Главная » Файлы » Общая история » Советский период

Сергей Никитин: ж/д техникум - МГИМО - Литинститут им. Горького...
06.04.2013, 08:22
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.К. НИКИТИНА

ПЕВЕЦ РОДНОГО КРАЯ

10 октября 1986 года исполняется 60 лет со дня рождения нашего земляка – известного советского писателя Сергея Константиновича Никитина. Он ушел из жизни в 1973 году, но по-прежнему его творчество вызывает живой интерес читателя, его произведения по-прежнему в строю. В нашей области, и не только  ней, идёт подготовка к юбилею. Об основных этапах жизни писателя наш корреспондент попросил рассказать заместителя председателя областного оргкомитета по подготовке к проведению юбилея С.К. Никитина, ответственного секретаря областной писательской организации В.И. Акулинина. Ниже публикуется запись беседы:
— Видимо, нашу беседу следует начать с биографии писателя!
— Пожалуй, так. Но прежде всего я хотел бы сказать о том, что подготовка к юбилею Сергея Константиновича Никитина проходит в весьма знаменательное время. Во время развёрнутой борьбы за претворение в жизнь решений XXVII съезда КПСС, а он, как известно, стал переломным моментом не только в сфере социально-экономического развития страны, международных отношений, борьбы за мир и разоружение, но и в области искусства, литературы. В нынешних условиях необычайно возрастает роль художественного слова. Партия ждёт от советской литературы, и в частности от писателей нашей области обогащения культуры социалистического общества новыми ценностями, правдивого воссоздания идейного и духовного мира советского человека, подъёма активности всех людей в осуществлении планов экономического и культурного развития. И в данном отношении творчество Сергея Константиновича Никитина являет нам образец служения делу партии и народа, и писателям области нужно вдумчиво и активно использовать творческий и гражданский опыт своего талантливого земляка.
Ещё при жизни писателя критики и литературоведы внимательно изучали биографию Никитина, рассказывали о ней читателям. Доброе слово мы должны сказать в адрес критика-литературоведа М. Лапшина, который по крупице заботливо собирал биографические данные. И он справедливо отмечал, что С.К. Никитин является одним из лучших новеллистов нашей современной литературы. Не внешней занимательностью привлекают его рассказы, а глубокой поэтичностью повествования о советских людях, скромных, подлинных героях страны. Показывая высокое через будничное, романтическое – через привычное, грустное – через смешное, он заставляет читателя серьёзно задумываться над самыми простыми, кажущимися незначительными событиями. Внимание, чуткость и любовь к людям, неизменно сопутствующие произведениям Никитина, определяли всегда угадывающийся почерк его человечной прозы.
Для того, чтобы узнать биографию Сергея Никитина, не обязательно было знакомиться с ним лично или искать сведения о нём в литературных справочниках или библиографических словарях. Никто не расскажет о Никитине лучше и красноречивее, чем его собственные книги.
Родился он 10 октября 1926 года в городе Коврове, в семье служащего. Учился в средней школе, затем в местном техникуме железнодорожного транспорта.
В 1944 году приезжает он в Москву и поступает в Институт международных отношений. Слушает лекции знаменитых историков, дипломатов, много читает. Сначала русских классиков, а потом, после овладения английским языком — Джека Лондона, Оскара Уайльда, О. Генри, Драйзера, Киплинга. И хотя учился в институте Сергей Никитин отлично, скоро понял, что дипломатия — не его призвание. Он пробует себя в литературе, начинает писать прозаическое произведение о партизанах Белоруссии, едет туда на лето со своим однокурсником, но вскоре убеждается, что для... «романа ещё не созрел». Он оставляет учёбу в Институте международных отношений и переходит на второй курс Литературного института имени А. М. Горького. Занимался он в семинаре покойного Николая Замошкина, который написал перед смертью о своём способном и любимом ученике тёплую и обстоятельную статью «Мир автономный, мир большой...» Напечатана она была 11 декабря 1959 года в газете «Литература и жизнь» и явилась, пожалуй, одной из первых критических ласточек о творчестве начинающего писателя.
Будучи студентом Литературного института, Сергей Никитин часто бывал на творческих семинарах и других прославленных мастеров прозы — К. Федина, В. Катаева, К. Паустовского. Паустовский быстро заметил одарённость молодого студента и среди имён молодых талантливых рассказчиков назвал имя Сергея Никитина.
«Одаренность Сергея Никитина, - вспоминает Лидия Обухова, - проявилась с первых его шагов в литературе. Ещё… когда он писал вечерами в пустых аудиториях Литературного института свои первые рассказы, с Никитиным у нас, его однокашников, уже прочно связалось представление об определенном литературном явлении».
Первые творческие удачи не вскружили голову начинающему литератору. В одарённость Сергея Никитина поверили все, кроме него самого. Проучившись год в Литературном институте, он переходит на заочное отделение и уезжает в свой родной город. С 1948 года он стал сотрудничать в ковровской районной газете «Рабочий клич» и почти одновременно начал печататься в газете «Призыв».
Работа в газете была для Сергея Никитина школой жизни и литературного мастерства. Она близко познакомила его с различными сторонами деревенской и городской деятельности.
Нередко приходится слышать, что работа в печати якобы определяет своеобразный стиль творчества. Причём сам этот стиль трактуется как нечто второстепенное по сравнению со стилем большой литературы. Несостоятельность подобных утверждений очевидна.
С газеты начинали свой творческий путь такие признанные советские прозаики, поэты и драматурги, как М. Горький, Д. Фурманов, А. Фадеев, А. Гайдар, Б. Горбатов, Ю. Крымов, Б. Полевой, М. Исаковский, А. Твардовский, А. Корнейчук и многие другие.
Летом 1951 года Никитин поступает литературным сотрудником в молодёжную областную газету «Комсомольская искра» и переезжает во Владимир. Сергей Никитин часто и охотно ездит по городам и сёлам области, много пишет.
Он знакомится с.Э. Казакевичем, который в то время жил в нашей области. Автор «Звезды» и «Весны на Одере» принимает живое участие в творческой судьбе Никитина, помогает ему. В 1952 году в областном издательстве выходит сборник «Возвращение», состоящий из семи рассказов, печатавшихся до этого не только во владимирских газетах, но и в столичных журналах «Огонёк» и «Смена».
Этот сборник Сергей Никитин представляет в качестве дипломной работы в Литературный институт и получает высший балл.
В 1955 году автор «Возвращения» и второго сборника рассказов «Большой путь», тоже изданного во Владимире, был принят в Союз писателей. Рекомендовали его Н.И. Замошкин, институтский наставник, и Э.Г. Казакевич — редактор первой книги.
Вскоре после этого, в 1956 году, Никитин вступил в ряды КПСС. В этом же году в его жизни произошло другое важное и радостное событие. На литературном конкурсе, посвященном Всесоюзному фестивалю молодежи, его рассказ «В бессонную ночь» был удостоен золотой медали.
Центральными и местными издательствами страны выпущено более 30 сборников повестей и рассказов С.К. Никитина. Многие произведения писателя переведены и изданы на языках народов СССР и за рубежом.
Много лет С.К. Никитин был ответственным секретарём областной писательской организации.
Таковы вехи жизни Никитина. Но биография писателя, как известно, значительно шире и сложнее его личной биографии. Она вбирает в себя не только то, что он увидел и пережил сам, но и то, что узнал от других, от жизни, что отложилось в его сердце.
Что же увидел и полюбил на земле Сергей Никитин?
Увидел и полюбил он русского человека, простого и незаметного, но с богатым душевным миром.
— Каковы же примечательные черты творческой индивидуальности Сергея Константиновича Никитина!
— Если говорить коротко, то критика видела их в разном. Одни их видят в умении «захватить в охапку рассказа жизнь во всей полноте, со всеми её запахами, красками, цветами», другие — в исследовании «микромира человеческих чувств». Эти определения не спорят друг с другом и в общем правильно говорят о стремлении Сергея Никитина к многокрасочности, полнозвучию, естественной полноте отражения жизни в произведении. Писатель вмещает большое содержание в очень тесное пространство рассказа. Добивается он этого путем строжайшего отбора слов, мотивировок, деталей, персонажей. Здесь проявился чеховский подход к жанру, который выражен классиком в формулах: «краткость — сестра таланта», «искусство писать — это искусство сокращать». И потому-то почти во всех рассказах С. Никитина нет ничего лишнего, сделаны они безыскусственно, просто и лаконично.
Большинство его произведений посвящено родной Владимирщине. Никитин предстаёт перед нами истинным певцом родного края.
Здесь писатель нашел для себя плодотворную почву, обогащающую его творчески. Ту самую почву, которую, по мудрому замечанию Павла Бажова, никогда не сможет заменить письменный стол. И занимают писателя жизненные ситуации не исключительные, а как правило самые-самые рядовые. Он чаще всего обращается к образам тех людей, с которыми повстречался у перевоза ли, в колхозе ли, в избушке ли бакенщика или в каюте парохода. Это рыбаки, сторожа, агрономы, плотники, лесники, бригадиры, пастухи. В обыденном писатель раскрывает поэтическое, в незаметном — значительное. Раскрывает во всей жизненной сложности и внутренней    противоречивости. Жизнь, описываемая рассказчиком, полна радости и страдания, горькой боли и ликующего счастья.
Талант С. Никитина по своей направленности боевой и активный. Писатель или радуется красоте человеческой, открывая её в людях, или обличает пережитки мещанства. В том и другом случае он — оптимист.
Читая произведения Никитина, воспринимаешь и не только рассудком. Точное, свежее слово художника задевает какую-то струну, в душе что-то начинает звенеть и уже вместе с героем негодуешь или смеёшься.
По единству идейно-художественных особенностей произведений Сергея Никитина можно судить, что у него свой стиль. «Стиль — это сам человек», — сказал в своё время Бюффон. Он как натуралист знал, что если птица поёт так, а не иначе, то это обусловлено формою её клюва, диаметром горла, ёмкостью лёгких. И если человек пишет так, а не по-другому, то это есть присущее только ему умение видеть, чувствовать,  слышать мыслить. И так как умение это у Никитина было, то мы и видим в нём художника со своим стилем.
Сергей Константинович ушел из жизни в 1973 году. Но и сегодня его творчество является примером для художников слова в их служении делу партии и народа, в их борьбе за те идеалы, которые провозглашены XXVII съездом КПСС.
— Как будет отмечаться юбилей писателя!
— Для подготовки и проведения 60-летия Сергея Константиновича Никитина создан оргкомитет под руководством заместителя председателя облисполкома О.М. Савватеевой. Намечены мероприятия. Они предусматривают широкую пропаганду творчества писателя: беседы в трудовых коллективах города и села, институтах, школах, профессионально-технических училищах, библиотеках, клубах; литературные чтения, выставки книг писателя, публикации в местных газетах, выступления по радио, воспоминания о нём современников. Во всём этом самое активное участие примут литературные группы при редакциях объединённых и районных газет, другие литературные объединения. Фотостудия областной журналистской организации массовым тиражом     выпустит блок фотопланшетов о жизни и творчестве С.К. Никитина.
10 октября в городе Владимире состоится торжественное заседание, посвящённое 60-летию писателя.
— Что предусмотрено для увековечения его памяти!
— Решено: установить в городе Владимире мемориальную доску на доме, в котором жил и работал писатель, назвать его именем одну из библиотек и улиц областного центра. Словом, владимирская земля готовится по достоинству отметить юбилей своего вдохновенного певца.

Опубликовано в гороховецкой газете «Новая жизнь» 12 июля 1986 года. Оцифровка текста – В.Р. Цыплев. Апрель 2013 год.

Категория: Советский период | Добавил: Рэмович | Теги: Архив Цыплева, В.И. Акулинин, Литинститут им. Горького, Сергей Никитин, МГИМО
Просмотров: 1550 | Загрузок: 0