Главная » Статьи » История Вязниковского края |
Владимирские Епархиальные ведомости /1894,№19/ КАЗАНСКИЙ СОБОР в гор. Вязниках /по поводу освящения его/ Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным
торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В
эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в
них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский,
святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных
памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего
украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне /Каз. соб. №б -
приписка/. Время построения Казанского собора. определяется
следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея
Степанова написано: "В Вязниковской слободе начата соборная церковь в
178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году /1674/ в августе месяце.
На построение пошло Великого Государя /Алексея Михайловича/ дворцовыя казны 934
руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния
на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа
за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания
деисусов и праздников /иконостаса/ отдано приходских 100 руб."/1/ /Сноска 1.Владимирские губернские ведомости, 1880г.
№2/ Из приведенных документов видно. что Казанский
соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на
средства дворцовой казны./2/ /Сноска 2.-До 1670 года, вероятно, существовал еще
более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит: а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви
и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это
церковь? б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест
напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн.
Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини
Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы
Казанския Лета 7150 /1642/; в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими
особами приложенное; г/. В ХУП веке /около 1622 г./ старцем
Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская
икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу
царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона
была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось,
по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был
причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала,
хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если
обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор.
Вязников, нужно отнести к концу Х1У или началу ХУ в./ Гор. Вязники. История его
древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/. д/. Копии от
документов хранятся в соборе, № 242./ Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и
впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением.
Так в 1682 г.Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в
верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери,
когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь. /Сняв с себя/. Ныне
крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691
г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра
Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю
Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на
переделку каменных глав и связей./З/. /Сноска З. Копия с указа хранится в Каз. соборе./
Кроме сего, в соборной ризнице хранятся столбцы старинных актов, по которым жертвовались
царями причту Казанского храма земля. Такое отношение царей к Казанскому собору
продолжалось до конца сороковых годов ХУШ века. В настоящее время Казанский
собор представляется в следующем виде. Расположенный на ровной обширной площади, в центре
города, при небольшой речке – Волшнике Казанский собор находится в средине
между /зимним/ Никольским собором с левой стороны и колокольней, с правой;
имеет величественный вид и по архитектуре представляет собой памятник ХУП в. древне-византийского
стиля. Построенный в форме квадрата с примыкающими к восточной стороне тремя полукружиями
для алтаря, он увенчан пятью большими главами с золочеными крестами; своды его
и находящиеся над ними 5 глав поддерживаются 4-мя внутренними столбами. Фасады
собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями,
над которыми сделан прямой карниз под четырехскатной крышей; горизонтально фасады
разделены поясом на два этажа и в обоих этажах, в отделах между пилястр находятся
окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками; над окнами сделаны
тройные дуговые кокошники, а по бокам окон находятся колонки, весьма красиво
составленные из шаблонных кирпичных штук. /См. Артлебен. ВГВ,1880г. №2, н/ч./
Под спуском общей крыши на всех 4-х сторонах - картийные клейма по 3 на
восточной и западной стороне и по 4 на северной и южной с изображением
двунадесятых и других великих праздников. В 1885г. с западной стороны
пристроена обширная каменная паперть. Дверей в собор три. Близь Казанского собора возвышается современная ему
осьмигранная с высоким шатровым верхом и часами колокольня, на которой
находится колокол, прилаженный царем Феодором Алексеевичем в Московский Данилов
монастырь в 1682 г.и привезенный в Вязники около 1701 г. Кругом храмов Казанского и Николаевского и
колокольни устроена прекрасная ограда с железной решеткой между столбами,
часовней на месте древнего Никольского храма и с башнями по углам. С западной
стороны ее устроены Св.ворота в древне русском стиле ХУП века. Весь внешний вид
собора приятно поражает уже издали, когда приближаетесь к нему, особенно с южной
стороны города. Внутреннее благолепие храма отличается
художественностью отделки и богатством утвари: это один из богатейших храмов не
одной только Владимирской епархии. Самые размеры храма внутри и отношение
отдельных его частей приятно пропорциональны. Внутри свет, изящная живопись,
блестящая орнаментовка в стиле рококо и прямо привлекающий все внимание
массивный деревянный золоченный иконостас. Иконостас своей массивностью, архитектурным
искусством и поставленными в нем иконами представляет большое сходство с иконостасом
Владимирского Успенского кафедрального собора. Устроен из дерева в пол. ХУП века
в три высокие яруса с карнизами, украшен крупной золоченой резьбой и массивными
витыми колоннами. Резьба изображает ветви, листья, гроздья, гирлянды цветов. На
концах иконостаса - резные ангелы, и на высоте его, восходящей до самого верха
всех трех трибунов, утверждены резные массивные прекрасные изображения
Преображения Господня, распятия и воскресения /особенно величественно на
западной стороне изображение распятия/ с множеством резных херувимов. Иконы в
иконостасе все художественно работы; есть иконы очень древние, как-то: Успения
Божией Матери, Николая Чудотворца /300
лет/, Воздвижения, Преображения Господня /250 лет/ и др. Все иконы нижнего яруса
в дорогих сребро-позлащенных ризах, а среднего в серебренных с вызолоченными
венцами. Царские врата резные, с лепным изображением Сошествия
Св.Духа на апостолов. массивны и как нельзя более подходят к архитектуре иконостаса.
То же нужно сказать и о престоле, обложенном металлическими позлащенными досками,
с изображением на западной стороне Тайной вечери. на южной - положение во гроб Христа
Спасителя, на северной - Воскресения и восточной - Моления о чаше. Над
престолом великолепная сень. Стены и столпы собора расписаны в царствование
императора Николая Павловича в 1843 г., и в настоящее время,1893-94 гг., подновлены
иконописцем села Палеха Сафоновым. одно имя которого говорит за правильность и изящество
работы. В самом верху находятся лицевые изображения символа веры /в среднем трибуне/,заповедей
блаженства /в южном/ и молитвы Господней /в северном/. По стенам – лицевые
изображения событий из евангельской истории и Святых. На столпах соборных -
вверху лицевые изображения. в больших размерах, апостольского собора и семи
вселенских, - внизу устроены массивные вызолоченные киоты с витыми колонками и
множеством ангелов; в киотах находятся иконы художественной работы в богатых серебряных
и сребро-позлащенных ризах. С уверенностью можно сказать, что в соборе все
служит к внутреннему благолепию, начиная от горнего места и до западных дверей,
и производя впечатление света, гармоник к красоты, вливает отраду в сердце и
располагает душу к молитве. Но драгоценнейшем украшением Казанского собора и
предметом благоговейного поклонения служит местная чудотворная икона Божией
Матери Казанская. Написана она была для Вязниковского храма старцем Николо-Шартомской
обители, что близ города Шуи, преп. о. Иоакимом около 1622 г. и вскоре после
этого прославилась чудесами./4/. /Сноска 4. -"Сказания о чюдеси Пречистые
Богородицы чюдотворные иконы Казанские, Михайлова моления Обросимова"
в рукописном сборнике ХУП в., хранящемся в библиотеке Москов. Дух. Акад. 201,л.365
и 365 об. От находящейся в Вязниках Казанской иконы Божией Матери было, по
свидетельству описи, более двухсот чудес. Магистра иеромонаха Иоасафа, "0
святых иконах, особо чтимых, находящ. во Владимирской епархии",В. 1859/ Слух о них дошел до святейшего всероссийского патр. Филарета
и царя Михаила Федоровича. И вот в 1624 г. октября 11 дня, по указу царя к
благословению патриарха из Владимира прибыла особая комиссия для
свидетельствования./ См.ранее сноску и работу о. Иоасафа/... Так икона признана
была чудотворной. Она не отличается большими размерами: в вышину 12 вершков, в
ширину 10 вершков. Лик Богоматери изображен превосходно, сохранился в
первобытном виде и поражает свежестью и отчетливостью письма. /№1З/. Оклад
иконы и венец сребро-вызолоченные, с множеством драгоценных камней; в венце
вделан золотой драгоценный крест - дар царя Феодора Алексеевича, сверху креста -
алмаз; одежда вынизана сплошным жемчугом; звезды на убрусе и правом раме у
Богоматери, а также запонка у Нея и Предвечного Младенца составлены из бриллиантов.
Икона вставлена в сребро-позлащенную ризу с зеркальным стеклом; рама же
вставлена в осмелистную доску, покрытую сребро-позлащенным окладом, на котором
сделано 11черневых священных изображений. Выше иконы на окладе корона из ценных
камней с двумя ангелами. В верху сего образа в клейме изображено Рождество Богородицы,
а внизу в клейме же - разные исцеления, бывшие от чудотворной сей иконы. Икона
стояла неподвижно, и только лет 10 тому назад, с особого разрешения духовной
власти, стала переноситься на зимнее время в теплый Никольский собор и три года
-обноситься вокруг города в последнее воскресенье пред днем храмового праздника
в честь ее /8 июля/. До 1885 года /года построения папертей/ в любой вечер в
году на открытых папертях Казанского собора можно было встретить молящихся до
полуночи и далее. И в настоящее время от Казанской иконы Божией Матери с верою приходящим
подается помощь, и посему местное городское население и окрестное чтит ее
глубоко: жители считают за непременную обязанность ежегодно и по нескольку раз
молебновать пред этой святыней. С того времени, как началось возобновление собора,
казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь
находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением
Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем,- по
левую сторону царских врат. Священник А.Вознесенский. Вознесенский Александр Ильич - протоиерей 03.11.1870 г. р., погост Спас-Железино Судогодского уезда 1891 - окончил ВДС со званием студента по 1-му разряду 1891 - учитель и законоучитель церковно-приходской школы г. Покрова 1893 - учитель церковно-приходской школы с. Орехово Покровского уезда 04.03.1894 - рукоположен во диакона 05.03.1894 - рукоположен во священника к Казанскому храму г. Вязники Законоучитель городских школ, женской гимназии 03.02.1914 - награжден орденом Святой Анны 3-й степени 23.02.1919 - настоятель Казанского собора с возведением в сан протоиерея 14.12.1928 - арестован 17.05.1929 - приговорен к высылке в Сибирь на 3 года 30.05.1931 - по отбытии срока лишен права проживания в 12 пунктах 1989 - реабилитация Фото автора статьи и даты его жизни взяты отсюда: Текст статьи - по рукописной книге Л.И. Аносова "Документы Вязниковского края". Рисунки собора Льва Аносова. Фото Вязниковской-Казанской Чудотворной иконы Владимира Цыплева. Снимок сделан в 1994 году во время первого выноса иконы их храма во время Крестного хода с Чудотворной к месту, где был Казанский собор. | |
Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович (10.02.2012) | |
Просмотров: 1319 | |