Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » Родословные » Шелапутины » Шелапутины (Покров - Москва - Вязники)
Шелапутины
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 15:36 | Сообщение # 16
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Спасибо, уважаемая Татьяна Дмитриевна за находку, которая, оказывается, была совсем рядом... Алену не знал до Вашего сообщения, а с её руководителем, замечательным учителем математики из Ленинской школы Ольгой Алексеевной Стрелковой знаком давно. Попробую разместить исследование Алёны и у себя на сайте. Формул там много, не знаю, насколько корректно они отразятся здесь...

В. Цыплев
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 17:55 | Сообщение # 17
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее»
в Центральном федеральном округе РФ

Автор: Коннова Алёна Игоревна
Владимирская область, г. Вязники
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Центр дополнительного образования для детей
Руководитель работы: Стрелкова Ольга Алексеевна
Учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Москва 2007
История золотого сечения

Существует бесконечное множество разбиений отрезка на две части. И лишь единственный способ разбиения такой, что отношение его меньшей части к большей равно отношению большей части к самому отрезку. Это разбиение называется золотым сечением или золотой пропорцией.
Сам термин «Золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи. Однако, несмотря на отсутствие сведений, есть основания предполагать, что пропорция золотого сечения была известна ещё задолго до того, как появился сам термин.
Впервые сведения о геометрическом делении отрезка в крайнем и среднем отношении встречаются во второй книге «Начал» Евклида в 3 веке до нашей эры.
«Божественная», «чудесная», «превосходнейшая» - такими эпитетами награждали пропорцию современники.
Коэффициент золотого сечения

Как известно, золотая пропорция создает зрительное ощущение гармонии и равновесия. Однако помимо эстетических воздействий она обладает многими интересными математическими свойствами.
Пусть у – длина всего отрезка, а х – длина его большей части, тогда длина его меньшей части равна у-х.
Составим пропорцию , х2 = у 2- ху.
х2 + ху - у2 = 0; D = b2 - 4ac; D = y2 + 4y2 = 5y2; D › 0, уравнение имеет 2 корня.
х1= ; х2= - это отрицательное число и не удовлетворяет условию, т. к. х – длина большей части отрезка.
х= , - это число принято считать .
Ф =1, 618033989…
Коэффициент золотого сечения обозначается греческой буквой Φ не случайно. Так в науке чтят память древнегреческого скульптура Фидия, в творениях которого золотая пропорция встречается многократно. ( 5 век до н. э.) Фидий руководил строительством храма Парфенон в Афинах. В пропорциях этого храма многократно присутствует число φ.

Пентаграмма
Золотое сечение тесно связано с правильными пятиугольниками: выпуклыми и невыпуклыми. Невыпуклый пятиугольник – это пятиконечная звезда или пентаграмма.
Начертим пятиугольник и проведём в нём все диагонали. Мы получим пятиконечную звезду.
В ней, как говорится, «где не копни – везде золото». Точка D делит отрезок СА в отношении золотого сечения. Длины отрезков АС и АВ, как и длины отрезков АВ и АD, также находятся в золотом отношении.

Логарифмическая спираль
Рассмотрим прямоугольник AEFD с отношением сторон, равным золотому сечению, из которого вырезан квадрат АВСD. Отношение сторон оставшегося прямоугольника DEFC также равно золотому сечению, а если из него в свою очередь вырезать квадрат BEGH, то и отношение сторон оставшегося прямоугольника FGHC равно золотому сечению. Этот процесс можно продолжать неограниченно долго.
Если в каждый из полученных квадратов вписать по четверти окружности, то получиться весьма изящная кривая, связанная с золотым сечением. Она называется равноугольной или логарифмической спиралью.
Раковины некоторых моллюсков и отпечатки ископаемых обнаруживают поразительное сходство с равноугольной спиралью.

Золотое сечение в скульптуре и живописи
Особую роль «божественная пропорция» играет в скульптуре. Известно, что ещё в древности основу скульптуры составляла теория пропорции. Было доказано, что тело человека делится в пропорции золотого сечения линией пояса. Это было использовано Фидием при создании статуи Аполлона Бельведерского.
Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность – одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнёт читать мои труды». Его работа – портрет Моны Лизы долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звёздчатого пятиугольника.
Существует много легенд об истории создания этого портрета. Вот одна из них. Однажды Леонардо да Винчи получил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Моны Лизы. Женщина не была красива, но в ней простота и естественность облика. Леонардо согласился писать портрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 18:02 | Сообщение # 18
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Продолжение работы Алёны Конновой:

Сказка
Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть. Перед тем как расстаться с жизнью, он позвал к себе детей и сказал: «Сыны мои, скоро я умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя». Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришёл первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошёл немного и ждёт. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел её: как искусный мастер он сшил для неё красивую шёлковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришёл четвёртый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и ещё умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула.
Братья бросились к ней, и каждый кричал одно и тоже «Ты должна быть моей женой».
Но женщина ответила: «Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь».
Окончив свой рассказ, Леонардо взглянул на Мону Лизу, её лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на своё место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушную статую; улыбка блаженства, медленно исчезая с её лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее, храня, не может сдержать торжество.
Леонардо молча, работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель…

Трудно отметить, что замечали в этом шедевре искусства, но все говорили о том глубоком знании Леонардо строении человеческого тела, благодаря которому ему удалось уловить эту загадочную улыбку. Говорили о выразительности отдельных частей картины и о пейзаже, небывалом спутнике портрета. Толковали о естественности выражения, о простоте позы, о красоте рук. Художник сделал невозможное: на картине изображен воздух, он окутывает фигуру прозрачной дымкой.

Золотое сечение просматривается на картине И. И. Шишкина «Корабельная роща». Ярко освещённая солнцем сосна делит картину по золотому сечению. Справа от сосны – освещённый пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Наличие в картине вертикалей и горизонталей, делящих её в отношении золотого сечения, придаёт ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника.

Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создаёт картину с бурно развивающимися действиями, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
Ощущение динамики, волнения проявляется сильней всего в простой геометрической фигуре – спирали. В 1509-1510 годах Рафаэль создавал фрески в Ватикане. Они отличались динамизмом и драматизмом. Он так и не довёл свой замысел до завершения, Но его эскиз был гравирован итальянским графиком Маркантонио Раймонде, который на основе этого эскиза создал гравюру «Избиение младенцев».
Неизвестно, рисовал ли на самом деле Рафаэль золотую спираль при создании композиции. Однако с уверенностью можно сказать, что гравёр Раймонде эту спираль увидел.
. Об этом свидетельствуют добавленные им новые элементы композиции, подчёркивающие разворот спирали в тех местах, где она обозначена лишь пунктиром. Эти элементы можно увидеть на окончательной гравюре Раймонде: арка моста, идущая от головы женщины, - в левой части композиции и лежащее тело ребёнка – в её центре. Глава школы романтизма французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) писал о нём: «В сечении всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним ещё никто не сравнился».
В композиции «Избиение младенцев» очень ярко проявляются эти черты великого мастера. В ней прекрасно сочетаются динамизм и гармония. Этому сочетанию способствует выбор золотой спирали за композиционную основу рисунка Рафаэля: динамизм ему придаёт вихревый характер спирали, а гармоничность – выбор золотого сечения как пропорции, определяющей развёртывания спирали.

Золотое сечение в архитектуре
В книгах о «золотом сечении» можно найти замечания о том, что в архитектуре, как и в живописи, всё зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотое сечение», то с других точек они будут выглядеть иначе. «Золотое сечение» даёт наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (5 в. до н. э.)
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным, выступы сделаны целиком из квадратов мрамора. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.
Известный русский архитектор М. Казаков в своём творчестве широко использовал «золотое сечение». Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Например, «золотое сечение» можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту М. Казакова была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н. И. Пирогова.
Ещё один архитектурный шедевр Москвы – дом Пашкова – является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры В. Баженова.
Прекрасное творение В. Баженова прочно вошло в ансамбль Центра современной Москвы, обогатило его. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 г. При восстановлении здание приобрело более массивные формы. Не сохранилась и внутренняя планировка здания, о которой дают представления только чертёж нижнего этажа.
Многие высказывания зодчего заслуживают внимание и в наши дни. О своём любимом искусстве В. Баженов говорил: «Архитектура – главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания… К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождём является рассудок».
В зданиях церкви Иоанна Златоуста соблюдены пропорции золотого сечения. Если принять, что общая длина здания равна 132 частям, то высота среднего купола здания равняется 83 частям (вместе с барабаном). Высота здания от низа до верха закомар равна 49 частям. Высота бокового купола равна 55 частям. Отрезок в 132 части делится по золотому сечению в такой пропорции: 50,4 : 81,6 = 81,6 : 132.
Таким образом, высота здания и малых куполов очень (49 и 55), а также размер большого купола (83), образуют пропорцию близкую к точному отношению золотого сечения. Отступление от строгих математических пропорций весьма характерно для русского зодчества и делалось умышленно для того, чтобы избежать в зданиях сухости.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 18:03 | Сообщение # 19
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Окончание исследования Алёны Конновой:

Изучив историю золотого сечения, применение в скульптуре, архитектуре и живописи заставило меня задуматься, а присутствует ли золотое сечение в зданиях нашего города?
Мой взор привлекли старинные здания, которое находятся на улице Благовещенская – центральная ось Вязников, идущая параллельно реке Клязьме. Интуиция меня не подвела, действительно в этих зданиях присутствует золотое сечение.

Облик главных Вязниковских улиц сложился в конце XIX – начала XX века. В 1883 году в городе было всего 24 каменных дома. Одним из сохранившихся каменных домов 18 века в г. Вязники является дом № 58 по ул. Благовещенская.
Б.В. Кашин купил усадебною землю напротив благовещенского монастыря еще в 1737 году. 13 июля 1791 года Иван Иванович Кашин выправил билет №9 на постройку каменного дома. В нем говорилось: «По определению Вязниковской управы благочиния и градской думы вязниковскому 1-ой гильдии купцу и фабриканту И.И. Кашину отведено в квартале под№6 первое по счету место шириною 27,5, длиною 65 сажен, на котором по желанию своему позволяю строить каменный дом по фасаду №1, который закладывать по линии квартала лицом на улицу, в длину, ширину и высоту ровно, и прочее того дома здание, и производить по данному, Кашину, плану и прилегаемому фасаду во всем неотступно, по выстроении того дома явить сей билет в Управу благочиния».
Дом был построен по Баженовскому проекту типового здания, обозначенному в известном казаковском альбоме типовых проектов 18 века.
Описание того времени сообщает, что усадьба Кашина состояла из «построенного по плану каменного дома о трех этажах со всеми принадлежащими к нему каменными и деревянными строениями, с двумя яблоневыми садами, при том доме полотняная каменная фабрика и деревянная одна светлица, деревянные две караульни, погреба, в фабрике и светлице – 300 станов, два огорода – усадебный и садовый».
После смерти И.И. Кашина (1801) усадьба перешла к его вдове Е.Г. Кашиной. Вскоре она выходит замуж за московского купца Ф.А. Шалапутина и уезжает в Москву. Усадьба приходит в упадок.
Фабрику – в 1819 году и дом – 1822 году купил новый Вязниковский предприниматель Григорий Семенович Елизаров у вдовы Катерины Григорьевны Шалапутиной. (По всем данным, музей построен в конце XVIII века купцом Шалапутиным).
До реставрации 1976 года дом Елизаровых выглядел так: «здание 3-х этажное, в плане имеет прямоугольную форму с кирпичными отштукатуренными стенами. Перекрытия плоские деревянные. По фасаду имеет 4 колоны, в виде полукруга. Окна прямоугольные. Окна второго этажа большого размера. Окна первого этажа с прямоугольными полукруглыми и овальными нишами над ними. Окна третьего этажа – прямоугольные, без декора. Окна заполнены деревянными рамами. На окнах первого, второго и третьего этажей частично установлены металлические фигурные решетки. Кровля железная.

Длина здания 26,5 м, высота 16,5 м, отношение длины к высоте равно 1,6 - это и есть коэффициент золотого сечения. Размеры окон первого и третьего этажей 1,6 м и 1 м. Отношение высоты окна к ширине равно коэффициенту золотого сечения. Выступ здания также образует золотое сечение: высота выступа 9,5 м, а длина 15,5 м.

В настоящее время дом №58, в котором располагается Вязниковский историко-художественный музей, имеет частичные разрушения и требует ремонта.

Демидовский дом
«Демидовский дом» - каменное здание XIXвека на улице Благовещенская, принадлежавшей до революции вязниковским предпринимателям Демидовым, что и объясняет название постройки. Первоначально дом принадлежал купцу И. Водовозову. Более ранее здание было построено в 70-ые годы ХIX века. «Демидовский дом» представляет собой памятник архитектуры в стиле модерн. Фасад здания был украшен балконным, лепниной, в настоящее время плохо сохранившейся. Богато внутреннее убранство дома – до настоящего времени сохраняются резная дубовая лестница, чугунные камины, танцевальный зал с лепным потолком, выполненная в готическом стиле дубовая комната и др. После революции в здании располагался рабочий клуб «Профинтерн», профилакторий льнокомбината. Настоящее время в «Демидовском доме» размещается детский приют.

В этом здании так же присутствуют пропорции золотого сечения. Отношение длины здания к высоте равно 1,6. (Ширина здания – 17м., а высота здания – 10,5м.)

Благовещенский монастырь

Самым интересным памятником 17-го века в рассматриваемом регионе является собор Благовещенского монастыря. Он сохранился до настоящего времени почти без изменений. Эта церковь явилась вторым каменным сооружением города Вязники.
Из грамоты патриарха Иоакими от 1683 известно, что ее начали строить в 1682 году по просьбе «игумена Моисея, да строителя Авраамия с братьею» вместо бывшей деревянной.
В 1689 году храм был освещен. Постройка в техническом плане оказалась очень удачной.
Храм представляет собой ассиметричную композицию. К его четверику с западной стороны примыкает высокая галерея, идущая от храма к колокольне с когда-то стоявшим крыльцом. Сильно выдвинутые апсиды верхнего и нижнего храмов создают ступенчатость композиции, выделяя четверик как основной объем придавая динамичность памятнику.
Как обычно, при монастырских церквах того времени, подклет занимает одностолпная трапезная с теплым храмом, стоящими под верхними апсидами. Второй этаж собора перекрыт традиционным сомкнутым сводом. Он, будучи перекинут через большое помещение, не дал возможности сделать светлое отверстие, поэтому все пять глав памятника играют чисто символическую роль.
Ведущую роль в декоре памятника играют наличники значительных по величине окон. Они расположены на фасадах верхней церкви в два света, по три окна на стороне, напоминая о традиционном трехчастном делении стены.
Наличники разнообразны по форме, но в пределах одного фасада боковые по отношению к центральному одинаковы. Это характерный признак постепенного перехода от былой любви живописного разнообразия к симметрии.
Дробность декора растет к центру и в вышине. На южной стороне в нижнем ряду верхнего храма наличники боковых окон представляют тонкий валик, обрамляющий глубокую полуциркульную нишу, образуя вверху килевидное завершение. По бокам он прерывается маленькой дынькой между двумя перемычками. Членения храма играют в декоративном украшении вторую после наличников роль. Восходя к верху, они получают все более изящную форму.
Низкий цоколь выделен лишь тонким поребриком между двумя прямолинейными обломами. Плоскость стен подклета дробиться широкими лопатками, раскрепованными снизу и сверху. Над ними тянутся ряды многоступенчатых обломов с полосой поребрика посередине. Они, разделяя верхний и нижний храмы, играют конструктивную роль.
Стены холодной церкви не дробятся на части. С боков до середины высоты, они оформлены плоскими лопатками, на которых стоят по три колонки, причем средняя из них, находясь на углу, создавая ассоциацию парных столбиков на каждом фасаде. Они поддерживают широкий, многоформенный карниз, состоящий из «ж» - образного пояса между двумя тягами, полосой, напоминающей два ряда очень мелкого поребрика «в перебежку» и ряда ступеней плоских обломов.
Карниз тянется по периметру основного четверика, пересекая раскрепованные окончания декоративных кокошников и перерываясь на северной стене. «Ж» - образная полоса украшает также апсиды нижнего и верхнего храмов. Она является очень интересной деталью декора, встречающейся впервые в истории русской архитектуры на главном объеме церкви.
Над карнизом лежат три полуциркульные арки, напоминающие о традиционных закомарах. Они соответствуют делению стены окнами, что в большинстве храмов данного региона является редкостью и указывает на строгость мышления зодчего. На четырехскатной кровле стоят пять барабанов, оформленных аркатурно-колончатым поясом. Они завершаются луковичными главами с высокими крестами.
Художественная индивидуальность в рамках сложившегося религиозного мировоззрения продолжает заявлять о себе в полной мере. Она созидает данный шедевр провинциального зодчего. Здесь нет ничего беспокойного, беспорядочного дробностью и асимметрией объемов. Наоборот, все упорядочено и сдержанно являет образ гармонии, совершенства преображенного мира. Изящество деталей говорит о его внеземной красоте.

В каждом здании этой композиции присутствует «Божественная пропорция». Отношение высоты окна к его ширине – золотое сечение (ширина – 1,6м., высота – 2,65м).

Школа №3 имени Ленина
В 1878-1879 гг. по улице Благовещенской было построено новое здание для женской прогимназии. Здание построено фабрикантом Николаем Львовичем Никитиным на пожертвования: Т.И. Щеголевой (5тыс.руб.) Н.Л.Никитина (1тыс.руб.), А.А. Куликовой (1тыс.руб.), А.Д. Сеньковой, жены О.О Сенькова (1тыс.руб.).
Владимирские губернские ведомости 1878 года №23 под заголовком «Вести из губернии» пишут по этому поводу: … 30 мая во вторник в нашем городе свершилось немалое событие. В этот день происходила закладка нового каменного 2-х этажного в 16 сажень по лицевой стороне дома для помещения в нем Вязниковской женской прогимназии.
Стараниями С.И. Сенькова женская прогимназия преобразована в 1906 году в гимназию, для чего Сеньков на свои средства настроил на здании прогимназии еще 3-й этаж, сделал пристройку сзади.
А вот как описывается здание гимназии в приходно-расходной смете Вязниковской женской гимназии в 1917 г. … здание, в котором помещается собственно гимназия представляет из себя прочных 3-х этажный дом, достаточно сухой и светлый. Соединенный с ним теплым ходом другой дом (2-х этажный) в котором помещается приготовленный класс и квартира начальницы.

В здании школы №3 соблюдены пропорции золотого сечения. Длина первого крыла равна 20,7 м, а высота 13,3 м. Отношение длины к высоте равно 1,55639009… Длина второго крыла 29,6м, высота 17,6м, отношение длины к высоте равно 1,68181818…
Таким образом, размеры здания очень близки к точному отношению золотого сечения.
Отступление от строгих математических пропорций весьма характерно для русского зодчего и делалось умышленно для того, чтобы избежать в здании сухости.

Крестовоздвиженская церковь
На рубеже XVIII -XIX веков в Вязниках появилась каменная церковь. Ее строительство велось на Яропольском кладбище. В 1794 году на средства купца В.И. Водовозова на нем воздвигли Крестовоздвиженскую церковь. В начале XIX века, в 1810 году, к главному престолу во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня начали устраивать переделы во имя Святых мучеников Иустина философа и Благоверного князя Михаила и Федора боярина Черниговских чудотворцев. Последняя перестройка церкви состоялась в 1863 году на средства вязниковских купцов Осипа и Ивана Сеньковых. При церкви появилась выстроенная на их деньги колокольня. Церковь расположилась кораблем на старом яропольском кладбище, осеняя поколения покоящихся там яропольцев.
В Крестовоздвиженской церкви присутствует золотое сечение. Здание колокольни делится выступом в отношении золотого сечения. Нижняя часть (11м) так относится к верхней (7м) как 1,6. Отношение высоты окна к его ширине – золотое сечение (ширина – 1,56м, высота – 2,6м.).

Исследовательская работа не только кардинально изменила мое мировоззрение на живопись, архитектуру, но и позволила глубже узнать историю своего города.
Состоялось мое второе знакомство с моей Малой Родиной. Изучая старинные постройки, я окунулась в атмосферу прошлого - это позволило оценить их художественную индивидуальность, образ гармонии и совершенства.
Вновь построенные современные здания гармонично дополняют облик нашего города и придают ему особую красоту и неповторимость.
Не секрет, что проектирование сейчас – узкое место в строительстве. Несмотря на множество фирм, работающих в этом направлении, выполнить грамотный, интересный проект, который не придется многократно изменять в ходе строительства, могут не многие. Строительство «клонов» - многоэтажэк должно безвозвратно кануть в прошлое.
Все новое – это хорошо забытое старое (золотое сечение). Широкое использование в ХХI веке золотого сечения в многочисленных проектах жилых домов повышенной комфортабельности, коттеджей, усадеб – создаст характер индивидуальности, неповторимости и особой архитектурной красоты наших улиц и городов.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 18:11 | Сообщение # 20
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
О Шелапутиных с сайта Рогожского некрополя:

На Рогожском кладбище сохранился надгробный памятник на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина (1777- 1828), который исполнял должность Московского городского головы во время нашествия Наполеона на Москву (сентябрь 1812 г. - январь 1813 г.).

Вот краткие сведения о заслугах достойного нашей памяти человека. Шелапутин П.Д. происходил из старинного старообрядческого рода, Московский 1-ой гильдии купец, городской староста, среди московского купечества занимал одно из самых почетных мест. «Прокофья Шелапутина за усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм, ЖАЛУЕМ в Коммерции Советника («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1812 г., с.378). Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 году июня 9-го П.Д.Шелапутин с потомством был возведен Высочайшею грамотою в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядцев случаем («Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи», составил Гр. А.Бобринский, С.-Петербург, 1890 г., ч.2, с.639), грамота была вручена сыну покойного Дмитрию Прокопьевичу Шелапутину. «Во внимание к пожертвованию минерального кабинета в пользу ИМПЕРАТОРСКОЙ Московской Медико-хирургической Академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества», 30 декабря 1824 г. Прокопий Шелапутин был награжден орденом Св. Анны 3-ей степени («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1825 г., с. 96).

Потомок П.Д. Шелапутина по линии его родного брата Антипия Дмитриевича - Павел Григорьевич Шелапутин (1848—1914). С ранних лет Павел Григорьевич почувствовал ответственность за фамильное дело Шелапутиных. В московских купеческих семьях не было принято дробить основной капитал, традиционно он доставался старшему наследнику по мужской линии. А это означало, что именно Павлу Григорьевичу как единственному наследнику следовало продолжать фамильное дело.
В формулярном списке, составленном в 1913 г. на лиц, состоящих на государственной службе, даётся такая характеристика предпринимателя: Шелапутин П.Г. — из потомственных почётных граждан, действительный статский советник (1908), награждён орденом Святого Владимира III степени (1905), потомственный дворянин, действительный статский советник (1911). Недвижимость: дома в Москве, имение в Московской губернии. Участие в правлениях и советах акционерных обществ: председатель Общества Средних торговых рядов, председатель Товарищества Балашихинской мануфактуры (на 1914 год -30000 рабочих, оборот 8 млн. рублей).
Благотворительная деятельность Павла Григорьевича вызывает большую признательность и уважение: Гинекологический институт для врачей им. Анны Шелапутиной (1893), гимназия им. Григория Шелапутина (1902), три ремесленных училища (1903), реальное училище им. А. Шелапутина (1908), Педагогический институт (1908), женская учительская семинария (1910).
Трагические обстоятельства семейной жизни подорвали здоровье Павла Григорьевича. В 1913 году он едет в Швейцарию на лечение, где в следующем году умирает. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Последнее пристанище П.Г. Шелапутин нашёл на Рогожском кладбище. Его могила не сохранилась.
Решением Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия (протокол от 28.05.08) захоронение и саркофаг П.Д. Шелапутина отнесены к выявленным объектам культурного наследия в качестве памятника исторического некрополя. Благодаря публикации в ж. «Церковь» до нас дошла фотография места захоронения П.Д. Шелапутина. Рядом с ним была погребена его супруга Харитина Ивановна, известная старообрядческая благотворительница и деятельница второй половины 19-го века. Известный начетчик, «старообрядческий логофет» Семен Семенов был погребен в ограде семейства Шелапутиных.
Захоронение П.Д. Шелапутина будет восстановлено к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

ИСТОЧНИК.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 18:21 | Сообщение # 21
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
С сентября 1812-го по январь 1813 года должность городского головы в Москве исполнял старообрядец, купец первой гильдии Прокопий Дмитриевич Шелапутин. Как было сказано, предшественник его уехал из города перед вступлением Великой армии. Указом Александра I в 1812 году Шелапутин «за усердие, оказанное чрез пожертвование на пользу государственную значущих сумм», получил звание коммерции советника. В 1825 году был возведен в дворянское сословие — уникальный случай для старообрядцев! Его брат, московский первой гильдии купец, коммерции советник, почетный гражданин Антипа Шелапутин, владел крупной шелковой фабрикой на Яузе. В 1812 году он по призыву Александра I также внес пожертвования на борьбу с захватчиками. Увы, всех жертвователей-старообрядцев мы вряд ли сосчитаем… Как указывал П.И. Власов, портрет П.Д. Шелапутина, написанный русским художником и архитектором шведского происхождения Александром Лаврентьевичем Витбергом, а также жалованная грамота на дворянство хранились в числе реликвий Музея 1812 года, организованного к 100-летнему юбилею Отечественной войны18. Могила П.Д. Шелапутина и его супруги, известной старообрядческой благотворительницы, сохранилась на Рогожском кладбище до наших дней. Она теряется среди современных захоронений: в советские годы кладбище утратило конфессиональный характер. Строгий, непримечательный с виду черный саркофаг затерт соседними металлическими оградками.

Старообрядцы в войне 1812 года.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 18:56 | Сообщение # 22
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Похороны П.Г. Шелапутина. Фили. 1914 год.



Павел Григорьевич - выдающийся меценат. После смерти 3 сыновей в память о них и о родителях, построил в Москве: Раковый институт на Б.Пироговской; 2 ремесленные школы на совр. Ленинском пр.; Технологическое училище (ныне Менделеевка); мужскую гимназию; музей педагогики; Педагогический институт, Промышленную гимназию; 2 начальных школы на Миусской пл.; Учительскую семинарию в Филях, там же богадельню; давал деньги на музей на Волхонке, Студенческое общежитие, и прочее, прочее, прочее.... Шелапутины родом с Волги. Торговали рыбой, потом стали текстильщиками. На сайте много фотографий зданий, постр. на деньги Шелапутина.

Павел Григорьевич Шелапутин скончался 23 мая 1914 года в Фрибурге (Швейцария). По его завещанию тело перевезли в Москву, прощались с ним у гимназии, у училищ и других учреждений, которые он создал. Похоронили его на Рогожском кладбище, где были ранее похоронены многие Шелапутины (очевидно и три сына Павла Григорьевича), Сохранился саркофаг Прокопия Щелапутина (это брат деда Павла Григорьевича) Так что снимок сделан 1 июня 1914 г.

ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИИ И КОММЕНТАРИЕВ.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 19:23 | Сообщение # 23
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
“Неизвестные” москвичи – Шелапутины

Среди замечательных имён, незаслуженно забытых москвичами, следует назвать семью предпринимателей и благотворителей Шелапутиных, чья жизнь тесно связана с нашей столицей и Россией.

До 1917 г. имя Шелапутиных часто упоминали в разговорах. Когда речь заходила о дорогой покупке, говорили «Я ещё не сделался Шелапутиным!», или, зная о щедрой благотворительности этой семьи: «Ты угостишь меня по шелопутинскому счёту». Известный исследователь купеческой жизни П.А.Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» повествует о начале этого рода: «Шелапутины происходили из покровских купцов. Переселились в Москву в конце XVIII столетия и в 1792 г. торговали в снеточном ряду».

Материал рекомендуется для подготовки урока по теме «Экономическое развитие России и русская культура второй половины XIX — начала XX в.» См. также: «Будет вам голова», №1/2009; «Чай и другие благие дела», «Светлый русский ум», №3/2009; «Магазины-дворцы братьев Елисеевых»,
№5/2009. 9, 11 классы

Имя родоначальника династии архивы не сохранили, но уже его внуки — Прокопий Дмитриевич и Антипа Дмитриевич оставили свой след в истории Москвы. Прокопий Дмитриевич Шелапутин (?—1828) принадлежал к старинному старообрядческому роду. Числился он купцом 1-й гильдии и занимал одно из почётных мест среди московского купечества, был городским старостой. Во время нашествия Наполеона на Москву исполнял должность Московского городского головы (сентябрь 1812 г. — январь 1813 г.). Знал город купца и как щедрого благотворителя. Так, «Санкт-Петербургские сенатские ведомости» в 1812 г. сообщали: «Прокофья Шелапутина за усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм, жалуем в Коммерции Советника». За своё пожертвование «минерального кабинета в пользу Императорской Московской Медико-хирургической Академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества» 30 декабря 1824 г. Прокопий Дмитриевич был награждён орденом Святой Анны III степени. Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 г. П.Д.Шелапутин был возведён Высочайшей грамотою в потомственное дворянское достоинство, что стало исключительным случаем для старообрядчества, грамота об этом была вручена сыну — Дмитрию, и он уже в купеческом звании не состоял. Умер Прокопий Дмитриевич 13 января 1828 г., похоронен на московском Рогожском кладбище.


П.Г.Шелапутин. Фото второй половины XIX в.

Антипа Дмитриевич (1789—1851), как и брат, был купцом 1-й гильдии, имел звание почётного гражданина Москвы. С 1809 г. Шелапутины владели шёлковой фабрикой на реке Яуза, на которой работали более 200 вольных рабочих. «В первом десятилетии XIX в. для русских, в особенности московских, купцов сложилась критическая ситуация, вызванная континентальной блокадой и Отечественной войной 1812 г., ударившая в первую очередь по купцам первой гильдии, занятым внешней торговлей, и промышленникам, чьи предприятия находились в Москве или Московской губернии». Но после 1812 г. дела снова пошли в гору.

На углу Николо-Ямской улицы и Безымянного переулка находилась старая усадьба Шелапутиных, проданная ими в 1836 г. Именно этот переулок впоследствии получил название Шелапутинского. Однако нет документов, свидетельствующих, что Антипа Дмитриевич жил в этом переулке. Известно, что позднее он приобрёл другой участок, неподалёку от старого. В 1839 г. Шелапутины жили на этом месте у Яузских ворот. Это подтверждается сохранившимся разрешением, данным хозяину о перестройке бывшего царского Яузского дворца и новом строительстве.

К этому времени сын Антипы Дмитриевича — Григорий (1815—1851) — женился на Александре Петровне, урождённой Молошниковой (1819—1876), и род Шелапутиных стал быстро разрастаться. В последующие годы в семье родилось семеро детей: Пётр, Елизавета, Мария, Александра, Клавдия, Григорий и Павел.

Это был самый счастливый период в жизни большой семьи, возглавляемой Антипой Дмитриевичем, занимавшим прочное положение в московском обществе и в торгово-промышленных кругах. Так продолжалось до 1851 г., когда в течение года умерли трое Шелапутиных: сам Антипа Дмитриевич, его сын Григорий и старший из детей — Пётр. Александра Петровна осталась одна с шестью маленькими детьми, младшему из которых— Павлу — было около четырёх лет.

Горе не сломило эту сильную женщину, рядом были дети, о которых нужно было заботиться и воспитывать, руководить хозяйством и домом. Личное обаяние, житейская мудрость Александры Петровны позволили ей вторично выйти замуж, ведь она овдовела в 32 года. Вторым мужем Шелапутиной стал Дмитрий Петрович Калашников. У него не было своих детей, и он искренне полюбил детей Александры Петровны, воспитывая и помогая им во всём.

Время шло, дочери Шелапутиной подрастали, их нужно было выдавать замуж. Старшая, Елизавета, ушла в семью московских купцов Карзинкиных; Мария — вышла замуж за Филатова, также из известной купеческой семьи. Третья дочь, Александра, стала женой князя В.М.Вадбольского; четвёртая — Клавдия

Григорьевна — связала свою судьбу с С.И.Перловым, представителем купеческой фамилии чаеторговцев. К несчастью, второй сын Александры Петровны — Григорий — умер в возрасте 12 лет, с ней остался младший — Павел.


П.Г.Шелапутин. Фото 1870-х гг.

Павел Григорьевич Шелапутин (1848—1914) — наиболее яркий представитель известной московской фамилии. Он получил прекрасное домашнее образование, с детства увлекался искусствами и музыкой. В молодости Павел учился игре на скрипке у профессора Московской консерватории, композитора и дирижёра Большого театра Юлия Гербера. С ранних лет Павел Григорьевич почувствовал ответственность за фамильное дело Шелапутиных. В московских купеческих семьях не было принято дробить основной капитал, традиционно он доставался старшему наследнику по мужской линии. А это означало, что именно Павлу Григорьевичу как единственному наследнику следовало продолжать фамильное дело.

В формулярном списке, хранящимся в ЦИАМ и составленном в 1913 г. на лиц, состоящих на государственной службе, даётся такая характеристика предпринимателя: «Шелапутин П.Г. — из потомственных почётных граждан, действительный статский советник (1908 г.), награждён орденом Святого Владимира III степени (1905 г.), потомственный дворянин (1911 г.). Недвижимость: дома в Москве, имение в Московской губернии. Участие в правлениях и советах акционерных обществ: председатель Общества Средних торговых рядов, Товарищества Балашинской мануфактуры».

Уже в 26 лет Павел Григорьевич вместе со своим родственником по линии сестры, купцом И.И.Карзинкиным, приобрёл фабрики и стал организатором и учредителем Товарищества Балашинской мануфактуры бумажных изделий. Он состоял председателем правления и директором-распорядителем Товарищества. С самого его основания Павел Григорьевич руководил всеми делами производства, наращивая его и развивая. Так, в 1875 г. капитал Товарищества составлял 600 тыс. руб., в этот период на фабрике работало 905 рабочих, а уже через 11 лет на ней было занято 2687 работников, что позволило довести сумму годового производства до 3 млн руб.

В.И.Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России» называл Балашинскую мануфактуру крупнейшим фабрично-заводским центром европейской России. В начале XX в. сумма годового производства Товарищества приблизилась к 5 млн руб., в 1903 г. число рабочих на фабриках превышало 3000 человек.


Гинекологический институт им. А.П.Шелапутиной (ныне отделение РАМН). Фото 1997 г.

Распространённой формой размещения капитала в конце XIX в. стала недвижимость. Владея фамильным домом на Николо-Ямской, Павел Григорьевич сдавал в аренду банкам своё респектабельное здание на Ильинке ценою в 560 тыс. руб., а также участвовал в реконструкции Средних торговых рядов. Но всё это было только фоном его общественной деятельности, которая оставила след в истории Москвы.

Во второй половине жизни Павел Григорьевич перешёл из старообрядчества в государственную Церковь. До конца своих дней он оказывал благотворительную помощь храмам Москвы и Подмосковья. Он был выбран церковным старостой церкви Святого Архидиакона Стефана в Москве, затем старостой церкви села Никольского, в приходе которой находилась фабрика Балашинской мануфактуры, и, наконец, с 1880 г. до самой кончины исполнял обязанности старосты церкви Покрова Богородицы в Филях. В Ялте, где Шелапутины имели свой дом, при Александровской гимназии Павел Григорьевич выстроил церковь, где также состоял старостой. Во всех этих храмах вложено им немало средств и труда на их благолепие.


Семья Шелапутиных. Павел Григорьевич с сыновьями Борисом, Григорием и Анатолием. Фото до 1898 г.

С местностью Покровское-Фили Шелапутиных связывало многое. Когда жена Павла Григорьевича, Анна Алексеевна (в девичестве Медынцева), заболела, врачи рекомендовали ей сменить место жительства и переехать за город на лоно природы. В 1869 г. Шелапутин приобрёл у наследников князей Нарышкиных имение в подмосковном Кунцеве. На берегу Москвы-реки был расположен старый дом с великолепным парком. Павел Григорьевич перестроил дом, прибавив к нему обширный зимний сад со множеством экзотических растений, на втором этаже разместил парадный зал для обедов в торжественные дни. Семья переселилась в Фили. Как вспоминал один из современников, «Шелапутин был миллионером, но одевался просто и по внешнему виду почти не отличался от крестьянина. Часто можно было видеть на Филях его покосившуюся на один бок бричку, в которой мирно покачивался Павел Григорьевич со своей женой».

В 1882 г. Шелапутин выделяет из своих кунцевских владений землю, на которой была выстроена «богадельня для старух и приют для круглых сирот, исключительно убогих и слепых крестьянского сословия». Павел Григорьевич на содержание богадельни вложил капитал в размере 10 тыс. руб. Ещё раньше, здесь же, в имении Покровское-Фили, была учреждена бесплатная амбулаторная лечебница, оказавшая помощь за своё сорокалетнее существование более 300 тыс. больных.

Немало было сделано и для рабочих Балашинской мануфактуры: при фабрике выстроен дом призрения для престарелых рабочих и сирот на 120 мест. Сумма пожертвований П.Г.Шелапутина на это благое дело составила 60 тыс. руб.


Ученики и учитель шелапутинской гимназии

(Окончание - см. следующий пост).
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 19:24 | Сообщение # 24
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
(Продолжение. Начало - пост выше).

Семья Шелапутиных уделяла особое внимание развитию медицины. Павла Григорьевича интересовали все открытия в этой области. Когда в печати стали говорить о новых целебных свойствах радия, он пожертвовал 40 тыс. руб. на его покупку известному московскому профессору В.Ф.Снегирёву. Нужно заметить, что и в судьбе самого профессора Шелапутин сыграл немалую роль. Ещё будучи молодым человеком, Павел Григорьевич плыл однажды на пароходе, где обратил внимание на юнгу, который был чем-то сильно расстроен. Юноша рассказал, что хочет учиться «на врача», но из-за отсутствия средств не может осуществить мечту. Это и был Снегирёв. Павел Григорьевич забрал его к себе, дал образование, послал учиться за границу. Позднее на средства Шелапутина было построено здание Гинекологического института им. А.П.Шелапутиной, матери Павла Григорьевича (Большая Пироговская улица, дом 11). Этот институт создавался в расчёте именно на доктора Снегирёва, который впоследствии стал профессором Московского университета, основоположником научной гинекологии в России. Павел Григорьевич был председателем Попечительского совета института, регулярно выделял средства на его содержание. Кроме того, по его инициативе при клиниках Московского университета было учреждено Благотворительное общество помощи бедным больным, престарелым слушателям, сиделкам и их семьям. Павел Григорьевич состоял почётным членом этого общества, он внёс крупный вклад для его основания и был казначеем этого общества.

Шелапутины придавали большое значение родственным отношениям. По выходным в имении Покровское-Фили за большим столом собиралась многочисленная семья. У Петра Григорьевича и Анны Алексеевны было пятеро детей: Пётр, София, Борис, Григорий и Анатолий. К несчастью, старший сын и дочь умерли в младенческом возрасте. После смерти жены, тяжело и долго болевшей, Пётр Григорьевич женился на гувернантке своих детей — Елизавете Фёдоровне, которая стала для семьи добрым другом. Но наслаждаться семейным счастьем Шелапутиным не пришлось. Взрослых сыновей Павла Григорьевича одного за другим унесла смерть.

Первым ушёл из жизни Григорий (1872—1898), обладавший талантом художника, друг М.В.Нестерова. Вторым умер Анатолий (1875—1906), скоропостижно, от воспаления лёгких. Анатолий был талантливым музыкантом, обладал абсолютным слухом. Его хорошо знали в музыкальных кругах Москвы, а Н.А.Римский-Корсаков посвятил ему одну из фортепьянных пьес. Последним умер Борис (1871—1913). Он вёл весёлый образ жизни, был связан с актёрами Московского Художественного театра, писал стихи.

Мотивы щедрой благотворительности Павла Григорьевича на дело народного образования объясняются этим семейным несчастьем. В 1899 г. в память сына Григория Шелапутин построил и содержал за свой счёт три ремесленных училища — два мужских и одно женское. Только на их сооружение было затрачено около 200 тыс. руб. Здание одного из них находиться на углу 1-й и 2-й Миусских улиц, два других — на Ленинском проспекте. В училища принимались дети мастеровых для обучения на слесарно-кузнечно-художественном и слесарно-механическом отделениях.


Шелапутинская гимназия. Фото 1997 г.

Когда в конце XIX в. на Девичьем поле началось строительство университетского городка, Шелапутин одним из первых стал вкладывать средства в его возведение. В память отца, Григория Антиповича, была построена гимназия на 80 воспитанников. Её открытие состоялось 28 сентября 1901 г. Проект здания гимназии выполнил архитектор Р.И.Клейн, создавший в Москве свыше 60 построек. Шелапутин ценил работу Романа Ивановича и пользовался его услугами при возведении Гинекологического и Педагогического институтов, училищ. Внушительное здание гимназии сохранилось на углу бывшего Трубецкого (ныне пер. Виктора Хользунова, дом 14) и Оболенского переулков в Хамовниках. В этом двухэтажном здании с декорированным фасадом, высокими окнами находились просторные классы, актовый и гимнастический залы. Гимназия им. Г.Шелапутина была казённым учебным заведением и давала отличное по тем временам среднее классическое образование. Она имела восемь классов, где преподавание велось по широкому кругу предметов: русскому языку и литературе, древним языкам, математике и космографии, законоведению, введению в философию, географии, истории, Закону Божьему и другим.

В память о сыне Анатолии Шелапутин-старший основал и финансировал реальное училище, а также в 1911 г. открыл Педагогический институт, получивший имя самого Павла Григорьевича.


Реальное училище и Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина на Девичьем поле. Фото начала XX в.

Участок земли в 2000 кв. сажен, отведённый под строительство, Шелапутин пожертвовал городу. Сам он назвал это «посильным вкладом Родине». Педагогический институт был высшим учебным заведением, в него принимались юноши «великорусской национальности и православного вероисповедания», выпускники университетов, духовных семинарий и прочих высших учебных заведений, выразившие желание стать учителями средней школы. Обучение длилось 2 года, в течение которых студенты изучали педагогические и специальные дисциплины. Педагогическая практика проходила в гимназии и реальном училище Шелапутина. Для преподавания в институт привлекались лучшие московские лекторы. Здание института было хорошо оборудовано: имелись просторные учебные кабинеты, музей, библиотека, составленная из уникальных книг, переданных Павлом Григорьевичем.

Ежегодно в институте проходили педагогические съезды, где молодые учителя делали доклады по педагогическим и методическим вопросам, выпускалась газета «Известия». До 1917 г. Педагогическим институтом им. П.Г. Шелапутина было выпущено 95 педагогов. Сегодня в комплексе зданий института, гимназии и училища размещается Военная академия и Главная военная прокуратура.


Греческий зал («Зал Лисиппа») в музее изобразительных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина). Фото 1912 г.

Как уже говорилось, в 1913 г. умирает последний сын — Борис. В память умершего Павел Григорьевич делает ещё один крупный благотворительный взнос. Он обращается в Министерство народного просвещения с просьбой принять 500 тыс. руб. на создание женской учительской семинарии и курсов кустарных промыслов с ремесленными мастерскими. «Сельская учительница как наиболее преданная и верная работница будет для населения вдвойне дорогим человеком, если она кроме начального обучения детей… явится вместе с тем и наставницей тому ремеслу, которое в данной местности служит для народа одним из источников средств, обеспечивающих его существование». Под планируемое учреждение Павел Григорьевич выделил большой участок земли в своём имении Покровское-Фили.

Принимая активное участие в различных благотворительных организациях, Шелапутин-старший также был членом Первого московского общества трезвости. Чтобы способствовать борьбе с пьянством, он открыл в принадлежавшем ему доме на 1-й Рогожской (ныне Школьной) улице две чайные с читальной комнатой, библиотекой и книжным магазином.

Малоизвестным является факт активного участия П.Г.Шелапутина в создании и строительстве Музея изящных искусств им. Александра III в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Павел Григорьевич не только пожертвовал значительную сумму, но и соорудил на свои средства зал скульптуры эллинизма, где размещались слепки с классических греческих шедевров. В состав экспозиции было включено более девятнадцати работ, выполненных в музеях Ватикана, Греции, Рима, Лондона, Берлина. Профессор И.В.Цветаев, основатель музея, писал: «Просматривая лист пожертвований новому Музею, нельзя не убедиться в замечательной скромности его дарителей: большие дары никогда не приносились для увековечивания собственного имени». Так, зал древнегреческого скульптора Лисиппа, созданный на средства Шелапутина, носил имя княгини Ольги Романовой.

http://his.1september.ru/2009/06/45-2.jpg
Список произведений, находившихся в зале. Страница из каталога

Смерть сыновей, безусловно, подорвала здоровье Павла Григорьевича, в 1913 г. он едет в швейцарский город Фрибур на лечение, где в следующем году и умирает. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Последнее пристанище Шелапутин нашёл на Рогожском кладбище.

Современники высоко ценили Павла Григорьевича. В журнале «Нива» (№30 за 1914 г.) помещена статья с такими словами: «…Имя Шелапутина известно всей культурной России: недавно скончавшийся Павел Григорьевич был ярким представителем того благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва, создававшая множество культурных учреждений — больниц, школ и т.п. на частные средства.



Но среди многих московских меценатов П.Г. Шелапутин выделялся, во-первых, широким размахом своей благотворительной деятельности, а во-вторых, изумительной скромностью: его благотворительность и просветительская деятельность выражается огромной суммой денег в восемь миллионов рублей (если не более), но покойный умел ставить себя в тень — о нём мало говорили, и получалось такое впечатление, будто основанные им замечательные учреждения вырастали сами собой…» Имя Шелапутина со временем забылось москвичами, но остались его добрые дела — пример для новых поколений благотворителей.

Советуем прочитать

Бурышкин П. Москва купеческая. М., 2002.

Быковский О.Л. Семья Шелапутиных. // Московский журнал. 1997. № 11.

Ермичева Е. «Неаполитанское» сияние на западе Москвы. // История. 2006. № 16.

Золотая книга России. Год 2001-й. Часть вторая. М., 2001.

Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX в.: предпринимательство и политика. М., 2002.

Наталья ДОРОЖКИНА

ИСТОЧНИК.
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 19:51 | Сообщение # 25
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
Герб Шелапутиных:



Антипа Дмитриевич Шелапутин (1779/1789—1852/1851) — московский 1-й гильдии купец, коммерции советник, почетный гражданин, старообрядческий деятель (позднее получил звание коммерции советника). В 1812 году владел крупной шелковой фабрикой на Яузе. Одним из первых по призыву императора Александра I внес пожертвование на борьбу с неприятелем. Музей "Бородинская панорама":



Автор А.Г. Варнек с оригинала неизвестного автора 1814 года, 1840. (own photo by shakko, 2012) [Public domain], undefined

Википедия

Шелапутины — купеческий, затем дворянский род.
Эта статья — о дворянском роде. О носителях фамилии см. Шелапутин.

Портрет Антипы Шелапутина помещен среди героев войны 1812 года в музее «Бородинская панорама»
Происходят из покровских купцов. Переселились в Москву в конце XVIII столетия и в 1792 году торговали в «светочном» ряду.
Алексей Шелапутин — покровский купец
Дмитрий Алексеевич Шелапутин
Прокопий Дмитриевич Шелапутин (1777—1828) — Московский купец 1 гильдии. С сентября 1812 г. по январь 1813 г. исполнял должность Московского городского головы. В 1833 г. за свое пожертвование «минерального кабинета в пользу Московской Медико-хирургической академии» получил диплом на дворянское достоинство и был награждён орденом. возведён в потомственное дворянство. Жена 1 бр. Авдотья Осипова (1786-умерла в 1811—1815 гг.), 2 бр. Харитина Ивановна ур. Гандурина (ум. 1876 г.) — дочь крестьянина гр. Шереметьева Гандурина Ивана Васильевича.
Сын его, Дмитрий Прокофьевич, уже не состоял в купечестве.
Антипа Дмитриевич Шелапутин (1779/1789—1852/1851) — московский 1-й гильдии купец, коммерции советник, почетный гражданин, старообрядческий деятель (позднее получил звание коммерции советника). В 1812 году владел крупной шелковой фабрикой на Яузе. Одним из первых по призыву императора Александра I внес пожертвование на борьбу с неприятелем. Жена — Матрёна Андреевна (1786—1834)
Григорий Антипович Шелапутин (1815—1851), жена — Александра Петровна, ур. Молошникова (1819—1876) — из семьи Московских купцов Молошниковых.
Павел Григорьевич Шелапутин — потомственный дворянин, действительный статский советник, видный общественный деятель и промышленник. Родился в 1848 году в Москве, скончался во Фрейбурге 23 мая 1914 года. Вместе с Иваном Ивановичем Карзинкиным был одним из учредителей товарищества Балашинской мануфактуры (основана в 1874 г.). Он имел троих взрослых сыновей — Григория, Анатолия и Бориса, которые один за одним трагически погибли. Всех пожертвований на просветительные и благотворительные учреждения сделано им на сумму свыше трех миллионов рублей. В 1911 возведён в потомственное дворянство.

Герб Прокопия Шелапутина
Щит полурассечен-пересечен. В первой, лазоревой части, трилистный золотой крест. Во второй, червленой части, серебряный якорь, с такими же кольцом и анкерштоком. В третьей, серебряной части, лазоревый волнообразный пояс, сопровождаемый двумя черными пчелами.
Щит увенчан дворянскими шлемом и короною. Нашлемник: три серебряных страусовых пера. Намет: справа — лазуревый, с золотом, слева — червленый, с серебром. Герб Шелапутина внесён в Часть 11 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.
Прикрепления: 2290543.jpg(44Kb)
 
РэмовичДата: Четверг, 30.01.2014, 19:59 | Сообщение # 26
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1321
Статус: Offline
В.Н. Анисимова.

К 180-летию со дня преставления Прокопия Дмитриевича Шелапутина
На карте Рогожского кладбища, выполненной межевым инженером А. Фихтнером в 1888 г. и увидевшей свет на выставке «Тайны старой веры», посвященной 100-летию дарования свобод вероисповедания в России (Государственный исторический музей, май 2005 г.), я увидела место захоронения Шелапутина П.Д. Поскольку Рогожский некрополь является темой моего пристального изучения, то я смогла найти сохранившийся саркофаг, установленный на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина, почившего 13 (26) января 1828 г.



И началась борьба за сохранение надгробия и восстановление памяти о забытом сыне нашего Отечества. Написанное письмо (вх. № 3-6-55195/7 от 22.10.07) мэру г. Москвы Лужкову Ю.М. – этап этой еще продолжающейся борьбы.

Мэру г.Москвы
Лужкову Ю.М.
от Анисимовой В.Н.,

Уважаемый Юрий Михайлович!

Обращаюсь к Вам с верой в Вашу возможность оказать реальную помощь, с надеждой на понимание и на Вашу истинную любовь к Отчизне нашей.

На Рогожском кладбище в Москве сохранился надгробный памятник на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина, который исполнял должность Московского городского головы во время нашествия Наполеона на Москву (сентябрь 1812 г. - январь 1813 г.).

Вот краткие сведения о заслугах достойного нашей памяти человека. Шелапутин П.Д. происходил из старинного старообрядческого рода, Московский 1-ой гильдии купец, городской староста, среди московского купечества занимал одно из самых почетных мест. «Прокофья Шелапутина за усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм, ЖАЛУЕМ в Коммерции Советника («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1812 г., с.378). Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 году июня 9-го П.Д.Шелапутин с потомством был возведен Высочайшею грамотою в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядцев случаем («Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи», составил Гр. А.Бобринский, С.-Петербург, 1890 г., ч.2, с.639), грамота была вручена сыну покойного Дмитрию Прокопьевичу Шелапутину. «Во внимание к пожертвованию минерального кабинета в пользу ИМПЕРАТОРСКОЙ Московской Медико-хирургической Академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества», 30 декабря 1824 г. Прокопий Шелапутин был награжден орденом Св. Анны 3-ей степени («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1825 г., с.96).

Но какое горькое впечатление производит сегодня место захоронения П.Д.Шелапутина, больно до слез! Массивный гранитный саркофаг с очень хорошо сохранившейся надписью почти скрыт под землею и находится в тесном окружении современных захоронений. Поскольку рядом продолжают хоронить усопших, то саркофаг может скоро совсем исчезнуть под землей…

И все-таки время и люди были бессильны разрушить это надгробие. Промыслом Всевышнего была сохранена эта святыня и Волею Господа нам дана возможность спасти надгробие и восстановить историческую память о забытом сыне нашего Отечества.

Год назад мною сданы документы на постановку надгробия П.Д.Шелапутина на охрану в Комитет по культурному наследию г.Москвы (вх. №209-ТР от 17 октября 2006 г.). Но как я поняла, даже когда будет принято положительное решение, это не означает, что будут выделены средства на приведение места захоронения и памятника в соответствующий вид. Остается просить средства у Вас, ибо их нет ни у Рогожской старообрядческой общины, ни у администрации Рогожского кладбища.

Простите меня ради Христа.
Низко кланяюсь Вам.

Анисимова Вера Николаевна,
прихожанка храма Покрова Пресвятой Богородицы
Рогожской старообрядческой общины.
14.10.2007

ИСТОЧНИК.
Прикрепления: 4478359.jpg(67Kb)
 
Форум » Родословные » Шелапутины » Шелапутины (Покров - Москва - Вязники)
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru