Главная » 2013 » Ноябрь » 30 » Алексей Фатьянов. Москва, Новая Басманная, 10
14:37
Алексей Фатьянов. Москва, Новая Басманная, 10

В марте следующего года исполнится 95 лет со дня рождения нашего земляка, поэта – песенника – А.И. Фатьянова.

Алексей Фатьянов – автор стихов очень известных песен, таких как «На Солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «В городском саду» и многих других. Всего Фатьяновым создано более двухсот песен, в том числе к восемнадцати кинофильмам. Большинство из них сразу же стали популярными и живут поныне. А ведь сам поэт прожил очень короткую жизнь – ушел от нас в 1959-м, когда ему шел лишь сорок первый год…

Казалось бы, было не столь сложно решить вопрос об установке в Москве, где долгое время жил и творил поэт, мемориальной доски в память о певце – фронтовике.

Однако, понадобились многие годы хождений по разным инстанциям Галины Николаевны, вдовы поэта с ходатайствами Союза писателей бывшего СССР, правления Союза писателей России, Российского комитета ветеранов войны и других организаций, чтобы в столице появилась такая памятная доска.

И вот, 18 июля 1995 года на Новой Басманной улице в присутствии общественности, родных, близких и друзей поэта, просто почитателей его таланта и ценителей его творчества была открыта мемориальная доска.

Мемориальная доска была установлена на доме, который появился на Новой Басманной улице в 1913 году. (Ниже см. дополнение к докладу – история этого дома, одного из самых огромных дореволюционных зданий Москвы)

С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка, а с 1935 по 1948 в здесь жил и работал наш земляк поэт-песенник А. И. Фатьянов.

Автор мемориальной доски, установленной на этом доме – Орехов Юрий Григорьевич – народный художник России (1988), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительный член Российской академии художеств (1995), почетный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989). Он награжден орденом Почета (1997), золотой медалью Российской академии художеств (1997), серебряной медалью Академии художеств СССР (1988).

Всего в его творческом активе около 30 памятников и скульптурных композиций, установленных в разных городах России и за рубежом.

С большим удовольствием Орехов работал в области мемориальной скульптуры. Этот вид пластики был интересен ему своей камерностью. Увековечивая память простых и известных людей, отражая их судьбы и характеры, скульптор тем самым как бы помогает создавать летопись современной жизни.

Мемориальные доски, изготовленные скульптором, установлены на многих улицах Москвы и других городов. Среди них и доска Алексею Ивановичу Фатьянову.

На ней скульптурный портрет поэта, выбитая позолоченная надпись: «В этом доме с 1935 по 1948 год жил русский поэт – песенник Алексей Фатьянов» и строки из знаменитой песни:

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

На открытие почетным гостям были разосланы приглашения от председателя правления Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева.

Вел открытие Бугаев Игорь Борисович – председатель по культуре правительства города Москвы.

Поприветствовал собравшихся депутат Федерального Собрания Геннадий Зюганов.

Выступали: Швыдкой Михаил Ефимович – заместитель министра культуры России,  Ганичев Валерий Николаевич – Председатель Правления Союза писателей России; Васильев Николай Ильич – полковник, участник ВОВ, член Комитета ветеранов России; Ваншенкин Константин Яковлевич – член Союза писателей России, поэт-фронтовик; Виноградов Евгений Михайлович – глава администрации города Вязники; Боков Виктор Федорович – член Союза писателей России, поэт, который сказал:

- Алексей Фатьянов первым вышел на эту тропу творчества и первым воспел нелегкие будни фронтовиков. И мастерски выразил в своих стихах не только чувства солдата, но и все человеческие чувства. В нашей трудной и славной Победе доля Леши Фатьянова есть. Красивый, добрый человек ходил по русской земле и двумя пригоршнями дарил людям счастье.

С не меньшей эмоциональностью выступили Чуев Феликс Иванович – член Союза писателей России, поэт; Костров Владимир Андреевич – член Союза писателей России, поэт; Гусев Владимир Иванович – Председатель Правления Московской писательской организации.

Когда официальная часть церемонии закончилась, начался небольшой концерт, который вел лауреат премии имени Алексея Фатьянова поэт Владимир Матвеев. Начал он его со своего стихотворения: «Фатьяновские песни не состарятся, А с ними – я останусь молодым!».

Песни на стихи Алексея Ивановича и посвященные ему произведения исполнили композиторы Леонид Печников, Евгений Решетилов, прославленный фронтовой летчик и известный киноактер, заслуженный артист России Владимир Гуляев, певцы Ольга Виноградова и солист Московского мужского хора ветеранов Великой Отечественной Войны, полковник в отставке, заслуженный работник культуры России Геннадий Карпов. Да в общем, все, кто были на улице возле дома, пели песни на стихи Фатьянова.

Потапова Ольга Владимировна, 

лектор - экскурсовод Музея Песни ХХ века. 

Доклад на краеведческой конференции 2013 года в Вязниковском историко-художественном музее.

Фото Алексей Иванов


Дополнительная информация о доме, где установлена мемориальная доска.

Этот поражающий воображение своей роскошью доходный дом появился на Новой Басманной улице в 1913 году. Для его обслуживания были выстроены отдельные строения. Дом был столь богат, что в советское время даже появилась легенда, что некогда тут располагался ни много ни мало, а целый публичный дом. Впрочем, никаких оснований у этой легенды нет.

Доходный дом Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества выстроен в 1913 году перед Первой мировой войной архитектором Адольфом Зелигсоном.

Адольф Ноевич родился в Варшаве в 1867 году, работал в Лодзи и Париже, с 1907 года жил и проектировал в Москве, где почти сразу стал одним из ведущих архитекторов московского модерна и был даже включен изданием «Россия в ее прошлом и настоящем» в список крупнейших архитекторов России.

В 1913 году архитектор Зелигсон работал над четырьмя зданиями (все сохранились), в том числе и над доходным домом на Новой Басманной улице. Он замышлялся владельцами и архитектором как огромный жилой массив и, если бы не война и революция, простирался бы по всему Басманному тупику вплоть до Старой Басманной. Однако и в реализованном объеме дом стал одним из самых больших в Москве. Зелигсон создал величественную псевдоготическую стилизацию, удачно вписав традиционные декоративные мотивы в мощный объем здания. Возможно, что стилизация навеяна книгами Джека Лондона, бывшими в большой моде в начале XX века. Удивительно, что несмотря на обилие деталей, выписанных с большим тщанием, дом воспринимается как единое цельное произведение. Доходный дом Басманного товарищества являлся самым богатым домом на Новой Басманной улице, и предназначался для очень состоятельных жильцов. В подъездах висели дорогие люстры, квартиры имели индивидуальную планировку и весьма богатую отделку, был предусмотрен даже гараж в одном из дворовых строений.

Обращает на себя внимание пристройка к дому, даже сейчас выкрашенная в отличный от всего дома цвет. Это остаток старой усадьбы XVIII века, которая стояла тут до того, как участок был выкуплен Московским Басманным Товариществом у наследников Сергея Дмитриевича Ширяева под застройку. Господский особняк сохранили, и Зелигсон вписал его в объем нового строения.

Для обслуживания доходного дома во дворе в 1914 году А.Н. Зелигсоном и Н.Г. Фалеевым были выстроены отдельные строения, которые представляют интерес и сегодня. Прежде всего, это дом для конторы Доходного дома, напоминающий маленький английский замок. Здесь располагались служебные квартиры управляющих хозяйством. В другом строении располагались квартиры для обслуживающего персонала пониже рангом.

С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка. Его первый опубликованный рассказ вышел как раз в 1924 году и был посвящен Гражданской войне в России. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

 

У дома есть и «литературная» история. Именно здесь («доме общества „Великан"») происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти».

В 1980-е годы квартиры были расселены. По воспоминаниям старожилов, когда осталось лишь несколько квартир с жильцами, в основном весьма преклонного возраста, мусор стали выкидывать прямо в окно и большой двор некогда престижнейшего и богатейшего дома был завален отходами  практически по колено. Вслед за этим проведена реконструкция дома, и до 2009 года здесь располагался Арбитражный суд города Москвы. В настоящее время в здании размещается Департамент информационных технологий г. Москвы.

Источник сайт:

http://um.mos.ru/houses/3713/

 

О скульпторе Ю.Г. Орехове:

Юрий Григорьевич Орехов – НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ, ОСНОВАТЕЛЬ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ СКУЛЬПТОРАМ РОССИИ "СКУЛЬПТОР”

Юрий Орехов родился 19 апреля 1927 года в Туле. Семья его жила скромной и довольно непростой жизнью. Дядя Юрия был членом правительства. В 1937-м году он был признан "врагом народа” и расстрелян. Семью Ореховых выселили из квартиры, отца выгнали из партии. Но в детстве будущего скульптора были и светлые моменты. Именно в то время у него появляется интерес к творчеству, во многом благодаря учителю рисования и черчения нашей школы Скороходову Геннадию Константиновичу, выпускнику Строгановского училища, профессиональному художнику. Маленький Юра любил его уроки, и по приглашению учителя начал посещать кружок рисования. В то время было принято посылать детские работы в газеты, послали и работу Юрия, позже ее напечатали в "Пионерской правде”. Уже в детстве мальчик получал, пусть и небольшие, но призы.

А потом началась война... Юрию исполнилось 14. Его с сестрой и двоюродными братьями эвакуируют под Оренбург. Через год он возвращается и поступает на завод "Электросчетчик” в Мытищах, где работает всю войну слесарем - лекальщиком, изготавливая минные взрыватели, переговорные устройства для танкистов и летчиков, телефоны. Одновременно Юра учится в вечерней школе. В то время ему и в голову не приходило, что когда-нибудь он будет работать с глиной и гипсом, вкладывая всего себя в создание очередного шедевра.

Закончилась война. Летом 45-ого Юрий видит объявление о наборе в Строгановское училище. Он записывается на собеседование, судорожно что-то рисует и идет в приемную комиссию. Он практически не верит, что поступит, особенно когда видит работы других ребят (многие были хорошо подготовлены), однако большое желание учиться не осталось незамеченным. Приемная комиссия допускает молодого человека к экзаменам. Конкурс был колоссальный - 10 человек на место! Первый экзамен был рисунок. Юра рисует какой-то простой натюрморт с тряпочкой. Выбирая куда сдавать - на живописное или скульптурное, решает, что у него нет ни навыков ни практики живописи, и идет на скульптуру, которую "руками надо делать, а руками меня на заводе кое-чему научили”. Он сдает все экзамены и вот решающий день - вывешивают списки поступивших. Пробежав глазами по столбикам с фамилиями, себя он не находит. Конечно, приятного мало, но Юра особенно не расстраивается, потому что понимает - не готов. Он уже собирается идти домой, но тут взгляд случайно падает на соседний список группы художественной обработки металла. С удивлением обнаруживает свою фамилию. Его взяли как металлиста - лекальщика. Юрию ужасно не хотелось идти на металл! За войну на нем наработался.

 

И вот наступило первое сентября. Юра, как и все, приходит на занятия, но идет... в группу скульпторов. Перед занятием устраивают перекличку. Молодой человек говорит, что его не внесли в список. "Ошибку” тут же исправили. Таким образом, он "вписал” себя во все списки, где обучались скульпторы, определив тем самым свое призвание.

 

Группа была огромная, однако она очень быстро редела. Многие не справлялись, а у Юрия было такое рвение, что остановиться он уже не мог. Работа на заводе дисциплинировала и приучила к непосильному труду, поэтому учеба для Юры была приятным занятием. Он не вылезал из Строгановки, занимаясь специальными предметами до поздней ночи, пока не выгоняли. Постепенно их группа сложилась в очень сильную, и впоследствии многие из них стали хорошими художниками. Им преподавали мастера. Своим основным учителем и воспитателем Орехов считает Саула Рабиновича. Рабинович в каждом видел индивидуальные способности, направлял и развивал их. Часто поддерживал своих учеников. Неудивительно, что позже они стали друзьями. Рабинович оказал огромное влияние на Юрия.

 

В результате у Орехова образовался внушительный список работ, причем как в России, так и за рубежом. Многочисленные памятники героям, воинам, писателям, городам. Мемориальные доски актерам и первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Скульптурные портреты и надгробия. Наверное, нет такого направления в скульптуре, где Орехов не попробовал бы себя.

 

Он любил работать в камне. Он считал, что это тот материал, который должен выйти из рук самого скульптора, минуя посредника. Работы, лично вырубленные в камне от начала до самого конца, он признает своими лучшими творениями. В художнике Юрий Орехов ценил профессионализм, умение выполнить то, что людям на данный момент необходимо. Конечно, когда личное желание совпадало с заказанным было приятно вдвойне. Такого сочетания он достигал, когда делал памятники Пушкину, Бутлерову, Лескову. В честь последнего, в Орле, вместе со своим сыном, Орехов создал целый памятник-ансамбль. Были изготовлены скульптуры лесковских героев, которые разместили на колоннах вокруг памятника писателю. За эту работу отца и сына Ореховых наградили Государственной премией.

 

Следующую премию, Ленинскую, скульптор получил за работу в Кремле. Для Мраморного зала им были созданы 10 тематических композиций.

 

Можно только догадываться насколько высоко были оценены его работы - премии Орехов получал, не будучи членом партии, что по тем временам было просто невероятно.

 

Надгробие Андрею Миронову, памятник-надгробие защитникам Белого дома, приз Национальной Российской музыкальной премии "Овация”. Это лишь очень малая часть результата его неуемной энергии и неистощимой творческой фантазии.

 

В 1994 году начинается грандиозное возрождение Храма Христа Спасителя. Юрий Орехов принимает активнейшее участие в воссоздании скульптурного убранства Храма. Объем работ поражает - создается сорок восемь композиций, из них восемь многофигурные! Орехов собирает более пятидесяти талантливейших скульпторов из Москвы и Санкт-Петербурга и создает при Академии художеств Фонд "Скульптор”. Возникало немало трудностей, но несмотря ни на что работа шла уверенно и если в XIX веке, при строительстве Храма, скульптурные работы продолжались 17 лет, то при воссоздании, мастера управились за 1,5 года! Дополнительную сложность придавал тот факт, что приходилось до мельчайших деталей повторять замысел авторов. Повторять других всегда трудно для любого творческого человека. Но профессионализм взял свое и работы наших скульпторов получили высокую оценку Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя.

 

Юрий Орехов был удивительным человеком. Добродушный, с чувством юмора, с ним не было скучно. Любил классику - хорошую музыку и настоящую литературу, особенно ему нравился Пушкин. Как только появлялась возможность, Орехов с радостью возвращался к образу поэта в своих работах. Он был принципиален в определениях, влюбленным в друзей, благожелателен к коллегам. "Самая большая ценность - это люди”, - любил повторять он. Потрясала его работоспособность, Юрий Григорьевич практически не отдыхал. "От чего отдыхать?”, - спрашивал он и все время проводил в мастерской.

 

В последний год своей жизни Орехов получает Президентскую премию из рук В.В.Путина.

Летом 2001 года Юрия Григорьевича Орехова не стало... На 74-м году жизни он покинул этот мир. Люди не вечны. Вечны камень, бронза, гранит. В своих творениях, он сохранил память о многих выдающихся людях. Его творения сохранят память о выдающемся создателе...

 

Дело отца продолжает сын - Григорий Орехов, на него возложено руководство Фондом "Скульптор”, за которым и сегодня сохранилась миссия – содействовать скульпторам России.

 

Орехов любил Пушкина. Его Пушкин украшает Вену, Рим, Минск, Баку.

Источник: 

http://uch.znate.ru/docs/4264/index-4758.html

 

Фото Алексей Иванов.

Категория: Смежная информация | Просмотров: 1800 | Добавил: Рэмович