Рэмович | Дата: Вторник, 17.02.2015, 18:59 | Сообщение # 1 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Алексеев Леонид Иванович, выпускник Вязниковского аэроклуба, а затем Сталинградского военно-авиационного училища, фронтовик, награжденный орденом Отечественной войны 1 степени, он раненым попал в плен…
Наградной лист
Алексеев Леонид Иванович, 1920 года рождения, русский, член ВЛКСМ, лейтенант, летчик старший 40го авиационного полка ночных бомбардировщиков представляется к ордену Отечественной войны 1 степени. На фронте с 24 января по 28 апреля 1943 г. - Донской фронт, с 9 июля по 20 октября 1943 года - Брянский фронт и с 20 октября по настоящее время - 2-й Прибалтийский фронт. В Красной Армии с 1940 года, призывался Вязниковским РВК Ивановской области.
Тов. Алексеев, выполняя боевые задачи по уничтожению войск противника на переднем крае и глубине тактических резервов с 16.7.43 г. по 5.1.44 г. лично произвел 101 боевой вылет с налетом 148 часов.
В ночь с 20 на 21.7.43 г. бомбардируя войска противника в Лужки, несмотря на сильный огонь ЗА и ЗП во взаимодействии прожекторов, умело маневрируя, вывел самолет на цель и прямым попаданием бомб вызвал очаг пожара со взрывом большой мощности, что подтверждается другими экипажами.
В ночь с 13 на 14.8.43 г. во время бомбометания живой силы и техники противника в гор. Карачев, прямым попаданием бомб подавил огонь 2-х арт. точек противника на огневых позициях ведущих огонь по нашим войскам.
В ночь с 16 на 17.8.43 г. уничтожая скопление войск противника в жел. дор. станции Синезерки, вывел свой самолет точно на заданную цель и прямым попаданием бомб взорвал эшелон с боеприпасами и горючим, взрывы которых сопровождались с 23.15 до 3.30 17.8.43 г. Результат успешного бомбометания подтвержден жителями данной станции Синезерки при взятии её нашими войсками.
В ночь с 13 на 14.11.43 г. бомбардируя арт. позицию противника, расположенную в пунктах: Видусово, Тетерино произвел 9 боевых вылетов при этом подавил огонь 3-х арт. орудий.
Выполняя боевые задания, каждый вылет тов. Алексеев производит с максимальной нагрузкой, выбирая наивыгоднейшую цель и наносит ей максимальный урон. Попадая неоднократно в сложные метеоусловия, а также в сильный огонь противодействия ЗА и ЗП и прожекторов, умелым маневром курса и высоты выводил свой самолет невредимым. При выполнении боевых заданий проявляет мужество, отвагу и большое желание к выполнению поставленных заданий командованием.
За отличное выполнение боевых заданий и борьбе с немецкими захватчиками и хорошую личную подготовку, достоин правительственной награды ордена Отечественной войны 1 степени.
13 января 1944 года.
Командир 4 авиационного полка ночных бомбардировщиков подполковник Жмаченко. Гвардии подполковник Трушкин.
Из документа с извещением "пропал без вести":
Алексеев Леонид Иванович, 1920 г.р., уроженец д. Колескино (?) (возможно Колесниково или Налескино), член ВЛКСМ с 1938 года, в 1940 году поступил в авиашколу, 29 марта 1944 года пропал без вести при выполнении полета на связь. Мать Алексеева Екатерина Тимофеевна, проживала по адресу: Вязники, ул. Муромская, дом 87.
...Л.И.Алексеев - один из тех подвижников, кто находился у истоков создания в Вязниках Музея авиации, который поначалу находился на аэродроме, в здании ДОСААФ. В экспозициях музея нашла свое отражение славная история Вязниковского аэроклуба, воспитавшего немало отважных летчиков, в том числе и Героев Советского Союза, навсегда прославивших боевыми подвигами свой город. Отдельные стенды посвящены Вязниковской военной авиационной школе пилотов, действовавшей здесь в период Великой Отечественной войны. В ней проходили подготовку летчики из многих городов нашей страны. После войны большое внимание уделялось переподготовке летных кадров на базе Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ, ставшего приемником и продолжателем аэроклуба. Другими словами, экспозиция музея призвана рассказать историю становления и развития авиационного дела на Вязниковской земле. Автором создания музея авиации ветераны-летчики называют заместителя начальника ВУАЦ по политчасти Анатолия Савватеевича Вохмякова. С любовью, буквально по крупицам собирали историю аэроклуба его выпускники, участники Великой Отечественной войны Дмитрий Александрович Алексеев, Леонид Иванович Алексеев, Юрий Николаевич Давыдов и другие. Много сделал по сбору материалов и реликвий, оформлению стендов инспектор по делам ветеранов аэроклуба, сам бывший летчик Вячеслав Дмитриевич Огурцов. Будучи летчиком-инструктором ВВАШП полковник запаса Вячеслав Викторович Кокорин расширил экспозиции музея за счет истории школы пилотов. А новые стенды музея рассказывают посетителям об участии летчиков-земляков в боевых действиях в Афганистане и Чечне, а также в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Эти стенды готовит подполковник запаса, боевой летчик Владимир Александрович Скворцов, побывавший и в Афганистане, и на ЧАЭС.
Потом музей взял под свое крыло начальник Вязниковского отделения РОСТО ДОСААФ Николай Борисович Ширманов, предоставив для его нужд удобное помещение. Руководил перевозкой стендов и экспонатов, а также установкой их на новом месте В.В. Кокорин, последние 20 лет бессменный хранитель музея. Церемония передачи музея состоялась на минувшей неделе и была обставлена очень торжественно.
...Леонид Иванович Алексеев был не только участником создания музея авиации, но и автором книги воспоминаний о войне. Главы из этой книги публикуются здесь.
Сергей АПОСТОЛОВ.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Вторник, 17.02.2015, 19:01 | Сообщение # 2 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
|
Годы тревог и лишений
День 21 июля 1941 года нам был дан на подготовку для увольнения 22-го в город Сталинград. Все, кто получил разрешение, чистили одежду, драили кирзачи до блеска, пришивали белоснежные воротнички к гимнастеркам, стриглись, брились. Местный пригородный поезд через станцию Воропоново проходил рано утром, и надо было успеть на него сесть, потому и готовились с вечера.
Вот и 22 июня. Раннее солнечное утро. Поезд медленно ползет по дороге и подолгу стоит на всех остановках. Мы с Николаем Прохоровым сидим на нижней жесткой полке и без интереса посматриваем в окно вагона: там медленно проплывает голая и ровная степь, обильно освещенная утренним солнцем. Вагоны поезда старые с небольшими окнами, обшарпанные, повыгоревшие, с толстым слоем въевшейся в них пыли, как будто этим вагонам 100 лет. На ходу они жалобно скрипят, покачиваясь рывками из стороны в сторону, укачивая нас. Хочется спать, и мы, склонив головы друг к другу, чутко дремлем.
Сталинградский вокзал нас встретил обычной шумной толкотней. Все куда-то спешили, толкались, что-то кричали, тяжело согнувшись, тащили разные поклажи. У выходных ворот шумная тесная очередь, все стремятся поскорее проскочить это узкое место ведущее на привокзальную площадь. Мы тоже.Для нас это место небезопасно. Тут всегда можно наскочить на глаза дежурного патруля. Придерется к плохо начищенным сапогам или еще к чему и считай день пропал – часа два придется заниматься строевой подготовкой в дворе комендатуры или подметать этот самый двор. У нас с Николаем в этом горький опыт уже есть. Месяц тому назад его забрали туда на два часа за то, что он шел по улице, засунув руку в карман брюк.
Сегодня вместе со всеми мы благополучно выкатились на простор Привокзальной площади. Затем по Вокзальной улице мимо музея обороны Царицына, мимо Универмага, пресекли Центральную площадь и Парк Павших Бойцов Гражданской войны и по спускающейся к Волге улице пошли гулять по рынку. Тут можно было все купить, были бы только деньги. Но нам ни чего не надо было, и мы просто с любопытством смотрели вокруг на это разноликое сборище. Потом, чтобы скоротать время, пошли на набережную Волги.
Время было раннее,что-то около 8 часов утра. Город только просыпался. До чего же в эти утренние часы Волга красива и широка! Там, вдали, за низким песчаным островом, в легкой туманной дымке чуть просматривался второй волжский берег. Если город только еще пробуждался, то Волга давно уже проснулась. О на деловито шумела моторами, перекликалась разными гудками, махала стрелами кранов. Шустро бегали по трапам грузчики, гомонили у касс речного вокзала пассажиры. А вот сам город, ласково прижавшись своей 60-километровой береговой линией к утренней Волге, просыпался вяло, неохотно: куда было ему спешить в этот воскресный летний день? Кто бы мог подумать, да еще в такое лучезарное безмятежное утро, что здесь через год, у этих причалов, у этих берегов будет бушевать огненный ураган.
Прогуляв по Набережной часов до 10 , мы не спеша направились к центру города, к кинотеатру «Комсомолец». Там купили билет на 13 часов, на очередной киносеанс. До начала его оставалось около часа. У лотошницы купили по пять горячих, в масле, с мясом ароматных, пухлых пирожков. Завернув их в клочок бумаги, мы ушли в парк, там сели на диванчик под тенистый куст, подальше от глаз назойливых патрулей, и с аппетитом начали завтракать.
Вдруг сквозь ветки кустов мы увидели, что все прохожие на тротуаре и гулявшая в парке публика заспешили и стали собираться у столба с черным круглым репродуктором, из которого вместо музыки разносился окрест чей-то тревожный голос. Мы с Николаем тоже поспешили туда, на ходу доедая пироги. Люди плотной толпой окружили столб, и все, как один, безотрывно смотрели на этот черный круг.
А оттуда тяжелыми гирями падали страшные слова, от которых у людей опускались плечи, горбились спины. На словах мы поняли, что это началась война, а вот сознание противилось этому. Войну с немецким фашизмом ждали, о ней много говорилось, но всем казалось, но всем казалось, что это произойдет не скоро, когда-то, но только не сегодня. И первое сообщение о ней как бы ошеломило людей, но с каждой последующей минутой в их сердцах поднималась ярость отмщения наглым захватчикам. И после окончания речи Молотова все еще долго стояли у столба с замолчавшим репродуктором, ожидая священных слов о том, что зарвавшийся враг получит ответный удар…. Но тщетно!.. Черный круг загадочно молчал… С уже не нужными билетами в кинотеатр в кармане, мы с Николаем встревоженные побежали на ж.д. вокзал, чтобы скорее вернуться в лагерь. Многие наши ребята были уже здесь. Все были крайне взволнованны и озабочены тем, что мы, летчики, не успели до нападения фашистов прибыть в часть, а теперь, пока соберемся, да доедем, сколько дней пройдет, к этому времени война кончится… Враг будет разбит… Дождавшись первого попутного поезда, мы дружно атакуем вагоны и занимаем пустующие тамбуры. Транзитные пассажиры с тревогой спрашивают нас, нет ли каких новых сообщений. На из взволнованные вопросы мы конкретного ответить ничего не могли: кроме выступления Молотова мы сами ничего не слышали.
В Воропоново прибыли часа в три дня. Но вернулись еще не все. В обычные воскресные дни, оставшиеся в лагере курсанты целый день, дорвавшись до футбола, с шумом, криком и смехом гоняли мяч от ворот до ворот. Другие, истомленные ожиданием, топтались у задних дверей кухни, выманивая для сердечного разговора молоденьких поварих. Любители песен, украинцы, спрятавшись от солнца под навес веранды Ленинской комнаты, пели одну за другой задушевные песни.
Хотя не так уж и много остается курсантов в лагере в воскресные дни, но их всегда можно было встретить повсюду. А сегодня на всей территории лагеря безлюдно, как будто все живое отсюда метлой вымело. Кругом царит мертвая тишина. Все оставшиеся сидели нахохлившись группами, кто в бараке, кто в Ленинской комнате, кто в зале столовой у радиорепродукторов и с надеждой ждали новых сообщений о ходе боев на Западе. Но было все по-старому: наши войска обороняются, идут упорные бои. Об ожидаемом контрнаступлении пока не предавали. К вечеру в лагерь начали возвращаться наши командиры. До поздней ночи в окнах штаба светился огонь – там решалась наша судьба. К вечеру мы уже располагали многими конкретными данными. Положение на Западе было куда серьезнее, чем мы предполагали. Немцы, оказывается, бомбили десятки наших городов, некоторые из них находились на сотни километров от границы, и наша авиация не помешала этому. Где же она была? Проспали что ли! Легли спать поздно с глубоким убеждением, что завтра все встанет на свои места, и мы услышим радостные вести.
Текст подготовил Сергей Апостолов
Глава была опубликована в Вязниковской газете «Маяк» 17 февраля 2015 года.
|
|
| |