Главная » 2012 » Май » 10 » ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ
07:56
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ

«Красноармейская правда»

Западный фронт

Полевая почта 15205

Рисунки О. ВЕРЕЙСКОГО

Текст к рисункам М. СЛОБОДСКОГО

 Н-2

Много луж и много грязи,

Много балок, много рек

«Эмки», «Зисы»«Форды», «Газы»

Превращаются в калек.

Но имеются машины

(Марка верная Н-2),

Что не лопаются шины,

Не боятся речки, рва,

Не боятся пней и кочек,

Не боятся грязи, луж,

Пусть мосточек с ноготочек

И крутой подъем к тому ж,

Пусть колдобины, воронки,

Ямы, щели, тонкий лед…

Если надо, то сторонкой

Без труда «Н-2» пройдет!

Пусть глубокие овраги,

Пусть дороги под уклон,

Камни, бревна и коряги,

Дуб, сосна, береза, клен,

Сучья, прутья, ветки, шишки,

Елки-палки, лес густой…

Не цепляются мальчишки,

И ни дня и ни покрышки,

И уход весьма простой,

Не сползают под откосы,

Подвезти никто не просит.

Каждый видит – места нет,

Им никто не «голосует»,

Не «садится», не буксуют,

Не сдают полсотни лет.

И идут, коль нет дороги,

И, коль не видать ни зги,

«Н» - обозначает ноги,

Двойка – значит две ноги.

На войне, в бою, в походе,

Им на доблесть все права…

Слава матушке-пехоте

И испытанным «Н-2»

 Я. ГОНЧАРОВ

 Об авторах:

 Орест ВЕРЕЙСКИЙ

 Из воспоминаний Михаила Семенова:

http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_stroki_opalennye_voynoy/13.html

 

Смех на фронте был духовным хлебом и всеобщей потребностью. И мы, газетчики 33-й, а потом и 20-й армии, старались эту потребность удовлетворить. А ведь рядом были другие армии — наши соседи, были другие фронты и участки огромной, протянувшейся с севера на юг линии советско-германского фронта. И всюду выходили армейские и дивизионные газеты, наряду со всем прочим передававшие от бойца к бойцу улыбку, так необходимую им в тяжелой ратной жизни.

Со многими коллегами по армейской печати мы поддерживали постоянную связь, обменивались... улыбками. Да, было так, что шутка, рожденная где-то на юге, в днестровских плавнях, быстро становилась достоянием читателей красноармейских газет на других участках фронта.

Особенно часто мы общались с коллективом «Красноармейской правды» — газеты Западного фронта. Запомнилась мне одна поездка в эту редакцию, размещавшуюся в специальном поезде, загнанном в тупик среди глухого леса. В тот раз визит собратьям по перу мы нанесли вдвоем: вместе со мной был и постоянный спутник Вася Глотов. Тогда-то и произошла эта встреча...

Художник «Красноармейской правды» Орест Верейский зашел в вагон, где жил и работал А. Т. Твардовский, посоветоваться относительно иллюстраций к «Василию Теркину». И застал в его купе незнакомого политрука. Александр Трифонович начал с интересом разглядывать рисунки. А художник глаз не спускал с незнакомца.

— Что вы меня так рассматриваете? — спросил тот. — Уставились и глаз не отводите. Я ж не девушка.

— Да как же я могу отвести от вас глаза? — возразил Верейский. — Вы же вылитый Теркин!

— Какой еще такой Теркин? Глотов я, Василий Иванович, служу поэтом в армейской газете. И к Александру Трифоновичу приехал, чтобы прочесть ему свои стихи.

— Вот и прекрасно, читайте! — воскликнул Верейский. — А я вас, политрук Глотов, немножко порисую.

И художник раскрыл походный альбом. Не менее часа поэт читал свои вирши, а художник делал торопливые наброски на листах ватмана. Наконец сеанс был закончен.

А через несколько дней в «Красноармейской правде» появился очередной кусок знаменитой поэмы. И украшал главу портрет самого Теркина — Глотова, улыбающегося солдата с широкоскулым лицом и лихо вздернутым носом...

Много времени прошло с тех пор. Годы берут свое, мой фронтовой товарищ, как говорится, возмужал и все чаще жалуется в письмах из Львова, где сейчас живет, на разные недуги. А со страниц раскрытой на его писательском столе бессмертной поэмы Твардовского глядит на него молодой, никогда не увядающий Теркин. И, как бы подмигивая из-под надвинутой на лоб ушанки, говорит: «Не стареть, Вася!»


Верейский Орест / Vereyskiy Orest Верейский Орест / Vereyskiy Orest

Орест Георгиевич Верейский, Москва, Россия 
Orest Vereyskiy, Moscow, Russia



1915 – 1993 гг.

График, иллюстратор, карикатурист

Родился Орест Георгиевич 20 июля 1915 года в деревне Аносово Сычевского уезда, где его мать — детская писательница Елена Николаевна Верейская — гостила у своего дяди, владевшего на Смоленщине небольшим имением.

Отец Ореста Верейского — Георгий Семенович Beрейский (1886—1962) — был выдающимся художником-графиком, большим мастером портрета и пейзажа.

После 1922 года Орест Верейский живет в Петро¬граде и посещает художественные школы и студии, а в 1936 году, становится во¬льнослушателем института - живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В 1938 году вольнослушатели были отчислены из института и Opеcту Верейскому пришлось завершать художественное образова¬ние в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств, который он окончил в 1939 году.

Начало творческой деятельности О. Г. Верейского относится к 1931 году, когда он стал сотрудничать в качестве художника - иллюстратора в ряде Ленинградских газет и журналов (пионерской газете «Ленинские искры», в журналах «Рабочий и театр», «Ре¬зец», «Вокруг света», «Костер»). Позднее он взялся за иллюстрирование книг. Из наиболее знаменитых работ этого периода следует указать его иллюстрации к книге С. Безбородко «На краю света» (1937 г) в которых Верейский живо и интересно передал быт и героику труда, советских покорителей Арктики, весьма выразительные иллюстрации к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938 г), и в особенности иллюстрации к сборнику рассказов М. Л. Сланинского, в которых уже давало себя знать уме¬ние молодого художника зорко вникать в существо изображаемого, отбирать характерные детали и находить соответствующие приемы изображения.

В конце 1940 года Верейский приехал из Ленинграда в Москву. Важным ша¬гом в его творческой биографии первого периода жизни в столице было участие в открытой незадолго до Великой Отечественной войны выставке «Советская графика». На это выставке творчество Верейского было представлено двумя автолитографиями «Братание на фронте» и «Петроградский гарнизон па стороне народа» Обе работы хотя и уступили в мастерстве висевшим ря¬дом с ними произведениям Е. Кибрика, А. Каневкого, Д. А. Шмаринова и других известных советских графиков, однако в них привлекательно выделялся еще не окрепший, но индивидуально самобытный почерк мо¬лодого графика и его высокая художественная культура.

Полного расцвета таланта Ореста Верейского достиг в годы Великой Отечест¬венной войны - в годы высочайшего напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил советских людей. «В эпоху великих испытаний он обо¬стренным зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни», - писал о Верейском искусствовед А.А. Каменский.

Из наиболее интересных работ, созданных Верейским в годы войны следует указать на снайперские меткие в своем лаконизме зарисовки военной жизни, выполненные им для газеты Западного, (затем 3-его Белорусского) фронта «Красноармейская правда», то добродушно-шутливые, то беспощадно—язвительные карикатуры, которые он (никогда ранее не бывший карикатуристом) рисовал для журнала «Фронтовой юмор».

Военные дороги привели Верейского на памятную ему с детских лет родную смоленскую землю. В частности, в 1943 г. им создана серия акварелей и тушевых рисунков, запечатлевших жизнь Смоленска и трагически величавый облик освобожденного от немцев древнего русского города («Смоленск», «Смоленский узел», «Восстановление связи на улицах «Смоленска», «Смоляне на восстановительных работах») и т. д. Подлинно всенародным признанием пользуются иллюстрации Верейского к бессмертной поэме его земляка и друга А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В этих иллюстрациях художник, обобщив впечатления и наблюдения военных лет, талантливо воспроизвел в зрительных чертах и буд¬ни фронтовой жизни, и созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата-патриота. Зародившееся в годы войны творческое содружество земляков - поэта и художника – и сохранилось на многие годы: кроме «Василия Теркина» Верейский иллюстрировал поэму Твардовского «Дом у дороги» (1957) и Собрание сочине¬ний поэта (1959-1960). Вместе с 'Гвардейским Верейский совершил поезд¬ку по Смоленщине, творческим результатом которой стал цикл рисунков и акварелей «Смоленские пейзажи» (1962).

В послевоенные годы Верейский много работал над иллюстрированием произведений А. Фадеева «Разгром» (1949), К.Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1949), М. Л. Шолохова «Тихий Дон» (1952) и «Су¬дьба человека» (1958), Никулина «России верные сыны» (1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иност¬ранных авторов. Во всех этих работах художник-иллюстратор, зорко и вдумчиво проникая в замыслы авторов, духовно роднясь с ними, становится их соавтором. В этом корни огромной впечатляющей силы каждой творимой Верейс¬ким иллюстрации.

Среди других послевоен¬ных работ Верейского также необходимо указать на серию рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова. Эти рисунки потребовали от худож¬ника глубокого изучения исторических документов, литературных источников и обширной суворовской иконографии, которые с большим успехом экспонировались на Всесоюзной художественной выставке (1950). Огромную художественную и вместе с тем познавательную ценность имеет «Художественный репортаж» Верейского. Верейский часто бывает за ру¬бежами СССР. Результаты его заграничных поездок каждый раз выливаются в серии рисунков. Так поя¬вились серии рисунков и акварелей «По Чехослова¬кии» (1955) «По Сирии Ливану и Египту» (1955-1956), «по Китаю» (1957), «По Финляндии» (1958), «По Исландии» (1959). Побывал О.Г. Верейский и в Америке (1961).

Орест Георгиевич Верейский в 1958 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР и удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Московские художники избрали его членом правления и председателем графической секции МОСХа. Районный историко-краеведческий музей установил и поддерживает связь с женой художника - Людмилой Марковной, проживаю¬щей в городе Москве. Благодаря ее помощи и заинтересованному участию, собран интересный материал. Людмила Марковна Верейская прислала в дар музею каталог с иллюстрациями картин Ореста Верейского.

В начале нынешнего го¬да в Москве проходила посмертная юбилейная выставка, посвященная 80-летию со дня его рождения. После закрытия выставки Людмила Марковна прислала в дар музею сорок графических работ художник - по истине бесценный дар. Среди этих работ «Партизан» из серии «Смоленщина», «Освобождение от фашизма», посвященная 30-летию Победы, «Лодочница. Китай» и другие. В музее хранятся также две фотографии (копии) военных лет Ореста Верейс¬кого, на одной из фотогра¬фий художник заснят вместе с Твардовским и Глотовым, который явился прообразом Василия Теркина.

После открытия полого рамочного историко-краеведческого музея в нем раз¬местится экспозиция ра¬бот художника и весь собранный материал. И у жителей нашего района бу¬дет возможность поближе познакомиться с творчеством знаменитого земляка-художника с мировым именем.

www.kapustino.novodugino.ru

1945 год. Закончилась Великая Отечественная война. Фронтовики возвращались домой. Среди них был и майор Морис Романович Слободской, который с первых и до последних дней войны работал специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. За это время он написал сотни сатирических стихов и книгу, ставшую бестселлером, – «Новые приключения бравого солдата Швейка». Его перо было приравнено к штыку, и за свой вклад в дело Победы он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также рядом медалей.

После войны писатель-сатирик М. Р. Слободской самостоятельно, либо в соавторстве с другими замечательными мастерами – А. Раскиным, В. Дыховичным, Я. Костюковским и Л. Гайдаем – создал десятки пьес, сценариев, стихотворных и прозаических произведений. Его труд в мирное время также был отмечен государственными наградами.

Вспоминая писателя-фронтовика М. Р. Слободского, позвольте представить вашему вниманию несколько стихотворений военных лет из цикла «Лицо врага», проиллюстрированных его другом, соратником и большим художником-фронтовиком Орестом Верейским. Возможно, несколько штрихов к картине тех далеких лет сможет добавить письмо М. Р. Слободского матери.

Морис Слободской и Орест Верейский

http://www.e-slovo.ru/386/7pol1.htm

...В моем архиве сохранилось несколько вырезок из номеров "Красноармейской правды". Их сохранили, пронесли дорогами войны до Победы и привезли в Вязники фронтовики. Эти вырезки сберегали и после войны вместе с самыми ценными семейными реликвиями, они лежали между страниц фотоальбома. В интернете много воспоминаний об этой газете, в которой служили Твардовский, Сурков, другие известные поэты, писатели, художники, но самих текстов мало, а те, которые я оцифровал, размещаются впервые. Пока мне не удалось установить автора стихов "Н-2", но, надеюсь, это - дело времени. Владимир Цыплев.

Подробнее о Василии Глотове на сайте "БЫЛОЕ" тут:

http://tsiplev.ucoz.ru/forum/12-44-1#366

Категория: ИСТОРИЯ с комментариями | Просмотров: 2222 | Добавил: Рэмович | Теги: Верейский, Вязники, Архив Цыплева, ВОВ, Слободской, Красноармейская правда