Главная » 2013 » Октябрь » 13 » 1926 год. День в Вязниках. Очерк.
16:50
1926 год. День в Вязниках. Очерк.

Очерк 1926 года иллюстрирован на сайте "БЫЛОЕ".

Утром на вязниковской станции останавливается почтовый. 


На платформе извозчики.

  - Трешницу, гражданин, товарищ, коль один поедешь, а с двоих пятерку.

Срядились.

Сперва по глинистому проселку, затем по разбитому шоссе. Скучно тащит кляч задрипанную извощичью повозку.

Навстречу обозы. Везут товар с льняных фабрик.

  - Справны у треста кони, - с завистью замечает извозчик, - а не то застрял бы товар- от на шаше. (?) Дорога вишь какая!

За деревней Свистюхино нас обогнал экипаж. На поскрипывающих подушках кожаного сиденья покачивались две женщины. Простые белые косынки, черные жакетки - типичный наряд вязниковских ткачих.

Извозчик проворчал им вслед.

  - Рысак-от остался от хозяина, Сергея Иваныча*, вот таперь на ем и возят пролетарию… С курортов знать едут.

* * *

    Город в яме. Давят небо гарные верхушки фабричных труб. Прямо с горы – главная улица. По ней извозчики не возят.

  - За повозки боимся - говорят они. Объезжают кругом по Введенской. 

                                                                                           * * *

    Озорным залихватским напевом крикнул свисток с «Парижской Коммуны», баском протрубел «Свободный Пролетарий», протяжно откликнулась сирена из Ярцева. Прошли текстильщики на работу. Пусто стало на сонных улицах. Жизнь видна здесь в промежутки между сменами на фабриках, да в базарные дни, когда окрестные деревни хлынут в город.

   Оживление только у каменного домика в два этажа. Это - вязниковский дворец труда. Об этом свидетельствует вывеска почему-то несколько лет стоящая в углу лестницы. В домике районное отделение союза текстилей. Перед каменным крылечком вереница бричек, повозок. Это приехали предфабкомы, секретари культкомиссий, охрана труда с дальних фабрик: из Лосева, Лукнова, с «Розы», из Ярцева.

Второй дом справа - с 1919 года управление Ростекстиль.

    В пятом часу и здесь никого не увидишь. Занятия в учреждениях кончились.

* * *

На Благовещенской, на углу, толпа мальчишек. Свистят, улюлюкают. В воздухе мелькают комья лошадиного помета. Ватага сопровождает трех огольцов, несущих огромные плакаты.

Шествие тянется посредине улицы. Огольцы за контромарку на «Галя-Буф» волокут всю эту штуку.

* * *

Выехать обратно на станцию посоветовали на автомобиле.

  - Ходит тут один, кажись из милиции. Семь гривен с человека берет.

В милиции про автомобиль никто ничего не знает. Дежурный отнекивался, - не мое, мол, дело, а потом посоветовал сходить к горсовету.

  - Их это автомобиля, - там она и стоит.

Но и в горсовете пожали плечами.

  - Автомобиль? Нет, не знаем. Чья-же это «автомобиля», - так и осталось загадкой.

После долгих поисков нашлась «добрая душа», посоветовавшая сходить в Попову улицу. Там за вторым фонтаном по левой руке, как портного Коську пройдешь, живет Гудков - шоффер этот самый «автомобили». У него и спроси.

Шоффер Гудков сообщил, что верно, на станцию он возит, но поедет-ли сегодня - неизвестно. Нет бензину. Аванс не дают.

О том, что автомобиля без бензину стоит, извозчики раньше всех узнали и запрашивают за поездку вдвое. Не хошь, не езди. «Автомобиля» не везет. Аванс шофферу не дали.

  - За четыре рубли повезу! - буркает извозчик и повозка потащила меня по Введенской на станцию.

Л. Ровский.

 

Очерк напечатан в губернской газете «Призыв» 10 декабря 1926 года.

Примечания.

*- «от хозяина, Сергея Иваныча…» - видимо Сенькова.

**- «оркестр под известным  управлением Иванова-Рсинова» - С. Русинова

Композитор Сергей Николаевич Павлов-Русинов. Фото Козина.

Оцифровка с оригинала - Константин Целоватов.

Дополнения сайта «БЫЛОЕ»:

Свистюхино – точнее Свистихино.

«Роза» - фабрика им. Розы Люксембург, бывшая Зюзина.

Автомобиль на улице Поповой в архиве найти не удалось, как и «Коську Гудкова». Вот что пишет об автомобилях в Вязниках краевед 20-х годов Семен Иванович Змеев: «Постоянных автомобилей в прежнее время в городе почти не было. Одно время недолго был автомобиль Ивана Евлампиевича Протасьева, потом у Николая Васильевича Демидова, затем в 1922-1925 годах два грузовика у второго льноправления. Грузовики здесь не привились, дорога до станции плохая, всю ее изломали, мосты  тоже, перевозка обходилась не дешевле, чем на лошадях, потому их и продали. В последние (написано в 1929 году  – В.Ц.) 2-3 года комтрест пустил автобус для перевозки пассажиров на станцию жел/дороги и обратно.

Автор пишет, что по главной улице не ездили.  Начиная от нынешней школы №2 по Главной – т.е. Советской и Благовещенской улицам было мощение диким камнем, на тротуарах частично было выложено ровным кирпичом для пешеходов. Извозчики поворачивали в середине горы налево при съезде в город из Толмачева на улицу, которая идет под Введенским монастырем, на ней до сих пор «грунтовое покрытие» (на фото)

В хорошую погоду лучшая дорога без тряски и поломок рессор - грунтовая. 

Кроме того, лошади оступались на округлых камнях, ломали не только подковы, но и ноги на мощеных дорогах, возницы старались ездить по ним только в непогоду. Владимир Цыплев.



Категория: Уникальная информация | Просмотров: 251 | Добавил: Рэмович