Главная » Статьи » Материалы Натальи Цыплевой

ВЯЗНИКИ ДИНАСТИЯ АКСЕНТЬЕВЫХ

Фамильное дерево

18.09.2012      Династия
В Вязниках появится первая на сети Аллея железнодорожных семей

Если на станции Вязники искать человека по фамилии, чаще всего услышишь: «А который из них?» В этом году начальнику Вязниковского участка Горьковской дирекции пассажирских обустройств Татьяне Усиковой пришла идея произвести «учёт» династий. В честь 175-летия железных дорог России и 150-летия Горьковской магистрали решено высадить каштановую аллею на Привокзальной площади. Наибольший общий стаж работы набрался у семьи Аксентьевых – 150 лет. В честь неё и будет посажен первый каштан.


У семьи Аксентьевых общий стаж работы 150 лет
Я попала к Аксентьевым, когда они в преддверии этого торжественного мероприятия собрались в кои-то веки все вместе у родителей – Леонтия Николаевича и Альбины Ивановны. 

Разговор был неспешным. Вначале глава династии долго не мог найти форменную фуражку для общего снимка, потом дети привезли целый багажник грибов, пришлось их перебирать и чистить. 
– Их вон дед на железной дороге 43 года отработал, я тоже – 43 года, дети – 32 и 17, внуки – 10 и 5 лет, – подсчитывает Леонтий Николаевич. – Получается, вшестером мы 150 лет стажа наработали. В 16 лет отец мой Николай Ефимович сиротой остался с двумя малыми братьями. Переехали к тётке в деревню, стал работать в Коврове кузнецом, с 1939 года ремонтировал двухосные вагоны на станции. 

В войну вагоны возвращались после бомбёжек порой полностью разбитыми, приходилось восстанавливать. 
– Сейчас на всех вагонах автосцепка, а в те годы использовалась винтовая упряжь: петля, крючок да двухзвенная цепь, которая накидывалась на тот крючок, – вот и всё соединение между вагонами. Придёт вагон с фронта – всё заново приходилось выковывать вручную, да так, чтобы в пути не порвалась «связка». Военные порядки строгие: если что – мигом под трибунал угодишь. Но не от страха работали на совесть – все понимали, врага надо выбить как можно быстрее, вот и пропадали сутками на работе. 

– Ну, Леонтий, про себя теперь расскажи, – улыбается жена. 
– Эхма, я ведь только когда паспорт пошёл в сельсовет выправлять, узнал, как меня зовут-то! – хохочет он вместе со всем своим большим семейством. – Всё детство и молодость меня на деревне кликали Лёвкой. А тут мне секретарь и говорит: «Получите документ, Леонтий Николаевич!» Я опешил. Оказывается, записали меня Леонтием... 

Жена главы семьи – женщина решительная, от отца, председателя колхоза, характер достался. Она, выкинув трухлявую шляпку гриба, неожиданно вплетает сегодняшний день в нить семейного рассказа: 
– Вот молодцы в РЖД: ведь ни в одной организации не вспоминают нынче тех, кто раньше трудился. Правильно, что железная дорога не бросает ветеранов. Одно дело – зарплата, но и почёт – немалое дело, ведь это пример для молодёжи. Доска почёта, Аллея славы передовиков денег стоят. Но они окупаются, когда молодёжь видит, как почитают старших. 

Леонтий Николаевич, согласно покачав головой, вспоминает начало своего трудового пути:
– Я срочную на флоте, на Дальнем Востоке, отслужил. В январе 1957 года приехал домой, пошёл на железную дорогу устраиваться. Начальник отдела кадров мне и говорит: «Сбежишь ведь! Слесарь по ремонту подвижного состава – очень тяжёлая и грязная работа, зимой точно сбежишь, а у меня и так текучка кадров… Приму только из-за отца, но помяни моё слово – сбежишь…» 

А он устроился и проработал до самой пенсии. Когда становилось тяжело, вспоминал кадровика, его слово «сбежишь!», и просыпалось упорство: «Нет, не сбегу!» 
– Как-то обнаружил приближающийся излом шейки оси – накалилась до того, что белой стала. Это, почитай, точное крушение на перегоне, если пропустишь. 

Альбина Ивановна приносит трудовую книжку мужа, читает: 
– Сведения о поощрениях: в честь 53-й годовщины Октябрьской революции – премия 15 рублей, в связи с присуждением Красного знамени станции – благодарность и премия. Награждён нагрудным знаком «Победитель соревнования» за рацпредложение, поощрён за высокие показатели, за подготовку вагонов к зиме, за сокращение простоев, производственные успехи, за долголетний труд ... 
– Ну а сыны сами за себя скажут… 

Гора грибов уже уменьшилась, когда дело дошло до Владимира и его брата Алексея: 
– У меня интерес проснулся, когда в школе стали строить макет тепловоза, а настоящая тяга к профессии пришла, когда поработал на Детской железной дороге, – вспоминает Владимир Аксентьев. – Надеваешь фуражку с кокардой железнодорожника и ощущаешь себя взрослым. Потом пошёл в Ковровский техникум учиться специальности «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Практику проходил в строительно-монтажном поезде в Башкирии. Монтировали устройства СЦБ на участке Стерлитамак – Уфа. За четыре месяца самостоятельной жизни я понял, что такое моя специальность на деле. 

Владимир до сих пор вспоминает слова своего наставника Александра Жучкина: 
– Он поглядел, как я стараюсь не отстать от него, хочу большую часть работы взять на себя, и в конце первого дня сказал мне: «Володя, не торопись всему сразу научиться, успеешь всё за свою жизнь познать». Вроде простые слова, но я вскоре понял, что очень важно узнавать всё последовательно, не забегая вперёд. Часто бывает: человек верхушек нахватается, а глубоко не понимает, что делает. 

В 1982 году Владимир Аксентьев стал электромехаником. 
– Помню, в ноябре 1984 года грянули первые морозы, во время дежурства диспетчер сообщил, что на перегоне перед Вязниками красным горит сигнальная точка номер 6. Надо срочно выезжать на отказ. Выехал с пассажирским поездом. С одной стороны, беспокойство что и как, а с другой – некоторая гордость за то, что всё действует, как положено, раз сработал сигнал. Обнаружил лопнувший рельс, незамедлительно доложил диспетчеру, предупредил машиниста поезда. Собрали временный стык с помощью накладки-струбцины и на минимальной скорости провели через этот стык пассажирский поезд, а потом прибыли ремонтники, рельс заменили. Вот тогда я получил первую свою награду за безопасность движения. 

А в 1996 году Владимиру вручил именные часы министр путей сообщения Николай Аксёненко. Спустя ещё 12 лет ему присвоили звание «Почётный железнодорожник». 

Его младший брат Алексей, проработавший 17 лет на станции, скромно молчит о своих заслугах. А они у него тоже немалые. Он старший электромеханик, за вклад в реконструкцию участков Вязники – Мстёра – Сарыево для пуска высокоскоростных «Сапсанов» награждён именными часами начальника дороги. 

Династия ширится. Подросли внуки Леонтия Николаевича и Альбины Ивановны – сначала Николай, а потом и Сергей ступили на семейную колею. 
– Уже и следующее поколение в нашей семье появилось, – радуется Владимир. – У старшего моего сына Николая родился Артемий, ему два месяца, тоже будет, уверен, железнодорожником, у младшего Сергея дочка Ангелина, ей четыре месяца. По женской линии у нас ещё не было дорожного стажа – на неё вся надежда. 

…Собираются все вместе Аксентьевы нечасто. Работа не даёт такой возможности. Последний раз это удалось на золотую свадьбу Леонтия Николаевича и Альбины Ивановны. Подсчёт семейного трудового стажа с разбором грибов и долгим поиском дедовой фуражки перед посадкой именного каштана – незапланированная и тем более приятная встреча. Она стала поводом вспомнить, с кого и как их династия начиналась. 

Как это важно, оказывается, ощущать себя звеном общей семейной цепочки. 

Наталья Цыплева, 
спец. корр. «Гудка» 
Фото автора.

Источник: газета "Гудок" от 18 сентября 2012 года.
Вязники 
Фото автора


Категория: Материалы Натальи Цыплевой | Добавил: Рэмович (23.09.2012)
Просмотров: 1010 | Теги: Вязники, Газета Гудок, Аксентьевы, Архив Цыплева, ОАО РЖД