Главная » 2015 » Март » 17 » В.Д.Кузьминых: вспоминая былое...
22:44
В.Д.Кузьминых: вспоминая былое...

Из первых рук

Сайт "БЫЛОЕ" публикует эксклюзивные мемуары первого секретаря Вязниковского райкома комсомола 1960-х годов, впоследствии консультанта отдела ЦК КПСС Кузьминых Валерия Дмитриевича. Это - первая часть его воспоминаний о времени, о людях, которые были рядом, и о себе.

Работая в ЦК ВЛКСМ, вместе с коллегами я участвовал  в организации и проведении Всесоюзных слетов юных техников,  юных пахарей, молодых учителей, Всесоюзной  военно-спортивной игры Зарница-Орленок, фотографировании школьников у Знамени Победы в честь тридцатилетия Великой Победы,  движения «Комсомол-сельской школе»,  и т. д. Совместно с Минпросом мы конкретно занимались проблемами школ рабочей молодежи. В этой связи нашего коллегу Феликса Морозова в шутку называли зав. сектором «ночного образования». Многое было сделано в работе по профессиональной ориентации школьников, закреплению молодежи на селе. На практике реализовывали лозунг комсомола «Из школьного – в рабочий класс». Было очень много примеров, когда в родном колхозе или совхозе на работу оставались целыми классами. До этого, обучаясь в школе, ребята получали специальности механизатора, мастера машинной дойки коров, овощевода и т. д.  Многие потом по направлению хозяйств и на их стипендии  учились на врачей, учителей, ветеринаров, агрономов, инженеров-механизаторов, возвращались в родные места, закреплялись на селе.

Первый ряд слева Львова Е.В., Васильева Зоя 2-й секретарь РК,, Булыгина Т. Второй ряд слева Исакова В. зав.сектором учета РК, Гаврилова Н. Кузьминых В. зав.орготделом РК,, Швецова Н.. Вязники 1966 год.

Мне пришлось 23 раза выезжать в республиканские и областные комсомольские организации для изучения опыта  работы школьных комсомольских организаций, организации в стране системы летних лагерей труда и отдыха подростков.

Довелось сопровождать по стране делегацию кубинских школьников, которые обучались в построенном на Кубе при содействии СССР учебном общеобразовательном комплексе. В мировой практике таких учебно-производственных комплексов  не было, даже в СССР. Фактически на острове Свободы, по просьбе лидера Кубинской Революции Фиделя Кастро, СССР заложил в то время эксперимент. Комплекс был рассчитан на 5 тысяч школьников, располагал современными учебными корпусами, кабинетами и  лабораториями, производственной базой. И что важно, учащиеся получали не только современное среднее образование и осваивали профессии, но и реально выпускали продукцию в промышленном масштабе. В частности, электронную аппаратуру – приемники и т. д. К примеру, у нас такие портативные радиоприемники, магнитолы можно было купить лишь на «черном рынке».

11 февраля 1970 года. Встреча вязниковского комсомольского актива с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Валерием Кубасовым. В.Кузьминых стоит второй справа.

В начале 70-х годов мне пришлось повстречаться с молодыми кубинскими Героями сафры (период уборки стратегической для Кубы сельскохозяйственной культуры - сахарного тростника). Этих молодых ребят, а уже Героев, знала вся Куба. Хорошие ребята, искренние. Но настоящего общения с ними не получалось. Они не могли даже связно высказать свою мысль. За них это делал руководитель, учитель одной из кубинских гимназий. Он переводчику каждый раз формулировал, что сказал тот или иной молодой человек. Мы, конечно, вида не подавали. Это были дети крестьян, они нигде не учились. По жизни, кроме тяжелого труда на полях, ничего другого не видели.

Владимир.Группа первых секретарей горкомов и райкомов комсомола области, а также секретари обкома ВЛКСМ.

И вот буквально через 9-10 лет к нам в страну прилетели из Гаваны, по приглашению Л.И.Брежнева, школьники, учащиеся, построенного при нашем содействии, учебного центра. В отличие от победителей сафры, с которыми я встречался, это были совершенно другие люди, как с другой планеты – грамотные, культурные, умеющие не только вести беседу, но и выступать экспромтом. Они пели некоторые наши советские и национальные песни, читали на родном языке стихи, красиво и зажигательно  исполняли национальные танцы. Вот яркий пример влияния социализма на Кубе. А как кубинцы развили здравоохранение. СССР помог им обучить кадры - врачей, других медицинских специалистов.

Делегаты 17 съезда ВЛКСМ от Владимирской области. В центре первого ряда первый секретарь Владимирского ГК ВЛКСМ Валерий Кузьминых.

И когда у нас случилась беда на Чернобыльской АЭС, то Фидель Кастро самый первый предложил руководству нашей страны принять наших пострадавших работников на специализированное лечение в их медицинские центры. Можно предположить, что таких центров у нас нет и сейчас.  Не знаю, воспользовались ли мы предложением Фиделя, или нет. В то время у Горбачева были другие интересы.

Вязниковцы, участники торжественного собрания Владимирской области, посвященного 80-летию ВЛКСМ

Запомнился мне еще один эпизод из практики работы ответорганизатором в Отделе школьной молодежи ЦК комсомола. По поручению первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е.М.Тяжельникова, году в 1976,  мы с Василием Фартышевым из Отдела пропаганды выехали в Тамбовскую область по письму старшего научного сотрудника Академии общественных наук при ЦК КПСС, доктора философии Ремира Лопаткина. Он писал Тяжельникову о том, что журнал «Сельская молодежь» в одной из публикаций ошельмовал преподавателя Воронежского университета, бывшего директора Сосновской восьмилетней школы (фамилию не помню) Тамбовской области, который якобы из карьерных соображений бросил школу и уехал в Воронеж. Без него школа стала приходить в запустение, уровень учебного процесса снизился, комсомольская и пионерская организации влачат жалкое существование. Вот основной контекст этой статьи. В защиту бывшего директора школы Р.Лопаткин писал, что корреспондент журнала (кстати, журнал имел тираж в несколько миллионов экз.) по фамилии Лернер исказил факты и не разобрался, что происходит и происходило в  школе и в самой Сосновке.

Оказывается, директор школы был единственным в стране ученым-специалистом по вопросам очень редкого, узкого религиозного направления в  баптизме. В свое время, когда  бывший директор школы был подростком, то его брат состоял в религиозной баптистской секте. Участвуя в религиозных молитвах и ритуалах, брат довел себя до болезненного состояния и, в конце концов, скончался. Какие чувства испытывал бывший директор школы в связи со смертью брата, я не знаю. Только через некоторое время он пришел в эту секту, стал ее полноправным членом, а через какой-то промежуток времени  его заметили и религиозная паства избрала его пресвитером. Он стал читать проповеди и руководить сектой. Нам рассказывали, когда этот молодой человек шел по населенному пункту, то шедшие ему навстречу пожилые люди останавливались перед ним и кланялись в пояс. Его слово в секте было последним.

 Дальше произошел новый поворот в его судьбе. Он покинул секту, поступил в педагогический институт, окончил его с отличием, окончил аспирантуру и защитился по философской тематике. Стал кандидатом наук. Сосновский райком партии предложил ему возглавить школу. Он согласился, и многое сделал по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, укреплению материальной базы школы, сплотил преподавательский коллектив. В родительской среде, в глазах сосновской общественности он стал непререкаемым авторитетом. Вот тогда-то его, уже известного в научных кругах, и позвали на преподавательскую работу в Воронежский университет.

Когда я задавал в лоб вопрос второму секретарю Сосновского райкома партии, чем руководствовались, когда оставили школу без такого директора, то он, глядя  в мои революционные очи, отвечал следующее. Да, для школы и района это потеря. Но мы посчитали, что он больше сделает на преподавательском поприще, воспитывая студентов, будущих учителей школ. Ну что тут скажешь. Это был государственный подход к делу. О школе. Я побывал на уроках, повстречался с преподавателями, старшеклассниками, некоторыми родителями, руководством совхоза, на территории которого была школа. Да, если сравнивать нового директора школы с предыдущим, то, конечно, разница была. Ушедший директор был сильной личностью, но школа в целом хуже не стала. Все-таки основы учебно-воспитательной работы прежним директором были заложены, педагогический коллектив остался прежним, никто никуда не ушел. Секретарь райкома партии поддержал наше желание посетить Воронеж, чтобы окончательно расставить все на свои места.

Прежде чем встретиться с «виновником торжества», мы посетили Воронежский горком КПСС. Воронеж студенческий город с районным делением, в нем тогда проживал миллион человек. Зав. отделом пропаганды горкома партии, когда мы сказали, что нас интересует вот такой-то преподаватель университета, сразу сказал, что мы его хорошо знаем, мы даже помогли ему улучшить жилищные условия. Такие кадры нам нужны. Он не знал, что конкретно мы хотим, и стал дальше аргументировать, почему горком партии его поддерживает. Он спросил нас, много ли мы знаем примеров, когда на лекции  преподавателя студенты параллельных курсов сбегают в буквальном смысле с других занятий? А в случае с ним, это не редкость. Кроме того, он организовал Факультатив по субботам. На эти занятия приходят до 300 студентов. Продолжил – мы все с вами где-то обучались в высших учебных заведениях и в особенностях студентов разбираемся. Можно ли студента заставить в свободное время посещать факультатив силой? Да никогда!  А здесь мест в зале не хватает. Таким образом, в этом деле нами фактически была поставлена точка.

Итоги письма Р.Лопаткина в адрес Е.М.Тяжельникова рассматривались на заседании Секретариата ЦК ВЛКСМ. Наши выводы были поддержаны. Главному редактору журнала «Сельская молодежь» О.М.Попцову (в другие времена он оказался в окружении Б.Н.Ельцина, потом возглавлял телевизионный канал ТВ-Центр) пришлось оправдываться. Порицание он все-таки получил. Прошло уже почти 40 лет, а у меня все люди, с которыми мы встречались по этому поводу, так и стоят перед глазами, все помню. Хоть еще одного достойного человека удалось защитить.

Валерий Кузьминых, первый секретарь Вязниковского райкома ВЛКСМ, секретарь Владимирского горкома комсомола, инструктор ЦК ВЛКСМ, консультант отдела ЦК КПСС, один из руководителей редакционно-издательской группы журнала «Известия ЦК КПСС».

Продолжение мемуаров на сайте "БЫЛОЕ" здесь:

http://tsiplev.ucoz.ru/publ/staryj_dobryj_socrealizm/avtory_sssr/na_partijnoj_rabote/15-1-0-265

Категория: Уникальная информация | Просмотров: 755 | Добавил: Рэмович