Главная » Файлы » Цитаты и ссылки по теме Ярополч - Вязники » Ярополч и Вязниковская слобода

ИКОНОПИСЕЦ ПОНОМАРЕВ ИЗ ВЯЗНИКОВ В СУЗДАЛЕ
14.03.2012, 17:06

ВЯЗНИКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СУЗДАЛЕ 

Поиски и находки 

Живописцы Палеха, Холуя, Богоявленской слободы - нынешней Мстеры хорошо известны с давних лет. Краеведы. знали, что работали иконописцы и в Вязниках, но до сих пор не было известно ни одного имени, теи более XVII века — времени сооружения Благовещенского собора, самого древнего каменного памятника архитектуры нашего города. 

Сегодня можно сказать, что одно имя талантливого вязниковского живописца иашлось: в Государственном историческом музее сохранилась «Черновая поручная запись вязниковцев по иконописце Михаиле Иванове сыне Пономареве о том, что писать ему икоиы добрым мастерским письмом». Поручительство датировано 1674 годом и в сокращении в переводе на современный . русскнй язык гласнт, что вязниковцы, посадские люди поручились за иконописца вязниковца Михаила Ивановича Пономарева в том, он подрядился архиепископом суздальским и юрьевским Стефаном и его казначеем старцем Иосафом Гребенщиковым написать в Суздале в Покровском девичьем монастыре в соборной церкви пояс местных икон. 

Далее в поручной записи подробно перечисляется каждый образ и сюжет икон. Так, предписывалось: по правую сторону царских дверей изобразить спаса, сидящнм на престоле, за южными дверями — образ Евфросии Суздальской, а при ней «древа рябиновые» и образы суздальских чудотворцев Евфимия и княгини Софьи. 

Расписывать предстояло вязниковцу в Покров ском монастыре мсстные образы по два аршина и два вершка в длину и по полтора аршина в ширину и «ему тех икон вышииы н ширины не убавливать, а писать ему те образы на своих деревьях своими красками и золотом и серебром добрым мастерским пнсьмом». 
Здесь же оговариваются интересные детали иконописи второй половины XVII века: венцы рукавов и подолы рнз на образах надо золотить двойным золотом, «пробелы писать красками как ведется, а лица писать охрою доброю, а сурику ни в которых красках не примешивать..., а на дереве под лавкас класть поволоки полотняные на клею». 
За работу вязниковскому живописцу обязались уплатить 25 рублей, а если он икон к Троице «добрым мастерским письмом не напишет илн напишет плохим письиом, то его плохое пнсьмо взять безденежно». 
Подробно привожу этот документ только что опубликованный в «Памятниках деловой письменности XVII века» поскольку вполне возможно, что автор сохранившейся фрески над порталом вязниковского Благовещенского собора также Михаил Пономарев. В Суздаль приглашались наиболее талантливые иконописцы, а в Вязниках десятилетием позже строился свой величественный храм, и есть все основання полагать, что для его росписи также пригласили ведущего вязниковского живописца второй половины XVII века. 

В. ЦЫПЛЁВ. 
«М А Я К» 15 февраля 1985 г.

Из словаря иконописцев о Пономареве:
http://tsiplev.ucoz.ru/load/istorija_jaropolch_vjazniki/jaropolch_i_vjaznikovskaja_sloboda/vjazniki_ikonopisec_ponomarev/9-1-0-42
Категория: Ярополч и Вязниковская слобода | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, Суздаль, вязниковский, Архив Цыплева, Иконопись
Просмотров: 1227 | Загрузок: 0