирского уезда. -72
ИСТОЧНИК.
Нагуевская пятина упоминается в Житии Сергия Радонежского в рукописи Симона Азарьина 1653 года:
57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого В то же село Городищево в 161 [1653] году из деревни Колошино Нагуевской пятины7 Ерополческой государевой волости пришла помолиться женщина по имени Агафья и поведала следующее.
"Болела я сильно, – сказала она, – все члены мои ослабли, так что я лежала в постели два года, а глаз у меня выпучился, и от той болезни я не видела одним глазом. Будучи больной, я дала обет пойти помолиться Сергию чудотворцу и поклониться образу его, и в это время, – сказала она, – исцелилась от болезни, глаз мой стал зрячим. И я пришла поклониться его святому чудотворному образу".
Библиотека Якова Кротова.
Пятина (как термин): ПЯТИ́НА -ы; ж. В России в конце 15 - начале 18 вв.: один из пяти административных районов, на которые делилась Новгородская земля. Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская и Шелонская п. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
Из Википедии: До XVIII века существовали в Новгородской земле, окончательно упразднены в 1775 году. Система пятин окончательно сформировалась к XV веку. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) — по нескольку погостов и волостей. В XVI веке пятины были разделены на половины (полупятины). Время возникновения пятинного деления неизвестно (в летописных источниках сведения отсутствуют), но существуют две гипотезы: 1. пятинное деление существовало до присоединения к Русскому государству в 1478 году, она опирается на сообщение Сигизмунда фон Герберштейна побывавшего в Новгороде в 1517 и 1526 годах, сообщавшего о существовании такого делении прежде — во времена Новгородской республики, которое происходило от деления Новгорода на пять концов. Впервые такое предположение было предложено К. А. Неволиным (в XIX веке). 2. пятинное деление появилось после присоединения к Русскому государству в 1478 году, после помещения московских дворян и детей боярских на конфискованных землях у новгородских вотчиников. Это мнение впервые сформулировано А. М. Андрияшевым в начале XX века, его аргументом было то, что такое деление отвечало нуждам поместной системы, внедрённой Иваном III. До губной реформы какой-либо централизованной администрации в пятинах, по-видимому, не было. Впервые границы пятин были нанесены на географическую карту в начале XIX века А. Лербергом, существенно уточнены карты были К. А. Неволиным в середине XIX века, подробные карты с делением на погосты и со списками селений были опубликованы в начале XX века А. М. Андрияшевым.
Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты. Санкт-петербург: Тип. императорской Академии Наук,1853
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 13:40 | Сообщение # 13 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Из обращения в челобитной: "...святейшему кир Андриану Архиепископу Московскому"
3 сентября 1690 года Патриархом Московским и всея Руси был избран 73-летний Адриан, ранее – митрополит Казанский и Свияжский. Он стал десятым по счету патриархом со времени учреждения в 1589 году этого поста на Руси и последним до самого его возрождения в 1917 году.
Будущий патриарх родился в Москве, его мирское имя было Андрей. Впервые имя владыки звучит в 1678 году, когда патриарх Иоаким назначил его архимандритом Чудова монастыря в Московском Кремле.
Отцу Адриану пришлось пережить стрелецкий бунт 1682 года, когда восставшие в поисках скрывающихся «бояр-изменников» стрельцы обыскали Чудов монастырь и учинили в нем погром. Сам архимандрит Адриан совершил постриг в монашество боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца царицы Натальи и деда Петра I, чтобы спасти его от неминуемого убийства толпой стрельцов.
В 1686 году митрополит Адриан был рукоположен в сан епископа и сразу возведен в сан митрополита Казанского и Свияжского. Он оставил о себе память богатым вкладом в Благовещенский собор. Но чаще владыку Адриана в Казани вспоминали в связи с основанием Кизического монастыря. Там же владыка Адриан написал свой «противураскольничий» труд: «О древнем предании св. Апостол и св. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста и на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный (крест) изображати».
Когда патриарх Иоаким тяжело заболел, владыка Адриан выехал в Москву и последние месяцы правления Патриарха именно он управлял делами Патриаршего дома и церкви, присутствовал при кончине патриарха Иоакима и участвовал в его погребении в 1690 году. Митрополит Адриан давно рассматривался как преемник патриарха Иоакима, и 3 сентября 1690 года он был возведен на патриарший престол.
Его правление пришлось на начало петровских преобразований, перевернувших всю Россию. Приверженец старины, предстоятель русской церкви крайне не одобрял петровские реформы, но открыто против царя не выступал, хотя и регулярно предавал анафеме пьянство, брадобрейство, табакокурение и «лжеумствования лютеранския», а последние годы своей жизни фактически провел в затворе.
Патриархом Адриан был 10 лет, скончался в 1700 году и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. С его смертью закончилась эпоха патриархов в Русской Православной Церкви. Как известно, после кончины святейшего Адриана Петр I, желая свести на нет политическое влияние церкви, патриаршество упразднил.
ИСТОЧНИК.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 14:06 | Сообщение # 14 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).
Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.
Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.
Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.
Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.
Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.
ИСТОЧНИК.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Четверг, 10.10.2013, 15:44 | Сообщение # 15 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Пояснение к тексту челобитной относительно земельных площадей:
Десятина, четь, выть
Чистая поземельная подать видна въ опредѣленіи земли по десятинами, четямъ и вытямъ. Величину этихъ мѣръ, измѣнявшуюся въ разныя времена и въ разныхъ мѣстахъ, можно приблизительно опредѣлить либо относительно сохи, либо относительно десятины, либо относительно одной мѣры къ другой. Въ десятинѣ полагалось двѣ чети. Десятина имѣла восемдесятъ сажень въ длину и тридцать сажень въ ширину, или 60 въ длину и 40 сажень въ ширину. Карамзинъ, неизвестно на какомъ основаніи, положительно утверждаетъ, что десятина была обыкновенно въ длину 40 сажень, поперекъ 30 сажень. Величина выти постоянно изменялась, но всегда соответственно съ качествомъ земли. Въ книгѣ о сошномъ и вытномъ письмѣ, принадлежавшей Карамзину, въ выти положено хорошей земли 12 четей, средней 14, худой 16 четей. Въ рукописи же, хранящейся въ Публичной Библіотекѣ, въ выти считается хорошей земли 10 четей, а въ Актахъ Археографической Коммиссіи находимъ: «кладено по старому писму на выть худые земли по 9 и по 10 десятинъ, а по новому писму кладено на выть по 7 десятинъ худые земли». Маржеретъ говорить, что выть была участокъ земли въ семь или восемь десятинъ. Болѣе точное измѣреніе выти можно сдѣлать относительно пропорціи, существовавшей между этою мерою и сохою. По двумъ различньімъ спискамъ сошной книги, въ сохѣ помѣстной хорошей земли полагалось 67 вытей безъ трети, средней доброты земли 73 съ дробью, а худой 75 вытей.— Изъ сравнения этихъ показаній мы можемъ вывести только то, что величина выти не была постоянною, и что нѣтъ возможности опредѣлить различ- ные ея измѣненія и точное отношеніе къ другимъ землянымъ мѣрамъ въ различныя времена и въ разныхъ мѣстахъ. Самое вѣрное измѣреніе выти относительно сохи можно сдѣлать однимъ только количествомъ посѣва ржи по уложенію; такимъ образомъ на десятину положено было сѣять по 2 четверти въ Московскую таможенную печатную мѣру, а на выть доброй земли 12 четвертей: то, помноживъ 67 безъ трети вытей, равнявшихся сохѣ, на 12 четвертей посѣва ржи на выть, получимъ 800 четвертей ржи, которыя назначено было сѣять на одну соху хорошей земли. Такимъ только образомъ объясняется отношение, опредѣленное въ сошныхъ книгахъ, между вытью и сохою.
ИСТОЧНИК.
|
|
| |