Главная » Файлы » Общая история » Москва времен СССР

95-летний рубеж взят!
[ · Скачать удаленно () ] 07.01.2013, 08:55

Ровесница

21.12.2012      Наши люди
Клавдия Тояновская отмечает юбилей вместе с нашей газетой

Клавдии Филипповне Тояновской – 95 лет. Она ветеран  Великой Отечественной войны, почётный железнодорожник.



Война железную дорогу не щадила


Клавдия Тояновская на ст. Тучково в 1965 году
На её глазах происходили такие события, о которых молодёжь знает только из учебников истории.

Отец Клавдии был дорожным мастером на подмосковной станции Дорохово, тогда эта должность называлась «артельный староста». Ей было четыре года, когда его не стало. Семье пришлось очень тяжело: осталось шесть детей, а работали только мать и старший брат.

Когда она окончила семилетку, мать отвела её к начальнику станции Тучково. Пришлось прибавить Клавдии лишний год, чтобы можно было оформить на работу билетным кассиром.
– На железной дороге мне понравилось. Там я и познакомилась с «Гудком», его на станции все читали. Меня тогда поразило, и до сих пор это чувство сохраняется, что газета охватывает всю страну! Почитал – как будто везде побывал. В те годы началось стахановско-кривоносовское движение, и мы по газете следили, кто впереди. Я тоже старалась работать лучше.

В 1936 году её направили на курсы дежурных по станции. Потом перевели в Звенигород на новую должность. А уже через год двадцатилетнюю Клавдию Тояновскую награждал именными часами сам нарком путей сообщения Лазарь Каганович.
– Меня посадили в президиум, а я так боялась! – вспоминает она. – Мне сказали, что надо с ответным словом выступить... Какое там! У меня язык как будто к нёбу прилип…

Вскоре её назначили дежурной по станции Тучково. Там она и встретила войну. Сначала пошли военные эшелоны на запад с солдатами, танками, боеприпасами. Потом на восток поехали в эвакуацию мирные жители. Поток поездов стал в несколько раз больше. Ей некогда было головы поднять – надо было их пропускать.

Помнит, как первый раз услышала приближающийся гул тяжёлых самолётов – немцы летели бомбить станцию. Они едва успели выбежать и попрятаться кто где. Потом авианалёты стали привычными. В октябре 1941 года, когда фашисты заняли Можайск, железнодорожникам был отдан приказ покинуть и взорвать станцию Тучково.
– Нам прислали ящики с динамитом, – рассказывает Клавдия Филипповна. – Я вышла в последнюю смену в ночь 18 октября, а 19-го утром мы на дрезине уехали. Вокзал и пути взорвали. Жалко было, а что делать...

Все военные годы она работала на железной дороге. Менялись только места и должности.

В Кубинке она однажды задержала прибывший эшелон. Его командир прибежал в гневе и приставил дуло пистолета к её виску: «Не пропустишь – застрелю!» А куда отправлять поезд, если перегон занят? В ту минуту было страшнее, чем под обстрелом неприятеля.

Стала эвакуироваться и столица. НКПС перевели в город Куйбышев. Клавдия работала на станции Фили, когда дали приказ готовить литерный для Сталина. Правительственный поезд уже подали к перрону Павелецкого вокзала и ждали главного пассажира.
– Мы созванивались с дежурными станций, держали путь свободным для сталинского поезда, – вспоминает моя собеседница. – А Сталин всё ходил по платформе туда-сюда. Мы ждали. Но он так и не сел. Тогда все поняли: не сдадим Москву!

И не сдали. А там и фашистов погнали до самого их логова.
– Победа! Это была самая большая радость! – восклицает Клавдия Филипповна и улыбается. – Я, кстати, помню номер «Гудка» за 10 мая. Там на первой странице было три портрета – Сталина, Черчилля и Трумэна. И речь Сталина.

Теперь этот номер днём с огнём ищут коллекционеры. Ведь это крупица нашей истории.

А потом было возвращение в родное Тучково. Путь был разрушен, и от Кубинки Клавдия вместе с коллегами шла пешком 15 километров. Начали восстанавливать хозяйство, построили маленький домик – для поста дежурной. А вскоре пропустили первый поезд – паровоз с одним-единственным вагоном. Радостно было видеть, как станция оживает.

У Тояновской к 1967 году накопилось сорок лет трудового стажа. Ушла на пенсию, но не смогла сидеть дома без дела. Да и дорога звала обратно – предложили пойти диспетчером на Большую Московскую окружную дорогу. Оставила работу только в 1984-м, когда тяжело заболела сестра. Сестра и её дети – вся семья Клавдии. Свою создать не удалось – война отняла любимого человека.

Всю себя она отдавала работе. Так и прожила до 85 лет в коммунальной квартире. Никогда ни у кого ничего не просила. Однокомнатную квартиру получила, только когда старый дом пошёл под снос. Карточка в поликлинике у неё в три листа – в молодости, говорит, болеть было некогда, да и теперь нечего врачей отвлекать.
– Да, бабушка у нас как космонавт, у неё давление 110 на 70, – говорит её внучатый племянник Станислав.
– Не космонавт, а железнодорожник, – поправляет Клавдия Филипповна и вдруг вспоминает: – А ведь у нас с газетой «Гудок» кроме возраста есть ещё кое-что общее: мы кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.

Этим орденом награждали за большие трудовые заслуги перед государством и обществом.
– Я желаю «Гудку» ещё 150 лет гудеть!– говорит Тояновская.

А мы ей – чтобы и следующий юбилей встретила вместе с нашей газетой.

Наталья Цыплева

Материал опубликован 21 декабря в газете "Гудок":
http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=451266&year=2012&month=12&SECTION_ID=16810
Категория: Москва времен СССР | Добавил: Рэмович | Теги: Сталин, ВОВ, Наталья Цыплева, Клавдия Тояновская
Просмотров: 451 | Загрузок: 258