Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

"Гудок": ЗВЁЗДЫ НЕ МЕРКНУТ
[ · Скачать удаленно () ] 07.02.2013, 18:00

Звёзды не меркнут

07.02.2013      Юбилей
Добрые воспоминания о железнодорожнике и сегодня живы во многих уголках страны

Завтра Ефиму Матвеевичу Березовскому исполнилось бы 100 лет. До этого юбилея он не дожил всего полтора года. Но память о нём, Герое Советского Союза, почётном железнодорожнике, прекрасном человеке, хранят его коллеги. И по праву считают, что таких людей нельзя забывать, на них надо равняться.


Ефима Матвеевича коллеги и сегодня вспоминают с уважением и благодарностью
Судьбу Ефима Матвеевича не назовёшь лёгкой. Родился в семье бедного одесского батрака. Из раннего детства запомнилось только чувство голода да то, что в доме не было мебели. А шестилетним мальчиком он и вовсе остался сиротой. Так началась самостоятельная жизнь – детские дома, побеги «в беспризорники», тяжёлая работа в канатной мастерской, потом на стекольном заводе. В двадцать лет призвали в армию. Там-то и определилась его профессиональная судьба.

В артиллерийское училище, где молодой армеец проходил обучение, приходили железнодорожники, приглашали идти учиться на электромеханика. И Березовский согласился. Рассудил: дело нужное, везде можно будет устроиться на работу, в любом месте на железнодорожном транспорте он пригодится. По возвращении стал работать на станции Ясиноватая в Донбассе. Тогда ощутил, что нашёл своё дело. Никогда не мог он делать то, к чему душа не лежала. А то, что по душе, не мог делать вполсилы. Решил: надо учиться дальше, чтобы быть стоящим специалистом. Поступил в Московский техникум железнодорожного транспорта на заочное отделение.

В июне 1941 года он приехал сдавать выпускные экзамены, но помешала война. Она не только не дала закончить обучение, но и разлучила с железной дорогой на пять лет. Уйти воевать было личным решением Березовского. Дорога давала «бронь», но не мог он сидеть в тылу, когда бойцы нужны были на фронте. Однако и к тыловикам Ефим всегда относился с уважением. Говорил: у каждого своё дело. Он понимал, что без надёжного тыла не может быть успехов на фронте.

Ефим Березовский прошёл всю войну, участвовал в самых крупных сражениях – под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Пришлось форсировать и Днепр. Бойцы его батареи первыми переправились через эту реку ночью 23 сентября через Днепр. На всю жизнь запомнилась ему картина их переправы, словно смотрел на неё со стороны. Вот видит он, как грузят четыре пушки на самодельные плоты, как отяжелевшие брёвна оседают под их тяжестью и медленно отправляются в путь. А вода вокруг словно кипит от попадающих в неё пуль, осколков снарядов. Но надо, надо двигаться вперёд. И бойцы плывут. Вот один плот с орудием идёт ко дну, слышны крики среди переправляющейся рядом пехоты. Река сразу забирает павших солдат, и раненым тёмная холодная вода почти не даёт шанса. Но вот и берег, а там... немцы. Каждую пядь земли отвоёвывали в рукопашную – вот продвинулись на метр, потом ещё один, ещё... И наконец, установив орудия, ввязались в бой, чтобы отвлечь фашистов от реки и дать возможность переправиться нашим войскам. Вместе с бойцами он отразил одиннадцать контратак!

Сам маршал Жуков после приезжал на батарею Березовского, чтобы пожать ему руку. Сказал: «Молодец, считай, что ты уже Герой!»

Пять ранений, несколько контузий и семь наград, среди которых ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, да тяжёлые воспоминания – вот и всё, что осталось у него после войны. Снова наступила мирная жизнь. Однако армия не хотела его отпускать. Сказали: «Героев не имеем права демобилизовать, ты нужен армии!» – и послали в высшую артиллерийскую школу. А Ефим хотел заниматься своим делом. «Ты только возвращайся!» – сказал начальник станции, отпуская его добровольцем на фронт. И он обещал вернуться.

Своего Березовский добился: подал рапорт, и его демобилизовали в 1946 году. Потом восстанавливал родную станцию Ясиноватую и учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Там он познакомился с Клавдией – своей будущей женой. С тех пор не расставались, ни друг с другом, ни с дорогой. Здесь вырастили троих детей, два сына пошли по стопам отца, выучились на эсцэбистов.

Много лет проработал Ефим Матвеевич начальником дистанции сигнализации и связи. Руководил двумя коллективами – в Белгороде и на станции Лозовая. Ни разу за эти годы он не допустил брака в своей работе! Его дистанции были передовыми, лучшими на сети дорог. За столь доблестный труд получил орден Трудового Красного Знамени и знак «Почётному железнодорожнику».

А потом его перевели в центральный аппарат Министерства путей сообщения. Вскоре он стал первым заместителем руководителя Всесоюзного треста электромеханических заводов МПС.
«Мы познакомились, когда его только назначили, – рассказывает Владимир Мандрыкин, советник генерального директора ЗАО «Желдоравтоматизация». – Он был знающим и очень уверенным в своих знаниях специалистом. Тогда перед нами была поставлена жёсткая задача – в короткие сроки обеспечить развитие электромеханических заводов по всему Союзу, чтобы они могли производить необходимые железным дорогам средства автоматики и связи».

Безусловно, работала целая команда людей, но без Ефима Матвеевича не было бы тех превосходных результатов, которых они достигли. Он всегда и во всё вникал сам. Каждый день до позднего вечера был на работе. В тресте заводов было 20 – в Петербурге, Москве, Ельце, Харькове, Киеве, Волгограде, Самаре, Иркутске, Саратове... Он часто ездил по предприятиям. Знал не только руководителей, но и специалистов. Его отличала приверженность к справедливости, к правде, и поэтому перед ним никто не пытался хитрить. Как вспоминали те, кто его знал, с ним было легко работать, рядом с таким человеком хотелось и самому быть лучше.

Для себя он ничего не просил. В Москве его поселили на первое время в старом доме, в квартиру без горячей воды. Там он и прожил всю жизнь, никогда никому не напомнив о своих жилищных условиях. Хотя мог бы потребовать: Герою бы дали. Но для личных благ награды свои не использовал. Говорил: «У нас всё есть».
«Ефим Матвеевич был очень скромным человеком, – вспоминает советник генерального директора ОАО «Элтеза» Виктор Минаков. – Если и надевал свои награды, то только на важные встречи. Мы с ним однажды ехали в министерство договариваться по поводу получения дефицитного оборудования. Оно было нужно Харьковскому заводу, чтобы тот смог выполнить спецзаказ на товары народного потребления. И вот мы оделись, Ефим Матвеевич был, как обычно, без своей Золотой Звезды, а приехали, смотрю: она уже сияет на лацкане его пиджака. Видимо, по дороге надел. «Надо», – вздохнул. И надо было видеть, с каким уважением принимали его в министерстве. Мы все вопросы тогда решили, оборудование заводу поставили, и тот справился с заданием».

За время работы Ефима Березовского были реконструированы все двадцать заводов. Они стали выпускать современную продукцию, которая соответствовала возросшему техническому уровню железных дорог. Благодаря этому стало возможным увеличить пропускную способность магистралей, повысить уровень безопасности движения поездов. Активно занимался Ефим Матвеевич и социальной сферой, так, добился и организовал строительство дома отдыха для сотрудников треста под Сухуми.
– И после ухода на пенсию Ефим Матвеевич не оставался в стороне, активно занимался ветеранской работой, – говорит Николай Гром, председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта. – На встречах с молодёжью обязательно говорил о любви к Родине, рассказывал о войне, и спрашивал ребят, как сегодня они понимают слово патриотизм, как относятся к своей стране.

На пенсию Ефим Матвеевич ушёл уже после 80 лет. На юбилей к нему приехали коллеги с Южной дороги, прибыли делегации с заводов. У каждого из гостей была своя история знакомства и работы с юбиляром, но объединяло их одно: встреча с человеком прекрасной души и работа в команде с высочайшим профессионалом своего дела. Именно таким и запомнили Березовского.

С того дня прошло уже двадцать лет, но до сих пор немало людей нет-нет да и вспомнят Ефима Матвеевича с благодарностью. Был, мол, такой человек, который многое сделал для отрасли и для страны. В бывшем тресте электромеханических заводов, на базе которых было образовано ОАО «Элтеза», своим героем гордятся. Он навечно частица их истории.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»

Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, москва, Н.В. Цыплева, Газета Гудок, Архив
Просмотров: 501 | Загрузок: 301