Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » МОРОХИН Николай Владимирович

Н.В. МОРОХИН Докторская диссертация ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Завершая исследование, необходимо обозначить самые главные его итоги и выводы.
      1. Традиционная духовная культура Нижегородского Поволжья, принадлежащая его различным этносам - выразила идеи, которые являются основополагающими во взаимоотношениях природы и человека. 
      Это гуманное, паритетное, уважительное отношение ко всему живому, имеющее в основе признание права на существование за каждой формой жизни.
      Это понимание ее универсальной ценности для человека - ресурсной, эстетической, рекреационной, информационной.
      Это осознание глубочайшей системности, которой проникнута вся природа. Системность представляется непознаваемой для человека на данном этапе его существования, в связи с этим важно не вмешиваться в жизнь природы, поскольку, потревожив один ее элемент, можно нанести ущерб другому, связанному с ним неизвестными человеку отношениями взаимозависимости.
      Это любовь к родному краю, находящая выражение в эстетизации ландшафта, вера в спасительные и целительные силы природы, особое, полное почтения внимание к уникальным природным объектам.
      Наконец, это мысль о непременной ответственности человека за проступки, совершенные против природы, за нарушение установленных обществом исходя из тысячелетнего опыта запретов.
      Обозначенные здесь идеи могут быть выражены в различной форме - в полном специфической мистики рассказе марийца о лесных духах, в художественной образной системе лирической песни, в пословице, запечатлевающей конкретную истину, в русской или татарской легенде, окружающей ореолом таинственности и почитания озеро, камень, в предании, которое выделяет природный объект из ряда подобных, обосновывая и закрепляя его название. Особую ценность фольклорным произведениям как выразителям экологической идеологии придает их конкретность. Они несут новым поколениям не общие истины, а важную, эмоционально насыщенную информацию о реалиях природного окружения в регионе.
      Обратим внимание на то, что в данном качестве традиционная экологическая культура, запечатленная в фольклоре и обрядовости, в рамках региона выступают как единая система. Известно, что системе присущи четыре основополагающих признака: она представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных элементов; образует особое единство с внешней средой; представляет собой элемент системы более высокого порядка; составляющие систему элементы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Без сомнения, эти признаки присущи экологической культуре. Она как элемент общественного сознания  диалектически  соединяет черты традиционной культуры этносов, с одной стороны, и общий, складывающийся на их основе в регионе культурный пласт,  с другой. Элементы такой культуры состоят между собою в более низких  по иерархии системных отношениях. Специфичное единство традиционной духовной экологической культуры с окружающей средой - как способа ее отражения и как идеологии, находящейся в основе материальных воздействий на среду - по сути так или иначе  было  объектом рассмотрения в  данной  работе. Что же касается отношений комплексной взаимосвязанности  между  ее элементами, то она обнаруживается с особой очевидностью тогда, когда осмысление природного объекта,  в традиционной  культуре одного этноса, становится достоянием другого этноса, принимая нередко иную форму. Это убедительно доказывает судьба Китежской легенды, принадлежащей русскому и финно-угорским народам,  почитание общих природных памятников, с которыми связана обрядовость и фольклорные произведения разных этносов, сходство образных систем  песен  разных  народов  о  природе, идейная  близость паремических жанров, выражающих сходные наблюдения  за окружающим миром, категорические требования в отношении его, близость сказочных сюжетов, отразивших природу. Фольклор, обрядовость каждого из народов находит для выражения важных идей специфичные для него средства. Так, оберегающим священные урочища мари поверьям, запретам, обрядам и рассказам вполне по своему назначению  соответствуют  легенды о подобных местах у русских и татар. Отсутствие древних лирических песен марийцев, связанных с природой,  формирующих эстетическое отношение к ней, компенсируеся обрядовостью, связанной с лесом и  водой, многочисленными рассказами о духах природы, обилием примет.
      Сказанное означает, что процессы многовекового общения этносов в рамках региона, общность природной среды приводят к складыванию единого элемента общественного сознания - общей региональной экологической духовной культуры. Как уже показано, в ней ярко проявляется, сохраняется национальное начало. Совершенно очевидна уникальность в этой системе и эрзянских эпических песен о природе, и русских легенд о святых озерах, и марийской несказочной прозы, повествующей о природных силах. Очевидно, например, то, что этносы, сохранявшие долгие века традиционные религии, сберегли вместе с ними и более конкретную ориентацию на гармоничные взаимоотношения с вмещающим ландшафтом, с теми видами живого, которые их непосредственно окружают - и это получило выражение в фольклорных произведениях. Но важнее другое - общность идеи сохранения мира природы характерна для традиционной культуры всех компактно проживающих в регионе этносов.
      2. Фольклор и обрядовость представляют ценный материал для изучения традиционной духовной экологической культуры региона, который дает возможность судить об этом явлении в целом применительно к периоду фиксации материала, а также к более ранним периодам развития общества. Произведения устного народного творчества и обряды достоверно и объективно отражают такого рода культуру, ибо представляют собою непосредственный бессознательный или осознанный слепок с того, что отложено на протяжении многовековой истории в народном сознании - отражение или даже прямое изложение представлений людей о мире и их месте в нем. Изучение фольклора и описаний обрядов в определенном аспекте представляется наиболее ценным способом познания духовного компонента экологической культуры. Вместе с тем результаты такого изучения могут иметь определенный смысл лишь в рамках отдельно взятого региона, без перенесения конкретных выводов на условия других территорий.
      3. Указанный материал позволяет выделить в духовной экологической культуре два пласта - древнейший, связанный с мифологической интерпретацией мира, сакральным обоснованием запретов и рациональных действий и новый, художественно-реалистический, связанный исключительно с образным познанием реальности. Эти пласты относятся к исторически различным этапам развития общества, генетически несинхронных у различных этносов в силу неравномерности их развития.
      4. Конкретные характерные особенности духовной экологической культуры того или иного этноса во многом зависят от естественных условий территории, где шло его становление. Представления о прекрасном и нравственном в отношении природы у представителей этноса при переселении в другую природную зону на протяжении долгого времени сохраняются неизменными. Это происходит даже в том случае, если они не состыкуются с новыми условиями. В таком выводе убеждает сравнительный анализ представлений о духах природы у финно-угорских этносов, русских и татар, комплекс вербально выраженных поверий этих этносов.
      5. Духовная экологическая культура различных этносов, которые в силу исторических судеб проживают в одном регионе, обаруживает конвергенцию.
      Если исходить из предложенной С.А.Арутюновым (23) схемы культурного взаимодействия народов и рассматривать один из них как донор, а другой как реципиент, то их взаимовлияние в сфере духовной экологической культуры в общем виде можно представить себе следующим образом:
      - автохтонный этнос выступает донором при передаче того компонента древнейшего мифологического пласта культуры, с которым связаны обобщенные сакральные представления о сети священных территорий в регионе;
      - передача других компонентов этого пласта культуры, как правило, не происходит - об этом свидетельствует значительная разница в этнических представлениях о духах природы;
      - конвергенция в обрядовости, как показывает ее анализ, связана не с ее заимствованием одним этносом у другого, а с объективной обусловленностью обрядовых циклов условиями природы и труда. Заимствуется лишь мотивация этой обрядовости, причем в этом случае донором выступает этнос, с которым связаны представления о государственности;
      - в формировании общего нового реалистического пласта такой культуры, отраженного в художественных фольклорных текстах, донором является этнос, с которым связано представление о государственности. В этом пласте ведущую роль играют универсальные  - общечеловеческие элементы. Создание такого пласта культуры и есть основная линия подобной конвергенции.
      6. При изучении традиционная экологическая духовная культура мари, эрзян - автохтонных этносов региона, не являющихся титульными - обнаруживает два пласта явлений. Для представителей других этносов внешне открыто лишь то, что сопрягается с новой реалистической культурой, отдельные обряды. В то же время древнейшие сакральные представления для них не обнаруживаются. Такова форма сохранения традиционной экологической духовной культуры подобных этносов, в силу исторического развития оказавшихся в иноэтническом окружении при выраженном экономическом, государственном и информационном преобладании соседей. Данные условия существования многих элементов культуры делают ее практически весьма уязвимой: отмечаются следы разрушения ее как системы. Потому изучение такой культуры автохтонных этносов представляется наиболее важным.
      7. В мифологическом пласте экологической культуры выражено и сакрализовано традиционное право, норма, закон, табу в плане природопользования, зафиксирована необходимость бережного отношения к природным святыням. Художественный, реалистический пласт экологической культуры также запечатлевает необходимость бережного отношения к природе, однако исходя из формируемых в произведениях эстетических и этических представлений, из прямого рационального доказательства. В современных условиях такой тип отношения к среде нуждается в юридической государственной поддержке. Важнейшим способом сохранения народных представлений об отношениях с окружающим миром и природных святынь в современных условиях видится введение в этой сфере категории природно-культового памятника. Представляется необходимым государственное заповедание природных святынь в качестве памятников регионального значения. Требуется формирование отношения как к важным культурным памятникам к фольклорным текстам, выражающим экологические идеи, их собирание и публикация в масштабах региона. Необходимо осмысление как памятников культуры сохраняемых в народном быту обрядов, которые отражают диалектическое единство человека и окружающей природы, исключение условий, препятствующих таким обрядам, их популяризация, свободную от профанирования. Также требуется издание литературы, которая бы освещала вопросы, связанные с экологической культуры региона и смогла бы удовлетворить в этом плане потребности всех, кому она требуется - учащихся, учителей, работников культуры, студентов, журналистов, экологов.
      8. В современных условиях сохранение и изучение традиционной духовной экологической культуры в регионах созвучно актуальнейшим задачам их устойчивого развития. Эта работа в сфере культуры направлена в итоге на сохранение окружающей среды как вмещающего ландшафта и поддержание гармоничных, бесконфликтных межэтнических отношений.
      Экологические традиции лишь в самые последние годы стали находить отражение в деятельности образовательных и культурно-просветительных учреждений Нижегородской области. Связанные с ними спецкурсы разработаны и читаются в Нижегородских госуниверситете и госпедуниверситете, в соответсвии с программами по экологии с ними знакомятся учащиеся старших классов школ. Серьезным вкладом в сохранение этих традиций стало утверждение на областном уровне системы охраняемых национальных природных территорий, в которую вошли выявленные природно-культовые памятники. Департамент по охране природы и управлению природопользования Нижегородской области с 1994 года включает подробную информацию об этих территориях в доклады о состоянии окружающей среды и справочные официальные издания. Сведения об этих объектах появилась в ряде народных музеев - эрзянской культуры (г.Лукоянов), Шарангском краеведческом, "Саровская Пустынь". Первомайский отдел культуры сумел поддержать традиционный праздник похорон Костромы в с.Шутилово, причем сделал это, не навязывая действу посторонних элементов, предоставляя участникам полную свободу импровизации - празднику обеспечивается ежегодная материальная и организационная помощь. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что традиционная духовная экологическая культура востребована в регионе общественностью и властью, что она отвечает нашим сегодняшним насущным потребностям, ни в коей мере не устарела, как не может устареть настоящее народное наследие. И в новых исторических условиях ее передача видоизменяется по способам.
      Духовная региональная экологическая культура остается важным элементом общественного сознания, способным передавать представления о мире природы новым и новым поколениям, формировать у них этическое и эстетическое отношение к среде, верные стереотипы поведения. Изучение этих ее важных особенностей нельзя отрывать от познания природы региона, в котором она существует, как нельзя не учитывать и культурного взаимодействия создавших произведения этносов.


Категория: МОРОХИН Николай Владимирович | Добавил: Рэмович (16.03.2012)
Просмотров: 512 | Теги: культурология, Архив Цыплева, Н.В. Морохин