Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Хлеб всему голова
[ · Скачать удаленно () ] 31.07.2013, 05:43

Хлеб всему голова

Геннадий Черных был профессионалом высокого класса

В канун нашего общего праздника – Дня железнодорожника – мы вспоминаем людей, посвятивших жизнь стальным магистралям. Отрасль развивалась благодаря их самоотверженному служению делу, рос и её престиж. Один из тех, кого многие и сегодня вспоминают с уважением и благодарностью, – Геннадий Петрович Черных. Он почётный железнодорожник, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
В Главном управлении рабочего снабжения МПС СССР он проработал 33 года, и 24 из них его возглавлял. Был членом коллегии МПС. На пенсию вышел только в 73 года, но и тогда не смог сидеть без дела. Стал членом Центрального совета ветеранов, где вскоре его выбрали председателем ревизионной комиссии, и 17 лет – до последних дней жизни – он контролировал делопроизводство этой организации.

В Главное управление рабочего снабжения Геннадия Черных назначили первым заместителем начальника в непростое время. После войны страна и без того сыто не жила, а тут ещё неурожай, пустые полки магазинов и рост цен из-за дефицита продуктов. В 1962 году не стало хватать и хлеба, и правительство впервые было вынуждено закупать зерно за границей. Рабочие на многих предприятиях грозили прекратить работу, а в Новочеркасске забастовали. Вышли на площади и перекрыли железнодорожные пути. Нельзя было допустить, чтобы забастовки начались и на железнодорожных предприятиях.

Стабильность на всей сети дорог в это время во многом зависела от отраслевых снабженцев. На их плечах лежала обязанность обеспечить предприятия продовольствием и товарами народного потребления. Но в условиях острейшего дефицита нужно было не только распределять выделенное из государственных фондов, но и самим искать возможности производить необходимое. Четыре миллиона железнодорожников на 32 дорогах Советского Союза ждали хлеба, продуктов, промтоваров и одежды.

Геннадий Петрович с комиссиями выезжал на линии, чтобы на местах определить, что можно сделать, чтобы обеспечить людей продовольствием. Кто с кем может чем-то поделиться, а что-то и вырастить у себя. Наверное, именно тогда выработался его подход к работе: досконально изучать каждую конкретную ситуацию – все они разные, не бывает одинаковых. И для каждой нужно найти своё решение, исходя из местных условий.
– По инициативе Геннадия Петровича на дорогах стали создаваться подсобные хозяйства, – вспоминает его бывший заместитель Евгений Шиндер. – При этом мы учитывали местные традиции и опыт. Где была земля плодородная – сеяли хлеб, сажали овощи, а если нет – заводили животноводческие хозяйства. На Северной дороге был даже свой оленеводческий совхоз. Потом всё, что вырастили, распределяли. Картошку из Белоруссии и Краснодарского края везли на восток, а оттуда доставляли мясо и молоко. Повсеместно строились железнодорожные хлебозаводы. И они были лучше местных. Помню, как на Львовском отделении дороги власти хотели закрыть нашу пекарню, но все местные жители встали за неё горой, просили оставить. Руководителю края дали попробовать хлеб, который в ней пекли, и он сказал: «Да такой только моя мама печёт!» Вот так и удалось отстоять пекарню.

Подсобные хозяйства так понравились железнодорожникам, что наряду с крупными (до 500 голов) фермами стали заводить совсем мелкие – держали 3–4 свиньи при столовых. Коллективы железнодорожников, можно сказать, перешли на самообеспечение. В 1985–1990 годах количество подсобных хозяйств выросло почти вдвое – с 730 до 1400. Они давали тысячи тонн мяса, масла, овощей и других продуктов питания. Эти подсобные хозяйства выручали тружеников не раз, в частности, в начале 90-х годов, когда в стране наступил новый кризис.

Интересное было время! Казалось бы, железнодорожники должны заниматься своим делом – перевозками. А они ещё и пироги пекли. Среди поваров и пекарей проводили даже соревнования: кто вкуснее людей накормит? Рецептуру блюд обсуждали на кулинарных съездах, там же разрабатывали рациональные схемы использования продуктов и придумывали, как ускорить раздачу в столовых, чтобы очередей не было.

На всех магистралях курсировали специальные вагоны-лавки с хлебом. Останавливались они на каждой станции, и работники получали хлеб. Его выдавали в мешках, это было не слишком удобно, и Геннадий Петрович придумал, как оборудовать вагоны полками и лотками.
– Особое внимание он уделял питанию локомотивных бригад и путейцев, – вспоминает его коллега Людмила Харькова. – Для них разработали специальный чемоданчик, в нём паёк в рейс, посуда и термос, чтобы еда оставалась горячей. Сегодня этим никого не удивишь, но тогда ничего подобного ещё не было. Вообще он работал для людей. Отчёты, бумаги – это не цель, а вспомогательный элемент в работе, так говорил он сам и так ставил дело. Приезжали с дорог снабженцы с отчётами, Черных всегда их расспрашивал просто по-человечески, как обстоят дела. И ему не боялись говорить о проблемах. А тогда их было очень много. Всё приходилось выбивать – фонды на продовольствие, деньги на хозяйственное строительство. Средств на всё не хватало. Поэтому надо было с начальниками дорог решать, что важнее и что делать в первую очередь. Для них, конечно, главным было железнодорожное хозяйство. А Геннадий Петрович всегда и всех старался убедить, что главное – это люди. Если создать им условия, они с желанием будут трудиться, и работа будет гораздо эффективнее.

Черных не только прекрасно руководил системой рабочего снабжения, но и умел решать, казалось бы, неразрешимые проблемы. Доходил до Министерства торговли, до правительства, доказывая на всех уровнях, что железнодорожники должны быть сыты и одеты. Тогда и транспортный конвейер будет работать бесперебойно.

Судя по воспоминаниям тех, кто был с ним рядом, этот руководитель главка удивительным образом сочетал в себе человечность и строгость. Если кто-то ошибся – накажет по справедливости, но униженным человек при этом себя не почувствует.
– Он никогда ни на кого не повышал голос, – говорит Людмила Харькова, – но получить от него выговор боялись. Он имел на сети большой авторитет, под началом такого человека было стыдно работать вполсилы. Был настоящим командиром – высокий, статный мужчина. Говорил он очень правильным литературным языком. Был очень культурным и тактичным. Всегда помнил дни рождения всех сотрудников в управлении – обязательно подойдёт и поздравит, был душевным человеком. Если кто-то придёт к нему с просьбой, не отмахнётся. Квартирный вопрос помогал решить, он знал, у кого какое семейное положение, какие нужды у человека.

Работал начальник главка практически без выходных – то в командировке задержится, то много дел накопилось – не до отдыха.

Людмила Александровна говорит, что иногда им всем приходилось оставаться на работе допоздна. Периодически проводились политзанятия, на них не хотелось засиживаться. А вот если приезжали коллеги с дорог, то время незаметно пролетало – надо было решить массу вопросов, ведь люди в Москву приезжали не отдыхать в гостиницах.
– Я вспоминаю, как однажды в газете «Правда» опубликовали критическую статью, – рассказывает Евгений Шиндер. – Написали, что в Мичуринске много жалоб от населения по бытовым вопросам, в том числе есть претензии и к деповской столовой. Мы туда немедленно поехали – кое-какие недочёты в столовой нашли, но небольшие. Геннадий Петрович и говорит: пошли к автору статьи, посмотрим, что написали в газету жители. Пришли, а автор руками развёл от удивления: «Вы из самой Москвы? По столовой?» Да на неё, мол, одна только жалоба, а вот на местные власти целая куча, а никто ещё не откликнулся, не говоря уже о том, чтобы приехать.

За три десятилетия своей работы Геннадию Петровичу удалось так организовать работу системы снабжения, что отрасль стала ещё более привлекательной для людей. Они стремились попасть работать на дорогу, потому что знали – та своих людей прокормит, не бросит. Для тружеников были созданы все условия: магазины, парикмахерские, ателье, столовые на предприятиях. Не зря говорили, что это «государство в государстве». Отрасль не только обеспечивала перевозки миллионов тонн массовых грузов, но и создавала новые рабочие места за счёт школ, больниц, аптек, совхозов и хлебопекарен, овощехранилищ и животноводческих хозяйств.

Геннадий Петрович Черных был из редкой породы руководителей, при которых люди старались работать лучше не из страха перед начальством и наказанием, а из уважения и желания равняться на него. И это осталось в памяти тех, кто знал его и работал с ним.

Сегодня мы живём совсем в других условиях, и экономика у нас другая. Уже ничего не надо выбивать и доставать – на рынке всё можно купить, были бы только деньги. Во все времена есть люди, для которых главное, чтобы их работа делала жизнь окружающих лучше и радостней. Среди железнодорожников таких немало, и Геннадий Черных – один из них.

Наталья Цыплева
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович
Просмотров: 518 | Загрузок: 271