Главная » Файлы » Владимирская губерния (область) » Статьи

Свежевский Николай Викторович
[ · Скачать удаленно () ] 02.03.2015, 13:57

В Новом Дивеево под Нью-Йорком архиепископ вспоминал Вязники

Опубликовано в Газете "Призыв" 04.05.2011

В августе 1916 года в Вязниках можно было видеть прогуливающихся близ центральной площади рядом с древним Казанским собором трех военных. Один из них с погонами подполковника был заметно старше.

По той почтительности, с которой обращались к нему два его спутника – еще один бравый молодой подполковник в гвардейском мундире и совсем юный юнкер-артиллерист – можно было предположить, что это отец и сыновья. Так и было в действительности: к вязниковскому уездному воинскому начальнику подполковнику Николаю Викторовичу Свежевскому приехали на побывку его сыновья. Совсем скоро невиданные прежде потрясения разорвут огромную страну и разбросают их по всему миру.

Предтеча военкомов
Потомственный военный капитан Николай Викторович Свежевский, ранее проходивший службу на Волыни и в Одессе, в 1911 году получил новое назначение – уездным воинским начальником в город Вязники Владимирской губернии. Этот пост был аналогом более поздней должности военкома. Главной задачей капитана Свежевского являлся призыв новобранцев в армию и на флот.

В кратчайшие сроки новый начальник четко организовал работу уездного рекрутского присутствия, как тогда именовалась призывная комиссия, приведя в полный порядок документацию и наладив хорошие отношения с местными чиновниками. А потом грянула Первая мировая война. Тысячи ратников из уезда, по большей части крестьян, были призваны в действующую армию. За быстрое проведение мобилизации Свежевский был произведен в подполковники (майорского чина тогда не существовало) и награжден золотой медалью «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года».

Отправляя вязниковцев на фронт, подполковник мог честно смотреть им в глаза: его старший сын поручик лейб-гвардии Петроградского полка Борис Свежевский воевал чуть ли не с самого первого дня и всего за полгода за храбрость при боевых действиях в Польше был награжден сразу тремя орденами – св. Анны III степени и св. Станислава III и II степеней с мечами. До войны поручик Свежевский был одним из организаторов движения скаутов (разведчиков) в России – именно со скаутской организации позже большевики во многом скопировали структуру и атрибуты пионерской организации, поменяв лишь идеологию и цвет галстуков.

Борис также стал одним из организаторов так называемых потешных войск (по аналогии с названием первых полков Петра Великого) – детских клубов, где молодежь готовилась к армейской службе. Кстати, благодаря постоянным приездам во Владимирскую губернию поручик поставил здесь дело организации потешных отрядов довольно высоко. Потешные роты были созданы почти во всех городах, в том числе в Вязниках, а во Владимире взвод потешных сформировали даже в мужской гимназии. И когда пришла пора настоящей войны, скаут-мастер Свежевский доказал, что не только на словах, но и на деле готов защищать Родину.

На фронт рвался и его младший брат Константин, но, будучи почти на 11 лет моложе брата, он еще только заканчивал кадетский корпус. В 1916-м Константин Свежевский поступил в Сергиевское артиллерийское училище. Курс обучения во время войны был предельно сокращен, поэтому уже в феврале 1917-го, за считанные недели до революции, он был произведен в офицеры и направлен в 26-ю артиллерийскую дивизию на Румынский фронт. Там молодой подпоручик проявил себя как храбрый и умелый командир, получив боевой орден св. Станислава II степени с мечами.

На фронте Константин оставался вплоть до начала 1918 года, когда уже после Октябрьского переворота прежняя царская армия фактически развалилась. И тогда поручик отправился в Новочеркасск – один из центров формирования Белой армии. Какова же была его радость, когда в рядах белых он встретил своего старшего брата, к тому времени уже полковника, Бориса Свежевского.

Брат за брата
В гражданской войне, когда порой брат шел на брата, Свежевские воевали плечом к плечу. Они не приняли революцию, жертвой которой стал их отец. Полковник Борис Свежевский занимал различные штабные должности в армиях Деникина и Врангеля. А Константин оставался, как сейчас принято говорить, полевым командиром. Вначале его принял в свою Кубанскую дивизию старый знакомый генерал Владимир Покровский, до начала Первой мировой войны служивший в чине капитана в гренадерской бригаде во Владимире на Клязьме. А потом талантливого артиллериста перевели на бронепоезд «Офицер», на котором участвовал во взятии Армавира. Кстати, именно бронепоезд «Офицер» фигурирует в известной пьесе Михаила Булгакова «Бег».

Братья в полной мере пережили радость первых побед и горечь поражений Белой армии. Они сражались на Перекопе и в Северной Таврии. В 1920 году вместе с армией Врангеля Свежевские эвакуировались. Начались скитания на чужбине: сначала Константинополь, потом остров Лемнос, далее – Болгария и, наконец, Бельгия. В Бельгийском королевстве Борис Свежевский продолжил общественную деятельность, прерванную войной. Он стал лидером скаутского движения, популярного на западе, возглавил союз инвалидов из числа русских эмигрантов.

Бывший полковник российской императорской гвардии Борис Николаевич Свежевский скончался 3 января 1970 года в Брюсселе на 82-м году жизни. Его близким другом был проживавший в Брюсселе граф Петр Николаевич Апраксин -один из лидеров русских эмигрантов в Бельгии, сын владимирского губернского предводителя дворянства.

А в жизни Константина Свежевского большую роль сыграл другой земляк – сын владимирского губернского предводителя дворянства и племянник владимирского губернатора Владимир Леонтьев, прямой потомок Суворова, во время Первой мировой – ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка. Леонтьев пришел к выводу, что с мирским злом необходимо бороться не оружием воина, но мечом небесным. Он принял иноческий постриг и стал основателем православного монастыря преподобного Иова Почаевского в Баварии в Оберменцинге – пригороде Мюнхена.

Владыка Венесуэлы и Бразилии
Там в 1947 году принял иночество и 48-летний Константин Свежевский, нареченный в монашестве Серафимом – в честь преподобного Серафима Саровского. Вскоре инок Серафим стал иеродиаконом, а потом и иеромонахом. После окончания Свято-Троицкой духовной семинарии в США его возвели в сан игумена и почти сразу же в архимандриты. В 1957-м архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Каракасского и Венесуэльского, став одним из иерархов Русской православной церкви за границей.

В столице Венесуэлы, далекой экзотической страны ЮжноАмериканского континента, владыка прослужил 26 лет. В то время там проживало много русских эмигрантов, действовало немало православных храмов, из которых главным был выстроенный в древнерусском стиле Никольский собор. Глядя на этот храм, можно было забыть, что находишься на другом конце света далеко от России, и лишь соседство с куполами не елей или березок, а пышных пальм рассеивало подобную иллюзию. Кстати, церковным старостой этого храма долгое время служил Георгий Руднев – внук командира легендарного крейсера «Варяг», духовный сын преосвященного Серафима (Свежевского).

Возведенный в сан архиепископа владыка Серафим почитался как один из духовных лидеров русской диаспоры в Венесуэле и во всей Южной Америке. В течение 10 лет он одновременно управлял и Сан-Паульской епархией в соседней Бразилии. В 1983 год у 84 -летний архиепископ Серафим ушел на покой.

Остаток жизни он провел в США – в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Сакраменто, а потом в православном монастыре Новое Дивеево в штате Нью-Йорк. Там 13 сентября 1996 года на 98-м году жизни и угас этот великий старец, почитавшийся при жизни чуть ли не святым. Архиепископ Серафим (Свежевский) был погребен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Говорят, что в последние земные годы в кругу иноков он любил вспоминать свою юность, отца и самые светлые дни, которые провел на берегах Клязьмы в далеких Вязниках…

Николай ФРОЛОВ

Категория: Статьи | Добавил: Рэмович
Просмотров: 914 | Загрузок: 279