Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 256 Показано материалов: 251-256 |
Страницы: « 1 2 ... 24 25 26 |
Это - фотоотчет о встрече вязниковских краеведов с мэром города Вязники Романом Кавиновым, которое состоялось 13 января 2012 года. |
Эту любопытную историю обнаружили нижегородские краеведы Леонид Акопов и Николай
Морохин в подшивке «Нижегородских губернских ведомостей» за 1877 год. Прошло
некоторое время, и удалось полностью восстановить все детали. А дело было
так! |
КУДА ДЕВАЛОСЬ СЕЛО ЯРЦЕВО Газета «Маяк» 21 апреля 1984 года Верхне-Волжское книжное издательство выпустило справочник «Административно-территориальное деление Владимирской области». На почтовой открытке 1910 года - Преображенская церковь в селе Ярцево. |
Этот материал под рубрикой "Поиски и находки" был опубликован в Вязниковской газете "Маяк" 14 декабря 1985 года.
Вязниковский гостиный двор ПОЙСКИ И НАХОДКИ В одном из краеведческих залов нашего музёя до недавних пор экспонировался подлинный план Вязников 1790 года. Композиционным ядром предполагавшейся застройки городского центра двухсотлетней давности должны были стать в соответствии с этим планом торговые ряды. В XVIII веке, и особенно к началу века девятнадцатого, с неудержимым ростом числа мелких и средних промышленников, купцов визитной карточкой каждого провинциального городка становится уже не помпезный собор с золочеными куполами,, а торговые ряды с бойкими приказчиками и буйством рекламы. ПРЕДЫСТОРИЯ По плану 1790 года Вязники должны были украситься вместо пестрых деревянных лавчонок, скопившихся на площади Казанского собора, зданием, как мы сейчас бы сказали, торгового центра. Юго-западная часть его (ныне «Раймаг») была построена. По неизвестным причинам запланированное каре торговых рядов осталось недостроенным, Только в начале нашего века стараниями энергичных вязниковцев Сизяковых с северного торца классических рядов было пристроено двухэтажное сооружение красного кирпича (теперь универмаг № 1), но уже в другом архитектурном стиле, Кто же автор наших торговых рядов? Сделаем небольшой экскурс в историю архитектуры. Первая половина и середина XVIII века — расцвет витиеватых форм барокко: Зимний дворец в Петербурге, императорские дворцы в Петергофе и Царском Селе, усадьба Кусково... Ухтомский, Растрелли, Зарудный, Коробов,,, В 1738 году итальянцы неожиданно обнаружили древний город, погибший когда-то под пеплом Везувия, О нем помнили, но архитектурные формы вскрытых строений, искусство античного мира поразило всех, Изумленныё архитекторы увидели образец для подражания. Началась эпоха классицизма, последний период которого от французского слова «империя» получил название «ампир>. ,,.Все было несомненно сложнее в истории и не так «прямо». Как всякое искусство, архитектура имела разные ответвления стиля из-за ограниченности средств, поправки на квалификацию строителей... Однако в общих чертах путь архитектуры к ампиру был именно таким. Евграф Яковлевич Петров Наши торговые ряды, гостиный двор относятся к этому позднему периоду классицизма. Иногда его еще называют эпохой высокого классицизма. Интересно, что «Раймаг» пока единственное здание города, у которого удалось установить имя автора, Это Евграф Яковлевич Петров, Год рождения этого талантливого зодчего, автора проектов мужской гимназии и последней перестройки Золотых ворот во Владимире был неизвестен. Эта «неизвестность» зафиксирована и в книге по истории области «Интересное о крав». Я долго искал сведения об архитекторе, ученике знаменитого Казакова и, наконец, в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, удалось обнаружить некоторые сведения. Родился Петров в 1786 году. С 3 октября 1800 года числится учеником архитектора в Экспедиции кремлевского строения в Москве. Интересный знаменательный поворот з жизни Е. Я. Петрова произошел в 1803 году: 12 августа этого года его откомандировали (вероятно, не без оснований) к известному архитектору Матвею Федоровичу Казакову для «продолжения снятия фасадического плана Москвы». В 1805 году Е. Я. Петрова награждают за какую-то ответственную работу именными золотыми часами и 13-го июня определяют архитектурным помощником в комитет для устроения в Москве казарм, Надо учесть яри этом, что Евграфу Петрову в этом году исполнилось лишь 19 лет... В 1812 году двадцатишестилетний Евграф Яковлевич определяется во Владимир губернским архитектором. Что еще известно об этом человеке? Пока очень немногое. В 1826 году он получает, вероятно за перестройку надвратной церкви («Золотые ворота» во Владимире) орден святой Анны 3-й степени, в 1831 году — чин коллежского асессора. С 1836 года он руководит работами по строительству мужской гимназии в губернском центре. Тяжелая болезнь не дала завершить начатое: в 1839 году Евграф Яковлевич Петров умер, Из построек, авторство которых документально можно отнести Е. Я. Петрову, — замечательное здание мерных весов на торговой площади Шуи, сохранившееся до нашего времени. 150 ЛЕТ Если с более или менее основательной степенью ясности предположить, что наши торговые ряды оказались недостроенными также из-за болезни и смерти Е. Я. Петрова (в былые времена строители работали под непосредственным наблюдением архитектора —автора проекта), то можно датировать «магазин под столбами» — как назвали вязниковцы творение зодчего, 1826— 1836 годами. С архитектурной точки зрения наши ряды очень интересны. Если в XVIII веке торговые постройки имели арочные галереи (вспомним Суздаль), то теперь галерея украшается колоннадой. Несмотря на то, что поздние наслоения асфальта перед зданием рядов уменьшили цоколь, колоннада, тем не менее, величественна. Стопятидесятилетний возраст дает основание надеяться, что памятник позднего классицизма все-таки предстанет в первозданной белизне, освободится от штукатурки типа «шуба», не свойственной ампирным постройкам, искажающей замечательные пропорции здания, Сейчас магазин страдает от переизбытка товаров и посетителей при минимуме торговых площадей, но это результат поздних перестроек. Сооружения подобного типа и времени предусматривали анфиладную систему залов, то есть, войдя в одну дверь, вы двигаетесь вдоль торговых прилавков из одного зала в другой, и, не возвращаясь обратно, выходите на боковую или противоположную улицу. Если исправить эту ошибку временных перестроек, то торговые работники получают дополнительную площадь без особых затрат, а город — прекрасный памятник архитектуры первой половины XIX века в том виде, в каком он был задуман талантливым зодчим. В. ЦЫПЛЕ8, краевед. Фото автора: современное состояние памятника архитектуры (в фотоальбоме сайта). Материал был опубликован в Вязниковской газете «Маяк» 14 декабря 1985 года. |
ПЕТРОВСКИЙ ЗАКАЗ В ВЯЗНИКАХ Недавно исполнялось 280 лет самой древней постройке Ленинграда. Сейчас здесь, на набережной Невы, неподалеку от Петропавловской крепости, - историко-художественный музей. 300 тысяч туристов со всего света ежегодно входят в кирпичное сооружение футляра, и перед ними предстает уникальное здание эпохи великих преобразований в России — Домик Петра I. ...Экскурсовод рассказывает о завершенной реставрация и сообщает: как и в петровское время, стены внутренних помещений Домика обтянуты морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области. Вязниковский краевед В. Цыплев попросил прокомментировать этот знаменательный факт истории заведующую отделом государственного музея этнографии народов СССР, автора книги «Домик Петра I» Лидию Константиновну Зязеву: - Лидия Константиновна, прежде чем задать «вязниковский вопрос», я попрошу вас рассказать вкратце историю самого Домика. - Постройке Домика предшествовало важное событие - 1 мая 1703 года сдался «на милость победителей» гарнизон шведской крепости Ниеншанц, основанный в начале XVII века на островке при впадении Охты в Неву. 16 мая в присутствии губернатора отвоеванной древней русской земли А. Д. Меншикова на острове заложили шестибастионную земляную крепость. Сам Петр I не присутствовал на ее закладке: выехав в Шлиссельбург, он возвратился на берега Невы только 24 мая. С этим днем и связано начало строительства дома для него. Этот небольшой деревянный дворец является самой первой постройкой города, известной сегодня под названием «Домик Петра I». В «Первоначальном дворце» Петр 1 жил с 1703 по 1708 год во время коротких наездов в Петербург. В августе 1723 года начали строить каменную галерею над ним, чтобы сохранить Домик по словам современников, «на предбудущие годы». С этого времени Домик Петра I стал мемориалом, он охраняется и бережно передается от поколения к поколению. - В декабре 1715 года Петр I издал Указ с требованием размножить льняные промыслы. Он ставил тогда в пример два города: Псков и Вязники. Вы руководствовались именно этим фактом, решив заказать новые обои в Вязниках? - Да, мы знали об этом Указе Петра, но кроме того еще два фактора сыграли свою роль в том, что мы заказали «фландрское полотно» в Вязниках. Во-первых, историк А. И. Богданов в свое время сделал описание, в котором сказано: «внутри обит холстом». Работая с различными документами, сопоставляя факты, мы пришли к выводу, что это была продукция вязниковских текстильщиков. Я поехала в Вязники, где и сделала заказ. - Много ли пошло на обивку Домика, и какую ткань вы заказывали? Меня интересовала в первую очередь структура парусины, ее возможная идентичность ткани петровского времени. Трудность при выборе состояла в том, что до наших дней (мы так думали) не сохранилось ни одного кусочка подлинного холста начала XVIII века. Передо мной в Вязниках разложили множество образцов на выбор, и один из них показался наиболее подходящим. Заказ был выполнен, мы привезли в Ленинград, говоря старыми мерками, 260 аршин льняной парусины, и каково же было наше волнение, когда, через некоторое время реставраторы впервые обнаружили (да сразу семь слоев) в сенях Домика, вокруг старого гвоздя за потолочной балкой сохранившиеся подлинные куски льняного полотна. Волнение сменилось радостью, можно даже сказать восторгом, когда при сравнении выяснилось: заказанная в Вязниках ткань полностью соответствует найденным древним образцам. Пользуясь случаем, хочется выразить благодарность вязниковцам, сделавшим для уникального памятника российской истории и архитектуры такой ценный подарок. Особенно хочется поблагодарить умелых мастеров, выткавших льняную парусину и еще раз подтвердивших славу вязниковских ткачей. Обновление Домика Петра I было признано лучшей работой пятилетки по реставрации, и несомненно этот факт найдет достойное отражение в вязниковской краеведческой литературе и экспозиции нашего музея. Опубликовано в вязниковской газете «Маяк» в 1983 году. |
Владимир Цыплев. Статья о встрече потомков Сенькова в Вязниках в газете "Призыв" была опубликована в июле 1994 года. |