Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

ПАТРИКИЙ, ключарь Успенского собора.

Владимирские Епархиальные Ведомости /1884/

№3

ПАТРИКИЙ, ключарь Успенского собора.

   Патрикий иерей, родом грек, прибыл в Россию из Греции /Мо­реи/ вместе с митрополитом Московским и всея России Фотием и, как муж усердный и благочестивый, Фотием был назначен ключарем Успе­нского, в гор. Владимире на Клязьме, собора.

   В 1412 г. князь Даниил Борисович /лишенный Вел. князем Васи­лием Московским своего удела Нижнего Новгорода, в отмщение ему/ призвал к себе какого-то из орды татарского царевича Талыча и по­слал вместе с ним к г. Владимиру /на р. Клязьме/, тайно, лесом, сво­его Нижегородского боярина Семена Карамышева. Татары к дружина Даниилова 3 июля подкрались к городу в полдень, когда все жители гор. Владимира спали; овладели городом, в котором и наместника не было; взяли посады города и пожгли их и храмы, и погубили множе­ства народа. В Успенском соборе затворился ключарь, иерей Патрикий. Он забрал, сколько мог, сосудов церковных, ценной утвари, чудн­ый омофор, данный Божиею Матерью блаженному митрополиту Максиму, и прочая сокровища и все это снес на верховые всходные палаты собора, запер оные и, сошед вниз, отбросил лестницы, и, заперши собор, стал усердно молиться пред иконою Богоматери. Татары, разломав дв­ери, ограбили святые иконы и все, что было в соборе, и стали пытать Патрикия, ставя на разожженную сковороду и, забивая за ногти спи­цы, сдирали и кожу и, пробив ему ноги, продели насквозь веревку и так влачили по городу, привязав к хвосту конскому, требуя от него казны церковной и соборных сокровищ, но Патрикий, приняв венец му­ченика, не вымолвил ни слова. Все эти страдания Патрикия описаны в "Степенной книге". 0 смерти Патрикия повествуется разноречиво – одни известия утверждают, что он был умерщвлен в г. Владимире, дру­гие известия – что он пострадал от татар в нарицаемой веси "Сенег на Святе озере" у церкви Преображения Господня 3 Июля 6919 лета. Тело священномученика Патрикия положено у церкви Преображения, в веси Сутен на озере Святе. Эта весь, смежная с погостом Сеньгою, находится на границе Владимирской с Рязанской губерний. Тело Па­трикия перевезено сюда, вероятно, по распоряжению митрополита Фотия или по старанию Пахомия, который, подобно Патрикию, был иноземец. Патрикий за претерпенные им мучения признается в древних ру­сских святцах "святым мучеником" и помещен между святыми города Владимира, хотя и не канонизован.

   "Свято озеро у Сеньги"- излюбленное место митрополита Ки­евского и Всея Руси Киприана, который, любя уединение, иногда уда­лялся в свою митрополичью Владимирскую волость на "Святое озе­ро", где и построил церковь в честь Преображения Господня. Сюда любил удаляться и митрополит Фотий и, заслыша о нашествии Талыча, сюда в 1411 году укрылся и, в благодарение Богу за свое спа­сение, воздвиг на берегу озера "Свята у Сеньгу" /Сенеж/ церковь в честь Рождества Богородицы, где и поселился прибывший в Россию с Фотием из Мореи /Греции/ священноинок Пахомий, родом Болгарин. Здесь впоследствии образовался монастырь Святоезерский, упомина­емый уже в 1504 г. Священник К.А. Веселовский, в составленном им Историческом описании "Святоезерской пустыни" /девичем монастыре Гороховецкого уезда Владимирской губернии, Владимир 1882 г./ относит все эти известия летописи и исторических актов о Святом озере и Володимерской волости Сеньге, следуя Истории Российской Иерархии и Словарю Истории о Святых, к местности, в которой ныне существует описанная им Святоезерская пустынь, именно в пределах Гороховецкого уезда. Но я полагаю, что упоминаемые летописью Володимерская волость Сенег, Сеньга и озеро Свято – "не были по обе­им сторонам реки Ландеха, близь того места, на котором ныне рас­положено село Нижний Ландех", а есть ныне существующее, Покровс­кого уезда /Владимирской губернии/, село Сенег с дер. Сенег-Озеро, и весь приход того села двух церквей /с 1857 г. деревянных: 1-я – во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и 2-я – во имя свв. Флора и Лавра, Николая и Дмитрия Чудотворцев/, отстоящее от г. Владимира в 70 верстах и до 1764 г. состоявшее в ведомстве Суздальской епар­хии и бывшее "издревле" митрополичья и патриаршия Сенежская во­лость. В этом приходе есть и озеро "Святец" и течет река "Сеньга". На эту местность указывает, вероятно, и Доброхотов.

   Весь упомянутый приход и его окрестность издревле именуются Патриаршиной, означающей своим прозвищем Патриаршую собственность и ведение ее Патриаршим приказом. Имеется еще известие, что в од­ном из глухих углов Егорьевского уезда /Рязанская губерния/ на границе его с Покровским уездом /Владимирская губерния/ лежит любопытное в археологическом отношении местечко: так называемый Спасо-Преображенский погост, известный в летописях под именем "погоста Спаса-Сенежской области в стану Ловчаго пути". Погост этот, служивший любимым местом пребывания митрополита Киприаиа, жившего тут от 1380 по 1409 год, расположен на берегу занимающе­го несколько квадратных верст Святого озера. Киприан основал на месте сего погоста монастырь, от которого в настоящее время не осталось никакого следа. Лишь народное предание повествует о ка­ком-то монастыре во времена незапамятной древности, существовав­шем на острове среди Святого озера, и затем провалившемся вместе с острогом, вследствие чего и само озеро получило будто бы назва­ние Святое. Предание это поддерживается до настоящего времени дву­мя замечательными особенностями озера: во-первых, среди озера име­ется действительно большая подводная отмель, с которой при каждом прибое волн приносится к берегу множество очень легких гончарных /расчерченных симметрическими узорами и служившими, повидимому, для кровли и облицовки стен и карнизов какой-то загадочной пост­ройки/ черепиц, запасы которых в озере положительно неистощимы не­смотря на то, что они во множестве заносятся песком и растаскива­ются местными жителями; и, во-вторых, Святое озеро обладает акусти­ческою особенностью: благовест, раздающийся с церквей окрестных сел, представляется для местных жителей выходящим как бы из глубины озера.

   Что касается до веси "Сутень", то урочище с таким именем упом­инается в летописях в Переславской области еще в ХП веке и несом­ненно было в окрестности описанных местностей.

Н. Стромилов.

   /Литература в сносках:

   Степенная, книга, II, 31-32.

   Карамзин Н. – История Росс. государ. V, прим. 211.

   Соловьев М. – История России, IV. 8.

   Муравьева. Жит. Свят. Росс. цер. 1658 г., май 409-410.

   Владимир. Епарх. Бедом. №44, 1865 г.

   Доброхотов В. Памятн. древн. во Владимире, 130.

   Виноградов, прот. Истор. Владим. Успен. кафедр. соб, 82-84.

   Сергий. Полн. месяц. востока, т. II, ч. Ш, 67.

   Дмитрий, Месяцосл. вып.IV, 203-205.

   Барсуков, Источники агиографии, 421.

   Никоновская летопись, лист 5, 37.

   Филарет, Рус. свят., сентябрь,73.

   Прибавл.к изд. творен. сб.отцев в руск. перев., ч. VI, 1848 г.

   Брошюра "Святый Киприан м. Киевский и в. Р." ,№.1848, 59.

   Акты Арх. Экспед., 1, III.

   Амвросий. Истор. русск. иерархии, VI, 70.

   Статист. список населен. местн. Владим. губ. Сост. М. Тихонравов, Владимир. 1857 г., 292.

   Русск. Ведом. №172, за 1880 г./

 

Стромилов Николай Семенович

Стромилов (Николай Семенович) - библиограф (1842 - 1894); учился в Константиновском межевом институте, позже служил мировым посредником во Владимирской губернии, был членом владимирской губернии земской управы, непременным членом владимирского губернства по крестьянским делам присутствия и Александровским предводителем дворянства. Главные его труды: "Володиерщина. Роспись печатного и изданного о Владимирской епархии и губернии" (Владимир, 1884); "Александрова слобода" (Москва, 1884); "Русская литература скотоводства за последние 40 лет" (Санкт-Петербург, 1870); "Русская литература по скотоводству за последние 100 лет" (Санкт-Петербург, 1872); "Святой преподобный Стефан, игумен Махришский" (Владимир, 1890); "Лукианова пустынь" (Владимир, 1894). После Стромилова осталось ценное собрание печатных материалов о Владимирской губернии.
Исторический словарь

КИПРИА́Н (ок. 1336—1406) — митр. Киевский и всея Руси, писатель, переводчик. По нац. болгарин или серб. Постригся в Келифаревском мон. В 60-е гг. 14 в. сблизился с Константинопольским патр. Филофеем Коккином. В это время происходило очеред. столкновение Моск. князя с вел. кн. Литовским Ольгердом. Ч. бывшей терр. Киевской Руси, соответственно Киевской митрополии, находилась под властью лит. князей. Другая ч. подчинялась вел. князю Владимирскому (этот титул давался ханом Золотой Орды князю Московскому или князю Тверскому); начиная с митр. Максима, в 1396 перешедшего во Владимир, митр. всея Руси постоянно пребывали там, периодически наезжая в Киев. Ольгерд требовал создания отд. митрополии с центром в Киеве. Улаживать этот конфликт Филофей послал К. В 1375 по требованию Ольгерда К. был рукоположен в митр. киевского, рус. и литовского с условием объединения митрополии после смерти митр. Алексия. Однако кн. Дмитрий Иванович решительно воспротивился этому и выдвинул своего кандидата, Митяя, к-рый должен был стать во главе отд. от Киева митрополии. После его смерти в 1378 и победы в Куликов. битве (1380) Дмитрий принял К., но в 1382 К. был изгнан опять и окончательно вернулся на митрополию "всея Руси" только в 1390 при вел. кн. Василии I Дмитриевиче. К. занимался упорядочением дел в митрополии, ставил еп. во владениях лит. и моск. князей. К кон. 90-х гг. вернул под свою юрисдикцию Галицкие земли. В 1402 совместно с вел. кн. восстановил и утвердил старый Номоканон (свод юридич. церк. правил). В 1395 по инициативе К. была перенесена из Владимира в Москву икона Владимир. Богоматери, тем самым Москва официально становилась новым религ. центром Руси. Умер К. в Москве, похоронен в Киеве в Софийском соборе.

К. был высокообразов. чел., талантливым писателем. Переводил с греч. яз. на слав. церк. службы, молитвы, каноны. Сам К. написал "Службу митрополиту Петру", "Молитву разрешити царя и князя...", ряд др. литургич. произв., 4 послания своим единомышленникам в Моск. Руси, свою ред. "Жития митрополита Петра". Произв. К. характеризуются ясным, образ. яз., выдержанностью стиля. Последнее произв. К. — его духовная — послужило образцом для мн. написанных позже пам. этого жанра.

Изд. и лит.: Рус. ист. библиотека. СПб., 1880. Т. 6; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Памятники литературы Древней Руси, XIV — середина XV в. М., 1981.


КНЯЗЬ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ Из Википедии: Старший из троих сыновей Ростовского князя Бориса Васильковича от брака с муромской княжной Марией Ярославной. Родился в Ростове 11 сентября 1253 года. О нём в летописях нет никаких известий до 1276 года, — года его женитьбы на неизвестной нам по имени княжне. В следующем году, вместе с отцом, матерью и младшим братом Константином, он был в Орде и после кончины там отца, перевёз тело его в Ростов.

В 1278 году, после смерти своего дяди, князя Глеба Васильковича, занял Ростовский престол вместе с братом своим Константином и в следующем году «со грехом и неправдою великою» отнял удел у своего двоюродного брата князя Михаила Глебовича; не лишено вероятия предположение, что такой поступок его явился как бы отместкою князю Глебу Васильковичу, ничем не наделившему князя Дмитрия при занятии Ростовского удела после смерти его отца; этим же предположением можно объяснить ходатайство его в 1280 году перед Митрополитом Кириллом за Ростовского епископа Игнатия, приказавшего вырыть из могилы тело князя Глеба Васильковича.

В 1281 году у него произошла с братом Константином ссора (причина коей неизвестна; летопись глухо говорит: «воздвиже диавол ражду и крамолу межи братома»), — и Константин, как младший, должен был уехать воВладимир к великому князю Дмитрию Александровичу, а князь Дмитрий «нача рать свкупляти в Ростове, блюдяся братьи, и город весь замете». Но, благодаря посредничеству Ростовского епископа Игнатия и великого князя, кровопролития между братьями не произошло и в скором времени они помирились. В конце этого же года участвовал в походе городецкого князяАндрея Александровича против великого князя, чем способствовал опустошению Ростова.

В 1285 году, по кончине, без потомства, Углицкого князя Романа Владимировича, удел последнего был присоединён к Ростовскому княжеству; но уже в 1286 году (по Никоновской летописи — в 1287 году), видимо по указанию хана Туда-Менгу, между Дмитрием Борисовичем и его братом произошёл раздел по жребию Ростовского княжества, причём Дмитрию достался Углич, а его брату — Ростов. В этом же году Дмитрию пришлось вернуть Белозерский удел Михаилу Глебовичу.

В 1288 году князь Дмитрий участвовал в походе великого князя Владимирского Дмитрия Александровича на Тверского князяМихаила. В этом же году между Дмитрием и его братом произошла мена уделами: Дмитрий сел в Ростове, а Константин получил Углич. Константин ездил жаловаться на него в Орду, но, в связи с начавшейся там междоусобицей, вернулся ни с чем. Спустя год татарские чиновники были по решению веча выгнаны ростовцами из города, и Дмитрий должен был для оправдания отправиться с братом в Орду к хану Телебуге.

Принял участие в происках брата великого князя, городецкого князя Андрея Александровича, против Дмитрия Александровича. В 1292 году с братом и сыном Александром ходил в Орду жаловаться на него хану Тохте, а в 1293 году принял участие внашествии царевича Дюденя, направленном против великого князя.

В 1294 году князь Дмитрий Борисович скончался в Ростове, оставив после себя сына Александра (род. 1286). Кроме сына, у него было три дочери: первая, неизвестная по имени, вышла замуж в 1292 году за переяславского князя Ивана Дмитриевича, вторая — Анна (преподобная Анна Кашинская) в 1294 году — за великого князя тверского Михаила Ярославича и третья — Василиса в том же году за ставшего великим князем владимирским Андрея Александровича.

Публикуется по машинописному сборнику Л.И. Аносова «Документы Вязниковского края». 1997 год.

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (10.02.2012)
Просмотров: 1276