Главная » 2013 » Апрель » 4 » УСАДЬБА СЕНЬКОВЫХ - ВЯЗНИКОВСКАЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА»
15:14
УСАДЬБА СЕНЬКОВЫХ - ВЯЗНИКОВСКАЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА»

Фото Светланы Лифановой. "Маяк". Вязники.
Проходя по улице Киселёва в Вязниках, невозможно не задержаться возле причудливого дома старой постройки с элементами готики. В начале ХХI века оно смотрится словно пришедшим из сказки. Вне всякого сомнения, усадьба вязниковских фабрикантов Сеньковых могла бы стать настоящим украшением города, если бы у неё нашёлся хозяин, который бы вернул памятнику архитектуры регионального значения его былой вид.
Сеньковы были самыми крупными промышленниками в Вязниках, хотя вышли они из крепостных крестьян. Основателем рода фабрикантов стал Иван Сеньков, который во времена правления Екатерины II, в 1765 году, основал во Мстёре небольшую ткацкую фабрику. Получаемая от неё прибыль позволила хозяевам за последующие 62 года накопить достаточно денег для того, чтобы выкупить «вольную». Став свободными, Сеньковы решили расширить масштаб своей деятельности и переехали в Вязники, где открыли ещё одну полотняную фабрику. А уже через 20 с небольшим лет, в 1850 году, бывший крепостной Осип Сеньков удостаивается высокого звания «потомственного почётного гражданина» города Вязники. К концу XIX века на Сеньковых работает почти половина жителей города – полторы тысячи человек. Слава их продукции выходит далеко за пределы России: в Париже и Чикаго изделия фабрики получают медали, в Турине и Генте – почётные дипломы.
В собственности Сеньковых было несколько домов. Особый интерес представляет дом на улице Киселёва, №40 – с необычной для провинциального городка архитектурой, возведённый в начале XIX века. Местные жители частенько называют его «дачей Сенькова». На самом же деле это настоящая усадьба, где семья проживала в течение всего года. Поэтому правильное его название – Верхний дом. Находится он в верхней части города, на горе Ярополь. Этот район сам по себе очень интересен. Город-крепость Ярополч был основан в XVII веке отцом Петра I, Алексеем Михайловичем. В таком виде он просуществовал 50 лет, а в 1703 году сгорел. Но участь пепелища этому месту не была уготована. Исторический район вновь стал застраиваться. Причём, получил славу привилегированного. На горе стали селиться люди зажиточные: воздух здесь был куда чище, чем в низине, где располагались фабрики. Сверху, к тому же, открывалась красивая панорама города и заречных далей.
Из этих соображений Осипом Осиповичем Сеньковым и был приобретён здесь дом для своей разрастающейся семьи. Предположительно, первым хозяевами его были купцы Водовозовы, хорошо известные в Вязниках и поначалу бывшие очень успешными. Но в 1824 году их постигла большая беда: во время наводнения в Санкт-Петербурге у них затопило все склады с продукцией, под залог которой ими были взяты кредиты в банке. Водовозовым пришлось срочно распродавать находившуюся в их собственности недвижимость. Скупили её – пополам – Сеньковы и Демидовы. Когда же брат Осипа, Иван Осипович, в 45 лет разбился, упав с лесов, доля в общем имуществе братьев отошла 18-летнему сыну погибшего – Сергею. Через четыре года молодой человек захотел самостоятельности, и имущество было поделено. К Сергею отошли городские дома – в том числе, и Верхний. Неоднократно перестраиваемый, свой окончательный вид он приобрёл примерно к 1912 году. Согласно описанию, это двухэтажное асимметричное здание с восьмигранной башней с запада. Наружные и внутренние несущие стены первого этажа и подвалов - из кирпича. Стены второго этажа бревенчатые с тесовой обшивкой, где используются мотивы фахверк, характерные для европейской архитектуры. Декоративное оформление – с элементами готики. К ним относятся стрельчатая аркада террасы, опирающаяся на гранёные колонны, стрельчатые завершения окон первого этажа, обрамлённых профилированными наличниками, восьмигранная башня со смотровой площадкой, крытая шатровой кровлей со шпилем, ограждение террасы и балкона. В пропорциях и характере расположения окон второго этажа чувствуется влияние архитектуры модерна. На территории усадьбы был построен одноэтажный каменный каретник, имелся погреб, а вся территория усадьбы обнесена ажурной оградой с кирпичными столбами. Ограда имеет прясловую структуру. Прясла заполнены кованой решёткой. Орнаментальная структура решётки представляет чёткий геометрический рисунок, завершение прутьев выполнено в виде цветка лилии… Что и говорить - трудно взгляду прохожего не задержаться на таком здании!
Хозяин Верхнего дома – Сергей Иванович Сеньков – был во всех смыслах человеком замечательным. Он занимался большой благотворительной работой на благо земляков. В начале XX века организовал при своей фабрике начальную школу, состоял в строительной комиссии по возведению Вязниковской уездной больницы, открытой в 1905 году, содействовал открытию в 1906 году женской гимназии, а в 1910 году – мужской. Кроме того, Сергей Иванович был коллекционером. Им была собрана большая коллекция картин многих известных художников конца XIX века – И.Репина, В.Верещагина, В.Маковского, И.Шишкина, И.Айвазовского и других. После революции 1917 года всё это богатство Сеньков передал в дар Советскому государству, и теперь с картинами можно познакомиться в Вязниковском историко-художественном музее.
Верхний дом оказался тесно связан с жизнью детей фабриканта от его незаконной жены Марии Васильевны Балясовой. Брак по расчёту с дочерью богатого нижегородского купца Зотова, Ольгой Андреевной, не сделал его счастливым, несмотря на появление двоих детей. А вот 17-летняя девица Балясова из мещанского сословия стала истинной любовью Сергея Ивановича – не случайно за 9 лет у них появилось шестеро детей. Поскольку Ольга Андреевна, хотя и жила уже на своей малой родине, в Московской губернии, из мести так и не дала мужу развода, дети Марии считались незаконнорожденными. Последний ребёнок, Владимир, появился на свет в октябре 1906 года, а вот 26-летнюю мать спасти не удалось. Как гласит молва, отец, считая младшего сына причиной смерти любимой женщины, возненавидел его. Однако это не помешало ему в том же году в память о Марии усыновить его вместе с остальными детьми и дать им свою фамилию. Живя с ними в Верхнем доме, отец давал им образование, готовил себе в наследники  Ивана Сергеевича. И так – до апреля 1918 года, когда в Вязниках установилась советская власть и Сенькову пришлось расстаться с семьёй. Однако вокруг города он «кружил» вплоть до 1924 года. Чтобы легально встречаться с детьми, числился торговым агентом. Наконец, решился на переезд за границу – сначала в Германию, а затем, по причине слабых лёгких, - в Италию. Вместе с ним родной город в 1921 году в возрасте 21 года покинула дочь Лидия. Остальные продолжали жить в Верхнем доме ещё некоторое время. Правда, всё здание им уже не принадлежало. Большевики разрешили семье проживать на первом этаже, второй же был отдан под художественную школу и студию Фёдора Кирилловича Козина – неплохого художника, сына известного фотографа.
После того, как все Сеньковы в 20-х годах постепенно разъехались – кто за границу, кто в Ленинград, кто в Хабаровский край, дом полностью оказался в распоряжении государства. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакогоспиталь №5797. Вплоть до весны 2003 года здание было частью Центральной районной больницы – сначала здесь располагалось гинекологическое, затем дерматологическое отделения. В соответствии с постановлением главы администрации Владимирской области «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области» от 07.12.93 №272 ансамбль усадьбы Сеньковых в составе: «усадебный дом», «каретник», «погреб», «ограда» XIX века включён в список объектов культурного наследия регионального значения как памятник градостроительства и архитектуры. Осенью 2002 года усадьбу обследовали представители Госстроя, и её реконструкция была включена в федеральную программу на 2004 год. А через полгода после этого визита пожар, случившийся по причине неисправности дымохода, находящегося ниже конька крыши, полностью уничтожил чердачное помещение и частично – второй, деревянный этаж. И, как это ни печально признавать, картину разрушения «дописали» местные жители. Уже на следующий день после того, как из пострадавшего памятника архитектуры было выведено больничное отделение, иванами, не помнящими родства, были разгромлены изразцовые печи, уникальная старинная лестница, по кирпичику растащено здание каретника…
В 2004 году на выделенный «Госстроем» миллион рублей ОАО «Институт Гипроагрохим» был разработан рабочий проект реконструкции бывшей усадьбы фабриканта Сенькова под гостиницу. В 2006 году он прошёл согласование в «Государственном центре по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области». Усадебный дом предполагалось реконструировать под гостиницу высокого класса, а в восстановленном здании каретника открыть ресторан. С учётом того, что в Вязниках, делающих ставку на приём туристов, гостям города негде остановиться, подобные планы можно было только приветствовать. В декабре 2009 года во Владимире на подведении итогов ежегодного областного конкурса профессионального мастерства архитекторов в номинации «Предпроектные предложения»  ОАО «Институт Гипроагрохим» за проект реконструкции усадьбы заняло первое место. С целью привлечения потенциальных инвесторов информация с предложением к ним вкладывать деньги в новую жизнь неординарного архитектурного памятника была размещена на сайте администрации Вязниковского района, в печатных СМИ. Вплоть до последнего времени возле усадьбы находилась круглосуточная охрана, которую содержала администрация района – в 2008 году, согласно постановлению главы Вязниковского района, усадьба была передана в оперативное управление управлению культуры и молодёжной политики администрации района.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации области постоянно осуществляет мониторинг состояния объектов усадьбы. Несмотря на то, что дом сохранил конструктивные элементы и детали декора, он находится в аварийном состоянии: сохранились следы пожара, на фасадах – деструкция кирпичной кладки, утрачен штукатурный слой, многие элементы декора разрушены, перекрытия и полы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения срочных ремонтно-реставрационных работ. В то же время дом продолжает представлять из себя немалый интерес. Винтовая белокаменная лестница ведёт на смотровую площадку башни, с которой можно любоваться прекрасным панорамным видом на город. Сохранены все необходимые коммуникации. В 2012 году госинспекция занималась разработкой границ территории объектов, входящих в состав усадебного комплекса. По словам главного специалиста-эксперта Татьяны Шефовой, не оставляются попытки включить усадьбу Сеньковых в федеральную программу – в число объектов, которым будет гарантирована реставрация.
Потомки Сергея Ивановича Сенькова не забывают о своей малой родине. Как рассказала зав. отделом научно-исследовательской работы  Вязниковского историко-художественного музея Римма Гарина, его дочери Лидии удалось увидеть дом, где жила их семья, ещё до пожара. А вот внучке Людмиле с сожалением пришлось наблюдать уже то, что осталось после него. Упоминание об этом доме можно встретить в её дипломной работе, которая потом вышла в Италии отдельной книгой под названием «История одной семьи: Сеньковы» (экземпляр её был подарен музею). В 1999 году Вязниковский городской совет народных депутатов, «учитывая большой вклад в развитие льняной промышленности города Вязники и Вязниковского края, активную общественную деятельность и вклад в культурное развитие города, присвоил одной из улиц Вязников, где до сих пор работает бывшая фабрика Сеньковых (через два года она будет отмечать своё 250-летие), имя С.И.Сенькова. Остаётся надеяться, что принадлежавшая ему когда-то «архитектурная жемчужина» - Верхний дом – найдёт-таки себе достойного «огранщика», которого не испугает тот факт, что в реставрацию придётся вложить немалые средства. Дело это благодарное, и его оценят потомки. Но, наверное, чтобы взяться за него, нужно быть таким же нестандартным человеком, как сам Сергей Иванович Сеньков.

Светлана  ЛИФАНОВА.


Категория: Уникальная информация | Просмотров: 1352 | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, Архив Цыплева, С.И. Сеньков, модерн, С.Г. Лифанова, эклектика, готика