Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » МОРОХИН Николай Владимирович

Н.В. МОРОХИН Докторская диссертация ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ФИННО-УГОРСКИЕ и ТАТАРСКИЕ ПРИРОДНО-КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ и ВЗЯТЫЕ ПОД ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
в 1990-1997 гг. в НИЖЕГОРОДСКОМ ПОВОЛЖЬЕ

МАРИЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ
        
         ВОРОТЫНСКИЙ РАЙОН.
        
        1. Священная роща Цепельская. В  0,4 км к юго-вост. от р.п.Васильсурск. 0,4 га. Водораздельная дубрава  с элементами липы и березы на склоне оврага   с южной экспозицией. Имеются дубы до 130 лет. На южной окраине рощи священный родник Супротивный Ключ. Действующая, посвящена богу Кугу-Юмо и почиталась  как одно из важнейших святилищ горных мари. Ключ почитается также русскими и чувашами. День праздника в роще - 28 августа ст.ст. Межобщинное значение. Обряды  отпускаются жителями сел и деревень востока Горномарийского   района. Землепользователь - Михайловский лесхоз, 7 кв. Воротынского л-ва. Роща  описана Н.Н. Оглоблиным (1909, 1911).
        2. Священная роща Арпынгель. На   юго-вост. окраине с.Хмелевка в излучине р.Арпынгель у водокачки.  0,1 га.  Заросли ивы пепельной и бересклета бородачатого.  В травостое встречается лунник оживающий   (Красная книга СССР). Действующая.  День праздника - 28 августа ст.ст. Значение - межобщинное.  Обряды  отпускаются  жителями  сел  и деревень востока Горномарийского района. Земли адм.  р.п. Васильсурск.
        3. Священная  сосна  Хмелевская. В 20 м. от берега Волги на сев.-зап. окраине с. Хмелевка.  Выс. - 26 м.,  диаметр  ствола  -  0,8  м, 120 лет.  Место традиционных жертвоприношений,  значение  межобщинное.  Обряды отпускаются жителями  сел  и  деревень востока Горномарийского района. Земли адм. р.п.Васильсурск.
        4. Священная сосна  Цепельская. В р.п. Васильсурск в 20 м. к югу от дороги в с. Хмелевка. Выс. - 28 м.,  диаметр  ствола - 0,8 м, 120 лет.  Место традиционных жертвоприношений,  значение  межобщинное.  Обряды отпускаются жителями  сел  и  деревень востока Горномарийского района. Земли адм. р.п. Васильсурск.
        5. Священная береза  Цепельская. В р.п. Васильсурск в 40 м. к югу от дороги в с. Хмелевка. Выс. - 22 м.,  диаметр  ствола - 0,6 м, 130 лет. Место традиционных жертво-приношений,  значение  межобщинное.  Обряды отпускаются жителями  сел  и  деревень востока Горномарийского района. Земли адм. р.п. Васильсурск.
        
        
        
        ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН.
        
        1. Священная роща Апшатнерская. В 0,5  км  к сев. от д. Кузнец посреди поля слева от дороги на с.  Б. Поле. 0,001 га. Сохранились четыре живых дерева -    липа, две березы и ель 120-200 лет. Сейчас обряды не отпускаются. Значение - общинное, поклонялись керемету. Обряды отпускались жителями д.  Кузнец.  Земли  к/х им. Буденного.
        2. Священная роща Юронгская. В 0,7 км к юго-вос. от д. М. Юронга в левобережной пойме р. Юронги. 0,004 га. Березняки еловые приручьевые с ольхой серой, с хвощем лесным, вейниковый, есть ели и березы до 200 лет. Обряды в роще отпускаются. Значение - общинное, поклонялись  керемету. Община д. Кузнец. Земли Большепольской с/адм. Роща описана С. Троицким (1863).
        3. Священная липа Апшатнерская. В 1,5 км к юго-зап. от с. Б. Поле по дороге на д.Кузнец в 60 м справа посреди поля. Выс. - 23 м, 180 лет.   Дерево почитают  как целителя людей и скота,  ему приносят подарки,  если в деревне кто-то болеет - еду,  корзинку с рогами.  Значение - общинное.  Община д. Кузнец.   Землепользователь  -  к/х  им. Буденного.
        4. Священная лиственница Юронгская. В сев.-зап. части д. М. Юронга позади усада Калягиных. Выс. - 25 м, старше 300 лет. Считается, что дерево "ворожит на погоду” и управляет ею. В случае неблагоприятной погоды дереву приносят подарок -  еду.   Значение -  общинное.  Община д. М. Юронга. Земли Большепольской с/адм.
        
        ТОНКИНСКИЙ РАЙОН.
        
        1. Священная роща Типаевская 1-я.     Примыкает с сев.-зап. к д. Типайки. 0,002 га. Молодой ольшатник.  По наблюдениям населения, деревья погибают, достигнув 30 лет, их место занимают новые,     причем деревья не выходят за пределы круга. Возобновление мощное. Обряды в роще не отпускаются, она имела родовое значение, поклонялись керемету. Записаны легенды о скрытых в роще кладах, находка которых губительно сказывается на судьбе. Земли Вязовской с/адм.
        2. Священная роща Типаевская 2-я. Примыкает с сев.- зап. к д. Типайки.  0,03 га. Осинник.  Обряды в роще не отпускаются. Имела  родовое значение, поклонялись керемету.  Земли Вязовской  с/адм.
        3. Священная роща Типаевская 3-я. В 0,7 км к вост. от    юго-вост. окраины д.Типайки за мостом через ручей. 0,15 га. Ольшатник с несколькими пихтами. Обряды в роще не отпускаются, имела          родовое значение, поклонялись керемету. Земли Вязовской с/адм.
        4. Священная роща Типаевская 4-я. В 0,5 км к юго-зап. от д.Типайки. 0,3 га. Ольшатник. На северо-западном краю - небольшое озеро. Обряды в роще не отпускаются, имела  родовое  значение,  поклонялись  керемету. Земли Вязовской с/адм.
        
        ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН.
        
        1. Священная роща Одошнурская. В 1,3 км к сев. от д.Б.Одошнур среди поля. 0,5 га. Бор наземно-вейниковый, бор  осоковый, бор майниковый со снытью, имеются   сосны, ели, березы, осины.  Главное дерево - сосна 250 лет.  Обряды в роще не отпускаются, она имела общинное значение, община д.Б.и М.Одошнур, поклонялись в ней керемету. Земли кооп/х "Одошнурский”.
        2. Священная роща Енаевская. В 0,7 км к сев. от д.Енаево. 0,3 га. Обособленный     участок пихтово-елового леса, окруженный луговиной на склоне с сев. экспозицией. Есть липы и березы. Обряды в роще не отпускаются, но остатки культовых принадлежностей    целы.  Значение рощи - общинное, община д. Б. Куверба, Енаево, Трошонки, М. Куверба, поклонялись богам, воплощающим силы природы. Земли Большекувербовской с/адм.
        3. Священная   роща  Кувербовская. В 0,5 км от     д. Б. Куверба в  окружении  поля  вблизи  дороги  Куверба  - Пижма. 0,4 га. Березняки пихтово-еловый разнотравный, пихтово-еловый с дубравными элементами, пихтово-еловый с рудеральными элементами.  Две березы свыше 180 лет, одна из них - главное культовое дерево,  двухсотлетний вяз. Поклонялись богам, воплощающим природные силы,  роща известна как вдовья, женское место поминовения усопших. О роще известны рассказы,  где говорится, что в ней людям     видятся загадочные движущиеся огни в ночное время, следы великана Кугу Енга на снегу зимой. Межобщинное значение, известна тоншаевским марийцам, обряды отпускаются. Земли Большекувербовской с/адм.
        4. Священная   роща   Маяковская. В 0,5 км от д. Маяки к сев.  Граничит с юга с заболоченным лугом, с севера с осинником, по другим сторонам с полем. 1,1 га.   Почва избыточно увлажнена, в роще два ручья. Ельник черноольховый приручьевый,  березник еловый черноольховый. Есть ели и пихты до 180 лет.  В центре - главное   дерево - 200-летняя береза с жертвенным дуплом.  Обряды отпускаются, связаны с поклонением богам леса, ветра, дождя,    в них участвовали все члены общины д. Маяки. Значение рощи - общинное. Земли Большекувербовской с/адм.
        5. Священная роща Ромачинская. В 1 км      к юго-зап. от д.Ромачи посреди поля на склоне с южн. экспозицией. 0,5 га. Ельник разнотравный, по       периметру – древовидный можжевельник. Роща посвящена Ош Пондашу -    канонизированному марийскому князю,  правившему Поветлужьем в Х1У веке.  Обряды в роще отпускаются, значение межобщинное, известна тоншаевским марийцам. Земли Увийской с/адм.
        6. Священная  роща  Селковская. В 0,5 км к югу от д. Б. Селки на возвышенной точке поля. 0,2 га.      Ельник пихтово-липовый разнотравный, ельник пихтово-липовый с  дубравными элементами. Посвящена духу леса Ате-Малахаю, обряды отпускаются, значение рощи - общинное, община д. Б. Селки. Земли Увийской с/адм.
        7. Священная роща Шимбуйская. В 0,3 км к сев.-зап. от д.  Шимбуй посреди поля на склоне с юго-вост. экспозицией 1,5  га. Пихтово-еловый лес со снытью. Поклонялись богам природы, сейчас обряды не отпускаются, значение рощи - общинное. Община д.Шимбуй. Земли Увийской с/адм.
        8. Священная роща Грозная. В 0,7 км к сев.-вост. от д. Б. Ошкаты на 30-метровой горе Кереметкурык. 0,4 га. Ельник пихтово-еловый неморально-травянистый. Роще приписывается могучая сила, она посвящена богу солнца Кэц-Юмо, в ней отпускаются обряды, значение рощи  - межобщинное, она известна тоншаевским марийцам. Земли Ложкинской с/адм.
        9. Священная  роща  Дупляковская. В 0,5 км к сев.-вост. от д. Дупляки посреди поля. 0,5 га. Березняк сукцессионный разнотравный. Обряды в роще отпускаются, ее значение - родовое, поклонялись керемету. Земли Ложкинской с/адм.
        10. Священная роща Пеньковская 1-я. В 0,2  км  к зап. от д. Крутой посреди поля. 0,8 га. Ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Обряды в роще не отпускаются, ее значение - родовое,  поклонялись керемету. Земли Ложкинской с/адм.
        11. Священная роща Пеньковская 2-я. В 0,3 км к юго-вост. от д. Крутой посреди поля у шоссе Тоншаево - Вякшенер. Березняк сукцессионный пихтово-еловый  с  дубравными элементами. Переувлажнена. Обряды    в роще не отпускаются,  ее значение - родовое, поклонялись керемету. Земли Ложкинской с/адм.
        12. Священная   роща   Ошарская. В 2 км к зап. д.Ошары на краю тайги. 0,1 га. Березняк пихтово-еловый с  дубравными элементами. В центре рощи - липа необычной  формы 200  лет со стволом,  укоренившимся в нескольких местах. Обряды в  роще  отпускаются.  Значение  -   общинное,   община д. Ошары.  Поклонялись силам природы. Земли Пижемского лесхоза, 71 кв. Шайгинского лесничества.
        13. Священная липа в д. Горинцы. В 0,3 км к югу от д. Горинцы среди поля, выс – 35 м, старше 300 лет. Липе приносят подарки, считая, что она обеспечивает здоровье, благополучие людей, исцеляет. Значение - межобщинное, известна тоншаевским марийцам. Земли фермера С.В. Козлова.
        14. Священная липа  в д. Маяки. На усаде Маяковых - третьего дома от центра по зап. стороне улицы, выс. – 30 м, старше 250 лет, есть дупло, используемое для приношения жертв. Считается, что обеспечивает здоровье и благополучие людей,  исцеляет. Значение - родовое. Земли Большекувербовской с/адм.
        15. Священная липа Ромачинская. В 0,2 км от д. Ромачи посреди поля. выс.- 20 м, около 125 лет. Считается, что исцеляет и бережет от несчастий, липе приносятся подарки, в т.ч. деньги, брать которые нельзя под страхом смерти. Значение - межобщинное,   известна   тоншаевским марийцам. Земли Увийской с/адм.
        16. Священная липа Ошарская. В д.Ошары, на главной улице, возле зап. порядка домов. Выс. - 20 м., 150 лет.  Подарки липе приносятся весной, считается, что это оберегает от несчастий. Значение  -  родовое. Земли адм. р.п.Тоншаево.
        17. Священная береза Пеньковская. На юго-зап. окраине д.Крутой. Выс.- 7 м., 130 лет. Березе приносились подарки, что охраняло от несчастий. Значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм.
        18. Священная липа Ошкатовская. На зап. окраине д.Б.Ошкаты. Выс. - 15 м, 250 лет. Липе приносились подарки, что охраняло от несчастий.  Значение - общинное. Земли Ложкинской с/адм.
        19. Священное урочище Ошарское Поле. Участок, примыкающий к юго-зап. части поля у д.Ошары,  в 2 км от деревни. Место произрастания старых,  ныне  погибших  лип,  имеющих от корней молодые побеги.  Считалось,  что принесенные сюда подарки дают счастье и  удачливость  в делах.  Значение - общинное,  община д.Ошары. Земли ТНВ "Кировское-Привалов и К”.
        
        ШАРАНГСКИЙ РАЙОН.
        
        1. Священная роща Козлянурская 1-я. В 0,5 км к сев. от д.Козлянур  посреди поля. 0,3 га. Пихтово-еловый  лес с дубравными элементами.  Посреди овраг с ельником приручьевым.  На поляне - четыре главных        дерева - береза,  липа и две пихты, где ведется жертвоприношение. Много культовых принад-лежностей. Имеет общинное значение, в роще поклоняются богам природы. Община  д.  Козлянур. Земли АО "Заря”.
        2. Священная роща Козлянурская 2-я. В 1,5 км к сев. от д.Козлянур посреди поля у оврага с ручьем. 0,3 га. Березняк разнотравный. Много поваленных деревьев. Действующая. Значение рощи  -  родовое,  поклоняются   керемету. Земли АО "Заря”.
        3. Священная роща Заовражная. В 1 км к юго-вост. от р.п.Шаранга   посреди поля. 1,8 га. Типичный участок южной тайги, пихтовый ельник с дубравными элементами,  пихтовый ельник  разнотравно-снытевый, ельник приручьевый.  В середине овраг с пойменной растительностью.  В роще по средам часто и регулярно отпускаются обряды, в ней большой жертвенник с кострищем, семейные очаги возле родовых деревьев. Поклоняюся богам, воплощающим силы  природы:  леса, солнца, зверей, птиц, дождя, ветра, цветов, Кугу-Юмо и Суртану. Межобщинное значение, известна  шарангским   и   воскресенским   марийцам.  Земли к/х "Знамя труда”.
        4. Священная роща Шарангская. В 1 км к сев.-вост. от р.п.Шаранга   посреди поля, рядом с оврагом, на дне которого ручей. 1,5 га. Елово-березовый   лес с дубравными элементами. Одно из главных святилищ нижегородских мари,   почитаемое повсеместно. Многочисленные очаги, жертвенники, другие культовые принадлежности.  По   характеру культа  сходно  с  Заовражным. Обряды отпускаются в     пятницы регулярно и часто. Межобщинное значение,  известна  шарангским  и  воскресенским марийцам. Земли к/х "Знамя труда”.
        5. Священная роща Пайдушевская 1-я. В 1,2 км к сев.-вост. от д.Пайдушево посреди поля возле оврага. 0,3 га. Рощу составляют 14 деревьев - ели и одна береза.    Обряды в роще не отпускаются.  Имела родовое значение, поклонялись  богам  природы. Земли АО им.Кирова.
        6. Священная роща Пайдушевская 2-я. В 1 км к югу от д.Пайдушево - огороженный забором участок пихтового ельника с дубравными элементами, окруженного полем. 0,1 га. В роще много культовых принадлежностей,  очаги, вешала.  В ней отпускаются обряды,  поклоняются силам природы. Значение - общинное. Община д.Пайдушево. Земли АО им.Кирова.
        7. Священная  роща  Черномужская. В 0,8 км на сев.-зап. от д.Черномуж внутри  леса, прорезанного оврагами,  на окраине родник, по оврагу течет ручей. 0,3 га. Березово-еловый лес разнотравный, ельник приручьевый. В роще отпускаются обряды, много культовых атрибутов. Поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение-общинное. Община д.Черномуж. Земли АО им.Кирова.
        8. Священная роща Марсовская. В  0,1  км  на  сев.-вост. от  д.Марс посреди поля. 0,8 га. Ельник липово-пихтовый   разнотравный   со снытью. Главное культовое дерево  -  липа 300 лет с диаметром ствола 1,5 м,  в роще есть культовые принадлежности. В ней   поклоняются богам, воплощающим силы природы.  Значение  - общинное. Община д.  Марс. Земли АО им.Кирова.
        9. Священная роща Кушнурская 1-я. В 0,2 км к югу от с.Кушнур посреди  поля. 0,3 га. Осинник снытевый. В зап. части находятся лавочки и очаги, отпускаются обряды, в др. частях много ветроповала. Поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение - общинное. Община с.Кушнур. Земли АО "Кушнурский”.
        10. Священная роща Кушнурская 2-я. В 0,5 км к сев.-зап. от с.Кушнур  посреди поля. 0,3 га. Липняк снытевый. Много упавших деревьев. Обряды не отпускаются,  поклонялись богам, воплощающим силы природы,  значение  - общинное. Община с.  Кушнур.  Земли АО "Кушнурский”.
        11. Священная роща Большерудкинская 1-я. В 2,5 км к востоку от с.Б.Рудка  посреди поля и луговины. 0,6 га. Ельник  разнотравный,  есть пихты, березы. Обряды сейчас не отпускаются, поклонялись богам, воплощающим силы природы. Значение рощи - родовое. Земли АО им.Ленина.
        12. Священная  роща  Большерудкинская  2-я. В 1 км к юго-вост. от с.Б.Рудка  посреди поля. 0,9 га. Ельник березово-пихтовый разнотравный с крапивой. 13 деревьев - 5 берез, 5 елей, 3 пихты 150-200 лет. Обряды не отпускаются,  в роще поклонялись керемету, значение - родовое,  принадлежала  роду  Качмашевых. Земли АО им.Ленина.
        13. Священная роща  Большерудкинская  3-я. В 3 км к юго-зап. от с.Б.Рудка   посреди поля, с сев.-зап. вплотную подходит проселок. 0,01 га. 4 дерева - береза,     пихта и две ели 100-170 лет. Обряды не отпускаются, поклонялись в роще керемету, значение - родовое. Земли АО им.Ленина.
        14. Священная роща Малорудкинская. В 2 км к северо-западу от с.Б.Рудка в массиве леса - пихтового ельника кисличника и пихтового ельника с  дубравными элементами. 0,2 га. Много культовых атрибутов - жертвенник, вешала, очаги, деревянные крючья,  огорожена     жердевым забором.  Обряды отпускаются дважды в году, поклоняются богам, воплощающим  силы  природы.  Значение - общинное.  Община сев. окраины с.Б.Рудка. Земли АО им.Ленина.
        15. Священная роща Семет. В 0,5 км к сев.-зап. от д.Рудомучаж посреди поля возле подходящей с востока грунтовой дороги. 0,3 га. Елово-пихтовый лес разнотравный со снытью,     ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Имеются пихты до 200 лет.Обряды не отпускаются, в роще поклонялись богам, воплощающим силы природы,  значение -  родовое. Земли АО им.Ленина.
        16. Священная роща Чуринская. В 0,5 км от с.Б.Устинское посреди поля на склоне с южн. экспозицией. 0,2 га. Ельник березово-пихтовый с дубравными элементами.  В роще два жертвенника, культовые принадлежности. Действующая, поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение рощи - общинное. Община д.Чура. Земли АО "Устинское”.
        17. Священная роща Астанчургская 1-я. В 0,8 км к сев.-вост. от д.Астанчурга посреди поля. 1 га.  Березняк елово-пихтово-липовый. В роще много культовых атрибутов - жертвенный помост, вешала с деревянными крючьями,  скамьи, поклоняются        богам, воплощающим природные силы.  Значение  - общинное. Община д.Астанчурга. Земли АО "Щенниковское”.
        18. Священная роща Астанчургская 2-я. В 0,6 км к вост. от  д.Астанчурга  посреди поля. 0,3 га.        Пихтово-еловый лес с дубравными элементами, пихтовый ельник приручьевый. Обряды  не отпускаются, поклонялись керемету,  значение  -  родовое. Земли АО "Щенниковское”.
        19. Священная роща Малоустанская. В 0,7 км к сев.-зап. от д.М.Уста   посреди поля. 0,2 га. Пихтовый лес с дубравными элементами. Обряды не отпускаются,       поклонялись богам природы, значение - общинное. Община д.М.Уста. Земли АО "Щенниковское”.
        20. Священная береза в с.Большая Рудка. На усаде  ул.Свободы, 83. Выс. - 35 м, 200 лет.  Покровитель рода, место принесения жертв и отпускания  обрядов. Земли Большерудкинской с/адм.
        21. Священная береза в с.Большая Рудка. На  усаде ул.Свободы, 100. Выс. - 35 м, старше 250 лет. Покровитель рода, место принесения   жертв   и   отпускания   обрядов.  Земли Большерудкинской с/адм.
        22. Священная  лиственница  в с.Большая Рудка. Между домами по ул Свободы - 71 и 73. Выс. - 25 м, старше 250 лет. С лиственницей связаны представления   метеорологического характера -  предсказывание погоды и влияние на нее. Земли Большерудкинской с/адм.
        
ЭРЗЯНСКИЕ ПАМЯТНИКИ
        
        АРДАТОВСКИЙ РАЙОН
        
        1. Священное урочище Моляне. В 1 км к юго-вост. от д.Кавлей. 1,4 га.Сосновый бор снытевый с липой и елью до 200 лет с круглой поляной диаметром 80 м, посреди которой - валун Грановой, размером - 3,5 х 2 м. На поляне произрастает ятрышник шлемоносный (Красная книга СССР). По преданиям, было местом языческого поклонения эрзи  современных Ардатовского, Вознесенского и Дивеевского районов,   праздники проводились во второй половине  июня.  В  настоящее  время  на поляне празднуется Троица русскими жителями д.Кавлей.   Земли Мухтоловского лесхоза.   33 кв. Ардатовского лесничества.
        
        АРЗАМАССКИЙ РАЙОН
        
        1. Священное урочище Мольбище. В 2 км к юго-зап. от с.Румстиха. 0,1 га. Дубово-липовый лес, имеется источник. По преданиям, место молений  эрзи. Известно среди жителей с. Румстиха. Земли Арзамасского лесхоза.  4 кв. Чернухинского л-ва.
        
        БОГОРОДСКИЙ РАЙОН
        
        1. Священная роща Касанихинское Мольбище.   Липовый лес с почитаемым источником в 0,5 км к сев.-зап. от д.Касаниха. 0,2 га.  По преданиям, место молений эрзи. Известна жителям д.Касаниха. Земли ТОО "Инютинское”.
        2. Священное  урочище  Мольбище у д.Инютино.  Группа ив с почитаемым источником в 1 км к зап. от д.Инютино. 0,01 га. Известно жителям   д.Инютино. По преданиям, место молений эрзи.    Описано  П.И.Мельниковым-Печерским   в работе         "Очерки мордвы”. Земли ТОО "Инютинское”.
        3. Священное  урочище  Мольбище у д.Лом. Группа ив и  лип с почитаемым источником в 1 км к юго-вост. от д.Лом. 0,1 га.  Известно жителям д.Лом и д.Инютино. По преданиям, место молений эрзи. Земли ТОО "Инютинское”.
        4. Священный эрзянский источник  в  д.Шониха.  Участок  с группой старых  ив  и почитаемым источником в центре д.Шониха. 0,05   га. Известен жителям д.Шониха. По преданиям, место молений эрзи. Земли Оранской с/адм.
        
        ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКИЙ РАЙОН
        
        1. Священная липовая роща у с.Татарское.  Старый  липовый лес в 1 км к вост. от села посреди поля. 2,5 га.  Охраняется как памятник природы  (ландшафтный объект) решением обл. Совета N 56 от 14.02.84. По преданию, место молений эрзи.  Известна жителям с.Татарского.   Земли ТОО "Красный партизан”.
        2. Священное урочище Мольбище у с.Сиуха. В 0,4 км к сев. от села,  березовая  роща по оврагу. 0,1 га.  По преданию, место молений эрзи. Описано П.И.Мельниковым-Печерским в работе "Очерки мордвы”.  Известно   жителям   с.Сиуха.    Земли Арманихинской с/адм.
        3. Священное урочище Мольбище у с.Кожлейка. На его вост. окраине  - пруд с 8 старыми липами и почитаемым источником. 0,1 га. По преданию, место молений эрзи. Известно жителям   с.Кожлейка. Земли Суроватихинской  с/адм.
        4. Священное урочище Керметские Вершины. В 2 км к западу  от  с.Б.Сескино у истока р.  Кермети. 0,4 га. Березняк с 16 почитаемыми родниками.  Место произрастания лунника оживающего (Красная книга СССР). По преданию, место         молений эрзи.  Известно жителям  с.Б.Сескино.  Земли  Дальнеконстантиновского лесхоза, кв.12 Румстихинского л-ва.
        5. Священное урочище Мольбище у с.Арманиха. На сев.-зап. окраине села к сев. от школы и зап. от пруда. 0,1 га. Группа берез и дубов, почитаемые источники. По преданию,  место молений эрзи. Известно жителям    с.Арманиха. Земли Арманихинской с/адм.
        6. Священная  роща  Кузьмерь. В 1   км   к сев.-вост. от с.Б.Сескино. 5 га. Сосново-дубовый лес, окруженный полем. По  преданию,  место  молений  эрзян.  Сейчас  -  место проведения Троицы русскими жителями с.Б.Сескино.   Известна  в этом  качестве повсеместно в округе 10-12 км. Описана в работе П.И.Мельникова-Печерского "Очерки      мордвы”.  Земли Дальнеконстантиновского лесхоза, 110 кв. Румстихинского л-ва.
        7. Священное урочище Кузькины Караваи. В 1 км к зап. от п.Кривая Грань. 0,4 га. Археологический памятник - древнеэрзянское городище УП-УШ вв. н.э. с сохранившимися валами, поросшее   лесом.   Липняк   снытевый   с  околоводной растительностью в оврагах на сильно пересеченной местности. Место произрастания лунника оживающего (Красная книга СССР). По преданию, было местом молений эрзян.    С  урочищем связаны события восстания терюханской мордвы в ХУП в., здесь скрывался проповедник Кузька. Известно жителям п.Кривая Грань и д.Макраша. Земли Дальнеконстантиновского лесхоза, кв.18 Румстихинского л-ва.
        8. Священное урочище Пьяный Дуб. В 1,5 км к югу от с. Румстиха. 0,6 га. Урочище с группой культовых          деревьев, одариваемых в день начала сенокоса.  Березняк с дубом, выс.  20 м, 250 лет.  По преданию,  место молений эрзи. Известно жителям  с.Румстиха. Земли Дальнеконстантиновского лесхоза, кв. 23 Румстихинского л-ва.
        9. Священная роща Малютино Мольбище. На зап.  окраине д.Макраша. 0,2 га. Группа из 36 лип до 300 лет выс. до 30 м с диаметром ствола до 2 м. По преданию, была местом молений эрзи. Известна жителям    д.Макраша. Земли ОПХ  "Россия”.
        
        ЛУКОЯНОВСКИЙ РАЙОН
        
        1. Разинский камень. В 0,8 км к юго-зап. от д.Панзелка. 0,2 га. Урочище с валуном размером 2 х 4 м в ольшатнике. С  каменем связаны многочисленные легенды о крестьянской войне Разина, о спрятанных под валуном кладах, почитается как своего рода памятное место у эрзянского  и русского населения.   Широко  известен  на  юге  Лукояновского района. Земли Разинского лесхоза, кв.41 Панзелского л-ва.
        2. Священное  урочище  Ознамолей.  Овраг  с   характерной луговой растительностью в 2 км к сев. от с.Иванцево. 0,2 га. Судя по преданиям и самому  характеру  названия,  был  местом  молений эрзи. Известен жителям с.Иванцево. Земли ООО "Иванцевское”.
        3. Священная роща Лукаш.  Дубово-липовый лес  в  1  км  к зап. от д.Новоселки. 11,5 га. Место молений,  а затем крещения эрзи, известное по преданиям с.Пичингуши,  д.Новоселки,  д.Крапивки.  Земли Разинского  лесхоза, 30 кв. Лукояновского л-ва.
        4. Священная роща Явлей. Дубово-липовый лес в 3 км к юго-зап. от  с.Пичингуши. 35 га. Место  молений  эрзи,  известное  по преданиям с.Пичингуши,    д.Новоселки, д.Крапивки. Земли Разинского лесхоза, кв.38 Лукояновского л-ва.
        5. Священное урочище Покшлейчувто.  Группа деревьев - лип и дубов  у  родника  на  вост. окраине д.Крапивки. 1,5 га. Место поклонения эрзи. Среди деревьев - старый ясень, почитаемый как дерево ведьм.  Известно  по преданиям жителей с.Пичингуши и д.  Крапивки. Земли Пичингушской с/адм.
        6. Священное  урочище  Кшикуравай. В 1,5 км к зап. от д.Березовка. Курган   с   пологими склонами на   поляне,  окруженный  липняком  березовым. 0,1 га. Место поклонения эрзи. Силами Музея эрзянской культуры в урочище воссоздана обстановка молельной поляны, соответствующая описаниям П.И.Мельникова-Печерского. Земли Шатковского лесхоза, кв.133 Шатковского лесничества.
        
        ГОРОД САРОВ
        
        1. Священное урочище Мольбище. В 0,5 км к сев.  от б. Сысовского кордона. 7,4 га. Липово-березово-осиновый лес с поляной, посреди  которой карстовый провал диаметром 15 м.  По сведениям краеведа Н.В.Артемова (г.Саров), было местом моления эрзи. Земли Саровского горлесхоза,  кв.58.
        
        ТАТАРСКИЕ ПАМЯТНИКИ
        
        КРАСНООКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
        
        1. Священное   урочище   Тараташ. В 1  км  к сев.-вост. от с.Актуково на высоком правом  берегу  р.Сухой Пары. 0,001 га. Выход известковых   пород на поверхность склона  с  прилегающей  луговиной. С   Тараташем связаны широко  известные в районе   легенды  о  чудесном происхождении камня и  грядущем  конце  света.  Место молений татар. Земли ТОО "Актуковское”.
        2. Священная ветла в с.Актуково. На кладбище в сев. части села.  Выс. - 15 м, 200 лет. По преданиям, посажена на могиле основателя  села. Место молений жителей   с.Актуково.  Земли   Уразовской    с/адм.
        3. Священная береза в с.Красный Яр. На кладбище в южн. части села. Выс.- 12 метров,  около 220 лет. Дерево -  необычной  формы,  с  несколькими  укоренениями. По преданию, посажено  на  могиле основателя села. Место молений жителей с.Кр.Яр.  Земли  Уразовской  с/адм.
        
        СЕРГАЧСКИЙ РАЙОН
        
        1. Священный  вяз Кургонсат. В 4 км юго-зап. от с.Кочко-Пожарки в 400 м к югу от шоссе Сергач-Гагино.  Выс.-12 м., 200 лет.  Дерево является объектом,  с которым связаны   многочисленные    табуистические    запреты.  Известно широко  у  татар  Сергачского  района.  Земли к/х "Авангард”.
        2. Священное урочище Керемет. На южн. окраине с.Кочко-Пожарки. 0,1 га. Луговина  по склону   с   северо-восточной экспозицией с выходом плиты  известняка.  Источник  щелочной минеральной воды, ценимой местным населением. С местом связаны татарские легенды эсхатологического характера.  Известно  в с.Кочко-Пожарки Земли Кочко-Пожарской с/адм.
        

Категория: МОРОХИН Николай Владимирович | Добавил: Рэмович (16.03.2012)
Просмотров: 1191 | Теги: культурология, Архив Цыплева, Н.В. Морохин