Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Газета "Гудок": Вадим Шуйский
[ · Скачать удаленно () ] 29.04.2013, 07:26

Повелители мейнфреймов

Вадим Шуйский умеет найти подход и к человеку, и к ЭВМ

Главный вычислительный центр ОАО «РЖД» называют мозгом компании. И это справедливо – именно здесь обрабатывается вся информация о работе сети железных дорог – погрузке, выгрузке, объёмах перевозок. Заместитель директора ГВЦ – начальник Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций Вадим Шуйский трудится здесь уже без малого тридцать лет. На его глазах  развивалось это высокоинтеллектуальное предприятие, и он может гордиться тем, что в этом участвовал.
В середине 80-х годов ещё молодым пришёл он сюда и стал оператором ЭВМ в производственном отделе. Студент-вечерник отрабатывал двенадцатичасовую смену и бежал на лекции. Учился в Московском институте управления им. С. Орджоникидзе. А дома его ждала жена. Не сетовала, что редко удаётся побыть вместе, поддерживала. За это он благодарен ей и сейчас. Ведь когда в семье есть понимание, то и работа спорится.

О тех временах вспоминает с тёплой улыбкой. Впрочем, других, о которых бы пришлось жалеть как о потерянном времени, у него не было. Страницу за страницей он рассказывает свою профессиональную биографию, и видно, что каждый её этап для него чем-то памятен и ценен. И особенно ценит он людей, что были рядом. Поэтому называет всё новые и новые имена коллег и руководителей. Я даже не успеваю их записывать. Почему так много? Потому что, говорит, работа командная.
– Раньше было обязательное правило, чтобы молодой специалист поработал сначала в производственном отделе, – вспоминает Вадим Анатольевич. – Это чисто техническое занятие, обработка данных. И только через год-два он переходил в другой отдел, уже в зависимости от своей специальности и способностей. Сейчас такой практики нет. Конечно, уже и времена, и техника, и подготовка у молодёжи другие. Но тогда это было очень полезно, давало понимание принципа работы всего нашего центра.

Он прошёл свою школу в производственном отделе. Затем стал инженером отдела диалоговых информационных систем. А там работали над созданием программного обеспечения.
– Вот тут мне пришлось заново учиться, – говорит Шуйский. – Здесь использовался совсем другой язык программирования, не тот, который мы проходили в институте. Спасибо моему наставнику Константину Николаеву, он в меня просто вложил эти знания!

Когда вспоминаешь, на какой технике тогда работали, удивляешься, как далеко ушёл прогресс вперёд за эти годы. Прежде стояли в вычислительных центрах громоздкие машины серии ЕС советского производства. Но не размеры были их главным минусом. Они часто «зависали», диски давали сбои. Поэтому казалось, что чаще на них работали техники-ремонтники, чем собственно специалисты.

А объём информации уже в те годы был большой. Обрабатывались статистические данные по всем аспектам перевозок – объёмы, направления, скорости движения... Эта информация передавалась в соответствующие службы и главки МПС, она была нужна как для оперативного управления, так и для планирования.

На старой вычислительной технике проработали до начала 90-х годов.
– Вот тогда был сделан первый серьёзный шаг вперёд, – рассказывает мой собеседник. – Начальником центра был тогда Гранит Саввич Иванников. Он добился покупки двух машин IBM. Они, правда, были не новые, но на порядок лучше работали. С ними мы вздохнули немножко свободнее.

Работа с информацией требует непрерывного обновления и техники, и программного обеспечения и соответствующего уровня специалистов. Компьютерщики не зря говорят: остановишься на день – отстанешь на два. И это действительно так. Модернизация Главного вычислительного центра МПС началась с двух подержанных американских машин и с тех пор только набирала обороты. Следующий заметный шаг к прогрессу был сделан уже благодаря работе Шуйского.

В 1999 году он стал заместителем начальника центра. И сразу перед ним встали две серьёзные задачи – курирование масштабного перехода с одной операционной системы на другую и решение нашумевшей «проблемы-2000».

Если плановая смена операционных систем была делом трудоёмким, но налаженным, то «проблема-2000» стала для всех экспромтом. Главная опасность таилась в том, что во многих компьютерных программах дата указывалась двузначной цифрой, то есть фиксировались только последние две цифры года. А при наступлении нового тысячелетия этот показатель будет «00». Как поведёт себя при этом программа, никто не знал наверняка. Может быть, она «подумает», что имеется в виду 1900 год, а может, и вовсе выйдет из строя. Но наверняка нарушит любую статистическую систему, где точная дата – один из основных пунктов.
– Пришлось мобилизоваться всему коллективу, – говорит Шуйский. – Во-первых, проводилась ревизия всех программных средств на предмет настройки даты и работы программы при её возможном сбое. Потом практически все программы переписывались или адаптировались под работу с новой датой. По общесистемным стандартным средствам эту работу делали разработчики, они присылали нам версии, а нам нужно было их проверить, как у нас говорят, обкатать. Ну а свои разработки мы и переписывали, и тестировали сами.

Был риск остановки работы всего центра. Ведь система могла «зависнуть» и при сбое всего лишь одной программы. Правда, в те годы перевозочный процесс на железных дорогах ещё не настолько был зависим от функционирования ГВЦ, как сегодня. И всё же остановка могла иметь серьёзные последствия.

Но железнодорожники с задачей справились. Никаких сбоев в работе не случилось, когда стрелки часов сошлись в полночь между двумя тысячелетиями.
Через несколько лет Вадим Шуйский был награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётный железнодорожник». За безупречную работу, в которой ярким примером его самоотверженного труда стала организация подготовки к работе центра в 2000 году.

Вадим Анатольевич вдруг задумывается, глядя на пейзаж, что висит на стене в его кабинете. И говорит с улыбкой, отрывая взгляд от картины:
– Это подарок одного из дорожных центров нам на юбилей. А завёл эту традицию Эдуард Сергеевич Поддавашкин. Когда он пришёл к нам начальником ГВЦ, то нашёл дату его создания, и вместе с ним мы отмечали 20-летие нашего центра. Я уже говорил, что наши успехи в работе – заслуга коллективная. Эдуард Сергеевич это понимал и старался создать атмосферу единения – между отделами, с дорожными вычислительными центрами. И его начинания живы до сих пор. Ещё до образования ОАО «РЖД», при котором дорожные центры стали нашими структурными подразделениями, он организовывал встречи специалистов с железных дорог, школы и семинары и завёл добрую традицию праздновать дни рождения предприятия. Это всё благоприятствовало консолидации мозговых ресурсов.

Сегодня работа Главного вычислительного центра направлена уже не только на сбор статистических данных, но и в большей степени на управление процессом перевозок на сети дорог. Он играет значительную роль в информационном обеспечении эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД» по основным видам бизнеса. Кстати, суммарная мощность аппаратно-технических комплексов ГВЦ – 40 млрд операций в секунду (!). И это кажется фантастическим. Одновременно контролируется около 1 млн грузовых вагонов, курсирующих по магистралям. Аналогов такого рода информационного ресурса среди корпоративных структур в нашей стране нет. Им обладает только ОАО «РЖД».

И грузоотправители, и партнёры ОАО «РЖД» пользуются системой электронного документооборота «ЭТРАН». Она разработана в ГВЦ, здесь установлены и обслуживаются её серверы. Благодаря этому впервые стало возможным обеспечить доступ к одной системе и перевозчику, и клиенту. Подготовка и оформление перевозочных документов теперь происходит централизованно, что гораздо удобнее для всех участников процесса. Но вырос и уровень ответственности центра, ведь теперь даже небольшой сбой может привести к задержке грузов и нарушению графика движения. И это уже становится проблемой.
– Нам необходимы технологические «окна», чтобы поддерживать технический уровень системы, – говорит Вадим Анатольевич. – Организовать их теперь стало гораздо сложнее. Мы согласовываем «окна» с Дирекцией управления движением, Дирекцией управления перевозками, Центром фирменного транспортного обслуживания. Сложность есть ещё и в том, что страна наша лежит в девяти часовых поясах. У нас в столице самое свободное время – поздно ночью, а на Дальнем Востоке – это самый разгар работы... Приходится учитывать массу факторов, чтобы обеспечить бесперебойную работу.

Вадим Шуйский занимается и обеспечением взаимодействия железных дорог колеи 1520 в сфере перевозок грузов и пассажиров. В ГВЦ он возглавляет Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций стран – участниц СНГ. Межгосударственные перевозки требуют общей базы данных, учёта курсирующих вагонов, систем отслеживания грузов и подвижного состава, а также проведения взаиморасчётов. И без имеющихся в ГВЦ мощностей всё это невозможно было бы обеспечить. В центре установлено 96 мейнфреймов (больших ЭВМ с высокой производительностью), в нём более 2700 крупных серверов открытой архитектуры.

Главному вычислительному центру всегда нужны люди увлечённые, которым интересно заглянуть за горизонт. Шуйский – из таких. Три десятка лет уже отдал профессии, но глаза и сегодня горят, когда он говорит о своём деле и о тех сложных задачах, которые приходится решать мозговому центру.

Наталья Цыплева
Фото автора
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: РЖД, москва, Вадим Шуйский, Наталья Цыплева
Просмотров: 994 | Загрузок: 211