Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » ЕРОФЕЕВ Юрий Николаевич

О разгроме и сыскном деле раскольников

О разгроме, сыскном деле и исторической правде.

Лопухин, Вавила, Селиверст, и др. участники событий на озер Кщара.

В своей статье «Не посрамим земли русской» («Комсомольская искра», 20 февраля 1990 г.) М.Боровков передает рассказ о разгроме пустыннических скитов ка озере Кщара в 60-х годах XVII века. Вот отрывок из текста этой статьи: «Люди из изб рогатинами и из луков стреляли и застрелили моего пятидесятника Федьку Яковлева»,— писал в 1665 году голова московских стрельцов Лопухин в своем донесении государю о схватке на озере Кщара. Скиты разгромили, главарей-пустынников сожгли как еретиков на кострах: «чернеца Вавилу в Ярополче» (Вязников тогда еще не было), а остальных, следует заметить, в Суздале и Владимире».

Примерно так все и было. Но несколько досадных промахов в этой короткой цитате имеется.

Во-первых, не совсем так, строго говоря, писал царю Авраам Лопухин. Не «моего пятидесятника», а «моего приказа пятидесятника». Вот его дословное сообщение: «и застрелили моево приказу пятидесятника Федьку Яковлева под левую титьку». Писать «моего пятидесятника», да еще в личном послании царю, было бы шагом некорректным: пятидесятник был царским, а не лопухинским слугой, Во-вторых, первоисточники не позволяют утверждать, что сожжение старца Вавилы произошло в Ярополче, а не в Вязниках. Историк В.С.Румянцева, автор ряда книг и статей о «капитоновцах», в том числе — и статьи «Сыскное дело тайного приказа о вологодских капитоновцах» (журнал «История СССР», N° 2, 1978 г.) утверждает, что сожжение было все-таки в Вязниках: «старца Вавилы сожженного в Вязниках».

И, наконец, совсем уж озадачивает утверждение: «Вязников тогда еще не было». Конечно, Вязники в указанный период существовали. Они бесчисленное количество раз упоминаются в сыскном деле о кщарских пустынниках. Можно высказывать разные версии о статусе Вязников в тот период (большое село, слобода и т.д.), но сам факт существования Вязников в 1665—66 гг., кажется, никем прежде сомнению не подвергался. Вот несколько, наугад, выдержек из дел о допрашиваемых кщарских пустынниках. Чернец Ефрем кормился тем, что «рукоделие делал сапожное, и, приходя в Вязники, продавал и на те деньги покупал себе хлеб». Другой житель кщарских скитов, «беглец Якушко, сказался вязниковец, посацкой человек, кузнец». Чернец Варнава «в лес под Вязники пришел 10 лет к старцу Селивестру».

В поход на кщарских старцев Лопухина сопровождали «строитель Благовещенского монастыря в Вязниках Антоний и путный ключник Ярополческой приказной избы Андрей Пекин».

В этот период существовали оба населенных пункта: и Вязники — с торжищем, кузницами, монастырскими строениями, посадом, и «государев град Ярополч». Крепость Ярополч была незадолго перед этим отстроена рядом с Вязниками на Мининой горе и, скажем так, была помоложе Вязников (не путать этот Ярополч времен «тишайшего» царя Алексея Михайловича с летописным Ярополчем, погибшим в годы татаро-монголь-ского нашествия на Русь).

Так что утверждение «Вязников тогда еще не было» — увы, на совести автора статьи.

Понимаю, что весь обсуждаемый отрывок лежит несколько в стороне от главной темы статьи М.Боровкова, имеет для нее второстепенное значение. Но принцип: взялся писать — загляни в первоисточники! — должен действовать и тут.

Ю. ЕРОФЕЕВ. г. Москва.

Категория: ЕРОФЕЕВ Юрий Николаевич | Добавил: Р-6176 (17.06.2016)
Просмотров: 99