Главная » Файлы » Общая история » Советский период

Герои-вязниковцы.
02.12.2013, 05:40
ГЕРОИ ВЯЗНИКОВСКОЙ ЗЕМЛИ

      1. Агафонов Алексей Сергеевич – родился в 1911 г., окончил школу, работал в колхозе, в армии с 1933 по 1935 г.г. и с августа 1941 г. На фронт попал в январе 1942  г., был дважды ранен, звание Героя Советского Союза присвоено 15 января 1944 г.

          Гвардии ст.сержант Агафонов 24.09.43 г., действуя в составе РО, имел задачу разведать реку Днепр в районе д. Губичи и д. Редьковка  на территории противника. Под сильным ружейно-пулеметным и минометным огнем,  он один пробрался к р. Днепр, преодолел ее вплавь, разведал пункты переправ, пути подхода к реке и только на вторые сутки вернулся в часть, доставив подробные данные по инженерной разведке р. Днепр.

          26.09.43 г. Агафонов имел задачу на разведку р. Днепр в районе Неданчичи около жд. моста. Левый берег противник обстреливал и освещал ракетами. Прикрываясь сумерками, Агафонов достиг берега Днепра, собрал нужные данные и доставил их в часть.

         29.09.43 г. по приказу командования разведал реку Мурале и естественные преграды по дороге Вялее-Чернево. Агафонов пятикилометровый маршрут проделал ползком, под ураганным огнем противника и доставил данные в часть.

         Командующий Белорусским фронтом генерал армии Рокоссовский и член Военного совета генерал-лейтенант Телегин поставили свои подписи в его наградном листе.

 

      2.  Антошкин Иван Диомидович – родился 25 мая 1900 г., окончил 4-х классное фабричное училище. В армии с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. В 1926 г. окончил Качинскую авиационную школу летчиков. Сражался на Халхин-Голе. Участвовал в финской войне 1939-1940 г.г., был командиром бомбардировочного полка. За умелое руководство полком, личное мужество 20 мая 1940 г. удостоен звания Героя Советского Союза.

          Командир полка Антошкин личным примером воодушевлял летчиков на ратные подвиги. Не один десяток раз он водил своих питомцев в бой. Были дни, когда Антошкин по нескольку раз в сутки поднимался в воздух.

          17 января 1940 г., находясь на выполнении очередного боевого задания, управляемый Антошкиным самолет получил 112 пробоин, и несмотря на это, ведомая Антошкиным эскадрилья выполнила свою задачу.

          Майор Антошкин создал в полку группу, которая во главе с ним первой в 15-ой армии вела боевую разведку по тылам врага в ночное время. Добытые сведения о противнике сыграли важную роль при штурме финского бастиона – линии Маннергейма.

 

       3.  Борисов Михаил Семенович – родился 22 января 1904 г., с 1916 по 1923 г.г. работал на фабриках д. Ярцево и Лосево, в армии с 1923 г. В 1933 г. окончил Высшую пограничную школу, в 1940 г. – Военную академию им. М.В.Фрунзе. 16 лет служил в пограничных войсках на разных должностях. Звание Героя Советского Союза присвоено  17 октября 1943 г.

          Полк, в котором служил Борисов, шесть месяцев сдерживал натиск фашистов в Сталинграде. Затем Курская битва. Но с особой силой талант и военные дарования Борисова раскрылись в боях при форсировании  Десны и  Днепра. Его полк не только переправился через реку, но и расширил и закрепил плацдарм на западном берегу Днепра и обеспечил форсирование реки всеми частями дивизии. А затем бои за освобождение Белоруссии.

                       

                                                                

  4.  Глебов Михаил  Максимович – родился в 1921 г. После школы работал в колхозе. Окончил Вязниковский аэроклуб  и Энгельскую военно-авиационную школу пилотов в 1942 г. На фронте с марта 1943 г. в должности зам.командира эскадрильи  11-ого отдельного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено  18 августа 1945 г.

            В наградном листе Глебова, подписанном командующим войсками  1-ого Прибалтийского фронта генералом армии  И.Х.Баграмяном и членом военного совета генерал-лейтенантом М.В. Рундаковым  10 января 1945 г. есть такие слова : « Как летчик, подготовлен хорошо, отлично владеет техникой пилотирования на самолете « ПЕ-2 ». Летает в сложных метеоусловиях, в облаках и на больших высотах. В результате проявленного летного мастерства  и отличной техники пилотирования т. Глебов шесть раз приводил свой самолет с территории противника на одном работающем моторе, сохранив при этом жизнь экипажа и материальную часть. » Всего на его счету  172 боевых вылета, десятки из которых можно назвать подвигом.     

 

        5.      Голубев Иван Иванович – родился 5 марта 1949 г. в с. Троицкое –

Татарово Вязниковского района, окончил школу, работал в Вязниках в милиции. Во многих делах и расследованиях доводилось ему участвовать и раз от разу он накапливал опыт, без которого в милиции делать нечего. Были и погони, и смертельные схватки, и долгие засады. Но по мере продвижения вверх по служебной лестнице, все глобальнее становились задачи, которые Голубеву приходилось решать.

             Главное кредо генерал – полковника милиции Голубева : без любви к людям в милиции делать нечего, лучше сразу подыскивать себе другую работу. Он ему был верен всю жизнь.

             Впереди были Карачаево-Черкессия, Дагестан, Чечня. Вот несколько строк  из наградного листа, представляющего к званию Героя России : « Генерал-полковник Голубев И.И., проявив незаурядный организаторский талант, в короткий срок оценив ситуацию, организовал оборону населенных пунктов Ботлихского, Цумандинского, Буйнакского и Новолакского районов силами сотрудников милиции и добровольцев из числа гражданского населения. Лично руководил боем, сдерживая превосходящие силы противника. Благодаря его самоотверженным действиям и умелому руководству удалось осуществить серьезное противодействие нападавшим, остановить их и выиграть время до прихода подразделений внутренних войск и Министерства обороны .»

           Голубев прошел славный путь от инспектора ОУР ОВД до заместителя министра внутренних дел Российской Федерации. Звание Героя России ему было присвоено 14 октября 2000 г.

 

 

         6.  Зудилов Иван Сергеевич – родился в 1919 г., окончил школу, Вязниковский аэроклуб, Чкаловскую авиационную военную школу. Участвовал в боях с первого дня войны и до штурма Берлина. Звание Героя Советского Союза присвоено 5 мая 1942 г.

              Счет боевых побед летчик Зудилов начал с первых дней войны. С фашистских самолетов обстреливали жителей г. Вильно, зайдя в хвост одному истребителю, Иван длинной очередью сбил его.

              Шло время, пополнялся счет сбитых самолетов. В отдельные дни он совершал до десяти вылетов. За годы войны лично сбил 24 самолета противника и 6 в групповом бою. Совершил 318 боевых вылетов. За войну им уничтожено около 2 тысяч солдат и офицеров врага, сожжено около 400-х сот автомашин и 100 вагонов с боеприпасами, техникой, выведено из строя около 20 артиллерийских орудий.

 

 

           7.  Киселев Василий Алексеевич – родился в 1915 г., закончил школу, ФЗУ, работал на фабрике в пос. Лукново, учился в аэроклубе. В 1937 г. был призван в ряды Советской Армии, закончил Пермскую военную авиационную школу летчиков, долгое время служил на Дальнем Востоке. В ВОВ принимал участие с января 1944 г. и до ее окончания. Звания Героя Советского Союза удостоен  27 июня 1945 г.

                Летчик Киселев принимал участие в осуществлении Никопольско-Криворожской, Одесской, Львовско-Сандомирской военных операций, штурмовал Кишинев, Дрезден, Берлин, освобождал Прагу.

                Киселев был отличным специалистом по  «охоте»  за  вражескими  железнодорожными  эшелонами. Так, 20 марта 1945 г. шесть « илов », ведомых Киселевым, точно вышли на цель- станцию Шосдорф. А там эшелон из 100 вагонов. Разворот, пике, еще заход. И вот рвутся вагоны с боеприпасами, поднимаются в небо языки пламени, на десятки километров видно это зарево. А через месяц капитан Киселев уже бомбит военный эшелон с живой силой и техникой противника на перегоне Либерозе-Ямлитц.

 

           8. Корчагин Иван Петрович – родился 28 августа 1898 г., в 1914 г. окончил 6 классов Вязниковской мужской гимназии, с 1915 по 1918 г.г. служил в русской армии рядовым, подпоручиком, командиром роты. Принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, в 1916 г. окончил школу прапорщиков. В Красную армию вступил  добровольно в 1918 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Звание Героя Советского Союза получил  17 октября 1943 г.

                Отечественную войну Корчагин встретил бывалым воином, побывавшим во многих боях и много повидавшим. Перед войной полковник Корчагин командовал танковой дивизией. Воевал под Москвой, Курском, освобождал Крым.

                В конце 1941 г. Корчагин возглавил вновь созданное аэросанное управление. Полковник затратил много сил, чтобы подобрать специалистов, изготовить технику, сформировать специальные части. В тех местах, где не было ни троп, ни  дорог, а лежал глубокий снег, аэросанники вывозили раненых, доставляли боеприпасы, продовольствие, поддерживали связь между частями и соединениями. Их помощь была неоценима.

                В сентябре 1943 г. корпус Корчагина форсировал Днепр севернее Киева и на его берегу захватил плацдарм. Его танкисты за короткий период освободили более ста населенных пунктов Правобережной Украины. Вскоре корпус удостоился наименования

« гвардейского », а его командир – звания Героя Советского Союза.

 

           9.  Краснов Николай Федорович – родился  9 декабря 1914 г., окончил школу,тслужил в армии, работал секретарем районного комитета физкультуры и спорта, в 1930 году поступил в Тамбовскую школу летчиков. После ее окончания в 1934 г.  был военным летчиком ГВФ, с 1938 г. летчик-испытатель. Участник ВОВ с июня 1941 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 г.

                Первый фашистский самолет, сраженный меткой очередью Краснова, упал у стен древнего Новгорода  28 июля 1941 г. Вскоре имя его было известно всему фронту, о нем говорили как о бесстрашном летчике, что подтверждаеторден Боевого Красного Знамени, полученный им уже в ноябре 1941 г.

                 Шло время, на счету Краснова были десятки сбитых самолетов. Был день, когда летчик сбил сразу четыре самолета. Вот что, например, писала фронтовая газета  «Защитник  Отечества »  22 июня 1944 г. : « Где бы ни был Краснов, везде его путь отмечен сбитыми им вражескими самолетами. Под Курском, Белгородом, Краматорском валяются обломки немецких машин. Это его работа. В боях за Запорожье  Краснов сбил 11 самолетов.» Такое дано не каждому. Лишь хладнокровный расчет, отличное умение держаться в воздухе, в сочетании с неудержимой волей к победе, могли принести такой результат.                            

 

 

   10.     Кубасов Валерий Николаевич – родился 7 января  1935 г. в г. Вязники, окончил школу № 2, Московский авиационный институт, кандидат технических наук. После института работал в конструкторском бюро, в отряд космонавтов был зачислен в 1966 г. Звание Героя Советского Союза присвоено  22 октября 1969 г. и 22 июля 1975 г.

                Первый его полет состоялся  11 октября 1969 г. на корабле « Союз-6 ». Командиром корабля был Шонин Г.С., а бортинженером Кубасов В.Н. В ходе полета экипаж корабля осуществлял эксперименты по проведению сварочных работ в космосе.

                Второй полет состоялся  15 июля 1975 г. на космическом корабле

«Союз- 19». Командиром корабля был Леонов А.А. Этим полетом положено начало первому в истории космонавтики крупному совместному научному эксперименту по программе « Союз »-«Аполлон», осуществляемому  СССР и США.

                Был и третий полет 26 мая 1980 г. на борту космического корабля  «Союз- 36 ». На этот раз экипаж был международным : его командир дважды Герой Советского Союза Кубасов В.Н. и космонавт – исследователь из Венгрии Б. Фаркаш. Была стыковка с орбитальным комплексом « Салют-6 »-« Союз-35 », были совместные исследования.

                На Родине космонавта, в его родных Вязниках, установлен его бронзовый бюст.

 

           11. Кузнецов Павел Иванович – родился  9 января 1916 г., окончил школу, ФЗУ, рабфак, Высшую партийную школу. Участие в Великой Отечественной войне принял с декабря 1941 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 3 июня 1944 г.

                Первые шаги на войне были сделаны в качестве инструктора политотдела по комсомолу при штабе войск в Крыму, Кубани, Новороссийске. Это был период отступления наших войск, им надо было помочь. С этой целью на самолете  У-2 Кузнецов летал в тыл врага, отыскивал наши части, подсказывал им наиболее безопасное направление прорыва к своим. Это были очень опасные полеты.

                Бесстрашный комсомольский работник быстро рос по службе. И в звании « майор » он получил назначение заместителем по полит.части  9-ой гвардейской механизированной бригады.

                Осень 1943 г. Бригада получила задачу : выйти к Днепру, форсировать его и овладеть городом Черкассы. Немцы отчаянно сопротивлялись, атаки шли одна за одной. Но гвардейцы ломая сопротивление двигались вперед, к Днепру. Начальник политотдела Кузнецов лично принимал участие в действиях первого десантного подразделения, состоящего из разведчиков и группы автоматчиков. На одном из плотов переправился через реку, подразделение закрепилось на правом берегу и отбивало бесчисленные атаки.Только за 2 и 3 октября фашисты предприняли  27 контратак. Десантники уничтожили 10 танков противника,  2 самоходных и 25 полевых орудий, истребили много пехоты.

                  За героизм и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате, расширении и удержании плацдарма на правом берегу, Кузнецов П.И. получил высокое звание Героя.           

    

 

   12.  Кузнецов Федор Иванович - родился 27 июля 1919года, закончил семилетку, затем льняной техникум. В 1939году был призван в армию, направлен на учебу в Славутское военное училище, с августа 1941года учеба в Высшей спец. школе Ген. штаба Красной Армии, на фронт попал в ноябре 1942 года начальником разведки стрелковой дивизии, был ранен, звание Героя Советского оюза получил через долгие 45 лет  4 октября 1990года.

        К 1945году за плечами Кузнецова Ф.И. долгие годы войны, сотни рейдов в тыл врага, безупречное выполнение заданий командования.

       27.03.1945г.  когда часть армии стояла у ворот Данцига, он был очень сильно укреплен. Бои шли ожесточенные. Немцам предлагали сдаться. но они отказались. Штурмовать же такую крепость было немыслимо. Вот тогда решили привлечь разведчиков и майору Кузнецову поручили ответственное задание. Они должны были пробиться  в центр Данцига и корректировать огонь нашей артиллерии. Одновременно, они должны были водрузить польский национальный флаг над ратушей.

      Спустя две с половиной недели перед разведчиками поставили еще более сложное и ответственное задание. Войска фронта готовились к наступлению на Берлин. Нужно было форсировать Ост Одер и заболоченную пойму между Ост и Вест Одер шириной 3,5км. Утром 20 апреля наши войска стремительным броском форсировали Вест Одер и вышли на плацдарм занятый разведчиками.

       Наградной лист на майора Кузнецова Ф.И. с представлением к званию Героя Советского Союза подписали командир дивизии, командир корпуса.

 

       13.   Лукин Афанасий Петрович – родился 22 августа 1919г. После школы и Вязниковского педагогического училища, работал учителем, заведующим учебной частью школы при Вязниковской фабрике «Комсомолец». Одновременно учился в аэроклубе. В 1938г. поступил в Пермскую военную авиационную школу. Принимал участие в боях с августа 1942г. по сентябрь 1944г.С октября 1944г. – слушатель Военно-воздушной академии. Звание Героя Советского Союза Лукину присвоено 26 октября 1944г.

         Воевал на Закавказском, Северо-Кавказском и II-ом Белорусском фронтах. В наградном листе Лукина А.П. записано: « В борьбе с германским фашизмом показал себя мужественным, бесстрашным летчиком - истребителем, подлиным героем Великой Отечественной войны».

         Лукин встретил войну кадровым летчиком, уже через год был награжден орденом Красного Знамени. А первый вражеский самолет он сбил в групповом бою под Моздоком на двадцатый день пребывания на фронте. Изгонял немецких захватчиков с Таманского полуострова и Крыма, храбро сражался в боях за Новороссийск, также были уничтожены вражеские бомбардировщики, летевшие со стороны Керчи.

        В полку Лукин считался одним из лучших истребителей. За годы войны он совершил 325 боевых вылетов, лично сбил 29 самолетов и 4 в группе. Ему подражали, с него брали пример.

 

        14. Малов Иван Степанович – родился 27 января 1920г., окончил неполную среднюю школу, а в 1936г. школу ФЗУ в г.Горьком, работал шофером, мастером, слесарем на местной ткацкой фабрике и помощником механика на пароходе. На военную службу призван в октябре 1940г. В действующей армии с февраля 1942г. Воевал на Северо – Западном, I-ом Прибалтийском, III-ем Белорусском фронтах. Принимал участие в овладении городами Тильзит, Кавкамен, Истенбург, Нортенбург, Прейсеш-Айлау, Кенигсберг. В июле 1944г. окончил Сталинградское танковое училище. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.

          В середине января 1945года началось широкомасштабное наступление советских войск в Восточной Пруссии. 89-ая танковая бригада, в которой воевал командиром танка «Т-34» в составе I-го танкового корпуса младший лейтенант Иван Малов. Заняв несколько населенных пунктов, танкисты подошли к реке Прегель. А от нее недалеко и до Кенигсберга. Чтобы задержать наступающих, немцы решили взорвать мост. Заметив это, Малов повел свою машину к мосту. Оказавшись на противоположном берегу, Малов занял удобное место для обороны. Завязался неравный бой, но победа была за ними.

 

 

         15. Морозов Василий Михайлович – родился 25 ноября 1918г., в 1933г. окончил неполную среднюю школу, в 1936г. Вязниковское педагогическое училище. Три года работал преподавателем истории, одновременно учился заочно в Московском государственном университете. В 1939г. поступил в Подольское артиллерийское училище, которое окончил в 1941г. В действующей армии с первого дня войны. Воевал на Северо-Западном, Калининском. Воронежском, Степном, II-ом Украинском фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1943г.

         В сентябре 1943г. передовые части Степного фронта вплотную подошли к Днепру. Здесь Днепр, как везде. могучий и широкий. Не так-то просто его форсировать, а еще сложнее переправить на противоположный берег орудия, снаряды. Одним из первых в Степном фронте форсировали Днепр войска 7-й гварейской армии, в состав которой входил и полк Морозова. В ночь на 26 сентября стали переправляться на правый берег на участке Мишурин Рог-Домоткань. К утру за Днепром уже находились некоторые полки, развернувшие бои за удержание и расширение захваченных плацдармов. И вот насупило время форсирование Днепра и артиллеристами. Накануне майор Морозов  побывал в каждой батарее.

        Майор морозов всегда находился в боевых порядках, он умело руководил своими подчиненными. В самых сложных условиях  отважный командир находил возможность  дойти до каждого расчета и поднять дух своих солдат, вселить уверенность в победу.

       

        16. Мочалов Михаил Ильич – родился 13 января 1921г. После окончания в 1939г. средней школы его направили на учительские курсы. Окончив их, год работал учителем начальной школы. В 1939г. окончил Вязниковский аэроклуб. В армии - с 1940г. В 1942г. окончил Энгельсскую военно – авиационную школу пилотов. В действующей армии с июня 1943г. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м  Украинских фронтах. С декабря 1944г. – слушатель Полтавской высшей офицерской школы штурманов. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944г.

        10.08.1943г. утро выдалось безоблачное. Взмыв в небо группа штурмовиков взяла курс на населенный пункт и железнодорожный узел Казачья Лопать. Летчикам стало известно, что в том районе по направлению к Харькову движется вражеская моторизованная колонна. В тот полет группой младшего лейтенанта Мочалова было уничтожено 8 танков, 4 бронетранспортера и до десятка бензозаправщиков.

     Много боевых дел совершил Михаил Мочалов при освобождении Левобережной               Украины, форсировании Днепра и захвате плацдармов на правом его берегу. За все время участия в боях Мочалов уничтожил 34 танка, 87 автомашин, 7 самолетов противника на земле и 2 в воздухе, более трехсот гитлеровцев и много другой техники.

 

 

         17.  Мошин Александр Федорович – родился 28 сентября 1917г. Окончил школу ФЗУ и 2 курса Вязниковского текстильного техникума. После чего в 1935г. был призван на военную службу и направлен во 2-ю Луганскую военную школу пилотов, которую окончил в 1938г. С этого времени – летчик-истребитель. Участник боев на р. Халхин – Гол и финской войны 1939-1940гг. В 1940-1941гг. учился в Военно-воздушной  академии. После этого служил летчиком-испытателем. Совершил много дальних перелетов. Воевал на Северо-Западном и Калининском фронтах. Совершил более 100 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 августа 1939г.

          04.08.1939г. в воздушном бою над горой Хамар-Дабан Мошин сбил один самолет противника. В погоне за другим израсходовал весь боеприпас, но ему все равно удалось сбить самолет винтом своего самолета.

         После короткого отдыха старший лейтенант Мошин был направлен на фронт уже против белофиннов. Не смотря на исключительно трудные условия боевых вылетов, он отличился и здесь.

        Началась Великая отечественная Война, Мошин стал летчиком – испытателем. После Мошин попал в состав полка особого назначения. Участник Курской битвы, где 13 июля 1943г. Мошин совершил свой последний вылет.

 

 

         18.  Носов Иван Степанович – родился 1 апреля 1923г. После окончания школы в 1938г., работал в колхозе. На военную службу был призван в ноябре 1942г. В действующей армии с декабря 1942г. Воевал на Воронежском, 1-м украинском фронтах. В декабре 1944г. был тяжело ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 9 февраля 1944г. С 1944-1953гг. служил в органах МВД.

          На Курскую дугу сержант Носов прибыл уже зрелым воином. Здесь он воевал командиром орудия 321-го гвардейского истребительного противотанкового артиллерийского полка. Знаменитая Прохоровка. В этих наступательных боях самое деятельное участие приняло и орудие Носова. В этих боях расчет сержанта Носова подбил 4 вражеских танка и уничтожил несколько десятков гитлеровцев.

       А это было уже на Украинской земле. Сержанту Носову было приказано в ночь с 26 на 27 октября 1943г. вместе с артиллерийским расчетом форсировать Днепр, закрепиться на его правом берегу и удерживать плацдарм до подхода наших основных частей. Тридцать часов вели они непрерывный бой. В этот день расчет орудия сержанта Носова подбил 6 немецких тяжелых машин. За храбрость и отвагу, проявленную в боях на правом берегу Днепра, расчет противотанкового орудия был награжден орденами.

 

 

          19. Прованов Григорий Васильевич – родился в марте 1901г. Трудовую деятельность начал десятилетним мальчиком. С мая 1919г. по июль 1921г. находился в армии. Принимал участие в гражданской войне на Юго-Западном фронте. Затем 12 лет трудился слесарем и на других должностях в г. Коврове. В 1933г. снова был призван на военную службу. Окончил КУКС. На фронтах Великой отечественной войны с 1941г. Воевал на Западном, Калининском, Юго-Западном фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1943г.

Началась Великая Отечественная война. В составе других сибирских дивизий в должности комиссара танковой бригады Прованов прямо с парада на Красной площади вступил в бой с фашистами. За мужество и храбрость в боях по разгрому немцев под Москвой он был награжден орденом Красной Звезды.  

  Затем Харьков, Сталинград. За период от прорыва обороны противника и до завершения окружения врага, т.е. за 15 дней, экипаж Прованова уничтожил 8 немецких танков, 12 орудий, 6 минометов, 25 пулеметных точек, около 700 солдат и офицеров. Он был примером бесстрашия и мужества для гвардейцев.

   5 декабря 1942 г. Прованов повел бригаду на сильно укрепленный пункт противника. В районе Пяти Курганов бригада прорвалась в расположение врагов, беспощадно уничтожая их пулеметно-пушечным огнем, давя гусеницами. Танкисты проложили путь пехоте. Однако, это был последний бой нашего земляка.    

            

           20. Прошенков Николай Иванович – родился  7 января 1918 г., окончил школу, ФЗУ, несколько лет трудился на фабрике, занимался в аэроклубе, в 1939 г. окончил Чкаловское авиационное училище, службу проходил в Забайкалье, на войне с августа 1941 г., звание Героя ему присвоено 27 июня 1945 г.

                  Конец войны. Четыре « Аэрокобры » под командованием Прошенкова сопровождали восемь бомбардировщиков, держащих курс на Берлин. Их атаковали восемь « фоккеров ». Отсекая вражеских истребителей от наших бомбардировщиков, группа Прошенкова вступила в бой. Умело маневрируя и удобно выбирая позиции, наши летчики в том бою сбили три вражеских самолета, один из которых был на счету Прошенкова.

                  « Смелость и геройство, мужество и отвага, и вся боевая жизнь гвардии майора  Прошенкова подтверждают славные его дела на поле боя с врагом», - писал 10 мая 1945 г. о нем командир авиаполка. 400 боевых вылетов и 19 лично сбитых самолетов – итог его боевой жизни.

 

            21. Рыбаков Анатолий Федорович – родился 19 декабря 1923 г., окончил среднюю школу, Пермскую авиационную школу пилотов. на войне с сентября 1943 г., звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 г.

                  107 боевых вылетов, и каждый из них успешный. Где он только не бомбил отступающего, конратакующего, находящегося в окружении врага. Днепр, Висла – это те реки, над которыми не раз появлялся его самолет. Пятихатка, Александрия, Кировоград, Львов, Перемышль, Сандомир – это те города, которые особенно сильно были укреплены врагом. Рыбаков был в числе тех, кто по нескольку раз в день , загрузив свой самолет бомбами и зарядив реактивные установки, вылетал на прикрытие наших войск. Самолет Рыбакова сражался в небе Молдавии, Румынии.        

                             

             22. Сабашников Ананий Васильевич – родился 5 ноября 1917 г., затем школа, льнотехникум, армия, военно-политическое училище. На войне с октября 1941 г. Звание Героя получил в 22 июля 1944 г.                                                      

                   Белоруссия, Витебская операция по окружению и уничтожению немецких войск. В ней принимала участие рота под командованием старшего лейтенанта Сабашникова, которая одной из первых прорвала укрепленный участок врага, ворвалась в траншеи, освободила населенные пункты Шумилино и Сиротино, вышла к берегу реки Западная Двина. Не дав немцам закрепиться на берегу реки, рота форсировала ее и на противоположном берегу заняла плацдарм. Несмотря на ранение Сабашников не покинул роту, а продолжал командовать ею. Немцы бросили против десантников танки, несколько раз атаковали их, но безрезультатно. Плацдарм был удержан, закреплен и расширен.

                  В наградном листе об этом бое сказано : « 26 июня 1944 г. с ротой первым преодолел в районе деревни Манайкир р. Западная Двина, захватил плацдарм и удерживал его два дня, чем способствовал переправе остальных подразделений полка.» И рота и наш земляк два дня жертвовали собой, не во имя славы, а во имя общего успеха.

 

                  23. Седов Леонид Сергеевич – родился  4 апреля 1925 г., окончил школу, работал на железной дороге. В армии с января 1943 г., окончил пехотное училище. Звание Героя присвоено  23 июля 1944 г.

                  В результате успешной Вильнюсской операции 1944 г. войсками 3 Белорусского фронта были созданы условия для выхода к границам Восточной Пруссии. Сопротивление фашистов усилилось- расплата пришла. Каждый населенный пункт превращался в мощный оборонительный рубеж.

                  Так было и с деревней Лилиенталь. Здесь 22 февраля 1945 г.  немцы численностью до 400 человек пехоты при поддержке 15 танков и самоходных орудий несколько раз переходили в контратаки, стараясь с трех сторон подойти к деревне и выбить из нее наши подразделения. Седов со своими бронебойщиками не отходил с занимаемого рубежа. Ожесточенные бои здесь продолжались несколько дней. 28 февраля началось наступление. Взвод Седова выдвинулся вперед, уничтожил пулеметные точки врага и расчистил путь идущим вслед. Сам Седов, укрывшись возле дерева  вел огонь по вражеской батарее. Вдруг бойцы заметили, что он прекратил стрелять, подползли к нему, он был мертв.

 

                   24. Хвостунов Андрей Григорьевич – родился 27 октября 1919 г., окончил школу, работал на фабрике, занимался в аэроклубе, Пермскую военную школу летчиков закончил в 1938 г. На войне с июля 1941 г. Звание Героя присвоено 5 мая 1942 г.

                   Осень 1941 г. Враг рвется к Москве. Ни днем, ни ночью не вылезал летчик из кабины бомбардировщика, умело прорывался сквозь зоны заградительного огня противника и бомбил, бомбил… От его ударов горели танки, автомашины, склады, цистерны с бензином. Выдавались такие дни, когда Хвостунов поднимался в воздух до десятка раз.

                    Вот некоторые данные. 18 октября 1941 г. в районе Борисово-Можайск уничтожил одно орудие и шесть автомашин. На следующий день в районе Пушкино истребил до 60-ти гитлеровцев,4 автомашины и цистерну с горючим. В районе Покровское сжег реактивными снарядами 3 танка и 2 автомашины. 12 ноября в районе Орешки уничтожил склад с горючим. 26 ноября в районе Лаврово – Голяди поразил около 20 автомашин с пехотой, 5 декабря в районе Рогачево подавил батарею противника.

                        За годы войны Хвостунов налетал 800 часов, совершил 240 боевых вылетов. Прошло одиннадцать месяцев войны, и на его груди появилась Звезда Героя.

 

                  25. Хорохонов Николай Дмитриевич – родился в 1923 г., окончил школу, ФЗУ, , работал на фабрике. В действующей армии с июля 1943 г. Звание Героя получил 27 июня 1945 г.

                     С лета 1943 г. летал наш земляк на краснокрылом ИЛ – 2. Не раз смотрел смерти в глаза. 145  штурмовых ударов он нанес противнику. Его экипаж уничтожил  34 танка, 116 автомашин, 9 артбатарей и большое количество живой силы врага.

                     14 октября эскадрилья штурмовиков получила задание вывести из строя  ж/д  узел Ожеше, через который шла активная переброска фашистских войск. Восемь самолетов штурмовали станцию, эшелоны, разрушали стрелки, а четверке Хорохонова было поручено подавлять зенитную артиллерию, прикрывающую стратегический узел. Летчики выполнили задание и самолеты уже ложились на обратный курс, когда из леса открыла огонь зенитная батарея. Самолет Хорохонова был подбит.

 

                     26. Шорников Александр Сергеевич – родился в 1912 г., учился, работал на фабрике, в 1931 г. поступил в Тамбовскую школу летчиков. На войне с 22 июня 1941 г. и по 9 мая 1945 г. Звание Героя получил 20 июня 1944 г.

                      К началу войны он уже был опытным пилотом, поэтому сразу был зачислен в Московскую авиационную группу особого назначения и сел за штурвал боевого транспортного самолета. Ему приходилось выполнять самые разнообразные задания. Много раз пробивался в осажденный Ленинград, ходил к героическим защитникам Одессы и Севастополя. Доставлял им боеприпасы и продовольствие, вывозил раненых и государственные ценности. Обеспечивал связь центра с партизанскими отрядами, соединениями. Не раз он приземлялся в Англии, Иране, Египте, Италии, Северной Африке. Так летом 1944 г. он на своем самолете вывез из окружения представителей военных миссий СССР, Великобритании и США, а так же главнокомандующего народно-освободительной армии Югославии И. Тито, которые оказались окруженными в горах. Как вспоминал потом сам Шорников « это были самые серьезные и сложные полеты в моей летной жизни .»
Кроме звания Героя Советского Союза имеет звание Народного Героя Югославии. 
       
                          ГЕРОИ   СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО   ТРУДА                            

                          ЩУКИНА  ОЛЬГА  КОНСТАНТИНОВНА

         Родилась 24 июня 1905 г. в г. Горьком. Свой трудовой путь начала в одиннадцать лет. В 1920 г. приезжает в Вязники. С 1923 по 1962 г.г. работает ткачихой на фабрике « Свободный пролетарий ». Равняясь на первую стахановку Королеву Т.Н., переходит на обслуживание 4-х, а затем и 6-ти ткацких станков. Потом была война, Щукина О.К. отдавала все свое время выполнению заказов фронта. Долгие годы трудилась она на фабрике, всегда шла впереди соревнующихся. Заслуженной наградой ей стала врученная 8 марта 1960 г.  Звезда Героя Социалистического Труда ( первой в Вязниках ). Звание Почетного гражданина города Вязники присвоено О.К.Щукиной в 1970 г. Умерла 07.04.1990 г.

                              ГАВРИЛОВА  РИММА  АЛЕКСАНДРОВНА

         Родилась 31 июля 1934 г. в г. Вязники. Свою трудовую деятельность начала в 16 лет в 1950 г. ткачихой вязниковского льнокомбината, где  отработала  39 лет. За годы работы на предприятии она в совершенстве овладела своей профессией, творчески относилась к выполнению производственных заданий, перейдя на повышенную норму обслуживания оборудования, на протяжении многих лет добивалась высоких показателей. Работала на повышенном уплотнении обслуживая  16 ткацких станков, за пятилетку давала по два пятилетних плана, была инициатором многих начинаний, ее опыт изучался и внедрялся в производство. Имеет много званий и наград: «Лучшая ткачиха СССР» ( 1972 г. ), Герой Социалистического Труда ( 1974 г. ), лауреат Государственной премии СССР  (1977г.), член Президиума Верховного Совета СССР ( 1979 г.), была депутатом городского, областного и Верховного Совета СССР,  делегатом  нескольких съездов, награждена  орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, медалями, является Почетным гражданином города Вязники (1975 г.). Умерла 31 октября 2008 г.

                              КОТКОВА  ФАИНА  ВАСИЛЬЕВНА

            Родилась 6 апреля 1933 г. в г. Вязники. Пришла работать на фабрику ткачихой после окончания школы ФЗУ в 1950 г., свое дело освоила в совершенстве.

Как и Р.А.Гаврилова, перейдя на повышенную норму обслуживания оборудования, на протяжении многих лет добивалась высоких показателей. Работала на повышенном уплотнении обслуживая  16 ткацких станков, за пятилетку давала по два пятилетних плана,  свой опыт передавала молодежи. Имеет много званий и наград : « Лауреат премии имени стахановцев первых пятилеток ткачих Марии и Евдокии Виноградовых  » ( 1975 г. ), Герой Социалистического Труда ( 1980 г. ), была делегатом нескольких съездов, награждена орденом Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, медалями, является Почетным гражданином города Вязники (1983 г)
                          ГЕРОИ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО  ТРУДА

          ПЛАТОНОВ Григорий Федорович  родился 8(20). 1.1897, д. Ромашки Бежецкого уезда Тверской  губернии — умер 26.4.1977, пос. Центральный Вязник. р-на — агроном, директор совхоза «Пролетарий» Вязниковского р-на

( с 1941 по 1968), Герой Социалистичес­кого Труда (1966). Окончил сельскохозяйственное училище в г. Бежецке Тверской губернии (1916), получив специальность агронома. Работал в Тверской губернии, Башкирии и Саратовской области. С 1934 — ст. агроном совхо­за «Пролетарий» Вязниковского р-на, с 1941 — директор. За годы ди­ректорства Платонова совхоз стал одним из самых прибыльных и бо­гатых хозяйств Владимирской области; опыт совхоза изучался и пропаган­дировался. Платонов награжден орденом Трудового Красного Знаме­ни, медалями.

     КОСОРУКОВА  Ираида Михайловна родилась 14.08.1931 г. в д. Каменево Вязниковского района в крестьянской семье, работать пошла с 13 лет на ферму – доярка госплемзавода « Пролетарий » отделение « Глинищи » с 1959 г., Герой Социалистического Труда (08.04.1971 ).  

Награждена орденом Ленина, орденом « Знак Почета », медалями.  
Категория: Советский период | Добавил: Рэмович
Просмотров: 657 | Загрузок: 0