Главная » 2015 » Октябрь » 1 » Сервис завтрашнего дня
05:50
Сервис завтрашнего дня

Сервис завтрашнего дня

Путешествие по железным дорогам становится всё привлекательнее

Лозунг, под которым развивается пассажирский транспорт сегодня, – стремление к мультимодальности перевозок. Однако это цель слишком серьёзная, чтобы быть реализованной в короткие сроки. Для этого понадобится перестроить всю систему перевозок и в том числе законодательно закрепить схему взаимодействия перевозчиков всех видов транспорта. Тем не менее уже сегодня можно говорить, что пассажирские перевозки развиваются именно в этом направлении.
Одним из примеров первых успешных схем мультимодальных перевозок может служить «единый билет» в Крым, который вот уже два года подряд предлагает своим клиентам Федеральная пассажирская компания. В этой цепочке задействованы сразу три вида транспорта – железнодорожный, морской и автомобильный. В нынешнем году предложением воспользовались без малого 350 тыс. пассажиров.

Если «единый билет» – предложение сезонное, то на восьми других направлениях, где организовано смешанное сообщение по схеме «поезд + автобус», билеты продаются круглогодично. Все они пользуются спросом – пассажирам удобно делать пересадку, уже имея билет, а значит, и место в салоне автобуса или поезда. Поэтому расширение количества таких маршрутов – дело только времени. Однако в АО «ФПК» говорят, что смотрят ещё дальше: услуга должна стать инновационной, чтобы ею управлял сам пассажир. В будущем человек, решив куда-то поехать, сможет просто открыть свой компьютер и самостоятельно построить свой маршрут, составив цепочку из тех видов транспорта, которыми захочет воспользоваться.

А дальше – самое интересное: в один клик он сможет купить единый билет, по которому и проедет весь путь. Железнодорожники утверждают, что такой сервис уже не так футуристичен, как кажется сегодняшнему пассажиру.
– Мы уже приступили к разработке целевой модели проекта инновационной мобильности, вся работа над ним сконцентрирована в специально созданном центре. Через год этот проект будет доступен пассажирам, – рассказал вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор АО «ФПК» Михаил Акулов. Это заявление он сделал на прошедшем в Италии международном форуме «Инновационная мобильность: контуры мультимодального будущего».

Он заверил зарубежных коллег, что российская транспортная отрасль готова к такому развитию. Уже треть железнодорожных билетов пассажиры покупают через Интернет. А на скоростные поезда процент онлайн-продаж ещё выше – около 75%.

Впрочем, к предоставлению комплексных услуг пассажиру должны быть готовы не только информационные технологии, обязан стать современным и сам подвижной состав. И в этом нынешний год не уступает предыдущим – на сеть выпущено сразу несколько видов совершенно новых пассажирских поездов. С 1 июня между Москвой и Нижним Новгородом начал курсировать скоростной поезд «Стриж». А всего испанская компания Patentes Talgo произведёт для РЖД семь таких составов. «Стрижи» пользуются большим спросом – за четыре месяца курсирования они перевезли свыше 340 тыс. человек.

Ещё одна новинка – двухэтажные вагоны с местами для сидения производства Тверского вагоностроительного завода. В таких комфортабельных вагонах пассажиры сегодня едут из Москвы в Воронеж. При этом, помимо удобства и большей вместимости, поезд стал ещё и самым быстрым на своём маршруте.

Кроме того, в этом году расширена сеть курсирования двухэтажных поездов, сформированных из спальных вагонов. Новыми направлениями стали Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань. Более чем 3,5 тыс. пассажиров ежедневно отдают предпочтение поездке именно в двухэтажном подвижном составе, а в периоды повышенного пассажиропотока их количество увеличивается до 5,5 тыс. человек.

Обновлены вагоны и в международных поездах. В 2015 году выполнен контракт на поставку ФПК 200 вагонов габарита RIC совместной постройки ОАО «ТВЗ» и Siemens. Теперь в Хельсинки, Варшаву, Прагу, Будапешт, Ниццу и Париж пассажиры отправляются в новых вагонах.

Однако судить о создании комфортных условий для пассажира нужно и ещё с одной точки зрения – какова цена этого комфорта. В этом вопросе нынешняя ситуация в дальних железнодорожных перевозках вполне соответствует идее клиентоориентированности. Благодаря системе динамического ценообразования пассажиры могут серьёзно сэкономить, скажем, покупая билет заранее. Кроме того, экономить позволяют и многочисленные акции. Одна из самых нашумевших – запущенный этим летом «Удачный вторник». По признанию пассажиров, это своего рода лотерея – на какие направления билеты будут дешевле, становится известно лишь накануне вечером. Тем не менее билеты со скидкой находят своих счастливых пассажиров каждый вторник.

Те, кто путешествует поездами часто, пользуются программой «РЖД Бонус». За минувший год к ней присоединились порядка 560 тыс. пассажиров. А к концу года количество участников, согласно прогнозам, достигнет 1,5 млн человек. В этом году условия участия стали ещё выгоднее. Почти в два раза уменьшилась стоимость премиального билета. Также снижено количество баллов, необходимых для достижения «золотого» уровня. Кроме того, были отменены ограничения по возрасту участников программы, и теперь участником «РЖД Бонус» можно стать с самого рождения. Всё это привлекает новых участников и делает более активными уже зарегистрированных. Накопить на премиальный билет теперь вполне реально, даже если пассажир совершает три-четыре поездки в год. В итоге сегодня за бонусные баллы уже куплено около 150 тыс. билетов, тогда как в начале года эта цифра была в несколько раз меньше – около 40 тыс.

Возможностей у пассажира теперь, несомненно, больше. С развитием интернет-продаж стало возможным, не выходя из дома, не только купить билет, но и выбрать при этом конкретное место, перелистывая схему всего состава, где обозначено даже направление движения. Всего несколько лет назад о таком можно было только мечтать, стоя в очереди к кассе на вокзале.

Вся сфера пассажирских перевозок развивается на современном уровне. Основная задача теперь – собрать все достижения в единый сервис. А прибавив к нему эффективное взаимодействие с другими видами транспорта, мы получим действующую систему мультимодальных перевозок.

О том, что такая система становится всё реальнее, говорит и то, что в Минтрансе России уже начали разрабатывать проект федерального закона
«О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Именно он даст возможность перевозки по единому проездному документу.

Словом, недалёк тот день, когда первый пассажир будет держать в руках билет, в котором перечислены сразу несколько видов транспорта. А может быть, он просто сохранит его на своём мобильном устройстве, чтобы уж точно не потерять.
 
Наталья Цыплева


Между тем
На ряде направлений, там, где транспортная доступность для населения недостаточна, внедряются интермодальные перевозки.
Так, в мае Куйбышевский филиал АО «ФПК» запустил первый этап интермодального сообщения в направлении Тольятти – Сызрань – Пенза, заключив договор фрахтования с одним из автотранспортных предприятий Тольятти. Пассажиры на автобусе могут доехать от вокзала Тольятти до вокзала Сызрань, где садятся на дневной экспресс Самара – Пенза. Единые билеты на автобус и поезд продаются в кассах ФПК.
В перспективе планируется введение дневных поездов на направлениях Самара – Уфа и Самара – Саратов. К ним также будут подвязаны интегральные сообщения «автобус + поезд».
А 1 декабря отметит первую годовщину интермодальный маршрут Москва – Старый Оскол – Валуйки, организованный на Юго-Восточной дороге. Также здесь интермодальные перевозки организованы между Липецком и станцией Грязи, Белгородом и Россошью.
Категория: Авторская информация | Просмотров: 752 | Добавил: Рэмович