Главная » 2015 » Апрель » 2 » День Победы. 1975 год. Зажжение Вечного огня в Вязниках. Как это было.
08:33
День Победы. 1975 год. Зажжение Вечного огня в Вязниках. Как это было.

Каждый праздник Великой Победы советского народа над фашизмом, в каждом городе неповторим по-своему. Однако 9 Мая 1975 года в Вязниках было вдвойне особенным: 30-летие Победы город отмечал открытием грандиозной Аллеи Славы на одном из городских венцов и торжественной встречей Вечного огня, зажженного в Москве на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.
Спустя годы, вязниковцы привыкли к монументу, который виден издали с разных точек города и даже из-за Клязьмы, – блестящая на солнце титановая Стела на Аллее Славы, у подножия которой горит Вечный огонь. Она и сегодня – гордость города, а в тот 1975-ый особенно явственно казалось, что по монументальности увековечения памяти Вязники стали вровень с городами-героями. Да его так и звали издавна: город Героев! Теперь и отражение этого имени становилось достойным.
…А все началось с того, что первым секретарем Вязниковского горкома партии был назначен фронтовик Ян Павлович Захаров. Строитель по образованию, он давно вынашивал план создания в Вязниках такого сооружения, которое стало бы по-настоящему монументальным. Подготовка к 30-летию Победы дало новый импульс его планам, к тому же так «удачно выстроились звезды», что в Горьком ему повстречался временно тогда свободный молодой амбициозный архитектор Валентин Трондин.


У писателя Михаила Пришвина есть удивительно точные слова: «Родина. Что скажет о ней дитя ее, что откроет - не откроет чужой, прохожий человек. И то, что увидит чужой, не знает рожденный на ней». Абсолютно верно подмечено и точно отразилось в создании вязниковской Аллеи Славы. Ни один вязниковец по рождению не мог увидеть в «безликой» горке с Севера, с которой катался на лыжах, место торжественного монумента, тем более, что неказистый холм этот был полностью заросший кустарником. Приехавший из Горького архитектор совершенно свежими глазами смотрел на Вязники, он-то и разглядел в этом венце место для будущей Стелы.


Я.П.Захаров понял замысел художника, увидел, что «нос» венца надо приподнять и сдвинуть на город на несколько метров… И закипела в Вязниках работа.
О том, как удалось найти это изумительное место для великолепной Аллеи Славы в Вязниках, в подробностях рассказывает сам архитектор:
- Мы поехали с Яном Павловичем по городу в поисках места для будущего монумента. За тот день изъездили весь город, как говорится, вдоль и поперек. Нет, ни одно место не подходило то с одной, то с другой точки зрения. Мы устали окончательно. Ян Павлович сказал: оставайся ночевать. Вот десять рублей, дадут тебе в гостинице номер люкс на всю ночь, созвонился он с рестораном, чтобы покормили «архитектора из Горького»… Мы попрощались, а я пешком снова отправился смотреть. Был в летнем парке, где Фатьянов песню написал «В городском саду играет духовой оркестр…», был еще где-то… Я до самого темна бродил по холмам и городским отрогам оврагов. Всё было не то, но, помню, меня ни на минуту, почему-то не оставляла надежда… И – точно! Вдруг, меня на одном откосе словно пронзило – заброшенное ухабистое изрытое ямами очень неприглядное место… Кто-то там песок копал, глину доставал, бурьян, заброшенное место, внизу – неказистый тир… Но вид сверху – потрясающий, а никто не обращал на него внимания. Когда я пробрался до конца этой горы, глянул на город – слеза прошибла: да, это то место, место последнего взгляда на родной город, быть может навсегда прощается человек, дальше ведь было раньше чистое поле и дорога на фронт. Я еще раз глянул вниз… Вот, вот здесь будет Вечный огонь! Я буквально воскликнул, хорошо, что поблизости никого не было… Вот здесь на западной окраине города наверняка останавливался будущий солдат, здесь он последний раз бросал взгляд на свой родной город… Со всех точек зрения место было изумительное. Я не спал всю ночь, несколько раз становился под холодный душ. И – рисовал, рисовал всю ночь, я понимал, что надо будет доказывать. Я тогда еще не знал способности вязниковского секретаря горкома схватывать идеи на лету. В 5 утра Ян Павлович Захаров пришел. Глянул он на мои апартаменты, заваленные эскизами, помолчал, а потом только одно слово сказал: «Где?» Ну, говорит, показывай твое место. Вызвал помощников и повел я их по этому бурьяну. Они шли и смотрели вниз, чтобы не упасть. Наконец, я остановился: «Вот здесь!» Ян Павлович молчал несколько секунд, а потом воскликнул в адрес помощников: «Как, как вы не могли это раньше увидеть? Обходили же весь город, а это в самом центре никто не смог углядеть». Потом повернулся ко мне и сказал, как сейчас помню: «Пять баллов тебе!». И пошел…
На сайте в подробностях эта история поиска и находки описана здесь:
http://tsiplev.ucoz.ru/blog/v_f_trondin_put_k_slave/2015-04-02-136
А здесь о Я.П.Захарове:
http://tsiplev.ucoz.ru/publ/jan_pavlovich_zakharov/1-1-0-45
…Приближалось время зажжения Вечного огня! Ни одному районному центру страны еще не удавалось привезти Огонь от Могилы Неизвестного Солдата, а может быть ни у кого не возникало столь амбициозных планов. Но у первого секретаря Вязниковского горкома идея «все сделать по высшему разряду» жила с самого начала…
Вот что рассказывает дочь Я.П.Захарова Татьяна Яновна Жаркова (Захарова):
- Могу предположить, что помогли папе добиться столь необычной церемонии получения Вечного огня однокурсники по ВПШ Николай Николаевич Колесников и Дмитрий Николаевич Никитин. Первый работал в ЦК, а второй в Совмине. Кто в какой мере – не знаю… Папиных друзей тоже уже нет в живых. Они ушли раньше его. Он ездил на похороны. Так что подробностей можем и не узнать. Но это и не очень важно... Главное, что ЭТО БЫЛО!
Действительно, главное, что это было!


Из Ковровского гарнизона были выделены три БРДМ и открытая военная машина ГАЗ. БРДМы встречали на границе на обратном пути, когда делегация возвращалась из Москвы с Огнем. ГАИ, конечно, свои автомобили задействовала, в городе собрали около двух десятков мотоциклистов, которые также встречали и сопровождали Вечный огонь от границы Вязниковского района до самой Стелы.
К Могиле Неизвестного солдата в Москву ездили Герой Советского Союза Ананий Васильевич Сабашников, полный кавалер Ордена Славы Григорий Васильевич Репкин и директор школы №10 им. Кирова фронтовик Григорий Михайлович Голубев, его школа была победителем Всесоюзной игры «Зарница». Представителем горкома партии назначили Александра Александровича Борисова, а сопровождающим фотографом отправился Слав Сергеевич Пирожков.


В Москве церемония получения огня прошла торжественно: временно был ограничен доступ к Могиле Неизвестного Солдата, представитель коменданта Кремля и роты Почетного караула согласовали последовательность, после чего С.С.Пирожков отснял те кадры, которые размещены сейчас на сайте и которые решено разместить по улицам на месте рекламных баннеров города - время кануна и празднования в 70-летия Победы. Вот эти кадры, ставшие историей: А.В.Сабашников, Г.В.Репкин и Г.М.Голубев возложили цветы, подошли вплотную к Вечному огню с подготовленным в Вязниках факелом, встали на одно колено, опустили факел к Огню и произвели зажжение вязниковского факела от Вечного огня у Кремлевской стены. Чеканя шаг, под руководством представителя роты Почетного караула они прошли к открытой машине и в сопровождении автомобиля московской ГАИ выехали на Горьковское шоссе… Как уже было сказано выше, на границе с Ковровским районом машину с факелом встретили три БРДМ, а затем и эскорт мотоциклистов.
Церемония встречи и зажжения Вечного огня в Вязниках прошла столь грандиозно, что жители до сих пор помнят тот день до мелочей.

...Потомки очень удивятся, не обнаружив в Вязниковской газете "Маяк" за 1975 год ни одного слова о таком грандиозном событии в истории города, да и всей области. Понятно, когда умалчивались негативные события: на их примере, как показывает сегодня журналистика, не воспитаешь подрастающее поколение, но здесь событие, о котором казалось бы надо трубить во все трубы... Ан, нет...

Как выяснилось, этот феномен с умолчанием разгадывается достаточно просто, если знать подоплеку. Сделаю это, чтобы облегчить жизнь будущим краеведам. Сделаю это со слов архитектора Валентина Федоровича Трондина.

Когда встал вопрос о материалах, из которых будут делаться разные части Аллеи Славы, загвоздка вышла лишь с облицовкой каркаса стелы. Это должен был быть материал, который не ржавел бы десятилетия. Были исследованы все городские предприятия на наличие такого металла. Поиск оказался тщетным. Наконец, на задворках одного из складов неожиданно обнаружили листы, которые оказались титановым сплавом. Это - как раз то, что нужно, обрадовался архитектор. Начали искать владельца. В условиях не частной собственности это не всегда было просто сделать. Наконец, владелец был найден, листы, оказывается, когда-то пришли на Вязниковский хлебокомбинат для изготовления форм под выпечку хлебо-булочных изделий.

С руководителем предприятия проблем не было: на благое дело почему бы не отдать... Однако, учет и контроль, тем не менее, существовал строгий. Да, на задах склада, да - полузабыто, но оно должно быть в наличии, иначе - судебное дело о хищении цветного металла.

Ответственность на себя взял полностью Ян Павлович Захаров. Отчитываться за металл надо было только перед Москвой, перед министерством, на местном уровне все вопросы утрясли. Чтобы не травить гусей, как говорится, решили не освещать событие в прессе, чтобы не было лишней утечки, а когда-нибудь потом, когда сроки амортизации не сделанных форм пройдут, металл спишется сам собой и все затихнет...

Вот потому в газете не было ни слова о торжествах по случаю открытия Аллеи Славы в Вязниках с доставкой Вечного огня из Москвы. Все же знали, что основную информацию столичные корреспонденты берут из местной прессы. Таким образом пробовали "утаить", как сейчас бы сказали, нецелевое использование фондируемых материалов. Но не тут-то было. Министерство откуда-то прознало про металл, кто туда "капнул" - до сих пор - тайна, но звонок из Министерства не заставил себя долго ждать. Министр решил выехать в Вязники сам, чтобы разобраться в этой странной истории...

Далее рассказывает архитектор В.Ф.Трондин:

- Ян Павлович встречал министра Министерства цветной металлургии СССР во Владимире. В Вязниках вместе с министром на Аллею от горкома партии двинулись большой группой, в самом начале Аллеи Ян Павлович группу остановил, дальше к Вечному огню они пошли вдвоем. Стояли, долго смотрели вверх, отходили, приближались, обошли вокруг, поглядели сверху на город... Наконец, идут назад. Вглядываемся в их лица, пытаясь определить, что же будет дальше... Было же три варианта: наказать участников исключением из партии с возможным последующим судом, заставить все разобрать и возвратить металл, отделавшись выговорами, или... О последнем третьем варианте старались не думать, чтобы не сглазить... Видим, Ян Павлович оживленно говорит что-то министру, оба улыбаются, подходят, министр говорит, показывая рукой на Стелу: - Если бы не это чудо, которое вы тут сделали, партбилет бы пришлось положить на стол - перевел он палец со Стелы на Яна Павловича! Молодцы! Ответственность надо уметь брать на себя! Ради такого дела спишем металл...

...Да, вязниковцы должны быть благодарны Яну Павловичу Захарову за тот ландшафтно-архитектурный шедевр, который появился в 1975 году в Вязниках. Вот этим отличается поколение фронтовиков: они могли пожертвовать собой ради большой идеи, не ради себя лично, а большой идеи для людей, не себе в карман, но для всего города и всех горожан.


Владимир Цыплев, краевед.

Фото С. Пирожкова

Категория: Уникальная информация | Просмотров: 1385 | Добавил: Рэмович