Главная » 2016 » Январь » 2 » Забелин - Зюзин
01:08
Забелин - Зюзин

Забелин Геннадий Петрович (р.1937), Герой Социалистического Труда, боцман теплохода «Дмитрий Пожарский» Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР. Родился в Вязниках. Трудовой путь начал в 1953 году заправщиком ткацких станков на Вязниковской фабрике «Свободный пролетарий».

В 1955 поступил в Рижскую мореходную школу, по окончании которой в 1956 устроился в Мурманское морское пароходство. Свыше 10 лет ходил матросом на теплоходе «Адам Мицкевич», где проявил себя с самой лучшей стороны. Старания моряка были замечены и его назначили боцманом. В этой должности он с 1967 трудился сначала на теплоходе «Адам Мицкевич», затем с 1974 - на теплоходе «Дедовск», а с 1978 - на теплоходе «Дмитрий Пожарский» ледового класса.

В феврале 1978 при приемке этого теплохода в порту Росток (Польша) ему было доверено поднять Государственный флаг СССР. Во многом благодаря Г.П.Забелину экипаж теплохода «Дмитрий Пожарский» долгие годы был в числе лучших на флоте.

Транспортные суда Мурманского морского пароходства к тому времени давно уже освоили не только Северный морской путь, но и международные трассы в Мировом океане. Во многих портах довелось побывать и «Дмитрию Пожарскому». Его команда содержала судно в образцовом состоянии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1989 года за выдающиеся достижения в обеспечении перевозок грузов в условиях Арктики и Крайнего Севера, большой личный вклад во внедрение передовых методов организации производства и проявленную трудовую доблесть Забелину Геннадию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина (1989), Октябрьской Революции (1982), Трудового Красного Знамени (1977), медалями.

Заболотнов Михаил Александрович (р.1910), первым из вязниковцев награжден орденом Ленина (1936), коммунист с 1939. Работал заместителем директора фабрики «Свободный пролетарий», в 1940 году был направлен на учебу в промакадемию им. М.В.Фрунзе.

С февраля 1942 до конца войны воевал в частях Северного Военно-Морского флота, старшина батареи 260-го дивизиона 190-го зенитного артполка противовоздушной обороны морского оборонительного района Северного флота, сбил два самолета противника, награжден благодарственной грамотой, удостоен медалей «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В послевоенное время работал старшим дежурным подстанции, мастером ЛЭП. Занесен в Книгу Почета Владэлектросети

Заболотнов Михаил Иванович, в 1926 году делегат VII съезда комсомола, поставивший задачу развития ударничества. В Вязниках комсомол взял шефство над строительством фабрики «Свободный пролетарий».

Заболотнов Михаил Яковлевич (1920-1944), кавалер трех орденов Красного Знамени, уроженец д. Кузнечиха, выпускник Вязниковского аэроклуба (1940), командир эскадрильи 68-го гвардейского истребительного авиационного полка 5-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, член ВКП(б), в КА с 1943 года, 126 боевых вылетов, сбил 6 самолетов противника, в одном из боев в трудных метеоусловиях неожиданно напал на 50 бомбардировщиков врага, создал панику с потерей ориентации и заставил их сбросить бомбы на свои же войска. Гвардии капитан Заболотнов 17 октября 1944 погиб в воздушном бою при освобождении Риги, похоронен в Латвии.

Заварыкина Нина Леонидовна, учитель русского языка и литературы школы № 9, отличник народного образования, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2009).

Занин Иван Дмитриевич (1914-1961), Герой Советского Союза (1945), летчик-испытатель 2-го класса, майор. Родился в селе Волжанец (ныне Советского района Курской области). Юность провел в Воронеже. Работал слесарем. В 1933 окончил Воронежский аэроклуб. В армии с 1933. В 1934 окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. Служил в военной авиации. С 1935 - в запасе. В 1936-1940 - летчик-инструктор Липецкого, Борисоглебского, Шебекинского аэроклубов. В 1940 окончил курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова (Тушино). С 1940 вновь в армии. В 1940-1941 - летчик-инструктор Остафьевской военной авиационной школы летчиков, в 1941-1942 - летчик-инструктор Вязниковской военной авиационной школы летчиков.

Участник Великой Отечественной войны: в марте 1942 - январе 1943 - летчик, командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 627-го смешанного авиационного полка; в сентябре 1943 - феврале 1944 - командир авиаэскадрильи 49-го истребительного авиационного полка; в феврале 1944 - мае 1945 - командир авиаэскадрильи 312-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Совершил 305 боевых вылетов, сбил лично 2 и в составе группы - 1 самолет противника. После войны продолжал службу в военной авиации. С 1949 майор И.Д.Занин - в запасе. Работал пилотом ГВФ. В 1951 окончил Ульяновскую школу высшей летной подготовки ГВФ, в 1953 - курсы при Школе летчиков-испытателей. В 1953-1955 - летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел ряд испытательных работ на вертолетах и тяжелых самолетах по тематике института. В 1955-1960 - летчик-испытатель авиазавода № 1 (г. Куйбышев, ныне Самара); испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16. С 1960 - летчик-испытатель Таганрогского авиазавода; испытывал серийные реактивные летающие лодки Бе-10.

Погиб 25.05.1961 при выполнении испытательного полета на летающей лодке Бе-10. Похоронен на Старом кладбище в Таганроге. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Захаров Николай Павлович (1915-1990) заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), полковник (1960), выпускник Вязниковской военной авиационной школы пилотов. Родился в Москве. В 1935 окончил Московский авиационный техникум. Работал техником-конструктором турельных установок и бомбодержателей на авиазаводе № 32 (Москва). В армии с ноября 1937. В 1938 окончил Монинскую школу младших авиационных специалистов. До сентября 1939 служил стрелком-радистом в строевых частях ВВС (в Московском военном округе). В 1944 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского (факультет авиавооружения). Параллельно с этим в августе 1943 окончил 3-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (ст. Ибреси), в ноябре 1943 - Вязниковскую военную авиационную школу летчиков, в 1944 - Высшую офицерскую школу воздушного боя (г. Люберцы Московской области). Участник Великой Отечественной войны: в феврале-мае 1945 - помощник командира 1-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (1-й Украинский фронт). Участвовал в Нижнесилезской, Верхнесилезской и Берлинской операциях, в освобождении Чехословакии. Совершил 2 боевых вылета на Як-3. В 1947-1963 - летчик-испытатель Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС. Провел государственные испытания реактивных истребителей-перехватчиков МиГ-15Пбис (СП-5) (1951), МиГ-17ПФ (СП-7Ф) (1954), испытания вооружения сверхзвуковых истребителей МиГ-19П (1955), МиГ-19С (1956), СМ-12 (1958), Су-11 (1960-1961), испытания ракет К-8 на перехватчике Як-27 (1958). Участвовал в государственных испытаниях самолётов Ла-250А (1957) и Як-25РВ-I (1961). С апреля 1963 полковник Н.П.Захаров - в запасе. Работал младшим научным сотрудником в ЦНИИ-30 (1964-1970), инженером и конструктором в ОКБ им. А.И.Микояна (1970-1985). Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Захаров Ян Павлович (1925-2008), первый секретарь Вязниковского горкома КПСС, почетный гражданин г. Вязники (1995), родился в г. Владимире в семье пожарного, участника Первой мировой войны. Член КПСС с 1949.  Окончил Владимирский механический техникум, Всесоюзный заочный машиностроительный институт (1956), Высшую партшколу при ЦК КПСС.

В январе 1943 со студенческой скамьи был призван в армию, прошел подготовку по курсу младших командиров в Винницком пехотном училище, расположенном в то время в г. Суздале.  В августе 1943 направлен на фронт, стал истребителем танков. Во второй половине сентября на подступах к Чернигову участвовал в кровопролитном бою, лично подбил танк. Был ранен. Ранение оказалось серьезным. В 1944 после ранения вернулся домой, доучился в техникуме и десять лет работал на Владимирском тракторном заводе технологом, старшим технологом, начальником цеха, затем главным технологом управления машиностроения и металлообработки, с 1956 - заместителем, секретарем парткома Владимирского совнархоза.

С 1962 по 1964  заместитель заведующего отделом партийных органов Владимирского обкома КПСС. В сентябре 1965 Я.П.Захаров избран первым секретарем Вязниковского горкома КПСС. Свою деятельность в Вязниках начал с освещения улиц, строительства автовокзала. Казалось бы, мелочь. Но люди дали другую оценку: сразу увидел наши беды, ведь замучились без нормального света на улицах, да и уехать из города на автобусе по-человечески было невозможно.

После этого стали говорить о нем, что вот, наконец-то, в город пришел хозяин, с ним не пропадем. Захарова постоянно видели в рабочих коллективах фабрик,  строек, дорожников, у школьников, в общежитиях. Начиналась новая пятилетка. Планирование хозяйства такого города, как Вязники, требовало непременного участия в нем партийных органов и компетентного слова первого секретаря. Затем Ян Павлович взвалил на свои плечи другую заботу - стал настойчиво «продавливать» в московских инстанциях предложение о строительстве в Вязниках завода осветительной арматуры. Корысть в этом деле была - привлечение в город мужского населения, строительство жилья, решение многих социальных проблем, благоустройство и т. д. Когда добился положительного решения, то партийная организация города под руководством Я.П.Захарова уже считала делом чести быстрее пустить завод и вывести его на проектную мощность.

Еще не были установлены перекрытия основных корпусов завода, а он уже начал давать первые изделия (по опыту фронтовых лет на Урале и в Сибири). Попутно началось формирование будущего ядра рабочего коллектива. В 1970 завод дал первую продукцию. Развитие города требовало дополнительных коммуникаций, особенно водопроводных. Реконструкция водопроводной станции, а по сути дела, новое ее строительство, стала одной из главных забот горкома партии и горсовета. Станция была введена в строй за короткий срок с перспективой на многие годы. Когда город молниеносно облетела весть, - в космосе вязниковец Валерий Кубасов, - граждане города собирались на митинги, горячо выступали, аплодировали, восхищались. Этот энтузиазм городская партийная организация направляла в нужное русло. Не случайно в те годы именно вязниковские ткачихи стали инициаторами многих областных начинаний и трудовых подвигов. Для стиля Яна Павловича было характерно то, что горком никем не руководил, он направлял, воспитывал, подсказывал и главное, - не давал руководителям на местах спокойно жить. В горком шли простые люди со своими жалобами, и эти жалобы обязаны были рассмотреть в точно указанный срок и исполнить по ним принятые горкомом решения, горком был на страже порядка и справедливости. 9 Мая 1975 в Вязниках было вдвойне особенным: 30-летие Победы город отмечал открытием грандиозной Аллеи Славы на одном из городских венцов и торжественной встречей Вечного огня, зажженного в Москве на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Церемония встречи и зажжения Вечного огня в Вязниках прошла столь грандиозно, что жители до сих пор помнят тот день до мелочей. Спустя годы, вязниковцы привыкли к монументу, который виден издали с разных точек города, и даже из-за Клязьмы, - блестящая на солнце титановая Стела на Аллее Славы, у подножия которой горит Вечный огонь. Она и сегодня - гордость города, а в тот 1975 особенно явственно казалось, что по монументальности увековечения памяти Вязники стали вровень с городами-героями.

Ни одному районному центру страны еще не удавалось привезти Огонь от Могилы Неизвестного Солдата. Горожане с благодарностью помнят, что отцом, инициатором и «главным строителем» этого мемориала был Ян Павлович Захаров. Вот этим отличается поколение фронтовиков: они могли пожертвовать собой ради большой идеи, не ради себя лично, а большой идеи для людей, не себе в карман, но для всего города и всех горожан. Захаров проработал на посту первого секретаря горкома партии свыше 18 лет. В апреле 1984 Ян Павлович был избран председателем областного комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. До ухода на пенсию работал директором Владимирской фабрики художественной упаковки. Я.П.Захаров был делегатом XXV съезда КПСС, неоднократно избирался депутатом областного и Вязниковского городского Советов народных депутатов. За заслуги перед Родиной награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Захарова Зоя, прядильщица ф-ки им. К.Либкнехта. Кавалер ордена Ленина.

Захарова Нина Степановна (1926-2015), учитель младших классов школы № 5 им. Пушкина, награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Зверева Вера Степановна, ткачиха ОЛТТ, заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РСФСР (1988).

Зворыкин Иван Дмитриевич (1870-1932), инженер, изобретатель быстроходной льнопрядильной машины для мокрого прядения льна. Родился в Муроме в купеческой семье. Окончил Муромское реальное училище и Московское техническое училище. Трудовую деятельность начал на фабрике им. Парижской коммуны в Вязниках.

В 1906 за революционную работу был арестован и сослан в г. Великий Устюг, год находился в ярославской тюрьме. После освобождения, с 1913-го, работал в Муроме на Слободской льнопрядильной фабрике, стал ее директором. В 1923−1928 Зворыкин унифицировал веретено, сведя 200 видов веретен и рогулек к 12 образцам веретен и девяти образцам рогулек (всего 21 вид). В 1924 он сконструировал первую передвижную быстроходную льнопрядильную машину с подвесными рогульками, что произвело переворот в льнопрядильном деле. Кроме того, 3ворыкин разработал новый способ автоматической крестовой мотки, сконструировал аппарат для беления пряжи, котлы для варки льняной ткани в расправку, тростильную и другие машины. В 1928 Зворыкин был удостоен звания Герой Труда, а в 1930 стал членом ВЦИК. Умер 27 июля 1932 в Костроме. По проекту Зворыкина в Костроме в 1936 был построен Государственный всесоюзный льнокомбинат, которому было присвоено его имя.

Зеленин И., никологорский фабрикант (см. том 2).

Зеленцова Светлана Николаевна (р.1962), учитель истории, окончила Владимирский педагогический институт. Работала по совместительству в музее (2007-2009), создатель Музея истории боевой славы. Автор проектов «Скит села Акиньшино», «Сказка Мстёры».

Зинин Игорь Владимирович, глава местной администрации Вязниковского района, председатель Совета по истории, краеведению и топонимике (на 2015).

Злобины (см. том 2).

Змеев Семен Иванович (1864-1940), один из самых известных вязниковских краеведов, автор исследования с уникальным поуличным описанием «Город Вязники в старое время». Родился в Вязниках в семье мещан Ивана Федоровича и Евдокии Алексеевны Змеевых, в двенадцатилетнем возрасте поступил на ткацкую фабрику В.Ф.Демидова на должность писца расчетной конторы, работал счетоводом, а позднее бухгалтером и главным бухгалтером фабрики до и после Октябрьской социалистической революции. С.И.Змеев детально описал в книге условия работы и жизни людей до 1917 года.

Золотарева Прасковья Яковлевна, врач детской больницы, награждена орденом Ленина (1971).

Зонина Вера Сергеевна, учитель школы № 6, заслуженный учитель школы (1995).

Зонина Екатерина Николаевна  (1919-2010), заслуженный художник РФ (1996). Золотая медаль «Духовность - традиции - мастерство» (2009). Художник-миниатюрист. Педагог.

Родилась в д. Желобиха Вязниковского района Владимирской области. Училась во Мстёрской художественной профтехшколе (1934-1937). Миниатюрной живописью занималась у И.А.Серебрякова и Н.П.Клыкова. Член Союза художников СССР (1944). Преподавала миниатюрную живопись во Мстёрской художественной профтехшколе (1946-1974). В 1958 за ларец «Садко» Е.Н.Зонина была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Зотова (Сенькова) Ольга Андреевна, жена Сергея Ивановича Сенькова, совместный сын Владимир умер в десятилетнем возрасте, построила в Песках школу и дважды в год приезжала из Московской губернии, впоследствии передала школу земству. Не давала мужу развода, отчего тот не мог зарегистрировать брак с М.В.Балясовой.

Зубчанинов Василий Михайлович, заместитель директора фабрики С.И.Сенькова (1917), член 2-го Льноправления (1919), 1-го льнотреста (1921), командирован в Англию (1926) на закупку механизмов.

Зудилов Григорий Сергеевич (1920-2010), краевед, Почетный гражданин города Вязники (1996), уроженец д. Крутово Вязниковского (ныне Гороховецкого) района. До войны окончил Вязниковское педагогическое училище, работал учителем в селе Кирза и с. Верх-Алеусс Новосибирской области.

В годы войны - воздушный стрелок-радист 54-го бомбардировочного авиационного Клинского Краснознаменного полка. Воевал в составе  Северо-Западного, Западного, Брянского, Центрального, Белорусского фронтов. Участник битвы под Москвой, Курской битвы, освобождения Белоруссии, Европы и Берлинской операции. Неоднократно был ранен. Совершил более 100 боевых вылетов.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, памятной медалью «Патриот России».

В послевоенное время был учителем, директором средних школ № 1 и № 3, партийным и общественным деятелем, инициатором многих дел по увековечению памяти участников ВОВ. Стоял у истоков создания музея школы № 3 г. Вязники. Благодаря его энтузиазму было восстановлено и благоустроено Покровское кладбище, на котором находятся братские захоронения солдат Великой Отечественной войны, умерших от ран в вязниковских госпиталях. 

Автор книг и брошюр по истории комсомольского движения в Вязниках и о вкладе вязниковцев в дело Великой Победы: «Вперед, заре навстречу», «Все для фронта, все для Победы», «Отстоим Москву! Фронт. Тыл. Вязники», «Сталинград. Война. Вязники», «Курская битва. Участие вязниковцев», «Дошли до Берлина», «Девчонки в серых шинелях», «Вязники - Город Героев» и др. Несколько лет возглавлял Вязниковский районный Совет ветеранов областной общественной организации ветеранов (пенсионеров и инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награжден грамотами и благодарственными письмами администрации города Вязники, Владимирской области. В 1996 Григорию Сергеевичу было  присвоено звание «Почетный гражданин города Вязники». Скончался 13 сентября 2010 года. Похоронен на Покровском кладбище города Вязники.

Зудилов Иван Сергеевич (1919-1980),  Герой Советского Союза (1942), полковник,  родился в деревне Крутово Вязниковского (ныне Гороховецкого) района.

Окончил Вязниковский аэроклуб (1939), Оренбургскую военную школу летчиков,  военно-воздушную академию (1949). Свою первую победу одержал уже 22 июня 1941, сбив Ме-109. В районе Ельни записал на свой счет еще один «мессер».

Под Можайском 4 октября 1941, атаковав во главе звена две девятки немецких бомбардировщиков, лично сбил ведущего… За время Великой Отечественной войны прошел путь от младшего летчика до заместителя командира 163-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном, Калининском, Северо-Западном, Центральном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, вступал в бой на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и  Як-9,  провел 378 боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 24 самолета противника лично и 6 - в группе. В десятках штурмовых атак он уничтожил около 500 немецких солдат и офицеров, более 150  автомобилей.

До 1961  служил в ВВС, летал на сверхзвуковых самолетах. Жил и работал в Одессе. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.

Зуева Татьяна Михайловна, начальник склада Сарыевского лесопункта акционерного общества «Вязниковский леспромхоз», награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1998).

Зюзин Григорий Тимофеевич, крестьянин д. Тарханово, после того как разбогател на светелочном производстве и ручном ткачестве с раздачей пряжи односельчанам, основал при ж/д станции Вязники в 1908 году механическую льнопрядильно-ткацкую фабрику. В советское время называлась им. Розы Люксембург. В 1973 фабрика была победителем в республиканском соцсоревновании. Также ей присуждалось переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Производила паковочную, мешочную ткань и бортовку.

Объявление для вязниковцев, краеведов, историков и туристов.

Энциклопедия, которую вы сейчас читаете и скачиваете здесь, можно купить в твердом переплете с многочисленными черно-белыми и цветными снимками, портретами персоналий. Книга 360 страниц подарочного оформления, она стоит 700 рублей.

Первый том энциклопедии "На семи венцах Клязьмы. Кто есть кто в истории Вязниковского края с 12 века до нынешних дней" вышел из печати, он продается в Вязниковском музее, а также в Художественной салоне "Мстёра", который расположен в Вязниках по адресу: ул. Советская, д. 66, (остановка "Соборная площадь").

По вопросу отправки книги по стране и миру, напишите здесь, на сайте "БЫЛОЕ" в разделе "Обратная связь", в каждом конкретном случае в зависимости от региона или страны, где Вы живете, меняется форма и сумма за пересылку. Ориентировочно в среднем по России наложенным платежом получается около 120-200 рублей плюсом к стоимости книги, пересылка в Германию - 600 рублей, а о форме платежа и о пересылке землякам или тем, кто им хочет сделать подарок через океаны, нужно договариваться в письме "Обратной связи" отдельно. Это вот тут:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/0-3

По планам издание должно быть трехтомным - по одному тому в год к ежегодным Фатьяновским праздникам, которые проходят во второй половине июля. Второй том практически готов, начинается верстка. Можно заказать заранее, но оплачивать только после выхода и получения Вами тома. Никаких задатков редакция не принимает: на это нет штатных работников, но можно включить в список на первоочередную отправку книги.

Внешний вид книги можно посмотреть на картинках выше, раздвинув до полного размера по стрелкам, которые появятся сверху фото после клика.

Автор-составитель энциклопедии Цыплев Владимир Рэмович.

 

Категория: На семи венцах Клязьмы | Просмотров: 199 | Добавил: Р-6176