Главная » Статьи » История Вязниковского края

Н. Анисимов. История аэроклуба.

«Наши летчики-вязниковцы поднимаются в синеву»

Недавно, посетив со студентами техникума музей авиации округа Вязники, мы были буквально ошеломлены обилием материалов, экспонатов, документов, собранных, бережно сохраненных и представленных посетителям заботливыми руками его создателей. Мы были в восторге от экскурсии, проведенной одним из них, истинным патриотом авиации и города полковником В.В. Кокориным.

Наш поэт Алексей Фатьянов, летом 1950 года приглашенный в город на празднование Дня авиации, прочитал присутствовавшим ветеранам аэроклуба, Героям Советского Союза И.С. Зудилову, А.Г. Хвостунову, А.Ф. Рыбакову, А. П. Лукину, М. М. Глебову, всем вязниковцам свое новое стихотворение «Моим землякам». Там были строки о вязниковских «соколах»: «Над полянами, над покосами, пригибая к земле траву, наши летчики-вязниковцы поднимаются в синеву». По какой-то причине эти строки не попали в один из сборников стихов А. Фатьянова, а ведь именно в них передается тот авиационный дух вязниковцев.

Экскурсия на аэродром, где находится музей, так понравилась студентам, что нет отбоя от желающих там побывать. Я и не ожидал услышать от студентов столько вопросов об истории создания аэроклуба, планерах и самолетах, героях-летчиках, студентах-планеристах, парашютистах и учлетах. Благодаря помощи, оказанной мне в сборе материала ветеранами авиации В.В. Кокориным, Г.С. Зудиловым, Г.П. Баукиным, не претендуя на роль первооткрывателя и глубину исследования (об этом писали в разное время), постараюсь приоткрыть страничку истории 70-летней давности и ответить на вопрос, как рождалась любовь к авиации в далась любовь к авиации в нашем городе.

Судьба авиации неразрывно связана с комсомолом, 85-летие которого совпадает с 70-летием со дня открытия Вязниковской летно-планерной школы. Вязниковская молодежь давно рвалась в небо и бредила самолетами, только вот летать было не на чем и негде. Уже в 30-е годы город имел своих летчиков, один из них, учащийся Базановского училища Иван Диомидович Антошкин, закончив авиашколу, стал командиром авиаполка и в 1940 году участвовал в штурме линии Манергейма, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В льнотехникуме, школах, на предприятиях существовали планерные кружки. Модели авиамоделистов школы N 3 Сабашникова и Желтова побеждали на областных соревнованиях. Над нашим городом часто пролетали самолеты, и за ними неслись стаи пацанов, а в 1926 году около пристани сели гидропланы, на которых за два рубля каждый желающий мог пролететь над городом.

Газета «Пролетарий» 15 ноября 1930 года сообщала: «В техникуме организованы кружки: стрелковые - 126 человек, борьбы с вредителями сельского хозяйства - 12 человек, планерный - 30 человек». Как и во всей стране, шел сбор средств на укрепление обороны, на строительство дирижаблей и самолетов. 17 ноября 1930 года в газете сообщалось о решении студентов техникума отчислить по одному рублю в фонд строительства дирижабля «Авиахим».

В октябре 1933 года Вязниковский РК ВКП (б) постановил: организовать летно-планерную школу, создать материально-техническую базу аэродрома, изыскать денежные средства, построить две парашютные вышки.

В Ивановском облгосархиве есть сведение о состоянии Вязниковской летно-планерной школы за 1933 год: «Школа открыта 29 октября 1933 года, в честь 15-летнего юбилея ВЛКСМ. К занятиям приступили 1 ноября 1933 года. Начальником школы назначен опытный планерщик и хороший организатор из Коврова И.А. Железнов, которому поставлена задача: на базе любительских планерных кружков льнотехникума, школ и предприятий города создать летно-планерную школу».

В августе-октябре 1933 года на собранные средства было куплено два планера УС-3 конструкции Антонова. Одновременно шел сбор средств на самолеты и подготовка к открытию аэроклуба. В создании его материальной базы принимали участие все трудящиеся города и района, а инициатором сбора средств стали рабочие фабрики «Свободный пролетарий». Они решили к Дню авиации 1934 года один день отработать в фонд аэроклуба.

«В колхозе «Заря свободы» отработали в фонд аэроклуба по одному трудодню, в колхозе имени Розы Люксембург посеяно 25 соток риса в фонд обороны, а колхоз «Красный прожектор» в день авиации организовал красный обоз в восемь лошадей с поставкой овса государству» - такие сообщения были в газете «Пролетарий» в августе 1934 года. Основным костяком планерной и парашютной школ были студенты льнотехникума, планеристы А.Ф. Мошин, А. Маслов, В.П. Починин, К.М. Шишаков и другие, парашютисты Н. Власов, Н. Зубкова, В. Степанчикова, В. Дарьина и многие другие.

23 февраля 1935 года газета «Пролетарий» сообщила: «Первые курсанты, выдержавшие испытание на звание летчика-планериста (из них 10 на «отлично»), были студенты текстильного техникума - Сорокин, Починин, Коноплев, Пырлин, Тарантин, Прытков, Климова, Сергеев, Васильева, Колерова. Все они перешли учиться в аэроклуб».

В феврале 1935 года газета сообщила о строительстве около станции Вязники трех ангаров и аэродрома и об открытии с 1 марта летной школы для занятий, в которой готовится 42 летчика-планериста. В апреле газета написала о покупке двух самолетов У-2, а 3 июля - о торжественной их передаче в аэроклуб. Первый самолет вручил передовик фабрики «Свободный пролетарий» Нарушевич, а второй вручила ударница фабрики имени Парижской коммуны Баринова.

Нелегко было налаживать новое для города дело, самое главное - не хватало средств. Проводилась большая агитационная работа в партийных и комсомольских организациях, на предприятиях с целью привлечения средств и кадров для аэроклуба. В воспоминаниях ветеранов упоминаются 6 агитперелетов, совершенных летом 1935 года с посадками в населенных пунктах района, проводились митинги и лекции о достижениях отечественной авиации, где агитировали вступать в аэроклуб. В дни массовых демонстраций над городом с самолетов разбрасывали листовки.

16 февраля 1936 года состоялся торжественный выпуск первой группы пилотов. Всего же из стен аэроклуба путевку в авиацию получили более тысячи летчиков, многие из которых одновременно учились в техникуме. Он по праву может гордиться бывшими студентами-курсантами аэроклуба, а затем Героями Советского Союза А.Ф. Мошиным, В.В. Фроловым, М.М. Глебовым. Память о них, а также о всех аэроклубовцах, фронтовиках сохраняется в фондах и экспозиции техникумовского музея, при проведении военно-патриотических мероприятий со студентами.

Не все аэроклубовцы стали летчиками. Ветеран аэроклуба, один из создателей его музея, А.И. Алексеев вспоминал: «Большой процент не окончивших полный курс практической летной подготовки был у студентов последнего курса льнотехникума. Их весенне-летняя защита дипломных работ и последующее направление по разнарядке на работу в другие города страны невольно, в самый разгар летних аэродромных полетов, подчас навсегда, обрывала их связь с авиацией». Славен героическими авиационными традициями наш город, существуют музей аэроклуба в военкомате, авиации - на аэродроме, есть экспозиции в историко-художественном музее, ПТУ N 20, механико-технологическом техникуме. Не зарастает тропа к памятнику летчикам-вязниковцам. Крепнут наши| связи с ветеранами-аэроклубовцами и авиаторами, растет интерес молодежи к героическому прошлому нашего города, а предстоящие юбилеи комсомола и аэроклуба, с которыми мы сердечно поздравляем всех вязни-ковцев, - это дополнительный импульс для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Н. АНИСИМОВ, преподаватель ВМТТ.

НА СНИМКЕ: первый выпуск пилотов Вязниковского аэроклуба.

Этот материал Николая Анисимова был опубликован в вязниковской газете «Маяк» 28 октября 2003 года. Газета – экспонат Нововязниковского музея А.Ф. Наместникова. Оцифровка – В.Р. Цыплев. 2013 год.

Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович (15.11.2013)
Просмотров: 1993